2008
Известия ТИНРО
Том 155
УДК 338.45.639.2/.3
О.Ю. Ворожбит*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690990, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО БАССЕЙНА
Обеспечение конкурентоспособности субъектов в рыбной промышленности Дальневосточного региона является актуальной научной и практической задачей. Предложен возможный комплекс мер по вопросам обеспечения конкурентоспособности на микроуровне — в рыбохозяйственных организациях.
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятия, кластер.
Vorozhbit O.Yu. Organizational and economic foundations of management for competitiveness of fisheries enterprises in the Far Eastern Region // Izv. TINRO. — 2008. — Vol. 155. — P. 377-391.
Actual scientific and practical task for the subjects of fishery industry in the Far Eastern Region of Russia is to provide their competitiveness. Possible measures for providing the competitiveness on the micro-level (within the enterprises) are offered.
Key words: competitiveness of products, enterprise competitiveness, cluster.
Введение
Стратегической целью развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан (Проект ..., 2008). Достижение поставленной цели требует перехода к инновационному пути развития. В этих условиях каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить соответствующий уровень инновационной активности, рост конкурентоспособности на индивидуальном и микроуровне.
Рыбохозяйственная деятельность имеет существенное значение для развития Дальневосточного региона. Рыбохозяйственные организации в ряде субъектов ДВФО (таких как Камчатский край, Приморье, Сахалинская область) на 80 % обеспечивают занятость населения, формируют значительную часть ВВП. В настоящее время приходится констатировать, что рыбохозяйственные организации
* Ворожбит Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected].
осуществляют свою деятельность в условиях ужесточения как внутренней, так и международной конкуренции. Потребность в разработке теоретических и методологических основ повышения конкурентоспособности деятельности рыбо-хозяйственных организаций возникла давно. На необходимость безотлагательного решения данной проблемы повышения конкурентоспособности неоднократно указывал Президент РФ.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций Дальневосточного региона требует совершенствования существующих механизмов управления, использования организационных новаций. Существующие механизмы управления в рыбной промышленности на сегодняшний день не обеспечивают требуемого уровня конкурентоспособности. По-прежнему преобладающей остается сырьевая ориентация экспорта рыбной продукции, удельный вес продукции, вывозимой за рубеж с глубокой степенью переработки, незначителен.
Рыбохозяйственные организации не способны самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации и решить задачи, поставленные на государственном уровне. Необходима интеграция рыбопромышленников и представителей других видов деятельности. Международный опыт показывает, что экономическому росту способствует использование кластерного подхода к получению конкурентных преимуществ. В связи с этим необходимо использовать кластерный подход для повышения конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока.
Проблемы обеспечения конкурентоспособности на различных уровнях, от макро- до индивидуального, изучаются многими учеными (см. напр., Данилов, 2007; Фатхутдинов, 2007), которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Однако следует отметить, что проблемы обеспечения конкурентоспособности имеют отраслевую специфику. Результаты исследований, полученные в других отраслях, могут быть использованы лишь частично, а в отдельных случаях вообще неприемлемы. Некоторые вопросы управления конкурентоспособностью в целом и рыбохозяйственных организаций в частности требуют более детальной проработки.
В экономической литературе еще нет единого подхода к определению конкурентоспособности как экономической категории, требуют дополнительной проработки методологические основы исследования конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности рыбной промышленности невозможно без выхода на мировой рынок с продукцией глубокой переработки, следовательно, важно выявить основные тенденции и закономерности формирования и функционирования мировых рынков рыбной продукции. Решение любой проблемы невозможно без диагностики причин ее возникновения, определения основных факторов, таким образом, требуют глубокого изучения и проработки основные особенности и проблемы развития рыбной промышленности российского Дальнего Востока. Конкурентоспособность рыбной продукции — основополагающий фактор конкурентоспособности на микро- (предприятие) и мезо- (отрасль) уровнях. Обеспечение конкурентоспособности на индивидуальном (продукция) уровне требует разработки системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции, методических рекомендаций по реализации отдельных ее функций. Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций требует определения ключевых направлений государственного регулирования. Развитие интеграционных процессов в рыбной промышленности, на наш взгляд, рационально осуществлять посредством формирования рыбопромышленного кластера, в связи с этим необходимо определить принципы его формирования, организационную структуру, механизм управления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка организационно-экономических основ управления конкурентоспособностью рыбохозяйствен-
ных организаций дальневосточного бассейна является актуальной научной и практической задачей.
