Научная статья на тему 'Система управления информатизацией регионального промышленного комплекса'

Система управления информатизацией регионального промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НИОКР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / MANAGEMENT / INFORMATION / REGION / EFFICIENCY / AUTOMATIC PROCESS CONTROL SYSTEM / SUBJECTS OF ECONOMY / REGIONAL DEVELOPMENT / SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / RESEARCH AND ADVANCED DEVELOPMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье рассматриваются основные вопросы управления информатизацией субъектов региональной экономики. Определены основные вопросы управления социально-экономическими процессами региона и направления совершенствования информатизации субъектов экономики с учетом региональной политики. Мероприятия по совершенствованию методов субъектов региональной экономики разработаны после проведения анализа функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MANAGEMENT BY INFORMATIZATION OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

The major questions of management by informatization of the subjects of regional economics are viewed in the article. The major questions of management by social and economic processes of the region and directions of improvement of informatization of subjects of economics taking into consideration regional policy are identified. Measures on improving of methods of subjects of regional economics are defined after carrying out the analysis of functioning.

Текст научной работы на тему «Система управления информатизацией регионального промышленного комплекса»

УДК 338

И.Н. Тюкавкин* СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются основные вопросы управления информатизацией субъектов региональной экономики. Определены основные вопросы управления социально-экономическими процессами региона и направления совершенствования информатизации субъектов экономики с учетом региональной политики. Мероприятия по совершенствованию методов субъектов региональной экономики разработаны после проведения анализа функционирования.

Ключевые слова: информатизация, управление, информация, регион, эффективность, автоматизированные системы управления технологическими процессами, субъекты экономики, региональное развитие, социально-экономические процессы, НИОКР, модернизация.

Процесс информатизации в контексте с социально-экономическими преобразованиями общества на этой основе возможен только при эффективной реализации структурных и институциональных факторов. Стратегии социально-экономического развития правительства страны и регионов для перехода к ИО обусловлены уровнем подготовленности страны к информатизационным преобразованиям. Здесь также необходимо учесть успешный опыт государственной поддержки стратегических и перспективных отраслей хозяйства, которые впоследствии имели необходимые ресурсы и возможности перехода к рыночным условиям функционирования.

На современном этапе экономического развития Российской Федерации из-за продолжающейся депрессии после кризиса 2008—2011 гг. рыночные механизмы и условия функционирования не в состоянии обеспечить в необходимом количестве воспроизводство информационных технологий и ресурсов. Стратегия формирования и развития информатизации в России должна исходить из собственных экономических условий, а не копировать общие направления зарубежных стран, в которых уже давно сложились и существуют рыночные отношения и собственные механизмы в области реализации и совершенствования информационно-коммуникационных технологий [2].

В настоящее время проблема управления функционированием системы информатизации экономики регионов является приоритетной как с позиций регионального сообщества, так и с точки зрения государства. Это определено объективными внешними и внутренними факторами самой системы управления, а именно: приоритетом территориального, поляризационного и отраслевого подходов в формировании региональных органов

управления; недостаточным уровнем компетентности руководства регионов; дублированием функций управления по ряду направлений функционирования; фрагментарностью отдельных организационных действий по комплексному развитию системы управления регионом и др. Именно решение вышеперечисленных задач обеспечит управление проводимой информатизацией экономики регионов и всех ее субъектов, которая призвана создать условия для устойчивого развития бизнеса и повышения уровня жизни населения регионов на основе применения имеющегося и вновь разрабатываемого экономического и организационно-управленческого потенциала.

Концепция и стратегия создания информационного общества, а также формирования системы управления процессом информатизации экономики региона в рыночных условиях хозяйствования должны определять особую роль государства в регулировании экономических процессов. Стратегия должна учитывать особенности и преимущества России [1]:

— высокий уровень профессиональной подготовки персонала, работающего в сфере информатизации;

— выгодное географическое расположение России на торговых и информационно-телекоммуникационных потоках Восток-Запад.

