УДК 353.2:[002+004]
КУЗНЕЦОВ Владимир Викторович — к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин и информационного обеспечения управления Воронежского института экономики и социального управления (394000, Россия, г. Воронеж, ул. Помяловского, 27; [email protected]) ЧУРСИН Михаил Александрович — к.тех.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и информационного обеспечения управления Воронежского института экономики и социального управления (394000, Россия, г. Воронеж, ул. Помяловского, 27; [email protected])
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В работе рассматриваются итоги реализации областной целевой программы «Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы». Проведенный анализ позволил выделить факторы, замедляющие переход к информационному обществу на территории области. В работе предложены направления совершенствования процесса внедрения технологии электронного правительства на территории Воронежской обл.
Ключевые слова: информатизация региона, электронное правительство, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, оценка состояния
В настоящее время одним из основных направлений повышения качества жизни граждан, создания благоприятных условий для развития бизнеса, существенного совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является формирование в России информационного общества. Эта задача определена в Стратегии развития информационного общества в РФ1 и государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»2.
Концепция электронного правительства в Воронежской обл. реализовывалась в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (20022010 годы)»3, итоги которой рассмотрены в работе «Итоги реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" и направления дальнейшей информатизации общества» [Чурсин, Чурсина, Десятириков 2011], и областной целевой программой «Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы»4. Рассмотрим результаты реализации ее мероприятий.
С 2007 г. введена в промышленную эксплуатацию информационная система «Официальный портал органов исполнительной государственной власти и муниципальных образований Воронежской области» (http://www.govvrn.ru). Портал создан для расширения возможностей удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, инвестиционных
1 Стратегия развития информационного общества. Утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212). Доступ: кИрУ/йти^. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_92004 (проверено 13.01.2016).
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"». Доступ: кИрУ/ийте consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162184 (проверено 13.01.2016).
3 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_90180 (проверено 13.01.2016).
4 Областная целевая программа «Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы». Утв. постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 990. Доступ: http://cons.vrn.ru/ cgi-bin/vrnobz.pl?obz=2010/101015 (проверено 13.01.2016).
возможностях Воронежской обл., приоритетных национальных проектах и целевых программах, социально-экономическом развитии региона. Официальный сайт электронного правительства Воронежской области состоит из 12 блоков. Из них на сегодня функционируют 8: автоматизированная система документа-ционного обеспечения управления (АС ДОу), портал областного правительства, портал госуслуг, центр телефонного обслуживания, региональный реестр госуслуг, региональный реестр заявок госуслуг и комплекс LotusForms для составления и подачи электронного заявления на получение госуслуг, а также официальный блог губернатора области.
Функционирует официальный сайт администрации городского округа г. Воронеж (http://www.voronezh-city.ru/), порталы муниципальных районов города и области, содержащие разнообразную и актуальную информацию о работе органов местного самоуправления. на сайтах администраций муниципальных образований гражданам предоставляется возможность личного обращения в режиме видеоконференцсвязи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи к представителям администрации, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов1.
В соответствии с федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»2, постановлением Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг»3 создан портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области (http://svc.govvrn.ru).
на сегодняшний день портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области обеспечивает доступ заявителей к сведениям о более чем 300 государственных и муниципальных услугах, предоставляемых на территории области, размещенных в федеральной государственной информационной системе «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», а также к формам заявлений и иных документов в электронном виде, заполнение которых необходимо для обращения в орган исполнительной власти Воронежской обл. и орган местного самоуправления муниципального образования области для получения государственной или муниципальной услуги.
В рамках административной реформы, проводимой в РФ в целях повышения качества и доступности предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг и повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в области создано автономное учреждение Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (http://mfc.vrn.ru). Многофункциональный центр (МФЦ) обеспечивает полноценное информа-
1 например, на сайте Администрации городского округа город Воронеж имеется возможность личного обращения граждан через «электронную приемную». Гражданин в удобное для него время может в режиме on-line задать интересующий его вопрос представителям администрации, а также высказать свои предложения или пожелания, а также получить информацию о ходе рассмотрения обращения. Только за III квартал 2015 г. через сервис «Электронная приемная» поступило 1 127 (25,5%) из 4 423 обращений граждан. См.: Отчет о работе с обращениями граждан в администрации городского округа город Воронеж в третьем квартале 2015 года. Доступ: http://www.voronezh-city.ru/administration/ struc-ture/detail/12213 (проверено 13.01.2016).
2 Федеральный закон РФ от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 103023 (проверено 13.01.2016).
3 Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 16.02.2015) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)». Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_laW_120963/ (проверено 13.01.2016).
