Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / БЕЗРАБОТИЦА / ЭКСПОРТ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмайлов Куатбай Сарсенбаевич, Байжанов Сарсенгалий Халмуратович, Бекбосынов Куралбай Кдырбаевич

В данной статье затрагиваются проблемы занятости, которые являются одними из основных целей макроэкономической политики любого государства. Рассматриваются следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, институциональная, циклическая, добровольная. Изучен современный уровень безработицы в Республике Каракалпакстан. В заключении даны предложения по увеличению новых рабочих мест и сокращению безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE LABOR MARKET AND EMPLOYMENT PROBLEMS

This article discusses upon the problems of employment, which are one of the main goals of the macroeconomic policy of any state. The following types of unemployment are considered in the article: frictional, structural, institutional, cyclical, voluntary. Current level of unemployment in the Republic of Karakalpakstan was studied. In conclusion, some proposals were developed to increase new job places and reduce unemployment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

УДК 331.5 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/27

JEL classification: F36; J01; J21

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

©Исмайлов К. С., Каракалпакский государственный университет,

г. Нукус, Узбекистан, [email protected] ©Байжанов С. Х., Каракалпакский государственный университет,

г. Нукус, Узбекистан, [email protected] ©Бекбосынов К. К., Каракалпакский государственный университет, г. Нукус, Узбекистан, [email protected]

CURRENT STATE OF THE LABOR MARKET AND EMPLOYMENT PROBLEMS

©Ismailov K., Karakalpak State University, Nukus, Uzbekistan, [email protected]

©Baijanov S., Karakalpak State University, Nukus, Uzbekistan, [email protected]

©Bekbosinov K., Karakalpak State University, Nukus, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. В данной статье затрагиваются проблемы занятости, которые являются одними из основных целей макроэкономической политики любого государства. Рассматриваются следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, институциональная, циклическая, добровольная. Изучен современный уровень безработицы в Республике Каракалпакстан. В заключении даны предложения по увеличению новых рабочих мест и сокращению безработицы.

Abstract. This article discusses upon the problems of employment, which are one of the main goals of the macroeconomic policy of any state. The following types of unemployment are considered in the article: frictional, structural, institutional, cyclical, voluntary. Current level of unemployment in the Republic of Karakalpakstan was studied. In conclusion, some proposals were developed to increase new job places and reduce unemployment.

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, рабочая сила, безработица, экспорт рабочей силы.

Keywords: labor market, employment, labor force, unemployment, labor exports.

Республика Каракалпакстан является суверенной республикой в составе Республики Узбекистан. В Республике Каракалпакстан имеются особенности по размещению населения в территориальном и климатическом условиях, так как климат региона является резко континентальным. Республика Узбекистан является густонаселенной, чем Республика Каракалпакстан [9-10].

Численность населения Республики Каракалпакстан на начало 2021 г. составила 1923,8 тыс чел, в том числе городского населения 942,1 тыс чел, сельского населения 981,7 тыс чел. В Узбекистане на 1 км2 приходится 77,0 чел, а в Республике Каракалпакстан 11,5 чел [3].

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

общественного продукта и, тем самым, в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночных отношений возрастает острота проблемы обеспечения занятости трудовых ресурсов. Особую актуальность она приобретает в странах с переходной экономикой, осуществляющих структурные преобразования, сопровождаемые высвобождением избыточной рабочей силы и увеличением числа лиц, активно ищущих работу.

С реализацией права на труд, возможностью заниматься предпринимательской деятельностью и получать, трудовые доходы тесным образом связано решение рациональной занятости трудоспособного населения. В Узбекистане, с его демографической структурой, высокими темпами прироста населения, вопросы трудозанятости населения всегда были и остаются в числе острейших и приоритетных проблем.

Неполная занятость трудоспособного населения противоречит главной задаче экономики - обеспечению роста уровня благосостояния человечества. Нельзя говорить о росте, когда часть ценнейшего ресурса — рабочей силы — просто не используется. Здесь явно перестает действовать и еще один важнейший экономический принцип — ограниченность всех ресурсов производства, которыми располагает страна.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1% до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% — социально опасный уровень, которого надо избегать.

Следует, правда, отметить, что и в рыночной, и в нерыночной экономике обычно существует два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работу, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество несоответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике, и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина. Понятие «безработица» и «безработные» практикуются экономистами неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в документах Международной Организацией Труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто хочет и может работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Чтобы понять насколько безработица влияет на развитие экономики, надо знать ее виды. Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную [2].

