5. Славинский А. А. Критерии активации нейтрофильных лейкоцитов, основанные на компьютерном анализе изображения // Проблемы гематологии и переливания крови. - 2002. - № 1. - С. 81.
6. Шафран М. Г., Пигаревский В. Е., Блинкова Э. Н. К цитохимическому определению пероксидазной активности в клетках крови и костного мозга // Цитология. - 1979. - Т. 21. № 10. - С. 1206-1208.
7. Kaminski K. A., Bonda T. A., Korecki J., Musial W. J. Oxidative stress and neutrophil activation - the two keystones of ischemia/ reperfusion injury // Int. j. cardiol. - 2002. - Vol. 86. № 1. - P. 41-59.
8. Kassirer M., Zeltser D., Gluzman B. et al. The appearance of L-selectin (low) polymorphonuclear leukocytes in the circulating pool of peripheral blood during myocardial infarction correlates with neutrophilia and with the size of the infarct // Clin. cardiol. - 1999. -Vol. 22. № 11. - P. 721-726.
9. Laude K., Thuillez C., Richard V. Coronary endothelial dysfunction after ischemia and reperfusion: a new therapeutic target? // Braz. j. med. biol. res. - 2001. - Vol. 34. № 1. - P. 1-7.
10. Rodert A. Kloner. No-reflow phenomenon // Journal of cardiovascular pharmacology and therapeutics. - 2011. - Vol. 16. № 3-4. - P. 244-250.
11. Dogan I., Karaman K., Sonmez B. et al. Relationship between serum neutrophil count and infarct size in patients with acute myocardial infarction // Nucl. med. commun. - 2009. - Vol. 30. № 10. - P. 797-801.
12. Hansen P. R. Role of neutrophils in myocardial ischemia and reperfusion // Circulation. — 1995. — Vol. 91. — P. 1872-1885. 2
Поступила 08.05.2013
Е. В. ГЕРАЩЕНКО', P. К. КАРИПИДИ2, С. В. ГУБАРЕВ2
изучение мнения сельского населения краснодарского края об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи
Кафедра скорой медицинской помощи, мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф ФПК и ППС, Россия, 350042, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 14, МБУЗ КГК БСМП, тел. (861) 2524376.
E-mail: [email protected];
2кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. (861) 2686229. E-mail: [email protected]
С целью оценки качества деятельности «Скорой медицинской помощи» в сельской местности Краснодарского края проведен социологический опрос 265 респондентов. Установлено, что только половина опрошенных (55,1%) была полностью удовлетворена качеством медицинского обслуживания, 18,8% - совсем не удовлетворены, 26,1% респондентов дали противоречивые ответы. В результате опроса выявлены болевые точки в деятельности службы скорой медицинской помощи.
Ключевые слова: опрос, пациенты, качество, скорая медицинская помощь.
E. V. GERASCHENKO1, R. К. KARIPIDP, S. V. GUBAREV2
STUDYING OF OPINION OF COUNTRY PEOPLE OF KRASNODAR REGION ABOUT THE ORGANIZATION AND QUALITY OF RENDERING THE EMERGENCY MEDICAL SERVICE
1 Department of emergency medical service, mobilization training and emergency medicine FPD and PRS
of Kuban state medical university, Russia, 350042, Krasnodar, 40 let Pobedi str., 14, MBHIKCH EMS, tel. (861) 2524376. E-mail: [email protected];
2department of public health, health care and history of medicine of Kuban state medical university, Russia, 350063, Krasnodar, Sedin str., 4, tel. (861) 2686229. E-mail: [email protected]
For the purpose of an assessment of quality of activity of an emergency medical service in rural areas of Krasnodar region sociological poll of 265 respondents is carried out. It is established that only a half of respondents (55,1%) were completely satisfied with quality of medical care, 18,8% - aren't satisfied not so, 26,1% of respondents gave inconsistent answers. As a result of poll painful points in activity of service of an emergency medical service are revealed.
Key words: poll, patients, quality, emergency medical service.
