Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КАРТОФЕЛЕПРОДУКТОВОГО
ПОДКОМПЛЕКСА
А.В. ЛИХОДЕЕВСКИЙ, старший научный сотрудник Центра мониторинга социально-трудовой сферы села, Уральская ГСХА
Проблема удовлетворения спроса на качественную плодоовощную продукцию и картофель продолжает оставаться одной из наиболее сложных в системе продовольственного обеспечения населения Российской Федерации.
За годы современных аграрных реформ (1992-2005 гг.) произошло резкое снижение объемов производства практически всех видов сельскохозяйственной продукции. Разрушительные, дестабилизирующие процессы коснулись и картофелепродуктового подкомплекса. Возросший межотраслевой диспаритет цен, разрушение хозяйственных связей, ускоренное реформирование сельскохозяйственных предприятий, практически уход государства от регулирования базовых сфер агропромышленного комплекса - вот те основные факторы, которые в значительной степени повлияли на резкое снижение эффективности функционирования, наряду с другими подкомплексами, и картофелепродуктового.
Цель и методика исследований В силу многих объективных и субъективных причин в стране до сих пор не удалось создать должную рыночную инфраструктуру, способную регулировать процесс реализации сельскохозяйственной продукции.
Разрыв связей между предприятиями, производящими картофель и овощи и оптово-розничной сетью, привели к тому, что сельхозтоваропроизводители практически потеряли своего основного оптового покупателя. В результате товародвижение продуктов по стадиям воспроизводственного процесса приобрело неконтролируемый и даже стихийный характер.
The problem of satisfaction of demand for qualitative fruit-and-vegetable production and potato continues to remain one of the most complex in system of food maintenance of the population of the Russian Federation.
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
Картофелепродуктовый подкомплекс, наряду с другими, оказался в системном кризисе.
Картофелепродуктовый подкомплекс - составная часть агропромышленного комплекса (АПК). Если трехсферный АПК рассматривать как целостную, открытую систему со своими гармонично встроенными элементами и компонентами, то картофелепродуктовый подкомплекс
- это одна из подсистем единого агропромышленного комплекса (см. рис. 1).
Картофелепродуктовый подкомплекс представляет собой, по нашему мнению, сложную хозяйственную подсистему АПК, органично вклю-
чающую совокупность предприятий различных сфер и секторов экономики, планомерно и организованно участвующих в производстве, заготовке, транспортировке, переработке, хранении и реализации как отечественного, так и импортного свежего картофеля и переработанного в карто-фелепродукты (см. рис. 2).
Функционирование картофелепродуктового подкомплекса осуществляется через сформированную рыночную инфраструктуру, вбирающую в себя, наряду с сельским хозяйством, звенья первичной подработки и промышленной переработки, оптовое звено, розничное звено и непос-
МЯСОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС
МОЛОКОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС
ЗЕРНОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС
КАРТОФЕЛЕПРОДУКТОВ ЫЙ ПОДКОМПЛЕКС^
ПЛОДООВОЩ НОЙ ПОДКОМПЛЕКС
ПТИЦЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС
И ДРУГИЕ
Рис. 1. Структура АПК по характеру произведенного конечного продукта
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
Производственное и непроизводственное обслуживание
Производственно-техническое и производственно- биологическое Непроизводственное обслуживание
Обеспечение м ате риаль-ными ресурсами. Ре монтно-техническое обслуживание. Механизиров анные работы в картофелеводстве. Транспо рт-ное и другие виды обслуживания. Агротехниче- ское обслуживание. Агрохимиче- ское обслуживание. Агробиологические обслуживание. Финансовокредитное обслуживание. Страховое и аудиторское обслуживание. Юридическое обслуживание. Информационноконсультационно е, научнообразовательное и социальнобытовое обслуживание.
Импорт ка р-тофеля и кар-тофелепродук тов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Товаропроизводящее звено
Крестьян- Крупные Коллектив- Садоводче- Другие
ские (фер- специализи- ные, сред- ские и ого- хозяйству-
лпх мерские) рованные ние и мел- роднические ющие
хозяйства. товарные кие хозяй- товарищест- субъ екты.
хозяйства. ства ва.
Производство, первичная подработка (переработка), расфасовка и
распределение продукции по каналам реализации.
1
Колхозные Специали Мелко- Специали Придоро Другие
рынки и зированн опто- зированн жная формы рас-
базары. ые вые ые торговля Общественное пределения
овощные рынки. рынки. ; яр- питание. продукции
магазины марки и подкомплек
выста в- са.
