Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы реформирования и развития ОПК'

Организационно-экономические механизмы реформирования и развития ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шершнева О. М.

Though the fundamental documents for the Russian defense industry development have been accepted and the amount of financing for defensive projects has increased last years, this amount of financing is still insufficient. Nowadays, the majority of enterprises don't have enough funds to develop promising projects; therefore they are forced to sell their projects to foreign companies at low price. One of the possible solutions for this vital issue is to create a branch venture fund. The fund is required for financing scientific and technical promising projects and promising R and D work results commercialization and financing accrual. The fund creation will allow to decrease financial risks connected with realization of scientific and technical projects as well as to expand the ability to receive long-term investments without compulsory depositing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and economic mechanisms of reforming and development of defense industrial complex

Though the fundamental documents for the Russian defense industry development have been accepted and the amount of financing for defensive projects has increased last years, this amount of financing is still insufficient. Nowadays, the majority of enterprises don't have enough funds to develop promising projects; therefore they are forced to sell their projects to foreign companies at low price. One of the possible solutions for this vital issue is to create a branch venture fund. The fund is required for financing scientific and technical promising projects and promising R and D work results commercialization and financing accrual. The fund creation will allow to decrease financial risks connected with realization of scientific and technical projects as well as to expand the ability to receive long-term investments without compulsory depositing.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы реформирования и развития ОПК»

4) повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, значительных инвестиций требует и экологическая составляющая топливно-энергетического комплекса.

Ключевой проблемой, обеспечивающей решение этой одной из важнейших стратегических задач, является поиск источников инвестирования:

1. Прежде всего, это федеральное бюджетное финансирование отечественных проектов.

2. Привлечение инвестиций, как отечественных, так и зарубежных компаний, участвующих в разработке и добыче полезных ископаемых на территории России.

3. Привлечение венчурного финансирования в развитие инновационных предприятий.

Энергетическая стратегия России накладывает ответственность на исполнительную власть и обязывает правительство всячески

способствовать ее реализации. Опорой новой Экономической стратегии должна стать сильная государственная власть. В тексте стратегии отмечается, что «именно государство должно стать эффективным координатором экономических и социальных реформ, определить оптимальные цели и параметры общественного развития, создать условия и механизмы их достижения». Поэтому государство исходит их того, что восстановление потенциала ТЭК в современных условиях является главным безальтернативным путем развития российской экономики, главным звеном в решении экономических задач России, началом ее общего экономического возрождения. Это требует обеспечения приоритетности интересов ТЭК в формировании инвестиционных программ и в политике привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

Поступила в редакцию 12.08.2007 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПК

О.М. Шершнева

Shershneva O.M. Organization and economic mechanisms of reforming and development of defense industrial complex. Though the fundamental documents for the Russian defense industry development have been accepted and the amount of financing for defensive projects has increased last years, this amount of financing is still insufficient. Nowadays, the majority of enterprises don’t have enough funds to develop promising projects; therefore they are forced to sell their projects to foreign companies at low price. One of the possible solutions for this vital issue is to create a branch venture fund. The fund is required for financing scientific and technical promising projects and promising R and D work results commercialization and financing accrual. The fund creation will allow to decrease financial risks connected with realization of scientific and technical projects as well as to expand the ability to receive long-term investments without compulsory depositing.

На сегодняшний день ОПК в своем инновационном развитии сталкивается с рядом проблем. Наиболее актуальная из них - это проблема финансирования. Неустойчивое и недостаточное финансирование оборонной промышленности России в 90-х гг. в условиях проводимых реформ привело к свертыванию работ по перспективным ВВТ (вооружение и военная техника) и оттоку квалифицированных кадров из научных и проектных организаций, к

прекращению использования уникального оборудования и испытательных баз [1].

В последние годы приняты основополагающие документы развития российского ОПК. Идеи заложены в трех базовых документах: «Основы политики Российской Федерации в области развития обороннопромышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», Федеральной целевой программе «Реформирова-

5l

ние и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2010 гг.», Государственной программе вооружения на период до 2010 г. Главная задача программы - формирование при активном государственном участии интегрированных структур с жесткой вертикалью управления [2].

В результате создания интегрированных структур должны быть выработаны механизмы управления государственной собственностью в оборонных отраслях промышленности, ориентированные на обеспечение: трансформации существующей организационно-технологической структуры ОПК в современную (отвечающую условиям рыночной экономики) структуру, привлечение внебюджетных средств для финансирования проектов реструктуризации и развития производственно-технологических комплексов системообразующих интегрированных структур путем снижения доли участия государства в капитале головных компаний со 100 % до 51 %, для стратегически важных структур исключительно путем размещения дополнительных эмиссий их акций среди реальных (в основном частных) инвесторов.