Введение Социологические опросы являются резервом повы-
Одним из критериев оценки качества медицинской шения эффективности и качества оказания медицин-
помощи является информация, получаемая в резуль- ской помощи. Они позволяют иметь обобщенную оцен-
тате изучения общественного мнения об уровне ее ока- ку пациентами - пользователями медицинских услуг
зания на всех этапах [6]. организации и качества оказания медицинской помощи
и существенно влияют на все аспекты работы лечебного учреждения [1, 2, 3, 5].
В последние годы все большее значение придается уровню оказания первичной медицинской помощи, в частности, скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе. Частота травматизма и внезапных заболеваний требует улучшения четкости, оперативности работы этой службы и контакта ее с населением. Скорая помощь - это ведущее звено не только вне-больничной медицинской помощи, но и всего комплекса оказания медицинской помощи населению.
Степень удовлетворенности деятельностью СМП складывается из следующих компонентов: своевременность приезда бригады скорой помощи, качество оказания медицинской помощи, личностные характеристики обслуживающего персонала. Кроме того, на удовлетворенность обслуживанием могут повлиять и такие факторы, как место жительства больного и связанная с этим доступность скорой медицинской помощи, наличие трудностей при вызове бригады, возрастной и образовательный уровни больных. Знать, как взаимодействуют эти факторы, и определить ведущие из них весьма важно при решении организационных, лечебно-диагностических и научно-методических вопросов скорой медицинской помощи.
Материалы и методы
Проведено социологическое исследование по ранее разработанной анкете [4], в основу которой положен существующий в «Скорой медицинской помощи» принцип многоуровневой системы контроля, направленный на исследование качества оказания экстренной медицинской помощи населению, оперативности работы станции, культуры медицинского обслуживания, на выполнение требований медицинской этики и деонтологии.
Сбор данных осуществлялся методом анкетирования на основе использования прямого опроса респондентов. После разъяснения целей и задач исследования анкета заполнялась респондентами самостоятельно. Анкетирование было проведено в 2012 г. у 265 человек в трех наиболее крупных сельских районах края (Гуль-кевичском, Каневском и Тимашевском). Выбор обозначенных районов не случаен. Это территориальные образования с практически одинаковой численностью населения, демографической ситуацией, близкой к другим сельским территориальным образованиям края, развитой инфраструктурой, что позволяет считать полученные данные репрезентативными.
Результаты и обсуждение
Анализ полученных данных показал, что из общего числа респондентов мужчины составили 55,2%, женщины - 44,8%. Распределение опрошенных по признакам пола и возраста представлено в таблице 1.
Из таблицы 1 следует, что распределение опрошенных по возрастным группам было примерно одинаково как у мужчин, так и у женщин, 43,6% лиц обоего пола были старше 50-летнего возраста.
В зависимости от социально-профессионального положения респонденты распределились следующим образом (рисунок).
Социально-профессиональный состав респондентов (%)
Высшее образование имели 23,6% опрошенных, среднее - 35,3%, неполное среднее - 36%, начальное -5,1%. Большинство респондентов (88,3%) являлись коренными жителями изучаемых территорий.
На вопрос о частоте обращаемости за скорой медицинской помощью в течение последнего года 37,0% респондентов ответили, что пользовались ее услугами 1 раз, 22,4% - 2-3 раза, 29,1% - более 3 раз, 15,5% человек вообще не обращались за услугами «Скорой медицинской помощи», однако судят о ее работе по мнению больных родственников и близких.
Нами проведен анализ причин обращаемости за скорой медицинской помощью среди группы лиц, к которым бригада «Скорой медицинской помощи» вызывалась более двух раз. По анкетному опросу, этот контингент респондентов характеризовался большим удельным весом лиц старших возрастных групп, где 69,4% человек были старше 50 лет, практически все состояли на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний и при обострении процесса предпочли обращаться за неотложной помощью не в амбулаторно-поликлинические учреждения, а в «Скорую медицинскую помощь». Из 78 человек, составляющих эту группу, 69,3% убеждены в необходимости вызова «Скорой медицинской помощи» в такой ситуации. В связи с этим возникает необходимость более углубленной разъяснительной работы с населением в части дифференцировки причин для
Таблица 1
Распределение респондентов по гендерному и возрастному признакам (%)
Пол Возраст, лет Всего
<30 31-40 41-50 51-59 >60
Мужской 5,5 19,8 31,9 18,7 24,1 100,0
Женский 4,1 16,2 35,1 18,9 25,7 100,0
Оба пола 4,9 18,2 33,3 18,8 24,8 100,0
вызова скорой медицинской помощи или участкового врача поликлиники.