ки.
I
Потребители картофелепродуктов и свежего картофеля
Рис. 2. Организационная модель картофелепродуктового подкомплекса
Рис.З. Модель рыночной инфраструктуры картофелепродуктового подкомплекса,
где:1 - плодоовощные и оптовые базы краткосрочного и длительного хранения; 2 - предприятия потребкооперации;
3 - торговозакупочные кооперативы; 4 - потребительские кооперативы и специализированные агрофирмы с базой переработки; 5 - крупные оптовые специализированные коммерческие рынки; 6 - спиртовые и крахмалопроизводящие заводы; п - другие структуры, входящие в оптовое звено; 7 - колхозные рынки и базары; 8 - специализированные овощные магазины;
9 - мелкооптовые рынки; 10 - специализированные рынки; 11 - предприятия общепита; 12 - неорганизованная придорожная торговля; к - другие структуры, входящие в розничное звено рыночной инфраструктуры картофелепродуктового подкомплекса
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
редственно потребителей конечной продукции подкомплекса. Модель рыночной инфраструктуры картофелепродуктового подкомплекса приведена на рис. 3.
Следует заметить, что в отличие от типовой, традиционной схемы, характеризующей производственные подкомплексы, нами была разработана принципиальная схема организационного построения АПК, которая структурирована не посферно, а по характеру произведенного конечного продукта. Агропромышленный комп-
лекс в данном случае предстает как воспроизводственная система, вбирающий в себя продовольственный комплекс (представленный продуктовыми подкомплексами) и комплекс непродовольственных товаров.
Картофелепродуктовый подкомплекс (как один из многочисленных продуктовых подкомплексов), хотя и является экономически обособленной территориально-производственной подсистемой АПК по производству и переработке картофеля, его хранению, расфасовке, упаковке,
Рис. 4. Уровни воздействия различного рода факторов на функционирование и развитие картофелепродуктового подкомплекса (КПП)
приготовлению, употреблению и доведению до потребителя, естественно, подвержен, как и вся система АПК, воздействию на него различного рода факторов, включая факторы дестабилизирующего воздействия, рис.4.
При формировании рациональной и оптимальной структуры регионального АПК, с учетом его специфических особенностей, необходимо осуществлять учет факторов, препятствующих этому процессу и влияющих на дальнейшее функционирование и развитие. Как правило, выделяют три уровня воздействия факторов на региональный АПК и его продуктовые подкомплексы. Среди них: макроэкономический, региональный, микроэкономический (локальный).
Так, факторы макроэкономического уровня можно подразделить на:
а) внешнеэкономические (темпы инфляции и дефляции; бюджетный баланс; стабильность курса рубля; ставки по кредитам; налоговые ставки; паритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности; государственный протекционизм и др.);
б) политические (аграрная политика государства; кредитная и инвестиционная политика; политика защиты отечественного сельхозтоваропроизводителя; таможенная политика; разделение полномочий федеральных и региональных органов власти; политика приватизации; политика вхождения в ВТО и др.);
в) международные факторы (возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных организаций - ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО, ЕАСТ, СНГ и др.; изменение валютного курса в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков; зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей).
Что касается регионального уровня, то в процессе наших исследований механизма функционирования картофелепродуктового подкомплекса, мы выявили и сгруппировали следующие факторы:
а) природно-климатические (улучшаемые обычными приемами - запасы питательных веществ в почве; микронаселение почвы; есте-
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
ственный растительный покров; реакция почвы; микрорельеф. Улучшаемые с большими затратами - тепловой режим; водный режим; эрозия почв; мелкая контурность; мезорельеф. Почти неизменяемые - солнечная радиация; воздушные течения; механический состав почвы; материнская порода; макрорельеф);
б) экономические (формы рынка в заинтересованной сфере деятельности; динамика спроса и предложения; жизненные циклы спроса; цены на факторы производства; интенсивность конкуренции; доходы различных социальных групп; госрегулирование и господдержка; система ценообразования и др.);
в) социальные (социальная напряженность в регионе; уровень предложения на рынке рабочей силы; развитие социальной инфраструктуры; уменьшение дифференциации доходов по группам работников; повышение семейных доходов; изменение статуса наемного работника; активность профессиональных и отраслевых союзов в защите сельхозтоваропроизводителей и др.).