ционное взаимодействие между государственными и муниципальными органами, участвующими в процессе оказания государственной или муниципальной услуги, для создания всех необходимых условий для получения гражданами и юридическими лицами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»1. Таким образом, автономное учреждение МФЦ является единым местом приема, регистрации и выдачи необходимых гражданам и юридическим лицам документов в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
Несколько лет действует сайт размещения государственного и муниципального заказа Воронежской области (http://www.zakaz.govvrn.ru/), предоставляющий полную и актуальную информацию о необходимых для государственных и муниципальных органов власти товарах и услугах.
Начал функционировать геопортал Воронежской области (http://geoportal.e-reg36.ru), обеспечивающий доступ к информации о продукции и услугах в любой сфере деятельности, связанной с созданием и распространением пространственных данных о регионе.
С целью формирования единого информационного пространства всех органов местного самоуправления городских и сельских поселений, органов самоуправления муниципальных районов, городских округов и заинтересованных исполнительных органов государственной власти Воронежской области (ИОГВ ВО) создана Единая информационная система органов местного самоуправления (ЕИС ОМСУ).
ЕИС ОМСУ обеспечивает доступ органов государственной власти к актуальной социально-экономической информации городских и сельских поселений для проведения мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов местного самоуправления.
Источниками наполнения ЕИС ОМСУ являются:
- программный комплекс «Муниципальная информационная система поселений» (МИСП), функционирующий в 500 поселениях области, который содержит социально-экономические показатели муниципальных образований и позволяет вести похозяйственный учет;
- программный комплекс «АРМ муниципальных районов и городских округов», установленный в 31 муниципальном районе и 3 городских округах, который содержит сведения муниципальных районов и городских округов об организационных формах и составе кадров местного самоуправления, участии политических партий в местном самоуправлении.
В ЕИС ОМСУ происходит обмен информационными показателями двух уровней местного самоуправления - исполнительных органов власти и населения. При существующей организации информационного взаимодействия становится наглядной и прозрачной работа органов местного самоуправления, достоверные показатели работы поселений доступны для анализа и построения прогнозов.
Для совершенствования процесса анализа текущего состояния и создания необходимых условий для прогнозирования социально-экономического развития Воронежской обл. в регионе введена в эксплуатацию региональная информационно-аналитическая система (РИАС). РИАС концептуально
1 Например, в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, по данным автоматизированной информационной системы мониторинга оказания государственных услуг (АИС МОГУ), доля предоставленных через МФЦ основных государственных услуг Росреестра в 2014 г увеличилась в 1,5-2 раза и составила 24,54%. Перечень оказываемых услуг един для всех офисов - всего около 150 услуг. Только за 1 месяц (июль 2015 г.) принято заявлений по постановке на государственный кадастровый учет в электронной форме - 1 810 (19%), через МФЦ - 2 717 (28%) из 9 706 заявлений всего. См.: Итоги деятельности Росреестра по Воронежской области за 2014 год и задачи на 2015. Доступ: https://rosreestr. ru/upload/iblock/5ef/buklet-rr-v-tsifrakh-2015_itog.pdf) (проверено 13.01.2016).
является хранилищем данных о текущем состоянии показателей социально-экономического развития области, которое формируется в процессе интеграции данных из систем оперативной обработки информации, действующих на территории Воронежской обл. В частности, муниципальные информационные системы (МИС), использующиеся для автоматизации деятельности органов местного самоуправления, также являются источниками данных для РИАС. Для обеспечения взаимодействия региональных и федеральных органов власти на базе РИАС и пополнения ее банков данных правительство Воронежской обл. заключило договоры об информационном взаимодействии с Федеральной службой государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службой РФ. Все абоненты информационно-телекоммуникационной сети Воронежской обл. как конечные пользователи РИАС могут видеть результат автоматизированной обработки данных о состоянии социально-экономического развития Воронежской обл. через удобный графический интерфейс, содержащий геоинформационные элементы.
Одной из главных проблем внедрения информационных технологий на региональном уровне является низкий уровень открытости и прозрачности органов власти. Институт развития свободы информации ежегодно проводит исследование содержания официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления на предмет соответствия действующему законодательству, а также потребностям пользователей информации. По результатам исследования формируется рейтинг информационной открытости официальных сайтов. Весной 2014 г. Фонд свободы информации при поддержке открытого правительства провел общественный аудит открытости региональных органов власти1. Прозрачность органов власти и работа с открытыми данными - ключевые механизмы открытого госуправления. Исследовались официальные сайты региональных правительств и региональные наборы открытых данных, осуществлялась их проверка на предмет соответствия российскому законодательству, требованиям экспертов и запросам пользователей.
Общая оценка реализации механизмов открытости в российских регионах является комплексной и учитывает наличие, удобство поиска, полноту, актуальность информации на всех исследованных сайтах.
Открытость отдельных категорий информации на сайтах региональных правительств следующая: сведения о вакансиях - 84,9%; контакты и структура -70,4%; доходы госслужащих - 58,5%; функциональность сайта - 57,8%; реализация механизмов обратной связи - 49,6%; текущая деятельность - 40,1%; отчетность и показатели эффективности - 37,6%; взаимодействие со СМИ - 24,6%.