Результаты и их обсуждение
Сущность конкурентоспособности любого экономического объекта в целом одинакова — это способность страны, региона, отрасли, предприятия опережать конкурентов в достижении поставленных целей — укреплении своих позиций на рынке и получении на основе этого прибыли.
В исследовательской практике авторы по-разному определяют сущность конкурентоспособности (Мансуров, 2006; Белкин, 2007; Данилов, 2007; Фатхут-динов, 2007; Шмидт, 2008). На основании изучения и анализа трудов отечественных и зарубежных ученых предлагается следующее авторское определение конкурентоспособности на индивидуальном и микроуровнях.
Конкурентоспособностъ продукции — это социально-экономическая категория, отражающая отношения, которые возникают в процессе потребления продукции на рынке, характеризующая свойство объекта (продукции), имеющего определенную долю рынка и способного удовлетворять определенные потребности покупателей лучше, чем конкуренты, позволяющая продавать продукцию с приемлемыми (в соответствии с целями) финансовыми результатами.
Конкурентоспособностъ предприятия — это способность опередить конкурентов на рынке и обеспечить эффективность деятельности организации.
Исследование конкурентоспособности требует выявления факторов, ее определяющих. Фактор есть ничто иное, как движущая сила, причина события или процесса, именно факторы конкурентоспособности определяют характерные черты данного явления.
Исследование факторов позволяет определить, насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности субъекта рыбохозяйствен-ной деятельности.
Проведенные исследования показали, что уровень конкурентоспособности рыбохозяйственного предприятия в каждый конкретный момент времени определяется совместным воздействием ряда факторов. Данные факторы неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия, поэтому анализу механизма их влияния на конкурентные позиции предприятия должна предшествовать соответствующая классификация. С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация факторов в зависимости от источников происхождения, поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется предприятие, а внутренние (внутрисистемные) факторы определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации.
На рис. 1 представлены основные, на наш взгляд, факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность рыбохозяйственного предприятия.
Перечень факторов выявлен на основе анализа литературных источников (Мансуров, 2006; Белкин, 2007; Данилов, 2007; Фатхутдинов, 2007; Шмидт, 2008), логики исследования категории "конкурентоспособность рыбохозяйственного предприятия" и результатов авторского мониторинга деятельности рыбохозяй-ственных предприятий Дальнего Востока.
Конкурентоспособность рыбохозяйственной организации в значительной степени определяется конкурентоспособностью продукции. Мы подошли к проблеме определения факторов, влияющих на конкурентоспособность рыбной продукции, исходя из того, что данная категория реализуется при признании товара потребителем (в процессе продажи).
Считаем, что целесообразно выделить два уровня факторов конкурентоспособности рыбной продукции. Для покупателя наибольший интерес представляют
затраты на приобретение данной продукции и ее качественные характеристики (потребительские свойства). Именно эти два фактора мы выделили на первом уровне: цена и качество.
Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность рыбохозяйственного предприятия
Fig. 1. Factors affecting the fisheries business competitiveness
Факторы второго уровня позволяют обеспечить большую востребованность покупателями потребительской стоимости продукции по установленной цене. К факторам второго уровня отнесены: упаковка; реклама; продвижение продукции на рынке; торговая марка, деловая репутация фирмы; изменение структуры потребления; поведение конкурентов.
Рассмотренные факторы представляют собой систему, обеспечивающую конкурентоспособность рыбной продукции и рыбохозяйственной организации. Значение каждого отдельного фактора различно в зависимости от рынка, характера конкуренции, стадии жизненного цикла продукции и др. При этом следует отметить наличие определенного синергического эффекта взаимовлияния рассматриваемых факторов. Оказывая влияние на конкурентоспособность продукции, факторы могут изменять друг друга.
Каждая рыбохозяйственная организация для эффективного управления конкурентоспособностью должна иметь информацию о ее уровне. Оценка конкурентоспособности рыбохозяйственной организации необходима как для констатации того положения, в котором в данный момент времени находится предприятие внутри отрасли, так и, что более важно, для управления различными ее параметрами с целью достижения более весомых конкурентных преимуществ. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятий позволит выявить внутриотраслевых лидеров, которые смогли бы стать ведущими предприятиями в межотраслевом кластере.