На микроэкономическом (локальном) уровне мы выделили такие факторы, как: интенсивность производства; уровень механизации работ; деловая квалификация руководителя и рабочих; издержки производства; размеры производства; ресурсный потенциал; формы организации производства; система земледелия; уровень трудовой мотивации и другие.
Знать данные факторы, выявлять и оценивать их воздействие на картофелепродуктовый подкомплекс, его основные звенья, вырабатывать механизмы и меры по ослаблению их экстремального воздействия - задача не только региональных органов государственного управления АПК, но и всех субъектов, входящих в единую, целостную систему картофелепродуктового подкомплекса.
Главным звеном системы картофелепродуктового подкомплекса являются непосредственные производители картофеля. Его эффективное производство зависит от многих факторов и, в первую очередь, это природно-климатические условия, сорт картофеля, техника и технология для возделывания, рельеф почвы, профессионализм исполнителей. Так, анализируя размещение производства картофеля на территории Свердловской области, можно сделать вывод, что оно в значительной мере обусловлено экономическими факторами, в частности, потребностью населения в этом продукте питания. Свыше 70% картофеля как малотранспортабельной культуры производится в лесостепной зоне, в хозяйствах пригородного типа. Наибольшую концентрацию производства картофеля, имеют пригород города Екатеринбурга (9,1% валового сбора), Красноуфимский (8,7%), Каменский (4,3%), Невьянский (4,2%) и Пригородный (3,5%) районы.
Доля общественного сектора в посадках кар-
тофеля составляет 11%, а в структуре посевных площадей во всех категориях хозяйств - 6%, в стоимости валовой продукции - 12-18%. Число коллективных хозяйств, возделывающих картофель, сократилось с 209 (1990 г.) до 104 (2000 г.), в том числе большая часть хозяйств выращивают картофель на внутрихозяйственные нужды, для натуроплаты работникам, на корм скоту и др. За годы реформ средний размер посадок на одно хозяйство уменьшился со 197 га до 61 га. Несмотря на рыночные цены, которые определяют спрос на продукцию, эффективность отрасли заметно снизилась.
Исследования показали, что совершенствование размещения производства картофеля должно вестись в направлении преимущественного развития отрасли в пригородных хозяйствах лесолуговой и лесостепной зон. Учитывая исторический опыт потребления картофеля в свежем виде, для обеспечения крупных промышленных центров - городов Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский - предлагается формировать сырьевые зоны из числа пригородных хозяйств, а в основных картофелепроизводящих районах, где выше уровень самообеспеченности, формировать сырьевые зоны по производству картофелепродуктов, что позволит значительно сократить затраты при транспортировке продукции и улучшить обеспечение населения северных городов и районов (Красноуфимский, Каменский районы и юго-восток области
- Пышминский, Байкаловский и Ирбитский районы).
В последние годы утрачены рубежи достигнутой урожайности и валовых сборов в общественном секторе. Хозяйства-лидеры до 1992 года достигали урожайности картофеля 260-350 ц/га, тогда как сегодня они демонстрируют результаты в пределах 170-190 ц/га. Массовое увлечение всех, в том числе городского населения, выращиванием собственного картофеля следует считать временным, поскольку противоречит прогрессивным технологиям его производства, специфическим требованиям этой культуры. Не имея необходимых знаний, качественного семенного материала, удобрений, средств защиты и других условий, горожане получают крайне низкие урожаи. Кроме того, для многих из них проблемой является сохранение выращенного урожая. Особенно в трудном положении оказались фермерские хозяйства, которые не имеют опыта внутрихозяйственного семеноводства и соответствующей материальнотехнической базы.
Рассматривая баланс производства и распределения продукции, можно сделать вывод, что при достигнутом уровне урожайности во всех категориях хозяйств, 22% составляет мелкий и нестандартный картофель, пригодный лишь на корм; 27% используются на семена. Следовательно, только 50% площадей занято продоволь-
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
ственным картофелем.
Несмотря на достаточный объем производства картофеля в области, научно-обоснованная норма его потребления обеспечивается в последние пятилетие на 87-95%. При разработке Концепции продовольственной безопасности Свердловской области на период до 2015 года специалистами были сделаны прогнозные расчеты необходимого уровня производства этого важнейшего продукта. Исходя из перспективной численности населения области, норм питания, расчета урожайности и площадей посадки картофеля, был установлен областной уровень производства во всех категориях хозяйств - 1 млн. 200 тыс. тонн в год. Ежегодная потребность в картофеле на питание при численности населения области в 4,7 млн. человек составит 600 тыс. тонн. При расчете полного самообеспечения в общественном секторе будет производиться 270 тыс. тонн; в личных подсобных хозяйствах - 900 тыс. тонн; в фермерских - 30 тыс. тонн, при средней урожайности 15-17,5 т/га.
