Научная статья на тему 'Организационно-экономические направления повышения эффективности управления информатизацией региона'

Организационно-экономические направления повышения эффективности управления информатизацией региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРОБЛЕМЫ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ РЕГИОНА / INFORMATIZATION / INFORMATION DEVELOPMENT OF THE REGION / PROBLEMS / SAMARA REGION / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DIRECTIONS / INFORMATIZATION MANAGEMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарин Станислав Валериевич

Статья посвящена анализу проблемных зон процесса информационного развития России в целом и Самарской области в частности. Дана характеристика основных барьеров, препятствующих переходу к информационному обществу, и важнейшего среди них отсутствия эффективной системы управления. Описаны и обоснованы конкретные направления повышения эффективности управления информатизацией региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT OF INFORMATIZATION MANAGEMENT EFFICIENCY IN THE REGION

This article analyzes the problem areas of informatization development process in Russia in general and in Samara region in particular. The author describes the main barriers hindering the transition to the information society. The most important problem in execution of the program of information development of the Samara region is the lack of an effective management system. The article describes and justifies the specific areas for improvement of the informatization management efficiency in the region.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические направления повышения эффективности управления информатизацией региона»

УДК 332.1

Казарин Станислав Валериевич Kazarin Stanislav Valeriyevych

руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области

ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ РЕГИОНА

Head of the Department for Information Technologies and Communications of the Samara Region

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT OF INFORMATIZATION MANAGEMENT EFFICIENCY IN THE REGION

Аннотация:

Статья посвящена анализу проблемных зон процесса информационного развития России в целом и Самарской области в частности. Дана характеристика основных барьеров, препятствующих переходу к информационному обществу, и важнейшего среди них - отсутствия эффективной системы управления. Описаны и обоснованы конкретные направления повышения эффективности управления информатизацией региона.

Ключевые слова:

информатизация, информационное развитие региона, проблемы, Самарская область, организационно-экономические направления, управление информатизацией региона.

Summary:

This article analyzes the problem areas of informatization development process in Russia in general and in Samara region in particular. The author describes the main barriers hindering the transition to the information society. The most important problem in execution of the program of information development of the Samara region is the lack of an effective management system. The article describes andjustifies the specific areas for improvement of the informatization management efficiency in the region.

Keywords:

informatization, information development of the region, problems, Samara region, organizational and economic directions, informatization management of the region.

В настоящее время проблема информатизации регионов становится одной из наиболее важных, поскольку от ее решения зависит вопрос построения в нашем государстве информационного общества, что станет основой для достижения лидирующих позиций в сфере экономики и социальной жизни. Поэтому информатизация регионов приобрела форму новой национальной идеи.

Для решения проблем, возникающих при переходе к информационному обществу, требуется эффективное межрегиональное взаимодействие, что в настоящее время сложно осуществимо по причине отсутствия единых информационных стандартов в различных регионах страны. Это связано с недостаточным законодательным регулированием процесса информатизации, отсутствия методологической основы на уровне государства. Такая ситуация провоцирует региональные и муниципальные власти к разработке информационных проектов, направленных на решение конкретных региональных задач, что приводит к разрозненности и самобытности информационных процессов на уровне каждого региона.

Кроме того, серьезное затруднение при развитии информационного общества вызывает отсутствие четкой государственной стратегии, которая основывается на реалиях национального рынка и зарубежном опыте. В настоящее время на уровне государства существует обобщенный план информационного развития, который не содержит конкретных методологических, финансовых и организационных инструментов информатизации, а определяет только отдельные мероприятия и сроки их исполнения.

Практика реализации концепции создания электронного правительства свидетельствует, что многие государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в электронной форме, остаются невостребованными населением. Поэтому увеличение количества электронных госус-луг не приводит к повышению качества информационного процесса. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к переводу отдельных государственных услуг в электронную форму на основании их востребованности и сложности получения.

Во многих регионах до настоящего времени нет полного понимания степени важности процесса информатизации со стороны руководящих структур. Информатизация проходит по принципу выполнения задач, поставленных руководством страны. При этом региональная информационная инициатива со стороны нижестоящих органов власти либо игнорируется, либо откладывается «в долгий ящик». Такая ситуация провоцируется отсутствием у руководства регионов социальной ответственности за принимаемые управленческие решения.

Недостаточная квалификация государственных служащих в области информатизации также становится причиной затягивания информационного развития регионов. К тому же во многих региональных органах власти до сих пор не создана структура, регулирующая процесс информатизации [1].

Еще одной причиной неэффективной реализации информационных процессов является низкое взаимодействие региональных и муниципальных властей в связи с недостаточной автоматизацией управленческой деятельности на уровне муниципалитетов. Внедрение информационной системы оказания государственных услуг тормозится сложностью предоставления информационных данных со стороны муниципальных органов власти, которые обладают основным объемом данных в сфере управления в регионе.