Наше исследование подтвердило абсолютную доступность услуг «Скорой медицинской помощи» сельскому населению. В то же время 22,3% опрошенных имели трудности при вызове бригады «Скорой помощи» из-за плохой телефонной связи или по причине отсутствия таковой. На неудовлетворительную работу диспетчера указали только 1,7% респондентов.
Важный качественный показатель деятельности СМП - время с момента вызова до прибытия бригады. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что время прибытия бригады к больному с момента поступления вызовов в большинстве случаев (79,4%) составляло до 15 минут (табл. 2).
Сопоставление данных опроса населения с результатами специального наблюдения, основанными на материалах текущего наблюдения, когда фиксировалось время от момента поступления вызова до его выполнения, свидетельствует о том, что население значительно завышает время от момента вызова СМП до прибытия бригады.
членами выездной бригады. Части опрошенных запомнились некоторые отрицательные качества медицинских работников: халатность, грубость, невнимательность. Эти факты требуют принятия мер по улучшению деонтологической и общей профессиональной подготовки сотрудников СМП через регулярную аттестацию на квалификационные категории.
И все же большинство респондентов (62,1%) были в той или иной степени удовлетворены работой сотрудников СМП.
В вопросе о привлекательности в работе медицинского персонала службы СМП 23,2% опрошенных указали на авторитет, 84,9% - на высокие профессиональные знания и квалификацию, 73,1% - на четкость и организованность в работе, 88,2% - на внимательность и чуткость к пациентам, 54,6% - на умение успокоить, ободрить больного или пострадавшего. 52,1% респондентов из указанного перечня ответов назвали два пункта, 34,5% - три и более.
Два вопроса анкеты были связаны с оценкой трудностей в работе и предложениями по улучшению функционирования службы. Практически все
Таблица 2
Оценка оперативности прибытия бригады «Скорой медицинской помощи» на вызов в 2012 году с позиции респондентов (%)
Прибытие бригады СМП %
До 15 минут 79,4
От 15 до 30 минут 15,8
От 30 до 60 минут 3,0
Более 1 часа 1,8
Всего 100,0
Наиболее значительными в любом социологическом исследовании являются вопросы по оценке деятельности медицинского персонала. На вопрос, касающийся удовлетворенности работой медицинского персонала «Скорой медицинской помощи», положительный ответ дали 73,9% респондентов, причем из общего числа опрошенных 55,1% - полностью удовлетворены, а 18,8% совсем не удовлетворены качеством работы СМП. Остальные 26,1% опрошенных дали противоречивые сведения, в связи с чем все ответы были ранжированы по следующим личностным позициям (табл. 3).
Причины отрицательных оценок, кроме организационных аспектов (трудности вызова бригады, задержка машины и др.), заключались в сфере межличностных отношений вследствие негативного отношения к состоявшемуся контакту респондента с врачом или другими
опрошенные (95,8%) отнесли сбои в работе СМП на счет слабого технического оснащения автопарка, недостатка медикаментов и перевязочного материала, при этом 38,2% из их числа подчеркивали значительное улучшение в этом отношении в течение последних двух лет. Среди предложений по улучшению работы службы скорой медицинской помощи основными явились следующие: ускорить прибытие машины СМП с момента поступления вызова (27,4%), проявлять чуткость и внимательность к больным (12,6%). Большая часть опрошенных отметила, что, несмотря на сложные социально-экономические условия, в которых приходится работать службе СМП в сельской местности, ее сотрудники проявляют такие человеческие качества, как внимательность, вежливость, готовность при любых условиях прийти на помощь.