Необходимо подчеркнуть и слабые стороны при формировании стратегии:

— большой объем устаревшего оборудования, технологий и основных фондов организаций, связанных с формированием и техническим обслуживанием информатизации;

— неравномерное распределение по территории страны и регионов центров НИОКР и информа-тизационного потенциала;

* © Тюкавкин И.Н., 2014

Тюкавкин Игорь Николаевич (st0rm@list.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

— сложное финансовое и кадровое обеспечение науки, банкротство и разрушение научных школ;

— отсутствие замкнутого производственного цикла средств информатизации и телекоммуникационного оборудования.

Особое место в формировании модели системы управления информатизацией экономики региона принадлежит развитию и формированию информационно-коммуникационных систем и ресурсов в интересах муниципального, регионального и государственного управления.

Повышение результативности использования информационных ресурсов государства возможно за счет:

— улучшения доступа к государственной информации населению;

— оптимизации процессов предоставления услуг информатизации;

— государственной поддержки информационных центров, принадлежащих государству.

Несомненно, важный резерв улучшения дел в регионе — это развитие информационного взаимодействия в электронном виде между органами власти на муниципальном, региональном и государственном уровнях и создание комплексной, сориентированной на пользователей, системы государственных услуг информатизации на основе государственных информационно-телекоммуникационных структур. В процессе информатизации необходимо организовать и обеспечить открытый, прямой доступ всех граждан к необходимой государственной информации, а также к предоставляемым услугам и к государственным служащим через информационно-коммуникационные сети, значительно повысить доступность государственных кадастров, регистров и баз данных статистических органов, а кроме этого, применять электронные средства для проведения государственных закупок и торгов. Основная задача в этом направлении — о обеспечение доступности государственной информации через информационно-коммуникационные сети, создание сайтов «шаговой» доступности и подключение к системе информатизации общественно значимых и информационных государственных ресурсов [2].

Реализация данных вопросов, а также их учет в системе управления процессом информатизации экономики региона сможет позволить реализовать объединение всех государственных информационных ресурсов, увеличить качество и устойчивость информационных систем государства, организовать комплексную систему информационной поддержки принятия решений органами власти не только в сфере экономики, но и в области обеспечения безопасности государства, общества и личности [3].

В научной литературе имеются различные подходы к методам управления развития региональ-

ной экономики, но, если обобщить различные высказывания по этому поводу, то можно прийти к следующему выводу, что под методами организации управленческой деятельности подразумеваются приемы и способы анализа и оценки возникающих и предполагаемых управленческих ситуаций, использования нормативно-правовых, организационных и других форм воздействия на поведение и сознание людей в осуществляемых ими общественных процессах, отношениях и связях между ними для достижения поставленных целей и решения определенных региональных задач.

Исходя из вышеизложенного, по мнению автора, региональное управление процессом информатизации экономики — это управление социально-экономическими процессами информатизации субъектов экономики в пределах территории региона и взаимодействия с другими субъектами территориального устройства РФ, направленные на эффективное использование имеющихся информационных ресурсов в целях устойчивого и динамичного развития региона и повышения уровня жизни населения.

Результативность региональной системы управления информатизации экономики в основном зависит от того, каким образом осуществлена в регионе система связей и взаимоотношений в заданных параметрах, которая в нашем случае характеризуется понятием системы. Система управления и регулирования экономических и социальных процессов в регионе — это сложная, иерархическая и многоуровневая система. Он представляет собой большую совокупность составляющих его различных компонентов с точки зрения внутренней законченности и определенности, наличия совокупности конкретных приемов, методов, форм, инструментов, связей, видов и отношений, которые конкретно воздействует на функционирование и развитие экономики региона в соответствии с поставленными целями. Всю подсистему организации комплексной системы регионального управления информатизацией экономики региона можно представить в виде следующей логической «цепочки» — методологическое (методическое), нормативно-правовое, организационное (организационно-правовое и организационно-экономическое), информационное, технологическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

При анализе, оценке и реализации системы управления региональным экономическим развитием на основе информатизации следует обратить внимание на то обстоятельство, что не все стороны или компоненты исследуемого региона поддаются прямому управлению. Ряд их развивается по принципам собственной самоорганизации в силу объективных причин. Важно понять данный механизм, то есть каким образом они приходят в движение.

