Научная статья на тему 'Государственное регулирование устойчивого роста конкуренто-способности рыбохозяйственных предприятий'

Государственное регулирование устойчивого роста конкуренто-способности рыбохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожбит Ольга Юрьевна

Проблемы обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности в последние годы поднимаются на всех уровнях. Существует ряд проблемных блоков, требующих первоочередного решения. Совершенствование государственного регулирования с целью обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности рыбохозяйственных предпринимательских структур является важной научной и практической задачей, решение которой позволит решить ряд проблем, и обеспечит конкурентоспособность рыбной продукции, а соответственно и рыбохозяйственных организаций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В данной статье предложено авторское видение совершенствования государственного регулирования рыбохозяйственной деятельности для обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности национальных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNMENT CONTROL OF A STEADY INCREASE COMPETITOR ABILITY OF THE FISHERY ENTERPRISES

Problems of ensuring the competitiveness of fishing activities in recent years raised at all levels. There are a number of problem units requiring urgent solutions. Improvement of government regulation to ensure the sustainable growth of competitiveness of fishery enterprises is an important scientific and practical task that will solve some problems and ensure the.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование устойчивого роста конкуренто-способности рыбохозяйственных предприятий»

VI. ТЕОРИЯ — ПРАКТИКЕ

УДК 658; 005

О.Ю. Ворожбит1

Государственное регулирование устойчивого роста конкуренто-способности рыбохозяйственных

предприятий

Проблемы обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности в последние годы поднимаются на всех уровнях. Существует ряд проблемных блоков, требующих первоочередного решения. Совершенствование государственного регулирования с целью обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности рыбохозяйственных предпринимательских структур является важной научной и практической задачей, решение которой позволит решить ряд проблем, и обеспечит конкурентоспособность рыбной продукции, а соответственно и рыбохозяйственных организаций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В данной статье предложено авторское видение совершенствования государственного регулирования рыбохозяйственной деятельности для обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности национальных производителей.

Опыт развития большинства государств говорит о том, что в период преодоления кризисов и стабилизации экономики всегда сочетались экономические методы регулирования с государственными2. С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии3.

В настоящее время проблемы государственного регулирования являются объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Представители различных экономических школ пытаются найти ответ на вопрос о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь общества, стремятся выявить и обосновать наиболее приемлемые и корректные формы, методы и принципы государственного ре-

1 Ворожбит Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Тел. 40-41-06 e-mail: O1ga.Vorozhbit@vvsu.ru

08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

2 Государственное регулирование и конкурентоспособность сельхозпредприятий // Аграрная наука. - 2004. — № 12. http://integrum.ru/

3 Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. — № 4. http://.integrum.ru/

гулирования. Вопросы теории, методологии, практики воздействия государства на экономические процессы являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального государственного контроля над экономической жизнью общества к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

В экономической науке можно выделить две крайние позиции по данному вопросу: либо умаление роли государства в развитии предпринимательства, приверженцы этого направления считают, что степень государственного воздействия на экономические процессы остается слишком высокой; либо полная передача всего процесса воспроизводства в ведение государства. Согласно первой точке зрения, развиваемой представителями неоклассического направления, в экономической системе действуют рациональные экономические субъекты, стремящиеся максимизировать общую выгоду. Ценовой механизм при этом действует достаточно гибко, уравновешивая спрос и предложение на всех рынках, в результате чего система имеет тенденцию к достижению равновесия. Представители второго направления — кейнсианской школы — считают, что экономическая система не способна самостоятельно достичь оптимального состояния. Отсюда делается вывод о необходимости государственного вмешательства в деятельность экономических субъектов. Между этими противоположными позициями лежит весь спектр теоретических подходов к государственному регулированию экономики.

Практика показывает, что чистых и однородных экономических систем не существует. Любая хозяйственная система представляет собой смешанную экономику, движение которой одновременно определяют механизмы рыночного и государственного регулирования. Задача экономистов заключается в том, чтобы определить направление государственного управления, оценить характер и масштабы вмешательства государства в экономические процессы, и как крупного собственника, и как выразителя национальных интересов. Таким образом, предметом анализа и рассмотрения представителями различных экономических школ в настоящее время могут являться только степень и инструменты влияния государства на ход экономических процессов.

