Научная статья на тему 'Перспективные направления развития регионального здравоохранения в современных условиях'

Перспективные направления развития регионального здравоохранения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PRODUCTIVE POTENTIAL / PUBLIC HEALTH / THE PROGRAMME FOR HEALTH CARE MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеев Алексей Станиславович, Цой Валерий Константинович, Селедцова Ольга Васильевна

Развитие промышленного потенциала Кузбасса негативно влияет на состояние общественного здоровья. Анализ здоровья населения, организации медицинской помощи, материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, определение реальной потребности населения в медицинской помощи обусловили необходимость создания программы модернизации здравоохранения области. Установлены приоритетные направления развития отрасли. Разработана программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг., что обеспечит повышение качества и доступности медицинской помощи, повысит эффективность использования ресурсов отрасли и улучшит общественное здоровье населения области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеев Алексей Станиславович, Цой Валерий Константинович, Селедцова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF REGIONAL HEALTHCARE SECTOR IN MODERN CONDITIONS

The development of productive potential in Kuzbass affects the state of public health. The analysis of public health, health care organization, material and technical base of health care institutions, the determination of real needs of the population in health care have necessitated the development of a program to modernize health care system in the region. The programme will stipulate the development of material and technical base of health care providing institutions, implementation of information technology, federal standards for outpatient and inpatient treatment. Eight priorities have been established to develop the field's profiles: cardiac, neurological, obstetric-gynecological, oncology, trauma, TB, drug and alcohol abuse treatment, pulmonology. The programme has been developed for the period of 2011-2012 to modernize the health care system. This will ensure higher quality and access to health care, increase the efficiency of resource use and improve the public health of the population in the region.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития регионального здравоохранения в современных условиях»

Сергеев А.С., Цой В.К., Селедцова О.В.

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Развитие промышленного потенциала Кузбасса негативно влияет на состояние общественного здоровья. Анализ здоровья населения, организации медицинской помощи, материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, определение реальной потребности населения в медицинской помощи обусловили необходимость создания программы модернизации здравоохранения области. Установлены приоритетные направления развития отрасли. Разработана программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг., что обеспечит повышение качества и доступности медицинской помощи, повысит эффективность использования ресурсов отрасли и улучшит общественное здоровье населения области.

Ключевые слова: промышленный потенциал; общественное здоровье; программа модернизации; ожидаемые результаты.

Sergeev A.S., Tsoy V.K., Seledtsova O.V.

Department for healthcare of population of the Kemerovo region

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF REGIONAL HEALTHCARE SECTOR IN MODERN CONDITIONS

The development of productive potential in Kuzbass affects the state of public health. The analysis of public health, health care organization, material and technical base of health care institutions, the determination of real needs of the population in health care have necessitated the development of a program to modernize health care system in the region. The programme will stipulate the development of material and technical base of health care providing institutions, implementation of information technology, federal standards for outpatient and inpatient treatment. Eight priorities have been established to develop the field's profiles: cardiac, neurological, obstetric-gynecological, oncology, trauma, TB, drug and alcohol abuse treatment, pulmonology. The programme has been developed for the period of 2011-2012 to modernize the health care system. This will ensure higher quality and access to health care, increase the efficiency of resource use and improve the public health of the population in the region.

Key words: productive potential; public health; the programme for health care modernization.

Кемеровская область — крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации. Промышленный потенциал области представлен добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, производством электроэнергии, металлургической и химической продукции, машин и оборудования. Развитие промышленного производства в Кузбассе создает неблагоприятную экологическую ситуацию в регионе, что негативно влияет на состояние здоровья населения области.

Демографическая ситуация в области характеризуется естественной убылью населения (2,6 на 1000 населения) и невысокой средней продолжительностью жизни (65,4 года).

За последние 6 лет рождаемость в Кемеровской области выросла на 20,3 % и в 2010 г. составила

13,0 на 1000 населения. Однако уровень рождаемости остается ниже того, который необходим для простого воспроизводства населения.

Ежегодно снижается общая смертность: в 2009 году по сравнению с 2005 годом она сократилась на 15 % и составила 15,9 на 1000 населения. Однако общий уровень смертности в области выше, чем в России и в Сибирском Федеральном округе.

За последние 5 лет на 22,5 % снижена смертность населения трудоспособного возраста, в том числе от управляемых причин.

С 2000 года отмечается стабильное снижение младенческой смертности. В последние 6 лет младенческая смертность уменьшилась на 30 % и в 2010 г. составила 8,1 случаев на 1000 родившихся, что соответствует среднероссийскому показателю за 2009 год.

Общая заболеваемость населения области выросла по сравнению с 2005 годом на 11,6 %, что на 2,2 % ниже показателя по России (1572 на 1000 населения, по РФ — 1606).

В Кемеровской области разработана программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы.

