Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирницкий Николай Сергеевич

Диверсификация, расширение и развитие направлений производственно-хозяйственной деятельности ОПК в современных условиях, отличающихся разнонаправленными тенденциями в развитии рыночной среды, обусловливают необходимость формирования новых методологических и методических подходов к разработке основ системы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий ОПК, ее отдельных составляющих на макро-, мезо- и микроуровнях. Указанная система необходима для создания на ее основе организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, который послужит инструментом для разработки различных вариантов стратегии обеспечения экономической безопасности, реализуемых конкретными действующими предприятиями и корпоративными объединениями ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирницкий Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF PRODUCTION DIVERSIFICATION AS THE BASIS OF THE ECONOMIC SECURITY STRATEGY OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX ENTERPRISES

Diversification, expansion and development of the directions ofproduction and economic activity of the defense industry in modern conditions, characterized by multidirectional trends in the development of the market environment, necessitate the formation of new methodological and methodological approaches to the development of the fundamentals of the system of ensuring economic security of industrial enterprises of the defense industry, its individual components at the macro, meso and micro levels. This system is necessary to create on its basis an organizational and economic mechanism for ensuring the economic security of enterprises of the military-industrial complex, which will serve as a tool for developing various options for the strategy of ensuring economic security implemented by specific operating enterprises and corporate associations of the military-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК»

Смирницкий Н.С.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Аннотация. Диверсификация, расширение и развитие направлений производственно-хозяйственной деятельности ОПК в современных условиях, отличающихся разнонаправленными тенденциями в развитии рыночной среды, обусловливают необходимость формирования новых методологических и методических подходов к разработке основ системы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий ОПК, ее отдельных составляющих на макро-, мезо- и микроуровнях. Указанная система необходима для создания на ее основе организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, который послужит инструментом для разработки различных вариантов стратегии обеспечения экономической безопасности, реализуемых конкретными действующими предприятиями и корпоративными объединениями ОПК.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, предприятия оборонно-промышленного комплекса, диверсификация производства.

Smimitskiy N.S.

MECHANISM OF PRODUCTION DIVERSIFICATION AS THE BASIS OF THE ECONOMIC SECURITY STRATEGY OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL

COMPLEX ENTERPRISES

Abstract. Diversification, expansion and development of the directions ofproduction and economic activity of the defense industry in modern conditions, characterized by multidirectional trends in the development of the market environment, necessitate the formation of new methodological and methodological approaches to the development of the fundamentals of the system of ensuring economic security of industrial enterprises of the defense industry, its individual components at the macro, meso and micro levels. This system is necessary to create on its basis an organizational and economic mechanism for ensuring the economic security of enterprises of the military-industrial complex, which will serve as a tool for developing various options for the strategy of ensuring economic security implemented by specific operating enterprises and corporate associations of the military-industrial complex.

Keyword. Economic security, enterprises of the military-industrial complex, diversification ofproduction.

Введение

В целостной системе обеспечения экономической безопасности должны быть учтены как позитивные, так и негативные факторы влияния на развитие соответствующей системы [1-3]. Систему обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК следует рассматривать, во-первых, как причину и, одновременно, следствие создания условий устойчивого развития реального сектора национальной

ГРНТИ 06.52.17 © Смирницкий Н.С., 2021

Николай Сергеевич Смирницкий - военнослужащий в/ч 38995.

Контактные данные для связи с автором: 191023, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32. Е-шаП: Smi1315@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 12.09.2021.

экономики РФ, а, во-вторых, как основную составляющую системы обеспечения экономической безопасности России [4-8].

Разработка стратегии обеспечения экономической безопасности, в рамках которой реализуются цели и задачи обеспечения экономической безопасности предприятий и корпораций ОПК, функционирующих в режимах устойчивого развития, должна проводиться с учетом ряда моментов. Так, разработка стратегии обеспечения экономической безопасности должна начинаться с проведения стратегического анализа внешней рыночной среды, окружающей промышленные предприятий ОПК. Положительные и отрицательные долговременные тенденции изменения внешней среды, нахождения ее в той или иной фазе большого экономического цикла, отраженные в результатах стратегического анализа, позволяют сформулировать цели стратегий обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК применительно к конкретным условиям рынка, конкуренции в областях спроса и технологий.

