Научная статья на тему 'Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи'

Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО СКОРОЙ ПОМОЩИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION'S OPINION / QUALITY OF EMERGENCY CARE / QUESTIONNAIRE SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Габибулаев Фейзулах Адиюлахович

Изучено мнение городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи по материалам анкетирования (595 анкет) на базе станции скорой медицинской помощи Махачкалы Республики Дагестан. В результате социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности населения качеством СМП: недостаточная обеспеченность лекарствами, низкая квалификация медицинского персонала, низкая культура обслуживания, несвоевременное обслуживание, нетактичное отношение медицинского персонала к больным, низкая техническая оснащенность, несоблюдение стандартов СМП, неполная информация о пациенте и др. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества и степени удовлетворенности населения скорой медицинской помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Габибулаев Фейзулах Адиюлахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUDY OF THE URBAN POPULATION'S OPINION ABOUT THE ORGANIZATION AND QUALITY OF EMERGENCY MEDICAL CARE

The urban population’s opinion about the organization and quality of emergency medical care (EMC) was studied according to the data of surveys using 595 questionnaires, made in a Makhachkala emergency medical care station, Republic of Dagestan. The sociological survey revealed main reasons for the population’s dissatisfaction with the quality of EMC, such as inadequate drug provision, low-qualified medical personnel, low service culture, untimely service, medical staff’s tactless attitude towards patients, poor equipment provision, inobservance of the EMC standards, incomplete information about the patient, etc. To remedy these failures will increase the quality and degree of the population’s satisfaction with emergency medical care.

Текст научной работы на тему «Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи»

ЛИТЕРАТУРА

1. Блохин А. Б., Васильцова Л. И. // Менеджер здравоохр. — 2006. — № 3. — С. 13—18.

2. Семенов В. Ю., Руголь Л. В. // Экономиказдравоохр. — 2010. — № 9—10. — С. 9—16.

3. Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М. и др. // Менеджер здравоохр. — 2006. — № 12. — С. 8—13.

4. Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М. и др. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2010. — № 4. — С. 23—28.

Поступила 28.06.11

© Ф. А. ГАБИБУЛАЕВ, 2012 УДК 614.2:616-083.98

Ф. А. ГАБИБУЛАЕВ

Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи

Дагестанская государственная медицинская академия, Махачкала

Изучено мнение городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи по материалам анкетирования (595 анкет) на базе станции скорой медицинской помощи Махачкалы Республики Дагестан.

В результате социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности населения качеством СМП: недостаточная обеспеченность лекарствами, низкая квалификация медицинского персонала, низкая культура обслуживания, несвоевременное обслуживание, нетактичное отношение медицинского персонала к больным, низкая техническая оснащенность, несоблюдение стандартов СМП, неполная информация о пациенте и др. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества и степени удовлетворенности населения скорой медицинской помощью.

Ключевые слова: качество скорой помощи, анкетирование, мнение населения

STUDY OF THE URBAN POPULATION'S OPINION ABOUT THE ORGANIZATION AND QUALITY OF EMERGENCY MEDICAL CARE

F. A. Gabibulayev Dagestan State Medical Academy, Makhachkala The urban population's opinion about the organization and quality of emergency medical care (EMC) was studied according to the data of surveys using 595 questionnaires, made in a Makhachkala emergency medical care station, Republic of Dagestan.

The sociological survey revealed main reasons for the population's dissatisfaction with the quality of EMC, such as inadequate drug provision, low-qualified medical personnel, low service culture, untimely service, medical staff's tactless attitude towards patients, poor equipment provision, inobservance of the EMC standards, incomplete information about the patient, etc. To remedy these failures will increase the quality and degree of the population's satisfaction with emergency medical care.

Key words: quality of emergency care, questionnaire survey, population's opinion

Одним из средств, позволяющих получить объективную информацию о запросах населения, является изучение мнения населения. Важнейшая предпосылка для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью — устранение факторов неудовлетворенности. Данные социологических исследований позволяют научно обоснованно подходить к анализу современных явлений и процессов, помогают выявлять недостатки и упущения, определять наиболее правильные пути их устранения, вскрывать и лучше использовать имеющиеся резервы [1—5].