Основу оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в рыбной промышленности составляют экономические принципы. Считаем, что при оценке конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций в основу также должны быть положены следующие экономические принципы:
• принцип реальности;
• принцип конкуренции;
• принцип системности;
• принцип комплексности;
• принцип эффективности;
• принцип стимулирования.
На основе изучения и анализа предлагаемых в экономической литературе методик (Данилов, 2007; Фатхутдинов, 2007) оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов нами сформирован собственный методический подход. Считаем, что оценка конкурентоспособности рыбохозяйственного предприятия должна проводиться по трем основным критериям:
• конкурентоспособность продукции;
• эффективность производственной деятельности;
• эффективность сбытовой деятельности.
Для определения конкурентоспособности рыбохозяйственной организации предлагаем использовать формулу
КСПпр = 0,45 КСПпрод + 0,29ЭП + 0,26ЭС, (1)
где КСПпр — коэффициент конкурентоспособности предприятия; КСПпрод — оценочное значение конкурентоспособности продукции; ЭП — эффективность производственной деятельности предприятия; ЭС — эффективность сбытовой деятельности и рыночного продвижения продукции.
Считаем, что для исчисления конкурентоспособности продукции возможны два подхода, в зависимости от целей оценки и объема информации.
В рамках первого подхода (он является более трудоемким и требует сбора значительного объема информации) целесообразно применить формулу, предлагаемую профессором Р. А. Фатхутдиновым (2007), которая учитывает ассортимент продукции и рынки:
КСППрод • КСПп^д, (2)
где КСПпрод — коэффициент конкурентоспособности продукции; — удельный вес г-го вида продукции в объеме продаж за анализируемый период; Ь. — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации; КСП прод — коэффициент конкурентоспособности г-го вида продукции на ]-м рынке. Оценка конкурентоспособности конкретного вида рыбной продукции будет рассмотрена далее.
Второй подход оценки конкурентоспособности рыбной продукции является более простым и не требует значительных расчетов и сбора информации для их осуществления, сущность его заключается в том, что конкурентоспособность продукции при осуществлении расчетов можно признать равной доле рынка хозяйствующего субъекта.
Расчет эффективности производственной деятельности следует производить по формуле
ЭП = 0,343 + 0,30 Рпрод + 0,11Ф + 0,12Г + 0,130, (3)
где Эп — эффективность производственной деятельности предприятия; 3 — зат-ратоотдача; Рпрод — рентабельность продукции; Ф — фондоотдача; Т — производительность труда; О — оборачиваемость оборотных средств.
Расчет эффективности сбытовой деятельности следует производить по формуле
Эс = 0,39 Рпр + 0,26 РП + 0,180 Д + 0,17 0ГП, (4)
где Эс — эффективность сбытовой деятельности; Рпр — рентабельность продаж; РП — эффективность расходов на продажу; Од — оборачиваемость дебиторской задолженности; ОгП — оборачиваемость готовой продукции.
Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности рыбохозяственных организаций, на наш взгляд, позволяет комплексно оценить различные параметры. В ней учтены как рыночная привлекательность продукции, так и показатели эффективности производственной и с бытовой деятельности, которые являются неотъемлемой составляющей конкурентоспособности как на индивидуальном, так и на микроуровне. Оценка показателей конкурентоспособности организации в динамике позволит выявить основные тенденции в отраслевой конкуренции, определить организации, стабильно занимающие лидирующее положение, выявить "восходящие звезды".
Конкурентоспособность рыбохозяйственной организации зависит не только от внутреннего потенциала предприятия, значительное влияние на нее оказывают факторы внешней среды, рыночная конъюнктура, особенности регионального развития, отраслевая специфика в соответствующем субъекте.
Показатели деятельности рыбной промышленности не одинаковы в различных регионах ДВФО. Это вызвано рядом причин, например: для отдельных краев и областей рыбохозяйственная деятельность является определяющей, например Камчатский край, Сахалинская область; в отдельных субъектах наряду с рыбохо-зяйственной деятельностью уже создана необходимая инфраструктура, перерабатывающие мощности, например Приморский и Хабаровский края. С позиции государственного регулирования развития рыбной промышленности необходимо иметь четкую картину ее состояния на определенный момент времени в отдельных субъектах ДВФО.