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. В период внедрения новых достижений

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

технического прогресса такое движение рабочей силы становится не только неизбежным, но и более интенсивным.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной безработицы. Когда в стране происходят глобальные перестройки, меняется взаимосвязь между отраслями, естественно, усиливается текучесть рабочей силы, ибо создаются новые пропорции в межотраслевом распределении рабочих мест. Здесь возникает невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действуют завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы, т. к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы. Необходимо отметить, что в Республике Каракалпакстан в данное время преобладает именно этот вид безработицы. В столице республики в разных местах стихийно скапливаются рабочие силы разных профессий, предлагающие свой труд, в основном — услуги. Спрос на услуги никогда не уменьшается, а наоборот возрастает. Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии. С переходом к оживлению и подъему безработных обычно становится меньше. Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. У нас хорошо знают, что усилия по принудительному трудоустройству так называемых бомжей не привели к переориентации этой категории населения. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики.

Полная занятость — нонсенс, несовместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим эффективного роста и состояние экономической стабильности. Безработица, соответствующая этому идеальному уровню, получила название естественной безработицы. Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице, а выделять ее специфические виды и прежде всего:

-застойную безработицу: невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше;

-скрытую безработицу: невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать, объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. В дополнение к утвержденным показателям оценки деятельности органов по труду всех уровней, вводится система индикаторов ситуации на рынке. Степень соответствия показателей деятельности органов по индикаторам позволяет оценить эффективность их деятельности по регулированию ситуации в сфере занятости и на рынке труда. Предельно допустимый уровень безработицы. Этот индикатор означает, что допускается определенный уровень общей безработицы, превышение которого служит

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

индикатором обострения ситуации на рынке труда и требует заблаговременного принятия соответствующих мер по созданию рабочих мест, расширению сфер приложения труда и обеспечению материальной поддержки безработных. Но можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100% занятости? Однако на самом деле экономика, в которой одновременно заняты все 100% трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает [5-8].

Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам. А ограничение экономической свободы, подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедления темпов роста благосостояния ее граждан.

Во-вторых, в такой экономике резко замедляется перестройка структуры производства, обусловленная изменениями спроса и внедрения достижений науки и техники в производство. Поэтому современная экономическая наука пришла к выводу о том, что полная занятость вовсе не означает отсутствие безработных. Состояние дел на рынке труда не должно вызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работают потому, что переходят с одного места на другое без изменения профессии и отрасли. Кроме того, вполне нормально, если часть людей не работают из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и работу, поскольку их «родные» отрасли «потеряли рынок», и сворачивают производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и профессиями [10].

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Смыслом и целью всех реформ в Узбекистане является создание необходимых условий [11-12], при которых каждый гражданин имел бы возможность раскрыться как личность, проявить свои способности, своим трудом и своей активностью сделать свою жизнь лучше [16-18].

Согласно Закону «О занятости», реализацию государственной политики в области занятости населения и обеспечение гражданам соответствующих гарантий осуществляет Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, его органы на местах [1].

Государственная политика в области занятости реализуется, в частности, через разработку и осуществление программ занятости населения. В них предусматриваются меры в области финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение создания новых малых предприятий и применение гибких режимов труда, другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест. Последовательно осуществляя задачи по обеспечению активной политики занятости, Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан [5-7]. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан и его органы на местах проводят вполне определенную работу [13-14].

Ежегодно разрабатывается Республиканская программа «Занятости», где рассматриваются создание новых рабочих мест, подготовка и переподготовка безработных.

На Рисунке 1 приведены данные о созданных новых рабочих местах в течение пяти лет. Здесь можно сказать, что в 2016-2017 гг. было открыто новые рабочие места в огромном количестве. А последнее три года в Республике Каракалпакстан количество новых открытых

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

рабочих мест подряд увеличилось. Однако до сих пор в регионе имеется безработица в значительном количестве. К мерам активной социальной поддержки граждан [8, 15], обращающихся в органы по труду в поисках работы, относятся трудоустройство, организация профессиональной подготовки и переподготовки и организации оплачиваемых общественных работ. Трудоустройство социально уязвимых групп населения осуществляется двумя путями: на имеющиеся свободные рабочие места и вакансии и специально зарезервированные или дополнительно создаваемые на предприятиях рабочие места для приема лиц, нуждающихся в социальной защите (так называемые квоты).

