Научная статья на тему 'Организационно-экономические факторы в формировании модели регионального здравоохранения'

Организационно-экономические факторы в формировании модели регионального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / MUNICIPAL HEALTHCARE / REGIONAL HEALTHCARE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блохин Александр Борисович, Кудряков А. Ю.

Муниципальное здравоохранение представляет собой технологическую композицию региональных — государственных и муниципальных — лечебно-профилактических учреждений. Изменения последних двух десятилетий преимущественно были направлены на муниципальный сектор здравоохранения и сопровождались сокращением сети, мощности, структуры, организационно-правового статуса и социально-экономического положения лечебно-профилактических учреждений. Формирование региональной модели здравоохранения обусловлено совершенствованием законодательной базы, повышением организационной роли муниципального сектора, который является фундаментальной основой национального здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блохин Александр Борисович, Кудряков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic factors in the formation of a regional public health model

Municipal healthcare is a technological composition of regional (governmental and municipal) therapeutic-and-prophylactic institutions. The changes occurring in the past two decades have occurred in the municipal healthcare sector and followed by a reduction in the network, capacity, structure, organizational-and-legal and socioeconomic status of therapeutic-and-prophylactic institutions. The formation of a regional public health model is due to the improved legislative base, the increased role of a municipal sector that is a basis for national healthcare.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические факторы в формировании модели регионального здравоохранения»

в мужской, так и в женской популяциях во всех возрастных группах, однако вклад данного класса неодинаков. Максимальные потери от болезней системы кровообращения и у мужчин и у женщин отмечены в старшем трудоспособном возрасте (72,2 и 23,7 года соответственно).

Значимость болезней органов пищеварения в ПГПЖ уменьшается с возрастом — с 14,7% в возрасте 20—39 до 3,2% в возрасте 60 лет и старше в мужской популяции и с 28,7 до 5% в соответствующих возрастных группах женской популяции. Аналогичная тенденция характерна и для болезней органов дыхания. Следует отметить, что вклад данных болезней у женщин во всех изучаемых группах превышает показатель у мужчин — почти в 2 раза в возрасте 20—39 лет, в 2,9 раза в старшем трудоспособном возрасте и в 1,6 раза в возрастной группе старше 60 (55) лет.

Вклад в ПГПЖ от болезней органов дыхания у мужчин минимален (9,5%) в старших трудоспособных возрастах, в женской популяции показатель снижается с 17,4% в молодых трудоспособных возрастах до 4,3% в возрасте старше 55 лет.

Завершая анализ потерь от ненасильственной смерти, можно констатировать, что:

♦ использование базы данных об умершем населении открывает возможность исследовать те аспекты смертности населения, которые не разрабатываются официальной статистикой, но имеют принципиальное значение для разработки эффективных стратегий по ее снижению;

♦ феномен ненасильственной смерти оказался очень распространенным, особенно среди населения трудоспособного возраста. Он определяет решающую часть людских потерь от ведущих причин (болезней системы кровообращения, органов пищеварения и дыхания), что свидетельствует о высокой предотвра-тимости сложившихся уровней смертности в наиболее активных группах населения;

♦ значительная часть случаев ненасильственной смерти связана с алкоголем как прямо (алкогольная кардиомиопатия, острый панкреатит, алкогольный цирроз), так и косвенно (ненасильственная смерть в состоянии алкогольного опьянения), что определяет антиалкогольные меры как ведущую стратегию снижения предотвратимых потерь здоровья населения в трудоспособных возрастах;

♦ величина потерянных лет потенциальной жизни максимальна в самом активном трудовом периоде как в мужской, так и в женской популяциях, что до© А. Б. БЛОХИН, А. Ю. КУДРЯКОВ, 2012

УДК 614.2:352

казывает необходимость углубленного целенаправленного изучения здоровья, медицинской активности населения старших трудоспособных возрастов и всех факторов, способствующих ненасильственной смерти не только в моральном, медицинском, социальном, но и в экономическом аспектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вирганская И. М. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1991. — № 6. — С. 18—22.

2. Витер В. И., Пермяков А. В. Судебно-медицинские аспекты скоропостижной смерти. — Ижевск, 2000.

3. Дубровина Е. В. // Преждевременная и предотвратимая смертность в России — критерий потери здоровья населения: Научные труды Всероссийской науч.-практ. конф. 30— 31 мая 2006 г. — М., 2006. — С. 246—249.

4. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под ред. В. И. В. И. Старо-дубова и др. — М., 2003.

5. Иванова А. Е., Семенова В. Г. // Народонаселение. — 2004. — № 3. — С. 85—93.

6. Королев О. П. // Преждевременная и предотвратимая смертность в России — критерий потери здоровья населения: Научные труды Всероссийской науч.-практ. конф. 30—31 мая 2006 г. — М., 2006. — С. 51—56.

7. Лисицин В. И. // Соц. аспекты здоровья населения — 2009. — № 3. URL: http://vestnik.mednet.rn/content/vien/196/27/.

8. Лисицин В. И. // Клиническая медицина. Т. 18. Межвузовский сборник стран СНГ. — Великий Новгород; Алматы, 2010. — С. 14—22.

9. Лисицин В. И. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2010. — № 6. — С. 11—14.

10. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр. — Женева: ВОЗ, 1995. — Т. 1, ч. 1—2.

11. Новоселов В. П., Шешукова Ю. Е. // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. — 2008. — Вып. 14. URL: http://journal.forens-lit.ru/node/26.

12. Семенова В. Г. Обратный эпидемиологический переход в России. — М., 2005.

13. Семенова В. Г., Евдокушкина Г. Н., Гаврилов Л. А. и др. // Соц. аспекты здоровья населения. — 2009. — № 1. URL: http://vestnik.mednet.rn/content/vien/103/73/.

14. Скоропостижная смерть / Бабаханян Р. В., Заславский Г. И., Сафрай А. Е., Попов В. Л. — СПб., 1999.

15. Стародубов В. И., Иванова А. Е. // Вестн. Санкт-Петербургской гос. мед. акад. им. Мечникова. — 2003. — № 3. — С. 83—87.

16. Чернобай В. В. Современные тенденции в динамике насильственной и ненасильственной смерти. URL: http://www. submed.ru/index.php?autocom=articles&code=showarticle& id=57

Поступила 24.05.11

А. Б. БЛОХИНА. Ю. КУДРЯКОВ2

Организационно-экономические факторы в формировании модели регионального здравоохранения

ТБОУДПО НПЦ «Уралмедсоцэкономпроблем», Екатеринбург; 2Департамент здравоохранения Тюменской области, Тюмень

Муниципальное здравоохранение представляет собой технологическую композицию региональных — государственных и муниципальных — лечебно-профилактических учреждений. Изменения последних двух десятилетий преимущественно были направлены на муниципальный сектор здраво-

Контактная информация: Блохин Александр Борисович, д-р мед. наук, проф., дир.; e-mail: [email protected]

охранения и сопровождались сокращением сети, мощности, структуры, организационно-правового статуса и социально-экономического положения лечебно-профилактических учреждений. Формирование региональной модели здравоохранения обусловлено совершенствованием законодательной базы, повышением организационной роли муниципального сектора, который является фундаментальной основой национального здравоохранения.

Ключевые слова: муниципальное здравоохранение, модель регионального здравоохранения

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FACTORS IN THE FORMATION OF A REGIONAL PUBLIC HEALTH MODEL

A. B. Blokhin', A. Yu. Kudryakov2 'Uralmedsotseconomproblem Research-and-Production Center, Yekaterinburg; 2Healthcare Department of the Tyumen Region, Tyumen

Municipal healthcare is a technological composition of regional (governmental and municipal) therapeutic-and-prophylactic institutions. The changes occurring in the past two decades have occurred in the municipal healthcare sector and followed by a reduction in the network, capacity, structure, organizational-and-legal and socioeconomic status of therapeutic-and-prophylactic institutions. The formation of a regional public health model is due to the improved legislative base, the increased role of a municipal sector that is a basis for national healthcare.

Key words: municipal healthcare, regional healthcare model

Муниципальное здравоохранение представляет собой фундаментальную основу национальной системы здравоохранения, оно максимально приближено к населению, поэтому цели и задачи, объекты медико-экономической деятельности и технологии носят кон -кретный и прагматичный характер. Муниципальное здравоохранение является носителем большинства характеристик национальной системы. Типологическое ранжирование муниципальных образований выявило их пространственную неоднородность, социально-экономическую дифференциацию, инфраструктурные особенности. Муниципальная система по сути является гетерогенной, так как имеются объекты и субъекты социально-экономических отношений, целесообразная деятельность по предоставлению медицинской помощи и услуг, противоречия, препятствующие достижению цели здравоохранения, необходимость существенных изменений и определения вектора развития [1].