Мы считаем, что для определения вектора развития рыбной промышленности в Дальневосточном регионе сравнительный анализ деятельности различных отраслей региона не является первоочередной задачей. По нашему мнению, гораздо важнее определить уровень внутренней конкурентоспособности в отрасли.
Для того чтобы количественно измерить конкурентоспособность рыбохо-зяйственной деятельности в отдельных субъектах ДВФО, нами предлагается система, включающая 15 показателей (табл. 1). Каждый показатель оказывает влияние на конкурентоспособность рыбохозяйственной деятельности, при этом значение отдельного показателя может быть не одинаково.
Уровень конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности определяется на основании исчисления интегрального показателя конкурентоспособности по каждому субъекту ДВФО.
Для его определения необходимо выполнить расчеты, включающие два последовательных этапа.
На первом этапе определяется единичный показатель конкурентоспособности по формуле
77 Pi
Ei = P, (5)
i
где E. — единичный показатель конкурентоспособности субъекта ДВФО; pt — значение показателя, характеризующего конкурентоспособность субъекта; P — аналогичный показатель по ДВФО; i — индекс показателя.
Единичный показатель показывает долю субъекта в общем показателе по ДВФО.
Таблица 1
Показатели, характеризующие конкурентоспособность рыбохозяйственной деятельности субъекта ДВФО
Table 1
Iindicators of the competitiveness of fisheries management entity
№ / Показатель Коэффициент
п/ п весомости
1 Вылов рыбы и морепродуктов, тыс. т 14,3
2 Выпуск пищевой рыбной продукции, тыс. т 16,2
3 Реализовано рыбопродукции, млн руб. 11,6
4 Средняя цена реализации, руб./кг 5,4
5 Экспорт рыбопродукции, тыс. т 4,7
6 Экспорт рыбопродукции, млн $. 5,2
7 Средняя цена экспорта, $/т 3,1
8 Среднесписочная численность, тыс. чел. 15,4
9 Среднемесячная зарплата, тыс. руб. 6,9
10 Сумма налоговых платежей, млн руб. 7,8
11 Уплачено налоговых платежей на рубль товарной продукции, руб. 2,7
12 Уплачено налоговых платежей на тонну выловленного сырья, тыс. руб. 2,1
13 Произведено рыбопродукции на 1 т добытого сырья, тыс. руб. 2,4
14 Численность населения, тыс. чел. 1,1
15 ВРП, млрд руб. 1,1
Всего 100
На втором этапе рассчитывается интегральный показатель по всем единичным показателям с учетом их коэффициента весомости по формуле
7=П
1 = .ХЛ ■ Е, (6)
7=1
где I — интегральный показатель конкурентоспособности субъекта ДВФО; к — коэффициент весомости соответствующего единичного показателя; Е — единичный показатель конкурентоспособности субъекта ДВФО; I — показатели 1-15.
Чем выше интегральный показатель у субъекта, тем выше конкурентоспособность рыбохозяйственной деятельности в нем.
Данная методика рекомендуется к использованию органами государственной власти, ассоциациями рыбопромышленников, другими органами власти и прочими организациями для определения концепции развития рыбохозяйствен-ной деятельности в регионах ДВФО, разработки стратегических планов, а также мероприятий по развитию отрасли.
Кроме того, настоящая методика может быть использована инвесторами при определении целесообразности вложений в рыбохозяйственные организации определенного субъекта ДВФО.
Конкурентоспособность рыбной продукции является определяющим фактором конкурентоспособности организации и рыбохозяйственной деятельности в регионе. Обеспечение конкурентоспособности продукции является ключевой проблемой управления рыбохозяйственной организацией.
Основу методологии управления конкурентоспособностью продукции составляют принципы управления, которые рассматриваются как основополагающие общие правила, положения, требования к управлению конкурентоспособностью. Управление конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем
управления производством, в связи с этим построение и функционирование систем управления конкурентоспособностью продукции должно опираться на общие принципы, методы управления и соответствовать требованиям, предъявляемым к системе управления конкурентоспособностью продукции.