Цель настоящей работы изучить мнения населения об организации скорой медицинской помощи (СМП) для разработки мероприятий по ее оптимизации. Исследование проведено в 2009 г. на базе станции скорой медицинской помощи Махачкалы Республики Дагестан. Проведен опрос 595 пациентов, обратившихся за СМП.

Для сбора материала была разработана специальная анкета, которая включала 13 вопросов, влияющих на качество медицинской помощи, — социально-профессиональных, медико-организационных, социально-

психологических. Вопросы анкеты касались оценки больными квалификации медперсонала и отношения к больным, удовлетворенности оказанной медицинской помощью, культуры обслуживания, обеспеченности или отсутствия современных лекарственных препаратов, частоты вызова скорой помощи, времени обслуживания и др.

Анализ полученного материала показал, что среди респондентов 2/3 составляют женщины и 1/3 — мужчины. Преобладание числа женщин-респондентов, по-видимому, объясняется существующими тенденциями в демографической ситуации и большей активностью женщин при социологических опросах.

Среди опрошенных было больше лиц в возрасте от 31 до 40 лет — 26,3%, за ними следовал возрастные группы 41—50 лет — 19,6%, 51—60 лет — 18,4%. Лица в возрасте 61—70 лет составляли 11,5%.

В зависимости от социально-профессионального положения лица, принявшие участие в анкетном опросе, распределились следующим образом: наибольший удельный вес имели служащие — 41,8%, пенсионеры

Контактная информация: Габибулаев Фейзулах Адиюлахович, первый зам. министра; 367020, Махачкала, ул. Чернышевского, д. 10. Минздрав Республики Дагестан

составили 19,9%, рабочие — 14,6%, безработные — 12,3%, студенты — 3,7% и прочие — 2,6%. Среди опрошенных 50,7% респондентов имели высшее образование, 42,3% — среднее и 7% — начальное.

Как известно, одним из критериев качества СМП является ее доступность. Для ее оценки нами были выделены такие характеристики, как своевременность приезда бригады, качество оказания медицинской помощи, доступность оказания СМП, наличие трудностей при вызове скорой помощи. Определенную роль играют уровень образования и возраст респондентов. Знание этих факторов весьма важно при решении организационных вопросов оказания СМП.

Одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является медицинская активность населения, в частности частота обращения за СМП. Анализ частоты вызовов скорой и неотложной помощи показал, что 47,3% респондентов обращались за скорой помощью 1—2 раза в год, 16% — 3—4 раза, 4,8% — 5 раз и более и 31,9% не обращались.

Важный качественный показатель СМП — время от момента вызова до прибытия бригады. По материалам анкетирования, до 30 мин обслуживались 26,3% опрошенных, до 45 мин — 35,8%, до 1 ч - 24% и более 1 ч — 13,9%. Имели место и отказы (4,4%) в приеме вызовов диспетчером скорой и неотложной помощи. Сопоставление данных опроса населения с результатами исследования, основанными на материалах текущего наблюдения, свидетельствует о том, что население значительно завышает время от момента вызова до прибытия бригады СМП. Данный факт свидетельствует о том, что к субъективным оценкам необходимо подходить очень осторожно. Однако необходимо обратить внимание на то, что результаты опроса населения о времени прибытия бригады с момента вызова и результаты текущего наблюдения почти совпадают, когда речь идет о наиболее длительном ожидании оказания СМП — более 1 ч.

Известно, что одним из важных качественных показателей СМП является удовлетворенность населения оказанной медицинской помощью. Только половина (51,4%) респондентов удовлетворены организацией работы станции скорой и неотложной помощи, 22% не удовлетворены и 26,6% воздержались от ответа.

Лица, не удовлетворенные работой СМП, указали следующие причины: несвоевременное оказание медицинской помощи — 47,6%, невнимательность, торопливость — 16,7%, нетактичное отношение — 14,6%, низкая квалификация фельдшеров — 11,4%, врачей — 9,7%.