Специалисты УралНИИСХоза считают, что в ближайшее пятилетие восстановить площадь посадок в общественном секторе будет невозможно, и основной путь увеличения производства - повышение урожайности картофеля. А это возможно лишь при умелом и рациональном использовании факторов интенсификации отрасли, учете агроклиматических условий Свердловской области. Ведь расчеты ученых-агрономов из этого же НИИ свидетельствуют о высоком потенциале картофелепродуктового подкомплекса Среднего Урала. Данный потенциал позволяет почти во всех районах области получать не менее 20-25 тонн клубней с каждого гектара.
Что касается спроса на картофель, то он повсеместно остается практически стабильным. Спрос на этот вид продукции определяется множеством факторов: ценами; вкусами потребителей, которые изменяются под воздействием моды, рекламы и образа жизни (так, отдельные
Цена,
покупатели предпочитают свежий картофель, другие - в жареном или консервированном виде); денежными доходами населения (наблюдения показывают, что с ростом доходов населения снижается потребление картофеля и макаронов и увеличивается потребление овощей и плодов); числом покупателей на рынке; ценами на замещающие и взаимодополняющие товары (увеличение цен на плоды и овощи приводит к повышению спроса на картофель); ожиданиями потребителей в отношении таких факторов, как инфляция, наличие товара и будущий доход.
На предложение картофеля также воздействует ряд факторов:
- себестоимость производства картофеля и цена продукции на рынке;
- планируемая прибыль;
- сезон реализации;
- удаленность товаропроизводителя от рынков сбыта;
- расстояние от торговой точки до «делового центра» или «спального района» города;
- наличие удобной тары или упаковки;
- условия хранения;
- качество клубней;
- сорт картофеля (ранний, среднеранний, среднеспелый, среднепоздний, поздний);
- покупательская способность населения;
- товарный и внешний вид;
- экспансия внешних товаропроизводителей на локальный потребительский рынок (из стран СНГ и дальнего зарубежья);
- изменение числа поставщиков;
- изменение технологии производства;
- изменение налогов и дотаций.
Формирование цен на картофель в системе
розничной торговли было изучено в ряде промышленных городов Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Новоуральск, Первоуральск), как крупных потребителей данного вида продукции. В этих городах наблюдается довольно таки высокая среднемесячная заработ-
-Киосковая
торговля
-Неор ганизова нная торговля
-Фирменная
торговля
"Кировский"
месяцы
Рис. 5. Колебания цен на картофель в мелкооптовой и розничной сети
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
ная плата населения (8-10 тыс. руб. в месяц). Спрос на картофель менее эластичен по сравнению с эластичностью предложения. Сезонные колебания цен связаны с периодами значительного увеличения предложения. Самые низкие цены на картофель складываются на рынке в период массового сбора урожая и некоторое время после него, см. рис. 5.
Для построения графика изменения цен были взяты усредненные показатели по вышеприведенным городам в разрезе каждого месяца. Наивысшие цены в системе так называемой «кио-сочной торговли» наблюдаются также в начале июля - середине августа. Они несколько ниже, чем в фирменной и неорганизованной торговле (продажа картофеля пенсионерами и садовода-
Табл. 1
Цена на картофель, руб. за 1 кг. 2005 г.
Месяц I II III IV V VI VII* VIII* IX X XI XII
Киосочная торговля 12- -12- 12- -12- 12- 12- 13— 13- 15-16 15-16 7 7 8 8-
Неорганизованная торговля 15 15 15 15 15 18 18 18 10 10 1050 1050
Фирменная торговая сеть магазинов «Кировский» 16 16 16 16 1650 17 18 20 6 6 8 8-
* «Молодой» картофель нового сезона - 22 руб. за 1 кг; прежнего сезона («старый» картофель) - 15-16 руб. за 1 кг (в июле, августе)
ми). В фирменной торговой сети магазинов «Кировский», например, за исследуемый период наблюдались самые низкие цены на картофель в сентябре и октябре месяце (по 6 руб. за 1 кг). Это связано с тем, что в сентябре-октябре осуществляется основное поступление картофеля и овощной продукции на прилавки магазинов. Динамика колебаний розничных цен в 2005 году представлена в таблице 1.