Мы считаем, что основу системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях рыбной промышленности должны составить следующие общие принципы:
• ориентация производства рыбной продукции на рыночную конъюнктуру;
• целевая стратегия управления;
• системность, комплексность управления конкурентоспособностью;
• ориентация на конечные результаты;
• стимулирование.
На наш взгляд, одним из важнейших моментов при проектировании системы управления является выявление функций, относящихся к управлению конкурентоспособностью продукции и установление их взаимосвязи с функциями управления производством.
В качестве основных функций управления конкурентоспособностью рыбной продукции следует выделить следующие:
• планирование повышения конкурентоспособности продукции;
• организация и координация управления;
• контроль обеспечения повышения конкурентоспособности;
• оценка уровня конкурентоспособности продукции;
• учет и анализ процессов управления конкурентоспособностью;
• регулирование процессов управления конкурентоспособностью.
Организационно-экономический механизм системы управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить сознательное использование экономических законов, закономерностей для достижения поставленных целей, эффективной реализации целей управления конкурентоспособностью продукции. Особенности организационно-экономических механизмов определяются характером действий по организации управления.
На рис. 2 представлена схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях рыбной отрасли. Центральное место в организационно-экономическом механизме управления конкурентоспособностью продукции занимает орган управления, который необходимо создать на предприятии (или эти функции возложить на отдел маркетинга). Этот орган управления должен вести анализ конъюнктуры рынка и разрабатывать программу повышения конкурентоспособности продукции: повышения ее качества, снижения себестоимости и цен, внедрения маркетинговых мероприятий по формированию спроса, сбыта; осуществлять контроль и анализ конкурентоспособности продукции и обеспечивать ее повышение.
Для успешного функционирования системы необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности с привлечением всех отделов, служб организации, связанных с обеспечением конкурентоспособности продукции, так как один орган управления не сможет обеспечить ее рост и поддержание на должном уровне.
Организационный механизм управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить преобразование цели в конечный результат. Основным условием достижения цели и эффективности управления являются наличие трудовых, эффективное использование материально-технических, финансовых и других ресурсов, без которых невозможно целенаправленно управлять процессом производства и обеспечивать требуемый уровень конкурентоспособности продукции и эффективности производства.
Именно комплексная увязка цели, задач, средств достижения цели и ресурсов позволит достичь запланированных конечных результатов. Это и составляет
основу комплексного системного подхода к управлению производством и организации управления конкурентоспособностью продукции.
Рис. 2. Схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции (КСП)
Fig. 2. The organizational and economic management mechanism competitive products
Основу методологии планирования конкурентоспособности продукции составляют принципы планирования, представляющие собой основополагающие положения, требования и конкретные правила планирования, обусловливающие правильность, новизну, научную обоснованность и эффективность планирования и стимулирования. Принципы определяют общие требования к разработке плана, на их основе базируется логика всего планирования конкурентоспособности продукции.
Изучение экономической литературы, анализ законов спроса и предложения, предельной полезности, системности, конкуренции, а также исследование факторов конкурентоспособности продукции, методов целевого планирования и управления позволили выделить и сформулировать следующие принципы планирования конкурентоспособности продукции:
• комплексность планирования;
• неизменная конкурентоспособность продукции или конкурентная обнов-ляемость продукции;
• приоритетность планирования;
• эффективность конкурентоспособности продукции;
• преемственность планирования.
Планирование конкурентоспособности продукции целесообразно осуществлять по двум направлениям:
1) определение плановых показателей;
2) планирование организационно-технических, экономических и маркетинговых мероприятий по повышению и обеспечению конкурентоспособности продукции.
Мы разработали и предлагаем базовый перечень плановых показателей конкурентоспособности. Считаем, что плановые показатели следует разделить на группы и выделить три составляющих.
I — показатели качества продукции:
• удельный вес продукции по категориям качества;
• удельный вес продукции в экспортном исполнении;
• удельный вес продукции, занявшей призовые места на конкурсах и т.п. (лучший товар года и др.);
• коэффициент обновления продукции;
• коэффициент возвратов.
II — стоимостные показатели:
• объем продаж конкурентоспособной продукции (в разрезе отдельных видов) в денежном (руб.) и натуральном измерении (шт., кг, туб. и т.п.);
• затраты на рубль продаж (коп.);
• рентабельность продукции;
• рентабельность продаж.