По результатам общественного аудита Воронежский регион не находится в числе лидеров информационной открытости. В общем рейтинге из 83 регионов правительственный портал Воронежской области (http://www.govvrn.ru/) занял 65-е место с общей оценкой реализации механизмов открытости 31,949%.
Анализ процесса внедрения информационных технологий в Воронежской обл. позволяет выделить следующие факторы, замедляющие переход к информационному обществу на территории области:
- функциональная и информационно-технологическая несовместимость территориальных информационных систем, которая вызвана отсутствием единых методических, нормативно-технических и организационных регламентов их создания и нескоординированностью действий;
- несовместимость и невозможность корпоративного использования большой
1 Общественный аудит открытости региональных органов власти. Доступ: http://system.infometer.org/ ru/monitoring/160/rating/ (проверено 13.01.2016).
части региональных информационных ресурсов из-за используемого ведомственного подхода при их проектировании и разработке;
- невысокий уровень доступности передовых информационных технологий и телекоммуникационных услуг для населения, удаленного от областного центра;
- слабое взаимодействие проектов разработки и совершенствования муниципальных информационных систем с областными;
- скрытое негласное сопротивление руководителей учреждений образования, науки, социальной защиты населения, культуры, медицины процессу информатизации этих учреждений и, как следствие, невысокая скорость этого процесса;
- отсутствие на региональном уровне единой государственной политики интеграции различных телекоммуникационных сетей, в т.ч. ведомственных, что, в свою очередь, не способствует формированию единой защищенной телекоммуникационной сети Воронежской обл.;
- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс информатизации в субъектах РФ как на региональном, так и на федеральном уровне, что, в свою очередь, не позволяет полноценно обеспечить результативное взаимодействие органов государственной власти РФ и Воронежской области, интеграцию государственных информационных ресурсов1.
Для решения существующих проблем необходимо:
1) улучшать кадровое обеспечение электронного правительства;
2) совершенствовать нормативную правовую базу, регламентирующую процессы информатизации, позволяющую обеспечить информационное взаимодействие органов государственной власти РФ и Воронежской обл., интеграцию государственных информационных ресурсов;
3) развивать материально-техническую базу коммуникационных сетей, обновлять парк компьютерной и оргтехники;
4) формировать и осуществлять поддержку проектов электронного правительства на федеральном уровне в интересах регионов;
5) проводить мероприятия по популяризации электронного правительства для конечных пользователей;
6) создать систему межведомственного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Таким образом, можно отметить, что информатизация затронула многие сферы жизни общества: социальную, политическую, экономическую, культурную. Значимость внедрения электронных услуг для государственного управления очень высока. Однако формирование единого информационного пространства так и остается нерешенной проблемой как для всей России, так и для отдельных ее регионов. Переход Воронежской обл., как и других субъектов РФ, к информационному обществу - объективная необходимость общественно-политического развития, и он должен сопровождаться активным внедрением передовых информационных технологий в систему государственного и муниципального управления. Положительным эффектом этого процесса является создание необходимых условий для большей информационной открытости органов власти всех уровней, т.к. для повышения эффективности региональной экономики, системы государственного управления и местного самоуправления необходимо обеспечить свободный доступ к информации органов государственной и муниципальной власти о состоянии социально-экономического развития общества.
1 Областная целевая программа «Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы». Утв. постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 990 (с изм. от 17.03, 11.10.2010). Доступ: http://cons.vrn.ru/cgi-bin/vrnobz.pl?obz=2010/101015 (проверено 13.01.2016).
Список литературы
Чурсин М.А., Чурсина К.Н., Десятириков А.Н. 2011. Итоги реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» и направления дальнейшей информатизации общества. - Регион: Системы, Экономика, Управление. № 1(12). С. 145-149.
KUZNETSOV Vladimir Viktorovich, Cand.Sci. (Phys.-Math. Sci.), Associate Professor, Head of the Chair of Natural Sciences and IT, Voronezh Institute of Economics and Social Management (27 Pomialovskogo St, Voronezh, Russia, 394036; [email protected])
CHURSIN Mikhail Aleksandrovich, Cand.Sci.(Tech.Sci.), Associate Professor of the Chair of Natural Sciences and IT, Voronezh Institute of Economics and Social Management (27 Pomialovskogo St, Voronezh, Russia, 394036; viesm@ vmail.ru)
EVALUATION OF THE IMPLEMENTATION OF E-GOVERNMENT IN THE VORONEZH REGION
Abstract. The paper discusses the results of the implementation of the regional target program «Informatization of the Voronezh region for 2010-2014». The analysis allowed identifying the factors slowing transition to the information society in the region. In this paper, the authors propose ways of improving the process of introduction of e-government technologies on the territory of the Voronezh region.
Keywords: informatization of region, e-government, information technologies, telecommunication technology, assessment