В общем случае современная система управления включает как рыночное, так и государственное регулирование. Конкретные формы и соотношение между этими элементами могут быть различными в зависимости от множества факторов. Стратегические цели, на достижение которых направлен процесс государственного регулирования, зависят на каждом историческом этапе развития общества от целого ряда обстоятельств.

Роль государства в рыночной экономике - один из основных дискуссионных вопросов в современной экономической теории, обусловленный постоянными изменениями экономического развития как каждой страны в мире, включая Россию, так и всего мирового экономического сообщества в целом. Ученые экономисты всего мира, исследуя необходимость, формы и методы государственного регулирования, затрагивают проблему определения степени вмешательства государства в экономические системы.

Место и роль государства в регулировании устойчивого роста конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций развитии определяется в значительной степени функциями, которое оно выполняет. Выделяют следующие основные функции государства:

^ правовую;

^ воспроизводственно-технологическую;

^ функцию защиты конкуренции;

^ стабилизационную;

^ прогностическую;

^ регулирующую функцию1.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов в рыбной промышленности, в целом, и их конкурентоспособности, в частности, может осуществляться методами прямого и косвенного воздействия.

1 Жигун, Л.А. Конъюнктура и конкуренция на рынке Дальнего Востока в 90-х годах : Теор.- ме-тодол. и приклад. аспекты исслед. / Л. А. Жигун; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Дальневост. гос. акад. экономики и упр. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999. — 315 с.

Прямые методы регулирования основаны на непосредственном воздействии на хозяйствующие субъекты через законодательство, лицензирование, государственный контроль и др. В условиях рыночной экономики преобладающими являются косвенные методы регулирования, основывающиеся на совокупности рычагов и стимулов таких как налоговая, кредитная политика и др.

В области государственного регулирования конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности можно условно выделить три стадии: подготовка производства, производство, выход на рынок. На каждой стадии государство установило перечень норм и правил.

На стадии подготовки производства каждая рыбохозяйственная организация проходит процедуру государственной регистрации, получает допуск к осуществлению деятельности, ГОСТы, ОСТы, ТУ на рыбную продукцию.

В процессе производства рыбной продукции государственное регулирование осуществляется посредством контроля и надзора за качеством и безопасностью производства, рыбная продукция подлежит обязательной сертификации. Кроме технологических и организационных вопросов государство регулирует и экономические аспекты производства, в части ограничения расходов, принимаемых при исчислении себестоимости рыбной продукции.

На стадии рынка государство, прежде всего, осуществляет контроль и защиту потребителя от некачественной, опасной рыбной продукции. Регулирует конкуренцию, определяет меры по защите национальных производителей рыбной продукции от зарубежных (через установление импортных пошлин и др. мер), а также регулирует экспорт рыбной продукции.

Государственное регулирование является важным моментом повышения конкурентоспособности рыбной продукции, оно должно осуществляться посредством создания благоприятного климата, необходимых механизмов для осуществления предпринимательской деятельности. Так, чтобы конкуренция в рыбной промышленности носила не разрушительный, а созидательный характер, государство должно построить свое воздействие таким образом, чтобы именно механизм рыночного саморегулирования обеспечил повышение конкурентоспособности рыбной продукции.

Для обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков приняты Федеральный Закон «О защите конкуренции» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Для нормальной работы системы управления конкурентоспособностью рыбохозяйственной организации необходимо нормативно-правовое обеспечение, система законодательных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность в целом, и данное направление в частности. Поэтому правительство и другие компетентные государственные органы, проводя политику государственного регулирования предпринимательской деятельности, разрабатывают законы, подзаконные акты, указы и иные нормативные документы.