III — показатели продвижения и сбыта:
• рынки сбыта — целевые показатели по отдельным сегментам (доля рынка, охват целевого рынка);
• эффективность расходов на продвижение продукции;
• удельный вес продукции на новых рынках;
• удельный вес продукции на зарубежных рынках.
На достижение данных показателей должны быть направлены мероприятия как текущего, так и перспективного, стратегического планирования.
Процесс разработки плана обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции рыбохозяйственной организации должен базироваться на указанных выше принципах и осуществляться поэтапно. В рамках нашего методического подхода предлагаем следующую последовательность планирования (рис. 3).
Определение плановых показателей
Стоимостные
Разработка плановых мероприятий
Продукция — Цена Продвижение Распространение
Определение программы действий
Ответственные лица
Исполнители
Сроки
Смета расходов
Порядок отчета
Формирование бюджета
Доходы
Расходы
Финансовый результат
Рис. 3. Этапы планирования конкурентоспособности в рыбохозяйственных организациях Fig. 3. Steps to Planning competitiveness in fisheries management organizations
Так как планирование и оценка являются неотъемлемыми составляющими (функциями) механизма управления конкурентоспособностью продукции, то и их принципы тесно взаимосвязаны, дополняют и расширяют друг друга. На наш взгляд, в развитие принципов планирования конкурентоспособности оценку конкурентоспособности рыбной продукции следует осуществлять на основе принципа диалектичности, подразумевающего рассмотрение совокупности факторов в развитии, взаимной связи и взаимообусловленности; принципа интегральности, обеспечивающего выявление связей между различными критериями конкурентоспособности рыбной продукции и изучения влияния каждого критерия на результативный показатель.
В соответствии с разработанной методикой оценка проводится в следующей последовательности.
Первый этап: выбор базы для сравнения. Определение базы для сравнения будет зависеть от цели оценки, в качестве базы для сравнения могут служить образцы продукции, соответствующие лучшим отечественным и зарубежным стандартам, пользующиеся спросом у потребителей. Теоретически в качестве базы сравнения можно принять потребительские предпочтения, гипотетический (средний или идеальный) образец, аналогичную продукцию или группу, продукцию конкурентов и т.п.
Второй этап: определение параметров оценки. Для потребителей наиболее существенными являются параметры цены и качества рыбной продукции. В связи с этим нами предложено оценивать конкурентоспособность по двум группам параметров: экономическим и потребительским.
Цена рыбной продукции является экономическим параметром конкурентоспособности и между ними существует обратная зависимость.
Качество в нашей методике определяется совокупностью параметров, определяющих потребительские свойства рыбной продукции и продвижение продукции на рынок. В целом все критерии качества объединены под названием потребительские параметры. Предлагаем разделить их на три группы: органолептичес-кие параметры; упаковка; реклама и продвижение.
Каждый подпараметр в свою очередь подразделяется на более мелкие, причем перечень критериев, входящих в группу, будет различен в зависимости от вида оцениваемой продукции.
Третий этап: исчисление показателей конкурентоспособности. Для определения конкурентоспособности рыбной продукции последовательно исчисляют единичные, групповые и интегральные показатели.
Единичный показатель конкурентоспособности рыбной продукции по экономическим параметрам определяется по формуле
Ец = , (7)
ц ц
к
где Ец — единичный показатель конкурентоспособности по цене; Цп — цена продукции предприятия-производителя; Ц — цена однородной продукции у конкурента.
Для обобщения результатов расчета единичных показателей конкурентоспособности рыбной продукции по цене мы предлагаем построить матрицу (табл. 2).
Для оценки потребительских параметров рыбной продукции нами предлагается балловая система. Каждый потребительский параметр должен быть оценен по пятибалльной шкале. На наш взгляд, для оценки потребительских параметров рыбной продукции наиболее приемлем метод фокус-групп.
Для обработки результатов мы предлагаем анкету оценки потребительских параметров (табл. 3).
Для оценки потребительских параметров нами предлагается применять следующие коэффициенты весомости (табл. 4).