Реализуемая сейчас программа реформирования ОПК в какой-то мере отражает пути решения этой задачи, поскольку содержит принципиальные решения о концентрации научных и производственных мощностей и формировании в ОПК крупных научнопроизводственных холдингов. Механизм их формирования позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень государственного контроля, с другой, вовлечь в процесс интеграции частный капитал. Очевидно. это направление правильное, преимущества такого подхода к реструктуризации ОПК подтверждены практикой - большинство сформированных пять-шесть лет назад холдингов существенно повысили за прошедшие годы основные показатели своей деятельности. Однако темпы реализации программы неудовлетворительны. К началу 2004 г. планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур, а создано лишь четыре. Таким образом, государственная программа идет медленно, неровно и, как следствие, недостаточно эффективно. Низкие темпы реформирования ОПК в значительной степени объясняются тем, что до настоящего времени не решена проблема разработки и

принятия достаточной правовой базы структурных преобразований, в том числе по государственному управлению структурными образованьями ОПК, распределению получаемой концернами прибыли, доверительному управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, созданию условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования предприятий и организаций ОПК [3].

Несмотря на принятие основополагающих документов развития российского ОПК и увеличение объемов финансирования оборонных проектов в последние годы, данный объем финансирования все-таки не достаточен. Сегодня большинство предприятий не имеют собственных средств, чтобы самим заниматься перспективными проектами. Получение банковского кредита под залог имущества с учетом риска оказывается для них неприемлемым. К тому же, долгосрочное кредитование развито в России весьма слабо и не отвечает потребностям развития промышленности. Решить эту проблему может создание отраслевого венчурного фонда.

Фонд необходим для инвестиций в перспективные проекты в научно-технической сфере ОПК России, интенсификации финансирования и коммерциализации результатов перспективных НИОКР. Создание фонда позволит предприятиям российского ОПК снизить финансовые риски, связанные с реализацией научно-технических проектов, и одновременно расширить свои возможности по привлечению инвестиций на долгосрочной основе и без обязательного предоставления залога. Для предприятий ОПК венчурное финансирование имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционным банковским кредитованием. Прежде всего, при получении венчурных инвестиций отсутствует необходимость в оформлении залога. В случае неудачи проекта у предприятия не возникает обязанности по уплате процентов, поскольку финансовые риски по проекту распределяются между предприятием и Венчурным фондом. Венчурный фонд в лице своей управляющей компании сознательно идет на оправданный риск и становится полноправным партнером предприятия, непосредственно заинтересованным в успехе проекта. С этим связано другое важное преимущество Венчурного фонда для

предприятий - его непосредственное участие в управлении и продвижении проекта за счет использования собственного опыта, бизнес-технологий и возможностей инвесторов. Венчурное финансирование привлекательно не только для предприятий, но и для инвесторов. С точки зрения инвестора Венчурный фонд - это особая договорная форма коллективного инвестирования в наиболее высокодоходный сектор экономики. Управляющая компания, специализирующаяся на профессиональном рисковом инвестировании и опирающаяся на ресурсы фонда, способна свести к минимуму потенциальные риски, связанные с проектами, и обеспечить своим инвесторам максимальный доход на вложенный капитал. Средства Венчурного фонда должны предоставляться на конкурсной основе. Отбор будет осуществляться на основе компетентной всесторонней оценки, экономической, технической и юридической экспертизы.

Демонтаж административно-плановой

экономики и переход к экономике рыночного типа для предприятий ВПК полностью не произошел. Так, на предприятиях ОПК до сих пор осталось жесткое регулирование и контроль за деятельностью предприятий. Для того чтобы оптимизировать государственное финансирование ОПК, необходимо отказаться от жесткого контролирования финансовой деятельности предприятий.

Таким образом, необходим комплексный подход к реформированию ОПК, который бы захватывал не только структурные преобразования в виде создании холдингов и концернов, но и переустройство самого механизма финансирования, государственного регулирования предприятий ВПК, а также налоговой и правовой базы. Необходимо стимулирование НИОКР с помощью специальных налоговых льгот: вычитание текущих

расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы, налоговый кредит и др. Россия пока еще не утратила окончательно свой научнотехнический потенциал, обладает рядом передовых конкурентоспособных технологий, превышающих мировой уровень. При внедрении их в производство они смогут дать коммерческий эффект для стабилизации и подъема экономики России.

В данных условиях становится актуальной проблема управления инвестициями проектов создания и развития перспективного ВВТ с целью более эффективного использования ограниченных ассигнований, выделяемых из государственного бюджета. Причем, поскольку продукция оборонных отраслей промышленности является намного более (примерно в 20 раз) наукоемкой, чем гражданская продукция всех других отраслей народного хозяйства, то особое значение приобретает эффективность финансово-экономического обеспечения НИОКР по ВВТ. Итак, инновационная сфера, главной составляющей частью которой является опытноконструкторские и научно-исследовательские разработки, на современном этапе развития является основным двигателем экономического роста, причем роста не количественного, что свойственно российской экономике в последнее время, а роста качественного, что присуще развитым экономикам.

1. Ловцов Д., Богданова М. // Информационноаналитический журнал «Обозреватель -Observer». № 8 (121).

2. Миронов С. // Оборонка. 2004. №1 (24).

3. Новости ВПК МИНФИН // Агентство ТС-ВПК. 2006. Февр.

Поступила в редакцию 1.08.2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.