В то же время трансформации в региональном здравоохранении преимущественно направлены на муниципальное здравоохранение. Региональные — государственные — учреждения здравоохранения, сформированные по ранее функционирующим методическим принципам, практически сохранили мощность и профильную структуру, изменения преимущественно были связаны с внедрением инновационных медицинских и ресурсосберегающих технологий. Это также можно отнести к многопрофильным больницам крупных муниципальных образований (с населением свыше 100 тыс. человек). Наиболее кардинальные изменения произошли в малых муниципальных образованиях (с населением до 49 тыс. человек) и средних (от 50 до 99,9 тыс. человек). В малых муниципальных образованиях функционирует система поликлинической и стационарной первичной медико-санитарной помощи, в поликлиническом секторе представлены отдельные виды специализированной помощи. В средних муниципальных образованиях несколько расширяется поликлинический сектор специализированной помощи и присутствуют стационарные специализированные отделения: травматологические, неврологические, кардиологические. В крупных городах функционируют специализированные виды поликлинической и стационарной помощи, а в административном центре — и ее высокотехнологичные виды.

В связи с этим вполне закономерно, что в последние годы все чаще обсуждается проблема формирования региональной модели здравоохранения. В теоретическом и прикладном значении проблема рассматривается как формирование новой парадигмы регионального здравоохранения. В. И. Стародубов и соавт. рассматривают региональные модели медицинского обеспечения по федеральным округам, при этом ими выполнен анализ демографической ситуации, заболеваемости, уровня госпитализации, объемов амбулаторной и стационарной медицинской помощи. В выводах авторы в частности указывают: «выраженные различия уровней заболеваемости населения, возрастного состава населения субъектов Российской Федерации ставят вопрос о необходимости адаптации федеральных нормативов с учетом региональных особенностей территорий, возраста и заболеваемости населения» и далее: «дифференцированные нормативы для федеральных округов (первый этап) и конкретных субъектов Российской Федерации (второй этап) должны стать основой формирования рациональных многоуровневых региональных моделей сети учреждений здравоохранения» [3, 4]. В. Ю. Семенов и Л. В. Руголь отмечают, что «...в нашей стране принцип регионализации был развит в работах Л. А. Логиновой. Предложенная единая функционально-организационная модель стационарных учреждений конкретной территории базировалась на научно-обоснованных потребностях населения в различных видах специализированной медицинской помощи, современных организационных формах и методах работы, а также учитывала характер расселения населения и развитие транспортной инфраструктуры района» [2]. Не случайно в законе РСФСР «О здравоохранении» указывалось, что «развитие сети учреждений здравоохранения и их размещение должны осуществляться, исходя из установленных нормативов медицинской помощи населению и с учетом экономических, географических и других особенностей районов РСФСР». Очевидно, что методологические принципы географического и экономического районирования, которых ранее придерживались при планировании сети и структуры лечебно-профилактических учреждений, сохраняют свою актуальность и значимость в современных социально-экономических условиях.

Новую парадигму регионального здравоохранения как композиционную технологическую систему регио-

нального здравоохранения можно рассматривать только через спектр изменений, которые произошли на муниципальном уровне.

В то же время муниципальный сектор здравоохранения продолжает находиться под административным прессингом, и его контуры недостаточно четко обозначены. Основные проблемы муниципального здравоохранения наряду с совершенствованием законодательной базы концентрируются на организационном, медико-технологическом и экономическом уровне. В малых и средних муниципальных образованиях центральные городские (районные) больницы выполняют организационные функции, и главный врач является руководителем здравоохранения муниципального образования. Организационные функции предполагают управление здоровьем, проведение комплекса организационно-профилактических программ и управление организацией медицинской помощи населению территории. В динамике происходящих социально-экономических процессов организационная функция становится превалирующей. Организационно-методические отделы как аппарат управления по своей организационной структуре и штатному расписанию выполняют преимущественно рутинную работу и не ориентированы на подготовку и проведение превентивных организационных программ, внедрение информационных технологий. При этом квалификация, личностные характеристики главного врача — его здравый смысл, интуиция, опыт и знания — были и будут определяющим фактором в совершенствовании организации медицинской помощи местному сообществу.