Таблица 2
Матрица сравнения единичных показателей конкурентоспособности по цене
Table 2
Matrix comparing single indicators of competitiveness at a price
Производитель продукции А В C X
А = 1 < 1 > 1 > 1 < 1
В < 1 = 1 > 1 < 1 > 1
C < 1 > 1 = 1 > 1 > 1
< 1 < 1 < 1 = 1 > 1
X > 1 > 1 < 1 < 1 = 1
Примечание. А, В, C, ..., X — производители оцениваемой продукции.
Таблица 3
Анкета оценки потребительских параметров рыбной продукции
Table 3
Questionnaire assessment of consumer parameters of fish products
Производитель П1 П2 П3 П4 П5
А = 5 • k < 5 • k < 5 • k = 5 • k = 5 • k
В < 5 • k = 5 • k = 5 • k < 5 • k < 5 • k
C < 5 • k = 5 • k < 5 • k = 5 • k < 5 • k
< 5 • k = 5 • k < 5 • k < 5 • k = 5 • k
X = 5 • k < 5 • k = 5 • k < 5 • k < 5 • k
Примечание. П1, П2, П3, П4, П5 — оцениваемые потребительские параметры рыбной продукции; А, В, С, ..., X — производители продукции; k — коэффициент весомости.
Таблица 4
Коэффициенты весомости потребительских параметров
Table 4
The ratios of the weight of consumer options
Наименование параметра Коэффициент весомости
Органолептические параметры 0,40
Упаковка 0,25
Реклама и продвижение продукции 0,35
Всего 1,00
Каждая группа потребительских параметров разбивается на подгруппы (для различных видов продукции они будут разными). В случае такого деления необходимо определить коэффициент весомости для каждой подгруппы.
Для расчета единичного показателя конкурентоспособности рыбной продукции по потребительским параметрам нами предлагается формула, позволяющая учесть все группы параметров и их весомость:
^ х ^
Е = 1=1 1 1, (8)
п.п п
где Епп — единичный показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам; х1 — элемент соответствующего параметра; к — коэффициент весомости элемента; п — количество элементов соответствующего параметра; I — параметрический индекс.
Групповой показатель конкурентоспособности рыбной продукции по цене следует рассчитывать как среднюю арифметическую единичных показателей по всем анализируемым производителям
п
Е Е
О = i = 1 Ч , (9)
Ч п
где йц — групповой показатель конкурентоспособности по цене; Ец — единичный показатель конкурентоспособности по цене; п — количество анализируемых субъектов; I — параметрический индекс.
Для определения группового показателя конкурентоспособности по потребительским параметрам нами предлагается формула:
Ч,« = .*,Еп*. , (Ю)
/ = 1 I
где йп — групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам; Еп п — единичный показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам; п — количество анализируемых параметров; I — параметрический индекс.
Интегральный показатель конкурентоспособности демонстрирует уровень конкурентоспособности рыбной продукции по отношению к конкурентам на рынке по всему набору параметров: нормативных, экономических, потребительских. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности рыбной продукции следует производить по формуле
I = °п.п , (11)
где I — интегральный показатель конкурентоспособности; йп — групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам; — групповой показатель конкурентоспособности по цене.
Чем выше интегральный коэффициент, тем более конкурентоспособной является продукция.
Четвертый этап: анализ результатов. Одним из приемов анализа конкурентоспособности рыбной продукции является ее позиционирование. Оно позволяет определить, какое место на рынке занимает данный вид продукции среди продуктов-конкурентов. Кроме того, позиционирование продукции помогает производителям добиваться желаемых позиций на рынке.
Для построения матрицы позиционирования продукции необходимо определить два параметра и принять их значения по результатам расчетов показателей конкурентоспособности продукции.
Пятый этап: разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности. По результатам оценки и анализа конкурентоспособности организация выявляет параметры, на которые необходимо воздействовать для повышения конкурентоспособности. С этой целью в плане повышения конкурентоспособности предусматриваются соответствующие мероприятия.
Развитие интеграционных процессов является ключевым направлением активизации рыбохозяйственной деятельности, обеспечения устойчивого роста и экономической стабильности. Проведенные исследования, изучение мирового опыта развития интеграционных процессов позволяют сделать вывод о том, что сквозные интеграционные структуры — кластеры, — включающие все звенья от разработки продукции до организации, более всего отвечают рыночным условиям и обеспечивают эффективность. Основоположником современной теории конкурентоспособности по праву считается М. Портер (1993).
