Научная статья на тему 'Специфика инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России'

Специфика инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Н. А.

The article investigates the oil-and-gas complex as a basis of Russian economy. Problems connected with insufficient quantity of capital investments in the branch are analyzed. Specification of investment policy of the complex is considered. Ways to attract investments to the oil-and-gas complex are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification of investment policy in oil-and-gas complex of Russia

The article investigates the oil-and-gas complex as a basis of Russian economy. Problems connected with insufficient quantity of capital investments in the branch are analyzed. Specification of investment policy of the complex is considered. Ways to attract investments to the oil-and-gas complex are offered.

Текст научной работы на тему «Специфика инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России»

СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Н.А. Козлова

Kozlova N.A. Specification of investment policy in oil-and-gas complex of Russia. The article investigates the oil-and-gas complex as a basis of Russian economy. Problems connected with insufficient quantity of capital investments in the branch are analyzed. Specification of investment policy of the complex is considered. Ways to attract investments to the oil-and-gas complex are offered.

Нефтегазовый комплекс является фундаментальной основой всей экономики Российской Федерации как с точки зрения текущего жизнеобеспечения, так и перспективного развития государства.

Россия является одной из богатейших стран по запасам природных топливно-энергетических ресурсов. Российская Федерация как ведущая энергетическая держава мира способна полностью обеспечить свои внутренние потребности и необходимый экспорт как в настоящее время, так и на перспективу.

На долю Российской Федерации, занимающей 10 % территории Земли, приходится, по разным источникам, 4,6-13,0 % всех разведанных мировых запасов нефти, уступая странам Ближнего Востока (65,1 %), Южной и Центральной Америки (6,1 %). Следует отметить, что суммарные разведанные запасы нефти стран СНГ (6,2 %) практически равняются доказанным нефтяным ресурсам стран Северной Америки.

Месторождения нефти расположены в 40 субъектах Российской Федерации. Основное количество отечественных разведанных запасов нефти и газа сконцентрировано в Западной Сибири (соответственно 72 и 63 %) и Урало-Поволжье (16 и 26 %). Значительные запасы нефти выявлены также в республике Коми и Архангельской области, сравнительно небольшие - на Северном Кавказе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Структура разведанных запасов в целом является благоприятной для освоения. Около 70 % относится к крупным и уникальным месторождениям. В разработку вовлечено 76 % разведанных запасов. Вместе с тем, средняя выработанность эксплуатируемых месторождений составляет 43 %, и на значительной их части добыча неуклонно падает. Наиболее выработаны месторождения Чечни,

Краснодарского края, Дагестана, Башкортостана, Самарской, Волгоградской областей.

Сокращение масштабов геологоразведочных работ привело не только к свертыванию или замедлению геологического изучения новых территорий, но и к сокращению количества локальных поисковых объектов и, соответственно, количества и масштабов открываемых месторождений.

Основными районами разведки и добычи нефти остаются Западная Сибирь, Урало-Поволжье, европейский Север (соответственно, 68, 27 и 4 % текущей добычи нефти). На их долю в 2020 г. придется 61 и 8 % прогнозной добычи соответственно.

Все большее значение приобретает проблема реанимации истощенных нефтяных месторождений со значительными остаточными запасами, в т. ч. в преждевременно обводненных залежах. Она актуальна, прежде всего, в старых районах нефтедобычи, в частности в Урало-Поволжье, на Северном Кавказе и др. Многие месторождения находятся в стадии падающей добычи, но перспективы этих регионов еще далеко не исчерпаны. Следует обратить внимание также на освоение месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и на использование нетрадиционных источников углеводородов - высоковязких нефтей и битумов. Наконец, один из существенных резервов сырьевой базы жидких углеводородов - это газовый конденсат, по использованию запасов которого Россия существенно отстает от других государств.

В настоящее время большая часть добычи нефти осуществляется 9 крупнейшими нефтяными российскими компаниями, из которых «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и ТНК являются лидерами добычи нефти.

Нарастает доля добычи нефти различного рода совместными предприятиями. Дан-

ное направление нефтедобычи выглядит особенно перспективным для реализации международных проектов и привлечения необходимых инвестиционных ресурсов в нефтяную отрасль Российской Федерации.