Принятие того факта, что дальнейшее устойчивое развитие предприятия ОПК возможно лишь путем осуществления диверсификации производства продукции военного и гражданского назначения [9], вызывает необходимость разработки, помимо базовых стратегий развития предприятий в границах выполнения государственного оборонного заказа, стратегических альтернатив развития в гражданских секторах экономики, определения возможностей сбалансированных маневров производственными мощностями, системных изменений в структурах затрат и результатов деятельности предприятий ОПК.

Внешняя среда предприятий ОПК подразделяется на дальнюю, в которой процессы развития происходят на макроуровне, и ближнюю, включающую мезо- и микроуровни. Используя данную классификацию уровней внешней среды, можно предположить, что в дальней ее части, на макроуровне, процессы развития производства и предпринимательства субъектов хозяйствования происходят на этапах (фазах) окончания стабилизации и начала роста экономической активности макросистемы РФ, то есть система развивается в направлении ее устойчивого развития. Во всяком случае, таковой является цель стратегии развития РФ на макроуровне - обеспечение устойчивого развития национальной экономики и ее промышленного сектора, придавая однозначный характер направлению базовой стратегии [10].

В отличие от однозначной трактовки базовой макроэкономической стратегии, на мезо- и микроуровнях предприятия ОПК, реагируя на наличие «множества встречных движений» [11], противоречия и столкновения интересов различных хозяйствующих субъектов, конкурирующих с предприятиями ОПК в ближней среде, вынуждены управлять своим развитием, используя стратегии не только наступательного, но и оборонительного характера. Сама отраслевая специфика предприятий ОПК определяет их линию поведения во взаимоотношениях с государством и рынком [12].

Вместе с тем, следует отметить, что подобная линия поведения позволила ОПК создать и накопить значительный научный, технико-технологический, организационный потенциал для самостоятельного развития, одновременно определяя ключевые направления устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности взаимодействующих с ним структур, отраслей и предприятий гражданского сектора экономики.

Стратегия обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий ОПК представляет собой систему стратегического планирования и управления, включающую две основные подсистемы: подсистему, нацеленную на реализацию изначально присущей предприятиям ОПК функции защиты, и подсистему, управляющую реализацией функции развития; эти подсистемы, действуя во взаимосвязи и используя уникальные возможности научного, технико-технологического и кадрового потенциалов предприятий ОПК, способны, осуществляя диверсификацию производства оборонной и гражданской продукции, достигать сверхэффекта синергии и обеспечивать предприятиям ОПК экономическую безопасность и устойчивое развитие.

В соответствии с данным определением стратегии в характеристике процесса стратегического управления могут быть использованы такие ключевые понятия, как: ключевые компетенции и конкурентные преимущества потенциала предприятий ОПК; возможность достижения корпоративного сверхэффекта от системного взаимодействия всех составляющих потенциала предприятий ОПК; организационно-экономический механизм процесса устойчивого развития предприятий ОПК в циклически изменяющейся внешней среде как основа обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК.

Служба безопасности предприятия обязана проводить постоянный мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем и настоящем периодах, а также прогнозировать будущие риски, угрозы и разрабатывать мероприятия по превентивному противодействию им.

Материалы и методы

Если говорить о задачах действующих служб экономической безопасности предприятий, выделенных в особые структурные подразделения, то они достаточно хорошо известны. Главная претензия к перечню задач службы экономической безопасности заключается в том, что в нем никак не отражены действия службы по реализации функции развития, которая является второй основной составляющей стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК.

Вместе с тем, многочисленные жестко регламентированные задачи службы экономической безопасности предприятия, не являющиеся системным отражением роли и участия каждой задачи в развитии и управлении всей системы экономической безопасности, затрудняют работу службы, ее руководителей и субъекта управления высшего уровня предприятия с единой системой целей стратегии устойчивого развития предприятия.

Результаты исследования

Стратегия обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК в современных условиях динамических трансформаций внутренней и внешней среды предприятий должна располагать необходимыми методологическими и методическими организационно-экономическими разработками в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, включающими в себя как соблюдение базовых принципов, так и использование системного подхода к экономической безопасности предприятий особой отраслевой принадлежности - ОПК.

Стратегия обеспечения экономической безопасности, являясь производной стратегии устойчивого развития предприятий ОПК, представляет собой программные действия предприятия по реализации функций защиты и развития в их системном единстве. В связи с этим, представляется необходимым уточнить, с точки зрения экономической оценки, сущность и содержание деятельности подсистем управления защитой предприятия от негативных воздействий угроз со стороны внешней среды [13], а также отличий вариантов управленческой реакции на угрозы руководства предприятий ОПК от аналогичных действий руководства промышленных предприятий гражданских отраслей.