Приоритетную и главную роль в формирующейся системе регионального управления информатизацией экономики призван сыграть государственно-нормативный компонент, который должен ориентироваться на сохранение и развитие социально-экономической базы региона. Кроме этого, региональное управление всеми социально-экономическими процессами предполагает также тесное взаимодействие с муниципальными органами местного самоуправления. Данное взаимодействие должно организовываться с учетом самостоятельности каждого уровня управления региона в рамках их полномочий и принятия определенных совместных решений на основе сотрудничества, партнерства и согласованных интересов [4].

В региональной системе управлении развития социально-экономических процессов также используются собственные специфические методы управления, которые представляют собой целую совокупность взаимосвязанных способов, форм и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления. Динамичность и сложность объекта управления (в нашем случае региона) определяет также многообразие применяемых методов, подходов и инструментов, формирующих в конечном итоге механизм регионального управления информатизацией экономики региона.

В системе методологии или методов управления социально-экономическим развитием региона особое значение имеет выбор оптимального сочетания и применения имеющихся административных и экономических методов.

Административные методы управления информатизацией экономики регионами, которые иногда называют также организационно-распорядительными или организационно-административными, включают в себя приемы, способы действия прямого и обязательного (принудительного, исполняемого) определения деятельности и поведения людей со стороны соответствующих властных структур региона. Они базируются на региональной системе отношения управления, власти и подчинения [5].

Властные региональные органы осуществляют конкретную административную деятельность, задача которой — координация направлений деятельности хозяйствующих экономических и иных субъектов региона. Власть имеет право определить «направления и рамки социально-экономического развития», одним из составляющих которых является эффективность как следствие соотношения результата и затрат, а другим — уровень имеющегося и формируемого доверия населения к властным структурам. Между этими двумя составляющими может идти процесс развития. Административные методы обеспечивают реализацию комплексных, общерегиональных интересов, а так-

же их преобладание над интересами отдельных хозяйствующих субъектов региональной экономики.

Наличие административного, властного начала во многом определяет устойчивость функционирования региональной системы даже при отсутствии каких-либо значимых системообразующих взаимосвязей.

В основе используемых административных методов управления лежит неукоснительность соблюдения всех предписаний, а также возможность применения различных видов и форм юридической ответственности в отношении отдельных субъектов экономики, нарушающих установленные правила [4].

Административные методы управления должны использоваться в комплексе с экономическими: их оптимальное сочетание в единой системе сможет обеспечить эффективное функционирование всей экономики региона. Есть различия и отличительные особенности экономических и административных методов управления информатизацией экономики. Административные методы управления основаны на конкретно-адресных направлениях, которые ориентированы на достижение целей всей системы управления путем формирования ее комплексной структуры, создания общих условий для принятия и реализации всех управленческих решений. Они определяют прямое воздействие на управляемые объекты и преследуют преимущественно интересы органа регионального управления. Вся ответственность за принятые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов в данном случае могут быть существенно ограничены. Административные распоряжения однозначны, как правило, требуют обязательного исполнения и не допускают любых отклонений от установленных процедур и норм [5].

Экономические методы, в отличие от административных, базируются на общих, принятых в обществе, правилах поведения и выбора альтернативных вариантов стратегии экономического развития. Они оказывают лишь косвенное воздействие на объекты управления, т. е. учитывают экономические интересы хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Экономические методы определяют полную самостоятельность всех субъектов экономики региона при их ответственности за принимаемые решения и действия, за их последствия и побуждают субъекты хозяйствования к подготовке ряда альтернативных решений и выбору оптимального, с точки зрения интересов всех субъектов экономического риска. В целом объективная необходимость применения экономических методов управления информатизацией экономики региона вызвана тем, что только на основе одних административных методов нельзя

эффективно решить всю совокупность проблем, которые возникают в процессе управления информатизацией экономики региона.

Суть экономических методов заключается в том, чтобы путем косвенного влияния на экономические интересы субъектов хозяйствования региона с помощью цен, тарифов, прибыли, налогов, оплаты труда, субвенций, кредитов и т. д. создавать стимулы их ориентации на эффективное функционирование региональной экономики, без прямого вмешательства органов управления, но в законодательно установленных этими органами рамках. Экономические методы управления построены на применении целой системы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность (выгоду) и ответственность субъектов экономики региона за последствия принимаемых ими решений и побуждающих их участвовать в выполнении задач комплексного социально-экономического развития и роста региона без специальных на то указаний и разрешений [3].

