Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы повышения эффективности производства свинины'

Организационно-экономические основы повышения эффективности производства свинины Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
815
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ПРОИЗВОДСТВО СВИНИНЫ / ORGANIZATION / MARKETING / PORK PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Карев М. Ю., Костромин Р. В.

Обоснованы пути повышения экономической эффективности производства мяса свиней и конкурентоспособности отрасли в рыночных условиях, включающие разработку предложений по совершенствованию организации производства кормов и повышению эффективности их использования в производстве свинины, совершенствованию организации воспроизводства поголовья свиней, интенсификации производства свинины. Раскрыты тенденции развития маркетинга в производстве свинины на основе создания маркетинговых служб и проведения социологического опроса покупателей свинины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational-economic bases of increase of efficiency of pork production

The authors propose ways to increase economic efficiency of pork production and competitiveness of the branch in the market conditions, including working out of suggestions on perfection of forage production organization and increase of efficiency of use of forage in pork production, on perfection of organization of pigs' livestock reproduction, on pork production intensification. Tendencies of development of marketing in pork production based on creation of marketing services and conducting pork consumers' sociological survey are showed.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы повышения эффективности производства свинины»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СВИНИНЫ

М.Ю. Карев, Р.В. Костромин

Обоснованы пути повышения экономической эффективности производства мяса свиней и конкурентоспособности отрасли в рыночных условиях, включающие разработку предложений по совершенствованию организации производства кормов и повышению эффективности их использования в производстве свинины, совершенствованию организации воспроизводства поголовья свиней, интенсификации производства свинины. Раскрыты тенденции развития маркетинга в производстве свинины на основе создания маркетинговых служб и проведения социологического опроса покупателей свинины.

Ключевые слова: организация, маркетинг, производство свинины.

Надежное обеспечение населения страны продуктами питания - одна из главных задач, решение которой связано с формированием полноценного рынка продовольствия.

Одним из самых крупных сегментов продовольственного рынка России является рынок мяса и мясных продуктов, в том числе свинины. В мясном балансе страны в 2006 г. на долю свинины приходилось 32 %. Свинина используется в пищу человека не только непосредственно в свежем виде, но и как сырье для производства ветчины, бекона, колбас, сосисок и разного рода консервов. Кожа, щетина и отходы забоя свиней являются сырьем для легкой промышленности.

В последние годы в стране свиноводство переживает серьезный кризис. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств РФ сократилось с 35,4 млн гол. в 1991 г. до 13,5 млн гол. в 2006 г., а производство мяса свиней в убойной массе за этот период уменьшилось с 3,4 млн т до 1,6 млн т, что сравнимо с уровнем 1960 г. Потребление свинины на душу населения уменьшилось до 15,3 кг в 2005 г. при норме 24 кг и выше. В 2005 г. импорт свинины составил 562 тыс. т (34,2 % к ее производству), что представляет угрозу продовольственной безопасности страны по мясной продукции.

Реформирование аграрной сферы АПК внесло значительные изменения в экономические условия функционирования и перспективы развития отрасли свиноводства. Наращивание объемов и повышение эффективности производства мяса свиней сдерживается диспаритетом цен, удорожанием кредитных ресурсов, сокращением государственной поддержки, снижением покупательной способности населения, недостаточным

обеспечением материально-техническими

ресурсами и отсутствием должной материальной заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей при внедрении достижений науки и техники в свиноводстве.

Поэтому в настоящее время становится актуальной проблема увеличения объемов и повышения экономической эффективности производства и реализации мяса свиней с тем, чтобы в ближайшие годы восстановить утраченные позиции и выйти на качественно новый уровень производства и потребления мяса.