Таблица 1

ОТКРЫТЫЕ НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА В РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ЗА 2020 г.

(единица) [4]

Новые рабочие места

а

pi

и

§

е

т е

о и

^ , я Й

ы

ж ж

ж

и

в о т

«

е

о р

к1

в том числе

й ,0 гц ч аа

ее

о и

^ , й н

ты

на Ж в

Ж

и

в о т

«

е

о р

К1

'й ^ ор

^ й а

ты ср

ИИ

О Ж

си

ии и

^ о

а

Ж SS

е р

к1

и

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й § ^

ии

в

а

CL Ж

и

й ^

ив

ж S

и р

к1

л е

ет ра

? s

19879

340

5239

136

9542

4622

В 2020 г фактически было создано 19879 новых рабочих мест, а в 2019 г — 19477 и повысилось на 2,1%. Из новых созданных рабочих мест, 71,3% приходится на открытые новые малые предприятия, микрофирмы и развитию индивидуальных предпринимателей.

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

50552

2016 :

12017:

Созданы новые рабочие места, Создание новых малых Развитие индивидуального

всего предприятий и микрофирмы предпринимательства

Рисунок 1. Динамика созданные количество новых открытых рабочих места в Республике Каракалпакстан за 2016-2020 гг.

Ежегодно сотни безработных получают новые или вторые специальности по профессиям на курсах профессиональной подготовки и переподготовки, организуемых отделами по труду при городских и районных хакимиятах. Также разнообразна деятельность органов по труду в плане организации оплачиваемых общественных работ. Общественные работы организуются в различных отраслях экономики. В сельском хозяйстве это могут быть: подготовка и очистка ирригационных сетей, разведение коконов, прополка, заготовка грубых кормов, сбор урожая, различные работы в животноводстве и на ремонте техники; в коммунальном хозяйстве — благоустройство и озеленение, работа в котельных и др.; в социальном обеспечении — уход за одинокими престарелыми и инвалидами на дому.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Число трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за 2020 г. составило 1072,4 тыс человек и повысилось по сравнению с 2019 г. на 1,1%. А численность занятого населения по Республике Каракалпакстан за 2020 г составила 703,1 тыс человек и снизилась по сравнению с 2019 г на 1,1%. Главной причиной снижения занятости населения является влияние последствий пандемии коронавируса COVID-2019 в течение года.

Таблица 2

ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ЗА 2018-2020 годы (чел) [4]

Годы

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Общее количество безработных 65887 70864 87609

Количество, обратившихся в органы по труду 47421 51229 68907

Количество, трудоустроенных на работу через органы трудоустройства 24609 32133 42821

Количество, имеющих статус безработного 157 1340 2045

В органы по труду за содействием в трудоустройстве 2020 году обратились 68907 человек, а 2019 г. — 51229. По сравнению с прошлым годом число обратившихся в органы по трудоустройству увеличилось на 34,5%. Из общей численности граждан, зарегистрировавшихся как ищущие работу, а это 62,1% или 42821 человек, устроились на работу через органы трудоустройства. Из обратившихся в органы трудоустройства — в основном выпускники школ, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, выпускники профессиональных колледжей, освободившиеся с работы по собственному желанию из разных сфер трудовой деятельности, а также остающиеся без работы, ранее работавшие за пределами Республики Каракалпакстан.

Уровень официальной безработицы по Республике Каракалпакстан за 2020 г. составил 11,1% экономически активного населения. По Республике — 2045 человек имеют статус безработного, а 2019 г. — 1340. Этот показатель по сравнению с прошлым годом увеличился на 52,6% человек. Основная причина увеличения безработицы приходится на период последствий COVГО-2019 (Рисунок 2).

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

Рисунок 2. Уровень безработицы по Республике Каракалпакстан за 2016-2020 гг.

В диаграмме приведено уровень безработицы в течение пяти лет в Республике Каракалпакстан. Здесь можно сказать, что уровень безработицы из года в год увеличилась. Резкое увеличение число безработицы 2020 г. сильно повлияло протяжение период пандемий СОУШ-19 в регионе.

Эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере проводит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30-40% всех сумм по государственному

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

финансированию программ рынка труда. Активные меры по опыту Швеции — основные бюджетные средства направляются не на пособия по безработице, а на переподготовку и переквалификацию [17].

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда [18].