Территориальная пространственность региона, численность населения, его демографическая структура и плотность расселения, заболеваемость, размещение и характер производств, транспортная доступность и другие факторы оказывают непосредственное влияние на объемы и структуру оказания медицинской помощи, а, следовательно, и на размещение сети и профильности лечебно-профилактических учреждений. Аналогичная ситуация наблюдается и при типологическом ранжировании муниципальных образований в субъекте Федерации, наиболее типично они представлены в расселении и плотности населения, демографической структуре, уровне регистрируемой заболеваемости, социально-экономическом положении территорий и материальной обеспеченности населения. В Свердловской области в крупных городах проживает 53,2% населения, в средних городах — 29,5% и в малых — 17,3%, в Тюменской области соответственно 52,4, 15,8 и 31,8%.

Если исходить из принципов, заложенных в законодательной базе, то муниципальное здравоохранение не должно располагать специализированными видами медицинской помощи как на поликлиническом, так и на стационарном уровне, и все последующие разъяснения отраслевого характера не разрешают, а усугубляют проблему. Ностальгия «по фрагментации здравоохранения» находит подтверждения в административной централизации. Очевидно, что при формировании модели муниципального здравоохранения необходим дифференцированный подход с учетом состояния здоровья и демографической структуры населения, организационных и медицинских технологий, обеспеченности врачебным и сестринским персоналом и медико-технологической оснащенности.

Организационный аспект включает ряд составляющих: управление муниципальным здравоохранением, анализ и оценка состояния, в котором оно находится,

стабилизация и подход к устойчивому функционированию.

Изменение мощности и профильности центральных больниц повышает степень ответственности за качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Так, если исходить из принципов, заложенных в законодательных актах, и ориентироваться только на стационарные технологии первичной медико-санитарной помощи, то и в этом случае организационная структура больниц нуждается в организационно-технологической корректировке. Логистически потоки движения больных подразделяются на две составляющие, и госпитализация по экстренным, т. е. жизненным, показаниям обусловливает формирование системы, обеспечивающей оказание экстренной медицинской помощи с параклиническим и медико-технологическим сопровождением. Сокращение коечного фонда сопровождается интенсивностью его использования. Так, анализ по 20 центральным районным больницам Тюменской области за 2009 г. демонстрирует занятость койки в течение года — 341 день, длительность пребывания на кой -ке — 8,6 дня, оборот (функция) койки — 38. Аналогичная ситуация наблюдается и в Свердловской области.

Интенсификация использования коечного фонда в исследуемых центральных районных больницах сопоставима с аналогичными показателями деятельности больниц в европейских странах. Центральные больницы уже достигли предела интенсификации, и дальнейшее сокращение коечной сети нецелесообразно, так как наряду со специализированными видами медицинской помощи снизится доступность для населения и стационарной первичной медико-санитарной помощи. Возможные возражения о высоком уровне госпитализации вряд ли будут носить обоснованный характер, так как нельзя слепо переносить критерии деятельности европейских национальных систем на российскую действительность. Кроме того, мотивации к сокращению коечной сети достаточно понятны и объяснимы, так как в основе лежат не медико-социальные критерии, а финансовые, т. е. программу государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью в какой-то степени искусственно пытаются совместить с ограниченными ресурсами, которые выделяются на ее реализацию. При этом исследованиями отечественных ученых установлена закономерность соотношения мощности медицинского учреждения и средней стоимости койко-дня. При дальнейшем снижении мощности центральных городских (районных) больниц будет получен обратный экономический эффект, т. е. стоимость одного койко-дня не будет иметь тенденции к снижению. Очевидно, что не только опыт и знания, но и здравый смысл диктуют необходимость медико-социальной и экономической оценки ресурсного потенциала центральных городских (районных) больниц.

Таким образом, резюмируя результаты наблюдений, можно констатировать, что путь к формированию региональной модели здравоохранения возможен через совершенствование действующей законодательной базы, в том числе по муниципальному здравоохранению. Эффективность системы здравоохранения также возможна, если на микроуровне, т. е. в конкретной центральной городской (районной) больнице будет достигнута медико-социальная и экономическая эффективность, так как эффективность регионального здравоохранения достигается композицией муниципальных систем здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блохин А. Б., Васильцова Л. И. // Менеджер здравоохр. — 2006. — № 3. — С. 13—18.