Свиноводство является ведущей отраслью животноводства в мире. Ежегодно получают около 85 млн т свинины, что составляет 40 % общего производства мяса. Более половины мирового производства свинины сосредоточено в Китае, 21 % - в странах Европейского Союза, 10 % - в Соединенных Штатах Америки и только около 2 % в России. Если в целом производство продуктов животноводства в мире с 1970 г. возросло в разных странах в 1,5—4,5 раза, в России снизилось вдвое. Количество свиней в хозяйствах населения с 1990 г. возросло всего на 515 тыс., тогда как в предприятиях снизилось на 22 млн, при этом реализация свинины в хозяйствах населения сократилась на 12 %, а в сельхозпредприятиях — на 79 %. Трудно ожидать значительного прироста производства свинины от хозяйств населения и в дальнейшем. Поэтому только сравнительно крупные предприятия, в том числе частные, способны возродить отрасль свиноводства [1].

Причины катастрофического падения численности сельскохозяйственных животных и их продуктивности всем известны. Это

опережающий рост цен на продукцию промышленности, источники энергии, отсутствие инвестиций, доступного кредитования и разумного квотирования импортной продукции. Россия превратилась в крупнейшего импортера мяса и мясной продукции, мясо к нам поступает по искусственно заниженным ценам, причем часто низкого качества, хранившееся длительное время на складах.

Экономисты-реформаторы часто ссылаются на Америку как образец рыночной экономики. Но там государственное субсидирование сельского хозяйства рассматривается как наиболее эффективный способ его стимулирования и стабильного развития в условиях рыночной стихии. В последнее время в США ежегодно на сельское хозяйство тратится 55 млрд долл., это 4,5 % годового бюджета США, или 27 % годичной стоимости всей продукции сельского хозяйства.

Отсутствие поддержки со стороны государства безусловно тормозит развитие нашего сельского хозяйства. С другой стороны, зачастую такую помощь оказывать было некому. Большинство руководителей оказались не готовы к переходу на рыночные отношения. В специализированных хозяйствах после падения цен на свинину стали ориентироваться на реализацию зерна по бросовым ценам в погоне за сиюминутной выгодой и в результате остались без собственных средств с огромной задолженностью по зарплате, бюджетам всех уровней, энергетическим и другим ресурсам.

Важным направлением повышения рентабельности производства свинины является увеличение продуктивности животных и снижение себестоимости продукции на основе широкого использования интенсивных технологий.

Интенсивные технологии предусматривают достижение следующих показателей: число опоросов в год от свиноматки 2-2,2; число поросят от свиноматки за опорос 9-10; возраст отъема поросят 26-45 дней; среднесуточный прирост 550 г; затраты кормов на производство 1 ц свинины 4-4,5 ц корм. ед.; затраты труда на 1 ц свинины 3-4 чел.-ч.

Интенсивное свиноводство базируется на полноценном кормлении свиней и поточной организации производства. Главные элементы такой организации производства следующие: поточность производственных про-

цессов, раздельно-цеховая организация труда, ритмичность производства.

В условиях рыночной экономики очень важно перевести существующие комплексы и свинофермы на интенсивную технологию с законченным циклом производства свиней и использованием собственных кормов. Только так можно обеспечить рентабельность и конкурентоспособность свиноводческой продукции.

Непременным условием эффективного ведения свиноводства является племенная работа. Главная задача племенной службы — совершенствование пород и повышение продуктивных качеств маточного стада. Племенная работа включает следующие элементы: отбор и оценку ремонтных свинок, выбор хряков для чистопородного разведения и скрещивания, организацию индивидуального подбора на племенной ферме и группового — в промышленной части стада. Основное назначение племенной фермы — давать молодняк для ремонта стада [2].

Одним из факторов интенсификации свиноводства является комплексная механизация основных производственных процессов на фермах, позволяющая не только резко повысить производительность, но и намного улучшить условия труда на рабочих местах исполнителей.

Комплексная механизация производственных процессов на свиноводческих фермах должна быть подчинена требованиям интенсивной технологии содержания и кормления свиней, способствовать ее успешному осуществлению, обеспечивать минимальные затраты кормов и труда на единицу прироста живой массы свиней и производство продукции с минимальной себестоимостью.

Основными причинами, сдерживающими внедрение комплексной механизации свиноводства на современном этапе, можно считать: неплатежеспособность многих сельскохозяйственных предприятий, убыточность отрасли, отсутствие в достаточном количестве машин для механизации, низкий уровень концентрации производства, неприспособленность некоторых свиноводческих построек для механизации отдельных производственных процессов.