Следует отметить, что до недавнего времени в системе нормативного регулирования предпринимательской деятельности в рыбохозяйственной деятельности был существенный пробел, а именно, отсутствовал Федеральный Закон о рыболовстве. Ввиду отсутствия соответствующего закона для рыбохозяйственных предприятий не были определены четкие правила игры, и это не давало возможности предприятиям рыбной промышленности четко планировать свою деятельность. Кроме того, это приводило к появлению избыточного количества рыбопромышленных предприятий, у которых отсутствовала соответствующая материально-техническая база и достаточный капитал.

Закон о рыболовстве разрабатывался около восьми лет. Еще летом 2000 года он был принят Госдумой, однако, Совет Федерации отклонил его. В марте 2001 года закон был повторно рассмотрен и принят Г осдумой, и 4 апреля его одобрил Совет Федерации, но на этот раз его отклонил Президент РФ. С учетом замечаний главы государства Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был дорабо-

тан специальной комиссией с участием членов Совета Федерации, 26 ноября 2004 года вновь был вынесен на рассмотрение Госдумы и принят нижней палатой парламента. 22 декабря 2004 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон. В соответствии с принятым Законом были установлены правила пользования биоресурсами, определены механизмы распределения квот на вылов водных биоресурсов, обеспечивающие их эффективное использование в условиях развития рыночных отношений.

Принятие Федерального Закона явилось первым шагом к формированию единой нормативно-правовой базы в рыбной промышленности. Еще раньше, в 2003 году, постановлением Правительства РФ были утверждены Концепция развития рыбного хозяйства России на период до 2020 года и Порядок пользования биоресурсами.

Однако следует отметить, что Закон не решает всех проблем рыбной промышленности, и на сегодняшний день ведется работа по внесению изменений и дополнений в него. Активную позицию в этом направлении занимает Ассоциация рыбопромышленников Приморья, Губернатор Приморского края, которые также внесли свои предложения.

Одной из проблем остается то, что деятельность рыбохозяйственных предприятий Дальневосточного региона регулируется нормативными документами, принимаемыми на федеральном уровне, а также законодательными актами регионального уровня, нормативными документами местных органов управления. При этом нормативные документы регионального уровня, в отдельных случаях, содержат положения, идущие в разрез с Федеральным законодательством.

Следующим негативным моментом являются частые изменения в российском законодательстве. В принятые нормативные документы (причем это касается всех уровней) вносятся изменения, дополнения, зачастую задним числом. То, что было разрешено в соответствии с ранее действовавшим документом (или его редакцией), категорически запрещается вновь принятой редакцией. Частые изменения нормативных документов приводят к невозможности стабильно управлять финансово-хозяйственной деятельностью предприятий рыбной промышленности ДВФО. В этих условиях бухгалтерский учет превращается из функции управления в средство формирования и сдачи финансовой отчетности в установленные сроки. В результате организации не получают достаточно информации о структуре расходов, объемах и их составе, что препятствует проведению глубокого анализа и выявлению резервов повышения конкурентоспособности рыбной продукции.

Первоочередная задача государства (соответствующих компетентных органов) создать продуманную систему нормативно-правовых актов, которые обеспечили бы благоприятные условия для развития предпринимательства в рыбной промышленности, стимулировали повышение конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций.

Объектом воздействия государства должна являться, не собственно конкурентоспособность рыбной продукции, а мотивация поведения людей в сфере экономических отношений по поводу конкурентоспособности. Государство устанавливает нормы и рамки таких отношений, создает и укрепляет необходимую правовую, техническую, организационную и информационную инфраструктуры, развивает деятельность по стандартизации, сертификации, метрологии, государственному контролю и надзору, лицензированию и т.п.1.

Государственное регулирование конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций должно опираться на экономические методы, регулирующее воздействие должно быть направлено на защиту отечественных рыбопромышленников.

Среди мер косвенного регулирующего воздействия следует выделить дотационные и компенсационные выплаты рыбохозяйственными организациям. Данные выплаты могут быть осуществлены как из Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов ДВФО. Такие выплаты в первую очередь должны быть направлены на развитие марикультуры, научные исследования, развитие научно-исследовательского флота, охрану биоресурсов, обеспечение их воспроизводства.