Кластер — интегрированная структура, объединяющая группу географически локализованных предприятий и предпринимателей, связанных между собой общностью социально-экономических целей и взаимно обеспечивающих рост конкурентоспособности участников.
Ядром рыбопромышленного кластера должны стать крупные рыбопромышленные организации. Вокруг лидеров кластера сосредоточиваются крупные, средние и малые рыбохозяйственные предприятия. Кроме рыбопромышленных пред-
приятий участниками кластера должны стать организации, поставляющие орудия лова, тару, оказывающие сопутствующие услуги. Кластер включает инфраструктурные звенья.
Инновации являются обязательной составляющей кластера, в связи с этим мы считаем, что рыбопромышленный кластер должен в обязательном порядке иметь в своем составе структуру, разрабатывающую новые виды продукции, новые технологии. Это могут быть институты ДВО РАН, НИИ ДВФО, ведущие вузы. Кадровое обеспечение рыбопромышленного кластера могут также осуществлять вузы — участники кластера.
Обеспечение сбыта продукции кластера требует наличия соответствующих структур для проведения конъюнктурных исследований, продвижения продукции, ведения работ по охвату рынка, мониторинга конкурентов.
Следует отметить, что региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций субъектов. Роли, которые должны играть администрации территорий и бизнес при развитии отраслевых кластеров, разные, но взаимодополняющие.
Основным элементом экономического механизма управления кластером является орган управления. Предлагаем создать стратегический комитет, в который войдут представители как властных структур, так и предприятий, являющихся ядром кластера.
Рассмотрим основные элементы, предлагаемые для формирования экономического механизма управления кластером. Основой любого механизма управления системой являются принципы управления, играющие роль основных правил формирования и управления кластером:
• добровольность;
• целостность;
• наличие "ядра" — ведущего предприятия;
• поддержка и содействие со стороны административных органов;
• равноправная заинтересованность членов кластера.
Анализ рыбохозяйственной деятельности по субъектам ДВФО показал, что в Дальневосточном регионе явно лидируют практически по всем показателям рыбохозяйственной деятельности два субъекта: Приморье и Камчатский край. На основании анализа потенциальных возможностей этих субъектов можно сделать вывод о том, что Приморье имеет более развитую инфраструктуру, географически расположено ближе к странам Северо-Восточной Азии, лучше обеспечено трудовыми ресурсами, в целом экономический потенциал у Приморья выше, чем у Камчатского края. В связи с этим считаем целесообразным, предложить создание рыбопромышленного кластера в Приморском крае.
Масштабы кластера позволят снизить затраты, связанные с производством и продажей рыбной продукции, увеличить прибыль от продаж. При этом методы управления кластером будут несколько отличны от методов, применяемых в отдельных рыбохозяйственных организациях. Создание рыбопромышленного кластера позволит решить широкий спектр экономических, социальных и иных проблем. В условиях кластера повысится конкурентоспособность выпускаемой рыбной продукции за счет обеспечения факторов, на нее воздействующих, а соответственно возрастет конкурентоспособность и самих производителей.
Заключение
Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что комплексное исследование конкурентоспособности на индивидуальном, микро- и мезо- уровнях в рыбной промышленности позволят обеспечить конкурентоспособность рыбохозяйственных организаций.
Список литературы
Белкин В.Г. Конкурентная среда и конкурентоспособность экономических объектов : монография / В.Г. Белкин, Ю.Д. Шмидт, И.М. Романова. — Владивосток : ТГЭУ, 2007. — 179 с.
Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) : монография. — М. : Канон+, 2007. — 367 с.
Мансуров P.E. Об экономической сущности понятий "конкурентоспособность предприятия" и "управление конкурентоспособностью предприятия" // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 2. — С. 91-94.
Портер М. Международная конкуренция : монография. — М. : Междунар. отношения, 1993. — 895 с. (Пер. с англ.)
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ myconnect/ economylib/ mert/ welcome/ pressservice/ eventschronicle/ doc1217949648141. 15 окт. 2008 г.
Фатхутдинов P. Ориентация на конкурентоспособность // Стандарты и качество. — 2007. — № 12. — С. 79-83.
Шмидт Ю.Д. Конкурентоспособность регионального рыбного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 2-6.
Поступила в редакцию 16.09.08 г.