Для снижения сезонных колебаний цен могут создаваться запасы путем закладки продукции на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышения рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен. Создание резервных запасов за счет хранения влияет на предложение продукции в течение года. Размер предложения не меняется, а происходит его выравнивание внутри этого периода. Общие затраты на хранение складываются из затрат на закладку продукции, хранение (аренда, убытки, страхование и др.), снятие с хранения, покрытие риска и прочие.
Типичным примером сезонного предложения и сезонных колебаний цен является картофель. Выделяют следующие варианты его предложения на рынке: из текущего производства без хранения; из текущего производства и хранения (в различном соотношении); из запасов хранения (полностью).
Из-за нарушений технологии хранения в от-
дельных картофелепроизводящих хозяйствах Свердловской области потери продукции составляют от 12 до 35%.
Выводы. Рекомендации
Исследования показывают, что в картофелепродуктовом подкомплексе АПК Свердловской области наблюдаются сбои практически во всех его элементах (от производителя до конечного потребителя), что в значительной степени снижает его эффективность. Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности основных элементов подкомплекса, мы выделили следующие:
- развитие рациональной региональной системы семеноводства картофеля, которая бы позволяла реализовать, по крайней мере, два эффективных способа воспроизводства семенного материала: а) оздоровление сортов на основе ме-ристемной культуры и отбора лучших меристем-ных линий, свободных от инфекций; клональное размножение в полевых условиях; б) отбор здоровых исходных растений и клонов в полевых условиях на основе визуальных оценок и лабораторных методов тестирования на наличие вирусной и бактериальной инфекций;
- применение современной широкозахватной и многооперационной техники для возделывания картофеля в зоне Среднего Урала;
- использование агротехнологических нововведений ресурсосберегающего производства картофеля (отсутствие пахоты; локальное, послойное и оптимальное внесение удобрений; биологические и механические средства защиты от вредителей и болезней; рациональное использо-
Экономика. Картофелепродуктовый подкомплекс
вание семенного материала по технологии П.Р. Балабанова);
- строительство новых и реконструкция существующих хранилищ (объекты хранения не должны допускать попадания воды в хранилища; размеры приточных и вытяжных шахт должны соответствовать СНиПам (на каждые 500 т клубней 1 м площади поперечного сечения вытяжных шахт); необходимо снизить до минимума травмирование клубней при выгрузке из комбайнов, транспортных средств и при загрузке в хранилище (высота падения картофеля не должна быть более 20-30 см); в день закладки клубни следует обработать парами формалина (1 мл препарата + 39 мл воды на 1 тонну картофеля); ходить по картофелю можно только по коротким трапикам или легким настилам; постоянно наблюдать за температурой и влажностью в хранилище);
- увеличение объемов переработки производимого картофеля с 1% до 25% в год (планируется построить картофелеперерабатывающий завод в Красноуфимском районе - юго-западной зоне Свердловской области с благоприятными условиями для картофелепроизводства);
- расширение сети оптово-продовольственных рынков в границах крупных городов: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, в соответствии со Схемой размещения и развития производительных сил Свердловской области и стратегического плана развития города Екатеринбурга.
Такой комплексный и многогранный подход к проблеме обеспечения населения Свердловской области свежим картофелем и картофеле-продуктами, бесспорно укрепит систему продовольственной безопасности этой индустриально развитой территории.
Литература
1. Агротехнологические нововведения ресурсосберегающего производства картофеля (рекомендации) / П.Р. Балабанов, Е.И. Базаров, В.В. Лазовский, А.Н. Сёмин и др. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. - 74 с.
2. Кибиров А.Я. Формирование и развитие рыночных отношений в плодоовощном подкомплексе: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. - М. 1997. - 44 с.
3. Растениеводство / Г.В. Коренев, В.А. Федотов, А.Ф. Попов и др.; Под ред. Г.В. Коренева. -М.: Колос, 1999. - 368 с.;
4. Сельскохозяйственные рынки / В.В. Шайкин, Р.Г. Ахметов, Н.Я.Коваленко и др. - М.:Колос. 2001. - 264 с.
5. Система ведения сельского хозяйства Свердловской области / Под науч. ред. д.с.-х.н., проф. Г.А. Халимуллина, д.э.н., проф. А.Н.Сёмина. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2000. - 492 с.
%