По объемам запасов газа наша страна занимает второе место (30,7-45,0 % от общего объема мировых запасов), уступая лишь странам Ближнего Востока (36,1 %). Суммарный показатель для стран СНГ выводит бывший СССР на первое место в мире по величине разведанных ресурсов газа. Россия обладает самой мощной сырьевой базой в мире для добычи газа. К настоящему времени в России открыто свыше 750 газовых газоконденсатных и газонефтяных месторождений. Промышленность и энергетика используют примерно 80 % добываемого в России газа, бытовое хозяйство - около 20 %. Для бытовых нужд газом пользуется население более 2800 городов и поселков городского типа, и более 90000 сельских населенных пунктов. На экспорт газ из России поставляется через Украину и Белоруссию в 13 стран Европы.

Главным районом добычи газа в России является Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Месторождения газа сосредоточены в основном в северной части Западно-Сибирского экономического района, но газ добывается также в районах добычи нефти в центральной части Западной Сибири. Эта провинция дает около 60 % российской добычи газа. Западная Сибирь - перспективный район для разработки новых месторождений газа. Недостатком его является удаленность месторождений от индустриальных центров и трудность освоения в условиях Севера. Второй по важности район добычи газа в России, как и в нефтяной промышленности, - Волго-Уральский. Здесь месторождения газа (разрабатывается около 50) в большинстве случаев сопутствуют нефтяным месторождениям. Третий район добычи газа - Тимано-Печорская провинция. Четвертое место по России по объему добычи газа занимает запад Северо-Кавказского экономического района. Крупнейшие месторождения этой провинции: Ставропольское, Майкопское, Мирное, Ленинградское, Тахта.

Производство газа в России за последние 10-12 лет снизилось с 643 млрд м3 в 1991 г. почти на 10 %, что меньше падения произ-

водства во всех отраслях отечественной экономики.

К сожалению, и в настоящее время кризис, охвативший нефтегазовый комплекс, не преодолен. Цены на нефть и газ не полностью покрывают значительно возросшие затраты на их добычу и транспортировку. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что кризис неплатежей и падение спроса на внутреннем рынке существенно осложнили ситуацию. Помимо кризисных явлений, характерных для общеэкономической ситуации конца XX в., нашли свое отражение и технологические факторы, которые имели тенденцию в последние годы нарастать и усиливаться, и более того, сегодня выходят на первый план по сравнению с явлениями, связанными с общесистемным кризисом.

Устойчивый рост спроса на сырье нефтегазового комплекса во всем мире определяет важность наращивания объемов добычи нефти и для российских нефтяных компаний. Огромный ресурсный потенциал ряда российских регионов в перспективе создает возможность увеличения объемов добычи при условии существенных капиталовложений.

В добыче газа общий кризис экономики России сказался значительно меньше из-за сохранения системы управления и более органичного перехода к рыночной экономике. Наблюдающиеся колебания добычи газа обусловлены в первую очередь сокращением поставок газа в страны бывшего СССР из-за неплатежей. При этом на долю «Газпрома» приходится 85 % производства всего российского газа, 11 % - на долю всех нефтяных компаний и 4 % - на долю прочих субъектов рынка. «Газпром» является крупнейшей

компанией в мире как по запасам, так и по добыче природного газа (табл. 1).

Говоря о роли РАО «Газпром» в ТЭК Российской Федерации, следует отметить, что из газа, добытой этой компанией, получают 40 % отечественной электроэнергии. Наряду с сохранением лидирующих позиций «Газпромом», возрастает роль нефтяных и других мелких газодобывающих компаний, что позволит уже к 2010 г. сложиться полноценной и конкурентной рыночной среде на рынке газа.

Потребителями газа в России являются электростанции (41 %), промышленность (28 %), коммунально-бытовые потребители (16 %) и пр. (15 %).

Таблица 1

Запасы газа крупнейших компаний мира

Компания Запасы газа, млрд м3

РАО «Газпром» 48000

«Статойл» 1656

«Шелл» 1450

«Мобил» 548

«Бритиш Петролеум» 307

«Шеврон» 267

Экспорт нефти и газа, а большинство добытого российского сырья (более 20 % от общего количества добычи газа в стране) поступает на экспорт, является исключительно важным фактором как экономической, так и политической ситуации в стране. Он обеспечивает 60 % всей валютной выручки страны, что позволяет поддерживать курс рубля и внешнеторговое сальдо на необходимых уровнях. Государственные акцизы на нефть и нефтепродукты, а также налоговые отчисления «Газпрома» более чем наполовину формируют доходную часть государственного бюджета Российской Федерации. Поставки газа в страны ближнего зарубежья - серьезный политический фактор в построении отношений со странами бывшего Советского Союза.