Организационно-экономические основы обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК определяются путем выявления качественных отличий в характере функционирования предприятий ОПК и предприятий гражданских отраслей. Сама сущность и предназначение производства вооружений не допускают (не предполагают) возможности производства тех видов продукции, которые по своим качественным и эксплуатационным характеристикам уступают продукции сходного потребительского назначения, представленной иностранными фирмами-конкурентами. Развитие предприятий ОПК, совершенствование производственной, технико-технологической базы, номенклатуры наукоемких видов продукции определяется не влиянием рынка, а тенденциями развития НТП в области производства вооружений и другими нерыночными факторами.

Отсюда следует, что снижение уровня использования производственных мощностей предприятий ОПК может происходить не в результате падения рыночного спроса, а за счет сокращения государственного оборонного заказа. Оно обусловлено не рыночными факторами, а соображениями, вытекающими из стратегических перспектив развития системы национальной безопасности страны. Сокращение государственного оборонного заказа определяется уровнем укомплектованности данными видами оборонной продукции вооруженных сил страны. Таким образом, утверждение о зависимости сокращения потребности в продукции предприятий ОПК от снижения ее качества представляется необоснованным .

Можно сделать вывод, необходимый для использования организационно-экономического обоснования эффективности стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, о том, что подтверждение неизменности уровня качества продукции предприятий ОПК независимо от увеличения или уменьшения спроса обусловливает неизменность, применительно к этим предприятиям, тезиса «цена - качество» [14], в соответствии с которым уровень качества является главным фактором установления цены производителя на свою продукцию, а также определения доходов и прибыли от ее производства и реализации.

Рассмотрение экономической стороны процесса производства и реализации военной продукции предприятиями ОПК, осуществляемого по характеристике «цена-качество», позволяет определить экономические возможности построения организационно-экономической модели диверсификации производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОПК, в соответствии с которой предприятия производят военную продукцию, а часть доходов от ее реализации перераспределяют (направляют) на освоение новых технологий, организацию производственных систем, выпускающих различные виды продукции гражданского назначения. Заключение

Организационно-экономическая модель диверсификации деятельности предприятий ОПК должна отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать экономическую безопасность предприятий ОПК на протяжении длительного периода времени; обеспечивать реализацию всех возможностей для устойчивого развития предприятий; располагать необходимыми финансовыми, научно-техническими, производственными и организационными ресурсами для реализации возможностей саморазвития в рамках базовых установок стратегий устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК; обеспечивать балансировку потоков затрат на приобретение российскими и иностранными заказчиками продукции и доходов предприятий ОПК от производства и реализации оборонной продукции в рамках государственного оборонного заказа для Вооруженных Сил РФ, производства и реализации оборонной продукции, предназначенной на экспорт, производства и реализации продукции гражданского назначения на внутреннем и внешнем рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников В.А. Концептуальные основы экономического обеспечения военной безопасности государства: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 2005. 408 с.

2. Рукинов М.В. Динамика промышленного производства и экономическая безопасность // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 1 (43). С. 5-8.

3. Шиндикова И.Г. Анализ подходов к определению категории "экономическая безопасность" // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 2 (44). С. 24-27.

4. Бочуров А.А., Курбанов А.Х. Перспективы и проблемы развития отечественного оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 3 (33). С. 5-9.

5. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. 2015. № 3 (113). С. 22-28.

6. Князьнеделин Р.А. Особенности промышленной политики, реализуемой в оборонно-промышленном комплексе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 48-54.

7. Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А. Идентификация специфики функционирования оборонно-промышленного комплекса при рыночном и плановом управлении экономикой // Форсайт "Россия": дизайн новой промышленной политики. Сборник материалов Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2015). 2015. С. 397-401.

8. Плотников В.А., Харламов А.В. Российский оборонно-промышленный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 11 (145). С. 53-60.

9. Князьнеделин Р.А. Научно-методическое сопровождение процессов конверсии, диверсификации и технологического трансфера на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 69-76.

10. Бодрунов С.Д. К вопросу о реиндустриализации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2013. № 4 (38). С. 4-26.

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

12. Харламов А.В. Военная экономика как фактор роста национального хозяйства: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 1999. 310 с.

13. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

14. Портер М. Международная конкуренция.М.: Международные отношения, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.