1 Версан В.Г. Основные цели и направления государственного регулирования в области качества продукции / В.Г. Версан, В.И. Седов / / Сертификация. - 2005. — № 4. — с. 14.

Целью развития рыбного хозяйства ДВФО является достижение устойчивого его функционирования на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов, развития аквакультуры, направленных на удовлетворение внутреннего спроса на рыбные товары. Одновременно должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбных товаров, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и оптимизации структуры управления рыбохозяйственными предприятиями1.

Первым шагом на пути формирования развитого рынка рыбопродукции должны стать бассейновые оптовые рыбные биржи, позволяющие вести практически круглосуточную торговлю сырьем. Здесь необходима скоординированная работа по созданию специализированных торгово-транспортных компаний на территории Дальневосточного региона.

Формирование сети оптовой торговли - важного рыночного института в отрасли должно проходить под контролем государства, обеспечивающего равный и беспрепятственный доступ всех добросовестных субъектов рынка к биржевым торгам, а также гарантирующего соблюдение их участниками своих обязательств перед контрагентами. Участие государства в этом вопросе, в том числе и через финансовые институты развития, будет побуждать коммерческие кредитные организации охотнее идти в отрасль.

Должны быть поддержаны предложения Федерального агентства о введении льготных (оптовых) тарифов на перевозку рыбопродукции внутри страны. Сейчас их доля в стоимости рыботоваров составляет от 23 до 55 %, в зависимости от вида продукции. Для того чтобы все россияне в полной мере смогли оценить достоинства отечественных рыбных продуктов, существующие ныне железнодорожные тарифы необходимо снизить вдвое. Помимо выгод для внутреннего рынка, это поможет кардинально приблизить Дальневосточные ресурсы к емкому западноевропейскому рынку.

Повышение конкурентоспособности рыбной продукции является составной частью промышленной и социально-экономической политики страны (регионов и предприятий) и должно проводиться в жизнь в рамках формирующихся механизмов управления. Государственная политика в области повышения конкурентоспособности рыбной продукции должна быть направлена, прежде всего, на поддержку развития экономики страны, на помощь предпринимателям.

Для российской экономики в целом крайне актуален не только вопрос экономического роста, но и его отраслевой структуры. В рыбной промышленности, как и в других отраслях, вопрос экспортно-сырьевой ориентации является также крайне злободневным. Решение данной проблемы требует целого комплекса мер, направленных на внедрение в производство новейших, признанных мировым сообществом технологий, создания крупных, современных рыбоперерабатывающих комплексов. Роль государства в обеспечении решения данной проблемы является одной из ключевых. Именно государство должно обеспечить привлекательный инвестиционный климат как в целом по России, так и в отдельных субъектах. Кроме того государство должно через соответствующие институты участвовать в инвестиционных проектах.

Для создания современной материально-производственной базы и освоения новой конкурентоспособной продукции, внедрению прогрессивных ресурсосберегающих технологий на предприятиях рыбохозяйственного комплекса Приморского края немаловажными факторами являются повышение инновационной активности в экономике. В данной области необходимы меры прямой государственной поддержки, поскольку циклы НИОКР достаточно продолжительны, степень риска в инновационных проектах очень высокая и без финансовой поддержки и государственного протекционизма предприятиям не обойтись.

Проведение структурных преобразований в рыбной отрасли, совершенствование управления рыбохозяйственной деятельностью в целом, а соответственно и конкуренто-

1 Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р (ред. от 21.07.2008) «О концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период 2020 года»

способностью рыбной продукции, в частности, на сегодняшний день является одной из первоочередных задач.

Целесообразно перейти на четырехступенчатую структуру управления в рыбной промышленности (см. рис. 1).

Рис. 1. Четырехступенчатая модель управления в рыбной промышленности

I ступень — федеральный уровень: Федеральное агентство. На данном уровне осуществляется общая координация действий в отрасли, разрабатывается стратегия и определяется тактика, подготавливаются и согласовываются с соответствующими министерствами и ведомствами нормативно-правовые акты, осуществляется контроль над охраной, воспроизводством и распределением водных биоресурсов.