В современных условиях рыночного хозяйства взаимоотношения региональных органов управления (властных структур) с субъектами экономики региона строятся на принципах самоуправления, экономической самостоятельности и взаимной эквивалентности отношений, исключительно на нормативно-правовой и договорной основе.

К числу современных действенных экономических методов управления информатизацией экономики региона следует отнести разработку индикативных программ и планов социально-экономического развития регионов, а также иных субъектов РФ, которые исполнительные органы управления региона должны представлять в законодательные собрания и согласовывать с Правительством РФ.

В настоящее время данные программы факультативны и их рассматривает Минэкономразвития Российской Федерации. Успех в осуществлении этих программ будет являться главным критерием оценки Правительством РФ эффективности деятельности руководства регионов и основанием для предложения последующих федеральных субвенций и дотаций [2].

В последнее время региональные органы управления все больше используют методы научного познания, результаты НИОКР. К ним относятся вероятностно-статистические методы; математическое программирование; функциональный и системный анализы; экономико-статистическое моделирование; методы статистической теории принятия решений и теории стратегических исследований; графические методы; методы прогно-

зирования социального экспериментирования; методы теории массового обслуживания или теории очередей и др. Современный инструментарий научной методологии исключительно богат, разнообразен, обширен и постоянно развивается. Но вместе с тем следует отметить, что управленческая деятельность на уровне регионов в своем большинстве еще далека от него и весьма робко использует его возможности. Если потребуется сделать прогноз уровня сложности комплексной управленческой деятельности в XXI в., то уже сейчас с уверенностью можно полагать, что без освоения научной методологии во всем ее применяемом многообразии региональному управлению не справиться со своими задачами.

Именно поэтому в реализуемой системе механизмов управления информатизацией экономики региона появляются «переговорные площадки», «общественные слушания», «общественная экспертиза», «экспертная оценка рисков», «межведомственные группы (советы)», «гражданский контроль» и т. п. Они становятся механизмами подключения представителей общественности и бизнес-сообщества в процессы разработки и принятия управленческих решений [4].

Сама система управления информатизацией экономики региона также претерпевает существенные изменения. В первую очередь речь должна идти об информатизации системы образования, здравоохранения, социального развития, в рамках которых кардинально изменяются «субъект-субъек-тные» и «субъект-объектные» отношения. Процессы глубокого реформирования в управлении коснулись практически всех сфер и направлений общественной жизни. Основополагающим для них стал переход от отраслевых методов и моделей управления к функционально-целевым.

Система управления информатизацией экономики региона — это основной элемент информационной системы управления территориями, наиболее технологически сложная ее часть, представляющая собой целую совокупность компонентов, рассмотренных выше, тесно связанных между собой, образующих управляющую, нормативную, управляемую, технологическую, инструментальную подсистемы в их интеграционном объединении и целостности, формирующие направления воздействия на все региональное хозяйство, экономические и социальные процессы, условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, домашние хозяйства и организации, в целях повышения эффективности социально-экономического развития региона и уровня жизни населения в нем.

Библиографический список

1. Огородов Д.В. К вопросу о правовой охране информации // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы: проблемно-тематический сборник / РАН. ИГП. М., 1998. С. 81-88.

2. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996. С. 64.

3. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова., 1995. С. 112.

4. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. 2007. № 3. С. 42-45.

5.Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78-81

I.N. Tyukavkin* SYSTEM OF MANAGEMENT BY INFORMATIZATION OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

The major questions of management by informatization of the subjects of regional economics are viewed in the article. The major questions of management by social and economic processes of the region and directions of improvement of informatization of subjects of economics taking into consideration regional policy are identified. Measures on improving of methods of subjects of regional economics are defined after carrying out the analysis of functioning.

Key words: informatization, management, information, region, efficiency, automatic process control system, subjects of economy, regional development, social and economic processes, research and advanced development, modernization.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich (st0rm@list.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.