Для снижения уровня безработицы немаловажную роль играет и выяснение проблем, стоящих перед безработными. Основными проблемами для безработных являются: недостаток информации (о занятости, об обучении, о спросе рабочей силы на рынке труда, о рынке товаров и услуг); незнание своих прав и обязанностей; преодоление психологического барьера для повышения своей трудовой активности.

Для повышения занятости нужно разработать следующие мероприятия: проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на услуги и потребительские товары для подготовки работников и специалистов по спросу для предпринимательства; изучение спроса на рынке труда рабочей силы (количественные и качественные показатели); обучение новым профессиям и переобучение, согласно спросу на рынке труда; привлечение инвестиций, упрощение получения кредитов, обеспечение сырьем и оборудованием; создание новых рабочих мест; улучшение условий труда для женщин и создание для них бытовых услуг.

Чтобы претворить в жизнь эти мероприятия, необходимо изучать сферу приложения труда населения. Основными направлениями для повышения занятости являются: частный бизнес (микробизнес, малые предприятия); бытовое обслуживание (сфера услуг) и торговля; сельское хозяйство (развитие новых видов животноводческих хозяйств в северных районах республики); промышленность; надомный труд (патент и т. д.), экспорт рабочей силы; развитие рыбного хозяйства в естественных озерах и водоемах, и т. д.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» от 20 октября 2020 г., №ЗРУ-

642.

2. Бродская Т. Г., Бургонов О. В., Видяпин В. И. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2000. 713 с.

3. Статистические данные Республики Узбекистан 2018-2020 гг. https://clck.ru/W6Nm8

4. Отчетные данные Министерства экономики Республики Каракалпакстан за 2018-2020 гг. https://clck.ru/W6Nnb

5. Xalmuratovich B. S., Sarsenbaevich I. K., Timur N., Uzakbergenovich B. K. K. Use of Marketing Methods in the Development of Strategies for Diversification of Agricultural Production in the Republic of Karakalpakstan // Solid State Technology. 2020. V. 63. №4. P. 516-522.

6. Нурымбетов Т. У Диверсификация производственной деятельности в сельском хозяйстве и методологический подход к оценке ее уровня // Theoretical & Applied Science. 2017. №10 (54). С. 77-82. https://doi.org/10.15863/TAS.2017.10.54.17

7. Нурымбетов Т. У Особенности диверсификации сельскохозяйственного производства // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. 2018. С. 209-212.

8. Nurymbetov T. U. Organization of agricultural manufacture based on the system approach // Актуальная наука. 2017. №3. С. 48-50.

9. Boldyreva S. B., Alimov A. K., Adilchaev R. T., Idzhilova D. V., Chadlaeva N. E. On the development of cluster theory // International Journal of Management (IJM). 2020. V. 11. №11. P.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

749-759.

10. Alimov A. Main Directions and Prospects of Development of Ecological Tourism in the Republic of Karakalpakstan. Abstract of the Ph.D. dissertation on economic sciences, Samarkand. 2018. P. 27-35.

11. Салаев С. К., Алланазаров К. Ж., Сауханов Ж. К., Алымов А. К. Пути развития экологического туризма на охраняемых природных территориях // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 228-234.

12. Alimov, A., Adilchaev, R., Oteev, U., Adilchaev, B., & Temirkhanov, A. Innovative approach to clustering in tourism (in example EU countries) // Journal of Critical Reviews. 2020. V. 7. №2. P. 781-786.

13. Kerimbergenovich, A. A., Kamilovich, S. S., Tursinbaevich, A. R., Jannazarovich, A. K., Kazievich, S. J., & Maksetovich, O. H. Ecotourism development in the Republic of Karakalpakstan: historical places and protected areas // Journal of Critical Reviews. 2020. V. 7. №12. P. 1258-1262. https://doi.org/10.31838/jcr.07.12.220

14. Алимов А. К. Развитие экотуризма в республике Каракалпакстан: проблемы, новые направления и перспективы // Бюллетень науки и практики. 2016. №6 (7). С. 46-53

15. Usmanova Z., Alimov A. Problems of the Development of Tourism and Recreational Services in Uzbekistan in the Context of a Global Pandemic // International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. V. 13. №4. P. 815-821.

16. Убайдуллаев К., Алымов А. К. Перспективы развития промышленности в Республике Каракалпакстан // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №10. С. 258-265. https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/26

17. Турдымамбетов И. Р., Алымов А. К. Перспективы развития экологического туризма в Республике Каракалпакстан // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. 2020. C. 51-53.