Таблица 3
Оценка респондентами работы бригад «Скорой медицинской помощи»
на вызовах в 2012 г. (%)
Оценка работы бригады %
Полностью удовлетворены 55,1
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 17,0
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены 9,1
Совсем не удовлетворены 18,8
Всего 100,0
Результаты исследования подтверждают целесообразность использования социологических исследований в качестве одного из действенных критериев организации медицинской помощи населению. Получаемая при этом информация может быть подвергнута анализу в разрезе оценки работы как СМП в целом, так и индивидуально медицинских работников разных уровней (врачей, фельдшеров, диспетчеров и др.). Наши исследования убеждают в необходимости использования мнения населения как средства выработки обобщенного образа работника СМП сельской местности, необходимость которого не вызывает сомнения. Общая оценка работника службы скорой медицинской помощи в большинстве случаев зависит от степени внимания к больному или пострадавшему, организации и элементов личностно-профессионального характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиев Р. С. Мнение сельского населения об организации внебольничной медицинской помощи // Здравоохранение РФ. -2002. - № 8. - С. 30-32.
2. Гончарова Г. Н. Совершенствование управления медицинской помощью на основе социологического исследования // Здравоохранение РФ. - 2011. - № 7. - С. 29-30.
3. Ершова Е. В., Осипов А. Н., Бочаткина М. В. Анкетирование населения как один из методов контроля работы «Скорой медицинской помощи» // Скорая медицинская помощь. - 2004. - № 4. Т. 5. - С. 34-35.
4. Карипиди Р. К. О некоторых организационных формах работы станции скорой медицинской помощи // Кубанский научный медицинский вестник. - Краснодар, 2004. - № 3-4. -С. 18-21.
5. Ордина Н. Б., Андреева М. Р., Савонина Ю. А. Опыт социологического изучения причин отказа населения от обращения за медицинской помощью // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 2004. - № 4. - С. 38-39.
6. Щепин О. П., Линденбратен А. Л., Голоденко В. Н., Зволин-ская Р. М. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 2006. - № 3. - С. 24-26.
Поступила 17.05.2013
В. В. ГЛАДЫШЕВ, АЛМОХАМАД ЖУМАА АБДУЛЛАХ, А. П. ЛИСЯНСКАЯ, И. Л. КЕЧИН, И. А. БИРЮК
изучение влияния основ-носителей на интенсивность высвобождения каптоприла из назальных мягких лекарственных форм
Кафедра технологии лекарств Запорожского государственного медицинского университета, Украина, 69096, г. Запорожье, проспект Маяковского, 26, тел. (061) 224-69-23. E-mail: [email protected]
В результате биофармацевтических исследований установлено, что вид основы-носителя оказывает значимое влияние на высвобождение каптоприла из интраназальных мягких лекарственных форм. Дисперсионный анализ полученных результатов выявил значимую предпочтительность гидрофильного геля на основе проксанола, который рекомендован для дальнейших исследований.
Ключевые слова: каптоприл, мази назальные, основы-носители, высвобождаемость.
V. V. GLADYSHEV, ALMOHAMAD ZHUMAA ABDULLAH, A. P. LISYANSKAYA, I. L. KECHIN, I. A. BIRYK
STUDY OF OINTMENT BASE INFLUENCE OVER INTENSITY OF CAPTOPRIL RELEASE FROM NASAL SEMISOLID DOSAGE FORMS
Department of technology of medications, Zaporozhye state medical university Ukraine, 69096, Zaporozhye, Mayakovskyi avenue, 26, tel. (061) 224-69-23. E-mail: [email protected]
As a result of biopharmaceutical researches significant influence over intensity of captopril release from nasal semisolid dosage forms by the type of ointment base was determined. Variance analysis revealed significant preference of hydrophilic gel on the proxanol base which was recommended for the next study.
Key words: captopril, nasal ointments, ointment base, release.
На современном этапе разработка и внедрение эффективных фармакотерапевтических средств для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности, артериальной гипертензии и ее церебро-васкулярных осложнений, являются одной из наиболее
актуальных задач современной фармацевтической и медицинской науки [6, 8, 11].
Препараты - ингибиторы АПФ на протяжении продолжительного времени используются для терапии эссенциальной и хронической гипертензии.