2. Семенов В. Ю., Руголь Л. В. // Экономиказдравоохр. — 2010. — № 9—10. — С. 9—16.

3. Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М. и др. // Менеджер здравоохр. — 2006. — № 12. — С. 8—13.

4. Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М. и др. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2010. — № 4. — С. 23—28.

Поступила 28.06.11

© Ф. А. ГАБИБУЛАЕВ, 2012 УДК 614.2:616-083.98

Ф. А. ГАБИБУЛАЕВ

Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи

Дагестанская государственная медицинская академия, Махачкала

Изучено мнение городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи по материалам анкетирования (595 анкет) на базе станции скорой медицинской помощи Махачкалы Республики Дагестан.

В результате социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности населения качеством СМП: недостаточная обеспеченность лекарствами, низкая квалификация медицинского персонала, низкая культура обслуживания, несвоевременное обслуживание, нетактичное отношение медицинского персонала к больным, низкая техническая оснащенность, несоблюдение стандартов СМП, неполная информация о пациенте и др. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества и степени удовлетворенности населения скорой медицинской помощью.

Ключевые слова: качество скорой помощи, анкетирование, мнение населения

STUDY OF THE URBAN POPULATION'S OPINION ABOUT THE ORGANIZATION AND QUALITY OF EMERGENCY MEDICAL CARE

F. A. Gabibulayev Dagestan State Medical Academy, Makhachkala The urban population's opinion about the organization and quality of emergency medical care (EMC) was studied according to the data of surveys using 595 questionnaires, made in a Makhachkala emergency medical care station, Republic of Dagestan.

The sociological survey revealed main reasons for the population's dissatisfaction with the quality of EMC, such as inadequate drug provision, low-qualified medical personnel, low service culture, untimely service, medical staff's tactless attitude towards patients, poor equipment provision, inobservance of the EMC standards, incomplete information about the patient, etc. To remedy these failures will increase the quality and degree of the population's satisfaction with emergency medical care.

Key words: quality of emergency care, questionnaire survey, population's opinion

Одним из средств, позволяющих получить объективную информацию о запросах населения, является изучение мнения населения. Важнейшая предпосылка для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью — устранение факторов неудовлетворенности. Данные социологических исследований позволяют научно обоснованно подходить к анализу современных явлений и процессов, помогают выявлять недостатки и упущения, определять наиболее правильные пути их устранения, вскрывать и лучше использовать имеющиеся резервы [1—5].

Цель настоящей работы изучить мнения населения об организации скорой медицинской помощи (СМП) для разработки мероприятий по ее оптимизации. Исследование проведено в 2009 г. на базе станции скорой медицинской помощи Махачкалы Республики Дагестан. Проведен опрос 595 пациентов, обратившихся за СМП.

Для сбора материала была разработана специальная анкета, которая включала 13 вопросов, влияющих на качество медицинской помощи, — социально-профессиональных, медико-организационных, социально-

психологических. Вопросы анкеты касались оценки больными квалификации медперсонала и отношения к больным, удовлетворенности оказанной медицинской помощью, культуры обслуживания, обеспеченности или отсутствия современных лекарственных препаратов, частоты вызова скорой помощи, времени обслуживания и др.

Анализ полученного материала показал, что среди респондентов 2/3 составляют женщины и 1/3 — мужчины. Преобладание числа женщин-респондентов, по-видимому, объясняется существующими тенденциями в демографической ситуации и большей активностью женщин при социологических опросах.

Среди опрошенных было больше лиц в возрасте от 31 до 40 лет — 26,3%, за ними следовал возрастные группы 41—50 лет — 19,6%, 51—60 лет — 18,4%. Лица в возрасте 61—70 лет составляли 11,5%.

В зависимости от социально-профессионального положения лица, принявшие участие в анкетном опросе, распределились следующим образом: наибольший удельный вес имели служащие — 41,8%, пенсионеры

Контактная информация: Габибулаев Фейзулах Адиюлахович, первый зам. министра; 367020, Махачкала, ул. Чернышевского, д. 10. Минздрав Республики Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.