Большинство муниципалитетов не оснащены системами электронного взаимодействия и не имеют удаленных каналов связи. В результате возникает ситуация, когда на региональном уровне выстраивается информационная инфраструктура, формируются электронные порталы по оказанию государственных услуг, в то время как на уровне муниципальных властей все запросы обрабатываются вручную. Это приводит к увеличению сроков рассмотрения заявлений и негативно сказывается на качестве предоставления услуг населению. Необходимость соблюдения установленных требований для предоставления государственных услуг в электронном виде влечет дополнительную материальную и финансовую нагрузку для органов муниципальной власти.

Для определения степени готовности регионов к переходу на информационную основу экономической и социальной жизни Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ был разработан ИО-индекс, направленный на создание аналитического инструмента для оценки информационной политики на уровне государства или регионов [2].

Расчет индекса проводится на основе анализа более 70 показателей информационного развития региона, в том числе значений, определяющих объем доступа и использования информационных и коммуникативных каналов связи. В настоящее время методика расчета индекса готовности регионов к информационному развитию соответствует международным стандартам. Значение индекса варьируется от 0 до 1.

Проведенные расчеты показывают, что Самарская область имеет индекс развития 0,4, то есть по отношению к другим регионам России находится в числе лидеров информационного развития. Причиной этому послужило широкое распространение информационных технологий и доступа к информационным сетям, наличие в регионе электронного портала по предоставлению государственных услуг и его мобильного приложения, а также эффективное взаимодействие на уровне различных ведомств.

При этом информатизация в регионе осуществляется неравномерно. Наиболее развита информационная инфраструктура в крупных городах области - Самаре, Тольятти, Сызрани. Чем дальше от областных центров, тем ниже уровень информатизации органов власти и населения, что негативно отражается на информатизации муниципальных учреждений социальной сферы -образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры.

Проведенное авторское исследование информатизации Самарского региона в 2013 г. позволило сделать следующие выводы. Из 37 субъектов региона 28 имеют многофункциональные центры предоставления государственных услуг. В 35 субъектах в администрациях имеются подразделения, которые занимаются вопросами информатизации. 30 субъектов области имеют разработанные и утвержденные проекты развития информатизации.

Наиболее важной задачей информатизации региона, по данным проведенного опроса, является создание формирование единой информационной базы данных. В 28 субъектах области созданы базы данных по населению, 24 имеют базу данных по земельным ресурсам, 23 - базу данных по недвижимости.

Финансовые затраты субъектов Самарской области на информатизацию за последние годы выросли, но по-прежнему осуществляются по остаточному принципу и составляют в среднем не более 0,5 % от бюджета субъекта.

По нашему мнению, основной проблемой реализации программы информатизации региона Самарской области в настоящее время является отсутствие эффективной системы управления. Создание электронного правительства не решает все вопросы информатизации. Необходимо также находить решение задачам сокращения материальных и временных издержек при предоставлении государственных услуг, а также более эффективного взаимодействия государственных органов и населения.

В настоящее время информатизация региона сталкивается со многими сложностями, основными из которых являются высокая степень дифференциации между районами области по уровню информатизации. Также в ходе исследования было отмечено, что в Самарском регионе часть населения не имеет доступа к современным информационным технологиям по причине их низкого распространения на территории отдельных муниципальных образований.

Кроме того, некоторые реализуемые в области информационные проекты не имеют поддержки в муниципалитетах. Это связано прежде всего с отсутствием общей архитектуры информационных систем на различных уровнях власти, а также несоответствие поставленных в программах задач существующим потребностям в обществе. Часть программ не имеет главных показателей, характеризующих эффективности их реализации.

С целью повышения эффективности управления информационным развитием региона необходимо направить усилия органов власти на решение следующих вопросов:

- Преодоление межведомственной несогласованности - в настоящее время информатизация региона проходит по пути информационного развития отдельных ведомственных задач, при этом межведомственные вопросы остаются нерешенными. Так, например, информация, относящаяся к ведению конкретных государственных ведомств, остается закрытой не только для населения, но и для других государственных органов, что неприемлемо при переходе к информационному общественному устройству.

- Создание единой унифицированной базы данных - отсутствие прямого регулирования организационных и правовых вопросов региональных информационных процессов со стороны федеральных органов власти привело к тому, что существующие в настоящее время информационные системы и базы данных различных ведомств имеют разную структуру, принципы построения и предоставления информации. До настоящего времени не создана единая автоматизированная система регистрации граждан. Таким образом, отсутствие единых межведомственных принципов построения баз данных не позволяет пользоваться разрозненными унифицированными системами как единой информационной системой. Наибольшую значимость эта проблема получила при создании единого электронного административного регламента как основного элемента системы управления регионом.

- Стандартизация информационных процессов - формирование информационных систем как ведомственного, так и межведомственного характера сталкивается с проблемой отсутствия общих стандартов, что приводит к необходимости доработки существующих систем либо построению новых, что влечет за собой значительные финансовые потери. Таким образом, необходима проработка на федеральном уровне единых стандартизированных системных требований к различным электронным приложениям и внедрение их на всех региональных, ведомственных и межведомственных уровнях.