Основная цель приоритетного национального проекта «Здоровье» — улучшение качества и доступности медицинской помощи населению. Нас интересовал такой вопрос, как изменилось качество медицинской помощи с введением приоритетного национального проекта «Здоровье». Получены следующие ответы: 52% отметили, что она улучшилась, 39% — осталась без перемен, и 9% опрошенных указали на ухудшение качества оказания медицинской помощи.

Для более эффективной работы скорой помощи населением внесен ряд предложений, в частности улучшить оснащение станции СМП диагностической аппаратурой (63,3 на 100 опрошенных), лекарственное обеспечение (37,3), повысить внимание к пациентам (14,7), культуру обслуживания больных (22,2 на 100 опрощенных).

Параллельно нами было изучено мнение 206 врачей и среднего медицинского персонала СМП Махачкалы, хорошо знающих положительные и отрицательные моменты в работе СМП, которое может быть использова-

но для разработки конкретных рекомендаций по дальнейшему улучшению качества оказания СМП.

Анализ полученного материала показал, что среди медицинских работников СМП 42,6% составили врачи, 35,2% — фельдшера врачебных бригад и 22,2% — фельдшера фельдшерских бригад.

Известно, что одним из важных факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является профессиональная подготовка врача. Однако анкетирование показало, что 20,3% врачей и фельдшеров станции СМП за последние 5 лет не прошли повышение квалификации.

Своевременность и качество оказания СМП населению в значительной степени зависят от нагрузки бригад СМП. Более половины (51,3%) опрошенных работников считают нагрузку оптимальной, 38,9% ответили, что нагрузка высокая, и 12,8% воздержались от ответа.

Один из важных показателей СМП — состояние технической оснащенности. На вопрос «как вы оцениваете техническую оснащенность бригад скорой медицинской помощи» получены следующие ответы: 36,4% опрошенных считали, что техническая обеспеченность полностью соответствует существующим стандартам, менее половины (46,2%) опрошенных — не полностью, 14,5% — частично и 2,9% указали, что она не соответствует стандартам.

Качество медицинской помощи во многом зависит от оснащенности бригад медикаментами. Респондентам также был задан вопрос, удается ли им оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим в соответствии с существующими стандартами. Каждый четвертый (25,1%) ответил, что удается в полном объеме, 58,9% — в неполном объеме и 16% — частично.

Своевременность и качество оказания СМП в значительной степени зависят от полноты информации о состоянии пациента. Данные анкетирования показали, что более половины (54,3%) случаев информация о пациенте была частичная, в 30,9% случаев неполная и лишь в 14,8% случаев полная.

Таким образом, изучение мнения населения и медицинского персонала ССМП о качестве работы выявило основные причины неудовлетворенности населения скорой помощью (недостаточная обеспеченность бригад скорой помощи лекарствами, низкая квалификация медицинского персонала, низкая культура обслуживания, несвоевременное обслуживание, нетактичное отношение медицинского персонала к больным, низкая техническая оснащенность, несоблюдение стандартов, неполная информация о пациенте и др. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества и степени удовлетворенности населения скорой медицинской помощью).

Социологические опросы для органов управления здравоохранением могут служить важным инструментом оперативного контроля и управления качеством оказания СМП населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершова Е. В., Осипов А. Н., Богаткина М. В. // Скорая мед. помощь. — 2004. — № 4. — С. 34—35.

2. Матер М. М. Медико-социальный анализ и совершенствование скорой медицинской помощи в условиях крупного города: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — СПб., 2006.

3. Петрова Н. Г., Железняк Е. С., Блохина С. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2005. — № 3. — С. 22.

4. Сухин В. В. Особенности обращаемости населения крупного города в службу СМП и научное обоснование ее деятельности в современных условиях. — СПб., 2004. — С. 89.

5. ТишукЕ. А. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2006. — № 4. — С. 29—31.

Поступила 26.07.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.