Экономическая эффективность отрасли свиноводства во многом зависит от организации воспроизводства стада, интенсивности

использования маток и хряков как основных средств производства и равномерности получения свинины по сезонам года.

В процессе совершенствования воспроизводства стада решаются следующие задачи:

- улучшение породных качеств, обеспечивающих высокую плодовитость маток, жизнеспособность поросят и их скороспелость;

- повышение плодовитости маток и удлинение срока их использования;

- установление правильных пропорций между основными и разовыми матками;

- правильный отбор ремонтного молодняка и своевременная его случка;

- обеспечение сохранности приплода и его хорошего развития;

- профилактика прохолоста маточного поголовья и сокращение падежа животных;

- систематический отбор для воспроизводства лучших по продуктивности свиней, получение и выращивание от них приплода и последующее их использование для расширенного воспроизводства стада.

Расширенное воспроизводство стада свиней в значительной мере зависит от правильного планирования сроков осеменения, опоросов и получения приплода в течение года.

Сроки осеменения и опоросов оказывают заметное влияние на равномерность производства свинины в течение года, уровень использования основного маточного стада, получение приплода в благоприятные периоды года, формирование групп животных для откорма, организацию труда и экономическую эффективность отрасли в целом.

В свиноводческих хозяйствах применяется два вида графиков опоросов: равномерный круглогодовой (его иногда называют конвейерный) и ярко выраженный сезонный (цикличный). Как при сезонных, так и при круглогодовых опоросах хозяйства широко применяют систему туровых опоросов. Под туровыми опоросами понимают проведение опороса группы маток в сжатые сроки (3—5 дней). Сезонные опоросы целесообразно применять на небольших свиноводческих фермах, планируя их в зависимости от условий года, принятой технологии и обеспеченности помещениями.

При круглогодовом графике опоросы распределяются равномерно по месяцам го-

да. Такой график целесообразно применять на крупных свиноводческих хозяйствах и комплексах.

Экономическая эффективность свиноводства непосредственно связана с созданием высокопродуктивного стада свиней, улучшением качества поголовья и структуры стада.

Структура стада в значительной мере определяет затраты кормов на единицу прироста, на производство свинины в расчете на одну основную свиноматку, себестоимость единицы продукции, а следовательно, и рентабельность отрасли. Процентное соотношение половозрастных групп свиней в хозяйстве с законченным оборотом стада и на узкоспециализированных предприятиях различно.

При нормальном воспроизводстве стада с законченным оборотом целесообразно иметь следующее соотношение половозрастных групп, %: основные свиноматки - 4-5, проверяемые - 4-10, поросята до 4-месячного возраста - 40-45 и молодняк на откорме - 45-50.

На свиноводческих предприятиях с сезонной системой опоросов можно рекомендовать такую структуру стада, %: хряки-производители - 1, ремонтные хрячки старше 6 мес. - 2, свиноматки основные - 7-8, свиноматки ремонтные старше 9 мес. - 15-16, поросята 3-4 мес. - 11, свиньи на откорме -62-64.

В структуре стада племенных репродук-торных хозяйств рекомендуется увеличить долю свиноматок на 9 % и ремонтного молодняка до 50-55 % за счет сокращения на 35 % поголовья на откорме. Однако следует иметь в виду, что очень высокий процент свиноматок в стаде говорит о плохом их использовании и низком выходе поросят. Установлено, что с уменьшением доли основных свиноматок в стаде выход свинины на матку увеличивается, себестоимость продукции снижается и повышается оплата корма [3].

Одним из решающих направлений дальнейшего развития свиноводства и повышения его экономической эффективности в условиях формирования рыночных отношений является создание прочной и устойчивой кормовой базы.

Необходимо, чтобы кормовая база свиноводства отвечала следующим требованиям:

объем производимых кормов должен соответствовать запланированному объему производства продукции;

поставка необходимых кормов должна быть бесперебойной и ритмичной;

должен обеспечиваться кормовой баланс с помощью качественных и дешевых компонентов;

корма следует использовать рационально, сводя к минимуму потери при заготовке и хранении;

затраты труда и материально-денежных средств на производство кормов должны быть минимальными.