18. Kalmuratov B. S. Development strategy of an innovative management of the industrial complex of the Republic of Karakalpakstan // Theoretical & Applied Science. 2021. №1 (93). P. 379-387. https://doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.66

References:

1. Law of the Republic of Uzbekistan On Employment of the Population. October 20, 2020, No. ZRU-642.

2. Brodskaya, T. G., Burgonov, O. V., & Vidyapin, V. I. (2000). Ekonomicheskaya teoriya. Moscow.

3. Statistical data of the Republic of Uzbekistan 2018-2020. https://clck.ru/W6Nm8

4. Reporting data of the Ministry of Economy of the Republic of Karakalpakstan for 20182020. https://clck.ru/W6Nnb

5. Xalmuratovich, B. S., Sarsenbaevich, I. K., Timur, N., & Uzakbergenovich, B. K. (2020). Use of Marketing Methods in the Development of Strategies for Diversification of Agricultural Production in the Republic of Karakalpakstan. Solid State Technology, 63(4), 516-522.

6. Nurimbetov, T. U. (2017). Diversification of the manufacturing activity at agricultural sector and methodological approaches to evaluate its level. Theoretical & Applied Science, (10 (54)), 77-82. https://doi.org/10.15863/TAS.2017.10.54.17

7. Nurymbetov, T. U. (2018). Osobennosti diversifikatsii sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva. Klasternye initsiativy v formirovanii progressivnoi struktury natsional'noi ekonomiki, 209-212.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

8. Nurimbetov, T. U. (2017). Organization of agricultural manufacture based on the system approach. Aktual'naya nauka, (3), 48-50.

9. Boldyreva, S. B., Alimov, A. K., Adilchaev, R. T., Idzhilova, D. V., & Chadlaeva, N. E. (2020). On the development of cluster theory. International Journal of Management (IJM), 11 (11).

10. Alimov, A. (2018). Main Directions and Prospects of Development of Ecological Tourism in the Republic of Karakalpakstan. Abstract of the Ph.D. dissertation on economic sciences, Samarkand, 27-35.

11. Salayev, S., Allanazarov, K., Sauhanov, J., & Alymov, A. (2018). Ecological tourism development on protected natural areas. Bulletin of Science and Practice, 4(12), 228-234. (in Russian).

12. Alimov, A., Adilchaev, R., Oteev, U., Adilchaev, B., & Temirkhanov, A. (2020). Innovative approach to clustering in tourism (in example EU countries). Journal of Critical Reviews, 7(2), 781-786.

13. Kerimbergenovich, A. A., Kamilovich, S. S., Tursinbaevich, A. R., Jannazarovich, A. K., Kazievich, S. J., & Maksetovich, O. H. (2020). Ecotourism development in the Republic of Karakalpakstan: historical places and protected areas. Journal of Critical Reviews, 7(12), 12581262. https://doi.org/10.31838/jcr.07.12.220

14. Alimov, A. K. (2016). Ecotourism development in Karakalpakstan: challenges, new trends and prospects. Bulletin of Science and Practice, (6), 46-53. (in Russian).

15. Usmanova, Z., & Alimov, A. (2020). Problems of the Development of Tourism and Recreational Services in Uzbekistan in the Context of a Global Pandemic. International Journal of Future Generation Communication and Networking, 13(4), 815-821.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ubaydullaev, K., & Alimov, A. (2020). Prospects for Industrial Development in the Republic of Karakalpakstan. Bulletin of Science and Practice, 6(10), 258-265. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/26

17. Turdimambetov, I. R., & Alimov, A. K. (2020). Perspektivy razvitiya ekologicheskogo turizma v Respublike Karakalpakstan. Problemy ekonomiki, organizatsii i upravleniya v Rossii i mire, 51-53.

18. Kalmuratov, B. S. (2021). Development strategy of an innovative management of the industrial complex of the Republic of Karakalpakstan. Theoretical & Applied Science, (1 (93)), 379387. https://doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.66

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.06.2021 г. 19.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Исмайлов К. С., Байжанов С. Х., Бекбосынов К. К. Современное состояние рынка труда и проблемы занятости // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 212-220. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/27

Cite as (APA):

Ismailov, K., Baijanov, S., & Bekbosinov, K. (2021). Current State of the Labor Market and Employment Problems. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 212-220. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.