Нефтегазовый комплекс является основным поставщиком первичных энергоносителей и соответственно крупным потребителем финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого уровня производства и покрытия растущих потребностей в жидком и газообразном топливе. При этом он испытывает трудности двоякого рода: потребности в финансировании растут, а источники финансирования, наоборот, оскудевают. Рост потребностей обусловлен рядом новых требований, предъявляемых к комплексу в части экологической защиты, модернизации основных производственных фондов, решении социальных проблем. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные неосвоенные и неблагополучные для здоровья регионы, в т. ч. в районы арктических шельфов, зон вечной мерзлоты и места с трудными геологическими условиями.

Одновременно с ростом потребностей с начала 90-х гг. наметилась понижательная тенденция в финансировании расходов ТЭК,

в т. ч. и расходов нефтегазового сектора. Особенно резко сократилась доля бюджетного финансирования, которая являлась опорой финансового благополучия комплекса. Так, удельный вес государственных централизованных капиталовложений в отрасли комплекса, составлявший в 1988 г. 74,3 % их общего объема, снизился к 1993 г. до 15 %, а в 1994 г. составил всего 2 % и остался на этом же уровне в 2000 г. Как отмечалось в российской научной литературе, осуществляемая экономическая реформа в России брала за основу проведение политики замены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако осуществление этой политики натолкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остался и без государственных капиталовложений, и без инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль: низкая рентабельность большинства предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масштабам неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогообложения, запоздалое решение проблемы амортизационных платежей в связи с переоценкой основных фондов, ухудшение и удорожание работы транспорта. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным процесс кредитования отрасли на уровне предприятий.

Все это неблагоприятно отразилось на инвестиционной деятельности комплекса. В 1994 г. капиталовложения в ТЭК России сократились по сравнению с 1990 г. в 3,6 раза. Со стороны правительства были предприняты попытки приостановить развитие кризиса в сфере капиталовложений и оживить инвестиционную деятельность в отраслях ТЭКа. В октябре 1995 г. была принята экономическая стратегия России до 2010 г., в которой помимо общих принципов были намечены ориентировочные объемы инвестиций в российскую энергетику. В частности, в период 1996-2000 гг. суммарные капиталовложения в отрасли ТЭК России оценивались в 60-70 млрд долл., из которых в нефтяную отрасль предполагалось инвестировать 28-31 млрд долл., в газовую промышленность - 15-18 млрд долл. Таким образом, ежегодные вложения в нефтяной сек-

тор оценивались в 5,6-6,4 млрд долл., в газовую отрасль - 3,0-3,6 млрд долл.

Однако правительственная попытка переломить понижательную тенденцию и изменить динамику капиталовложений в противоположном направлении не увенчалась успехом. Инвестиции в нефтегазовый сектор продолжали снижаться до 1999 г. В 1998 г. их объем по сравнению с 1995 г. снизился более чем на 3,5 %. Государство не имело возможности приостановить негативное развитие инвестиционного процесса, его доля в финансировании капиталовложений ТЭК снизилась в 1997 г. до 0,7 %.

В 1999 г. капиталовложения в нефтяную промышленность повысились до 2 млрд долл., в 2000 г. - составили 3,2 млрд долл. Динамика капиталовложений в 90-е гг. дает основание сделать вывод о том, что в XXI в. нефтегазовый комплекс России вступает в состоянии «отложенного спроса». Это означает, что для оживления деловой активности отрасли предстоит не только финансировать новые инвестиционные проекты, связанные с освоением перспективных территорий, программы по внедрению в производство достижений НТП и решению ряда других актуальных задач, но также финансировать незавершенные инициативы 90-х гг. Количественную оценку потребностей в финансовых ресурсах нефтегазового комплекса в период до 2020 г. можно дать исходя из тех конкретных программ, выполнение которых весьма вероятно. Со стороны «Газпрома» в эти программы можно включить строительство 27 тыс. км новых газопроводов, в т. ч. завершение строительства газопроводов «Голубой поток» и «Ямал-Европа», замену 23 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и отводов, начало освоения Ямальского и Штокмановского газоконденсатных месторождений, внедрение в производство новейших технологий. По оценке «Газпрома», реализация этих проектов и программ потребует 170 млрд долл. финансовых ресурсов. При этом большая часть инвестиционной активности «Газпрома» придется на второе десятилетие XXI в.