Очевидно, что решение всех вышеперечисленных задач требует превращения Федерального агентства по рыболовству в мощный орган федерального контроля, обладающий максимальными правами, обязанностями и полномочиями. Придание агентству статуса министерства не только откроет возможности оперативно влиять на ситуацию в отрасли, но и даст реальные рычаги стратегического управления. Рыбная отрасль представляет собой сложный природохозяйственный и социально-ориентированный комплекс. А это значит что на Федеральном уровне - том, которому принадлежит право распоряжения основными рыбными запасами страны, — сегодня объективно необходима максимальная концентрация оперативных управленческих функций, включая рыбоохрану, науку, образование, регулирование промышленного рыболовства. В сегодняшних условиях это - единственная возможность повысить эффективность и оперативность государственного управления отраслью, снизить его «издержки», исключить дублирование и несогласованность в исполнении своих функций различными министерствами и ведомствами. Создание Министерства рыбного хозяйства России позволит поднять престиж отечественного рыболовства в мире1.

II ступень - бассейновый уровень: ассоциации рыбопромышленников, объединения акционерных обществ, предприятий, организаций рыбной промышленности, рыбопромышленные кластеры.

Целесообразно возложить на данные объединения следующие функции бассейнового управления:

1) координация хозяйственной деятельности береговых предприятий, промыслового флота всех форм собственности для эффективного освоения квот на вылов ВБР всеми судовладельцами, районами и объектами промысла, а также развития марикультуры и воспроизводства гидробионтов;

2) осуществление координации внешнеэкономической деятельности организаций Дальневосточного бассейна по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству

1 Бобылов, Ю.А. О тенденциях развития мирового и российского рыбного хозяйства / Ю.А. Бо-былов / / Бюллетень иностранной коммерческой информации — БИКИ. — 2005. — № 115. — С. 1-6.

РФ и принятие участия в межправительственных переговорах с иностранными государствами, при разработке межправительственных соглашений;

3) участие в разработке и реализации программ, стратегии развития рыбной промышленности Дальневосточного бассейна совместно с Комитетом по рыболовству Приморского края и других субъектов федерации;

4) руководство штабами промышленных районов и назначение руководителей и членов этих штабов;

5) осуществление информационного мониторинга - представлять в Федеральное агентство по рыболовству РФ по бассейну все необходимые данные о производственнохозяйственной и внешнеэкономической деятельности по установленной форме, регламенту, объему;

6) осуществление анализа выделения лимитов вылова ВБР и их реализации с целью разработки и внесения предложений по их перераспределению, а также разработка предложений по регулированию промысла организациями, входящими в состав объединения и защита их интересов на федеральном уровне;

7) осуществление единой политики Дальневосточного бассейна в области развития флота, береговых предприятий, производственной инфраструктуры и участие от их имени в разработке нормативных, административных актов Федерального агентства по рыболовству РФ.

Рассмотренные выше функции управления позволят сформировать необходимую организационную структуру органов бассейнового управления и определить их место и роль в общей системе управления рыбной отраслью.

III ступень - региональный уровень: комитет рыбного хозяйства администрации Приморского края, Камчатского края и др. субъектов. Основной функцией комитета является координация деятельности рыбохозяйственных предпринимательских структур в рамках соответствующего субъекта.

IV ступень - хозяйствующие субъекты - рыбопромышленные предпринимательские структуры.

Для эффективного управления в рыбной промышленности необходимо четко разграничить функции и полномочия по всем уровням вертикали. Механизм управления рыбохозяйственным комплексом должен стать связующим звеном, средством приведения в соответствие производственных отношений с уровнем развития производительных сил, базирующихся на познании и использовании соответствующих экономических законов развития общества.

Таким образом, главная задача государства в обеспечении конкурентоспособности рыбной продукции - создание и обеспечение благоприятного экономического климата в стране и в регионах, поддержка отечественных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.