- Создание собственной информационно-технической базы реализации информационных процессов - на сегодняшний день все информационные процессы в нашей стране осуществляются на программной платформе Microsoft. Отечественное программное обеспечение практически не развивается. Таким образом, региональная информатизация полностью зависит от зарубежных производителей программных продуктов. Решение этой проблемы лежит в необходимости развития отрасли программирования, что должно стать задачей среднесрочной стратегии развития нашего государства, а также внедрения OpenSource - программного обеспечения с открытыми исходными кодами. Эта программа позволит отечественным программистам проявить высокий профессионализм, стать полноправными участниками рынка программного обеспечения и создавать конкурентоспособные программные продукты. Суть OpenSource заключается в том, чтобы сделать открытыми и бесплатными базовые средства разработки. При этом предполагается переместить конкурентную борьбу в программное обеспечение связи между клиентом и ближайшим провайдером и сконцентрироваться на создании индивидуальных решений для пользователей. В настоящее время компания IBM поддерживает внедрение этой программы и обратилась к правительству РФ с предложением о совместных действиях в этом вопросе.

В настоящее время имеются два принципиальных подхода к реализации информатизации в регионе: вертикальный и горизонтальный.

В первом случае информатизация осуществляется путем размещения определенного количества информационных систем различного назначения, во втором - происходит последовательное увеличение количества информационных систем на основе конкретных потребностей региона. Оба подхода были успешно реализованы в регионах РФ.

Информатизация в Самарской области проходит по второму пути, что на наш взгляд, оправдано, поскольку в этом случае минимизируются материальные потери на внедрение информационных систем, не использующихся в полной мере, кроме того этот подход позволяет повысить эффективность взаимодействия между государством и населением.

Повышению эффективности управления в сфере информатизации региона, по нашему мнению, будет способствовать создание единого совещательного органа, координирующего работу в области информатизации, состоящего из представителей всех заинтересованных сторон: государства, населения и бизнеса.

Региональный координационный совет должен решать следующие задачи информационного развития Самарской области:

- разработка рекомендаций по реализации Концепции информационного развития для областных и муниципальных органов власти;

- рассмотрение и вынесение соответствующих решений по проектам региональных законодательных актов в сфере информатизации;

- мониторинг реализации Концепции информационного развития региона, анализ возникших проблем;

- обобщение общероссийского опыта информатизации регионов, выработка рекомендаций по внедрению передовых достижений;

- подготовка ежегодных отчетных сведений о реализации Концепции информационного развития региона.

Таким образом, деятельность Регионального координационного совета позволит повысить эффективность системы управления информатизацией Самарской области, будет способствовать улучшению качества жизни населения, даст возможность реализовать имеющийся потенциал информационного развития, позволит организовать трехсторонний диалог между различными представителями общества.

Кроме того, повышению эффективности информационного развития Самарской области будет способствовать:

1) обеспечение доступа к современным высокоэффективным коммуникативным каналам связи всем слоям населения независимо от их удаленности от центра области или других городов;

2) повышение открытости функционирования государственных структур на разных уровнях власти и управления;

3) развитие мотивации у населения и частного бизнеса к использованию современных информационных технологий.

Сокращение цифрового неравенства между районами Самарского региона возможно только на основе взаимодействия органов власти на всех уровнях по вопросам стимулирования инвестиционной деятельности в сфере информатизации, создания условий для расширения спроса на товары, связанные с информатизацией (технологии, услуги, технические средства и т. д.), со стороны государства, населения и бизнеса.

Согласно государственной программе «Информационное общество» правительством РФ выделяются субсидии на развитие информатизации в регионах. Субсидирование осуществляется по итогам ежегодного конкурса, где победивший регион может получить до 50 млн руб. Условием дальнейшей государственной помощи в области информатизации является реализация целевых показателей информационного развития минимум на 70 %, в противном случае регион обязан вернуть полученные у государства деньги.

На наш взгляд, такой подход к софинансированию информационных программ развития регионов не является результативным, поскольку, как ранее было отмечено, большинство регионов не имеют целевых показателей информационного развития, тем более сложно реализовать механизмы их оценки. В этой связи полученные из федерального бюджета средства малоэффективны, поскольку чаще всего возвращаются государству, либо не получаются вовсе.

Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, выделенных государством на информационное развитие регионов, необходимо четко определить целевые показатели информационного развития регионов, прописать их в региональных программах развития, оценить их в количественном выражении и определить круг организаций, имеющих полномочия для проведения оценки уровня реализации информационного развития в каждом регионе страны.

В заключение необходимо подчеркнуть, что реализация информатизации региона напрямую зависит от эффективной и надежной системы управления, которая быстро и комплексно решает все возникающие проблемы. А главными механизмами системы управления информатизацией должны стать функциональная организационная структура, актуальная нормативно-правовая база в области информатизации, обоснованная инвестиционно-финансовая политика региона.

Ссылки:

1. Дымченко Е.В. Информатизация экономик на региональном уровне // Бизнес Информ. 2010. № 5. С. 30-32.

2. Адамадзиев К.Р., Рабаданова Р.М. Оценка уровня информатизации регионов России: динамика, межрегиональные различия // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (ч. 2). С. 462-466.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.