В реальные программы нефтяной промышленности можно включить освоение ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, разработку шельфов Охотского и Баренцево морей, технологическое перевооруже-

ние нефтеперерабатывающего сектора, восстановление неиспользуемых скважин, строительство новых нефтепроводов на юге и севере России.

Экспертные оценки потребности нефтяной промышленности на период до 2020 г. колеблются в интервале 100-150 млрд долл. Энергетическая стратегия дает оценку в 135 млрд долл., а совместно с транспортом нефти и нефтепродуктов - в 145 млрд долл.

В 2001-2005 гг. инвестиции частично покрыли «отложенный спрос» - восстановление неиспользуемых скважин, ликвидация наиболее опасных экологических угроз, связанных с деятельностью НПЗ и др. По оценке Всемирного банка, восстановление только половины неиспользуемых скважин потребует 6-8 млрд долл. инвестиций.

Совокупные потребности нефтегазового комплекса в 315 млрд долл. представляют внушительную сумму для российской экономики с ее низким уровнем внутреннего накопления и множеством нерешенных проблем.

Реализация нефтегазового потенциала страны требует огромных капитальных вложений не только на поиски и оценку месторождений в новых отдаленных, труднодоступных районах, но и на их промышленное обустройство и создание специализированной инфраструктуры. Решение этой проблемы невозможно без усиления государственной поддержки нефтегазового комплекса и улучшения государственного регулирования формирования инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе.

Одним из основных решений накопившихся проблем является увеличение международных нефтегазовых проектов, которые позволили бы:

1) существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обеспечения интенсивного развития;

2) использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;

3) использовать современные управленческие технологии;

4) повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, значительных инвестиций требует и экологическая составляющая топливно-энергетического комплекса.

Ключевой проблемой, обеспечивающей решение этой одной из важнейших стратегических задач, является поиск источников инвестирования:

1. Прежде всего, это федеральное бюджетное финансирование отечественных проектов.

2. Привлечение инвестиций, как отечественных, так и зарубежных компаний, участвующих в разработке и добыче полезных ископаемых на территории России.

3. Привлечение венчурного финансирования в развитие инновационных предприятий.

Энергетическая стратегия России накладывает ответственность на исполнительную власть и обязывает правительство всячески

способствовать ее реализации. Опорой новой Экономической стратегии должна стать сильная государственная власть. В тексте стратегии отмечается, что «именно государство должно стать эффективным координатором экономических и социальных реформ, определить оптимальные цели и параметры общественного развития, создать условия и механизмы их достижения». Поэтому государство исходит их того, что восстановление потенциала ТЭК в современных условиях является главным безальтернативным путем развития российской экономики, главным звеном в решении экономических задач России, началом ее общего экономического возрождения. Это требует обеспечения приоритетности интересов ТЭК в формировании инвестиционных программ и в политике привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

Поступила в редакцию 12.08.2007 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПК

О.М. Шершнева

Shershneva O.M. Organization and economic mechanisms of reforming and development of defense industrial complex. Though the fundamental documents for the Russian defense industry development have been accepted and the amount of financing for defensive projects has increased last years, this amount of financing is still insufficient. Nowadays, the majority of enterprises don’t have enough funds to develop promising projects; therefore they are forced to sell their projects to foreign companies at low price. One of the possible solutions for this vital issue is to create a branch venture fund. The fund is required for financing scientific and technical promising projects and promising R and D work results commercialization and financing accrual. The fund creation will allow to decrease financial risks connected with realization of scientific and technical projects as well as to expand the ability to receive long-term investments without compulsory depositing.

На сегодняшний день ОПК в своем инновационном развитии сталкивается с рядом проблем. Наиболее актуальная из них - это проблема финансирования. Неустойчивое и недостаточное финансирование оборонной промышленности России в 90-х гг. в условиях проводимых реформ привело к свертыванию работ по перспективным ВВТ (вооружение и военная техника) и оттоку квалифицированных кадров из научных и проектных организаций, к

прекращению использования уникального оборудования и испытательных баз [1].

В последние годы приняты основополагающие документы развития российского ОПК. Идеи заложены в трех базовых документах: «Основы политики Российской Федерации в области развития обороннопромышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», Федеральной целевой программе «Реформирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.