Исходя из этих требований, в каждом свиноводческом хозяйстве следует разрабатывать и осуществлять мероприятия по укреплению кормовой базы.

Продуктивность свиней и другие показатели экономической эффективности производства зависят от уровня кормления. Установлено, что белковый дефицит в рационах свиней, равный 20—25 %, ведет к недобору 30—34 % продукции, увеличению в 1,4—1,5 раза непроизводительных затрат кормов и росту их себестоимости в 1,5 раза.

Уровень содержания протеина в кормах может быть повышен прежде всего за счет изменения структуры посевных площадей, расширения посевов культур, богатых белком. Существенным резервом в ликвидации протеинового дефицита является применение в рационе свиней сенной и травяной муки, кормовых дрожжей, кормов животного происхождения.

Большие резервы повышения продуктивности животных заложены в применении комбикормов. Установлено, что применение комбикормов, сбалансированных по основным питательным веществам и обогащенных витаминами, микроэлементами и другими биологически активными веществами, по сравнению со скармливанием свиньям различных видов зернофуража обеспечивает повышение продуктивности на 25—30 % при одновременном снижении себестоимости продукции.

Однако в связи с отсутствием денежных средств у сельскохозяйственных предприятий и высокой стоимостью комбикормов возникает необходимость организации их производства непосредственно в хозяйствах. Опыт работы некоторых свиноводческих

предприятий подтверждает возможность производства комбикормов на базе собственного зернового сырья и отходов производства. Для обогащения комбикормов используют покупные обогатительные добавки (премикс, минеральные вещества, лечебные препараты и т. д.).

Одним из путей снижения убыточности и стабилизации производства продукции свиноводства является применение маркетинговых методов. Для этого необходимо изучить, во-первых, платежеспособный

спрос, чтобы сформировать портфель заказов на продукцию по основным показателям (мясокомбинат, другие оптовики), во-вторых, оценить возможные объемы реализации по другим каналам (колхозные и оптовые рынки, розничные торговые предприятия и т. д.). По результатам анализа полученных данных формируется производственная программа (валовой объем продукции, поголовье скота, потребность в кормах и других материальнотехнических ресурсах).

Существующие каналы сбыта не гарантируют получения прибыли. Поэтому необходимо выделять централизованные дотации для обеспечения безубыточного производства всем нормально работающим хозяйствам. Вместе с тем производители продукции свиноводства должны постоянно расширять прямые связи, обеспечивающие ее сбыт без посредников. Это позволит повысить средние цены реализации и получить большую массу прибыли или минимизировать убытки. В качестве таких каналов могут выступать колхозные рынки, розничные магазины, в том числе, собственные торговые точки.

Перспективный канал реализации — сеть оптовых продовольственных рынков. Оптовые рынки целесообразно создавать двух типов: по продаже мяса и мясопродуктов и по продаже скота.

В любом случае отрасли необходима государственная поддержка.

1. Сосновский К. Б. Специализация и эффективность производства продукции свиноводства. // Эффективный экономический рост АПК Кубани. Краснодар, 2003.

2. Сорокин В.С. Внутрихозяйственный расчет и коллективный подряд в колхозах и совхозах // Животноводство. 1987. № 11.

3. Носаленко П.А. Образцовое рентабельное агропредприятие // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 1.

Поступила в редакцию 11.01.2008 г.

Karev M.Y., Kostromin R.V. Organisational-economic bases of increase of efficiency of pork production. The authors propose ways to increase economic effi-

ciency of pork production and competitiveness of the branch in the market conditions, including working out of suggestions on perfection of forage production organization and increase of efficiency of use of forage in pork production, on perfection of organization of pigs’ livestock reproduction, on pork production intensification. Tendencies of development of marketing in pork production based on creation of marketing services and conducting pork consumers’ sociological survey are showed.

Key words: organization, marketing, pork production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.