По мнению Министра здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой, модернизацию следует понимать как создание условий для равного доступа каждого россиянина к качественной медицинской помощи в том регионе, в котором он проживает [1].

Предлагаемая программа предусматривает дальнейшее развитие механизма оптимизации инфраструктуры системы оказания медицинской помощи, проводимой в области с 2008 года, в соответствии с которой осуществлялось формирование межтеррито-риальных медицинских объединений (ММО).

Образование 8-ми медицинских объединений обеспечило рациональное и эффективное использование ресурсов, ликвидацию диспропорций в оказании медицинской помощи городскому и сельскому населению, создание условий для ресурсосбережения.

В результате интеграции отдельных видов медицинской помощи, приведения коечного фонда муниципальных образований к оптимальному количеству, необходимому для удовлетворения потребностей населения в стационарной медицинской помощи, было сокращено 2502 койки круглосуточного пребы-

Корреспонденцию адресовать:

СЕЛЕДЦОВА Ольга Васильевна,

650000, г. Кемерово, Советский проспект, 58.

Тел.: раб. 8(3842)36-42-84; сот. +7-906-928-88-72. E-mail: depart@kuzdrav.ru

Оiùuima Medicine

™ T. 1° № 2 2°11

3

вания больных, 995 коек переведены в койки дневного стационара.

Население от такой реорганизации не пострадало, так как работа койки увеличилась на 3,2 дня, объем амбулаторной помощи превысил целевой показатель на 8,7 %, объем помощи в дневных стационарах увеличился на 21 %, при этом дорогостоящая стационарная помощь сократилась на 3,1 % и приведена в соответствие с целевым показателем.

С учетом уже проведенной оптимизации коечного фонда, представленная программа модернизации здравоохранения Кемеровской области на 2011-2012 годы не предусматривает масштабного сокращения коечного фонда.

Сегодня в Кемеровской области развернуты

25,5 тыс. больничных коек, обеспеченность на 10 тыс. населения составляет 90,6 койки, в том числе: в системе здравоохранения области — 23,5 тыс. коек (83,4 койки на 10 тыс. населения).

При соответствии общего коечного фонда расчетным нормам, по отдельным профилям имеет место дефицит коек при избыточном их числе по другим профилям.

Сверхнормативное число коек по профилям хирургия, травматология, нейрохирургия, отоларингология, офтальмология объясняется высоким уровнем травматизма, болезней костно-мышечной системы у лиц трудоспособного возраста, занятых в тяжелых отраслях промышленности.

Дефицит специализированных коек терапевтического профиля (гастроэнтерология, ревматология, эндокринология, пульмонология) восполняется наличием межмуниципальных центров (г. Кемерово, г. Новокузнецк), обеспечивающих доступность специализированной терапевтической помощи населению.

Проводится централизация управления фтизиатрической службы, которая позволяет обеспечить доступность стационарной помощи при дефиците данного профиля коек, в работу специализированных служб широко внедряются стационарзамещающие технологии.

К обеспечению стационарной специализированной помощью по кардиохирургии, ревматологии, сосудистой хирургии, ортопедо-травматологии привлекаются федеральные и ведомственные учреждения здравоохранения области.

Существуют проблемы в укомплектовании учреждений здравоохранения медицинскими кадрами.

Обеспеченность врачами в 2010 г. составила 33,1 на 10 тысяч населения; средним медицинским персоналом — 88,1. Соотношение врач — средний медицинский работник соответствовало 2,7, коэффициент совместительства врачей был равен 1,76, средних медицинских работников — 1,47. Дефицит врачей составляет 44,3 %.

Наибольший недостаток отмечается по следующим специальностям: врач-терапевт участковый, акушер-гинеколог, травматолог-ортопед.

Для обеспечения врачебными кадрами с 2008 года из областного бюджета выделяются средства для Кемеровской государственной медицинской академии на обучение в интернатуре и ординатуре молодых специалистов. Со студентами заключаются контракты, обязывающие их проработать по своей специальности не менее 5 лет в конкретной территории. За 2 года было подготовлено 259 специалистов по 29 специальностям. Ежегодно 20 % врачей проходят последипломную подготовку и переподготовку по специальности.

Одной из проблем здравоохранения Кемеровской области является неудовлетворительное состояние материально-технической базы ряда лечебно-профилактических учреждений: в аварийных сводках или требуют капитального ремонта 17,5 % зданий. В 2009 году на техническое перевооружение медицинских учреждений области, на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений направлено 987,7 млн. руб., на оснащении лечебно-профилактических учреждений находятся 310 тысяч единиц медицинской техники на сумму 2,3 млрд. рублей.

В 2009 году на приобретение медицинского оборудования из областного бюджета направлено 165,5 млн. рублей.

Средний возраст медицинского оборудования в 2010 году составил 6 лет, но при этом 18 % единиц оборудования эксплуатируются более 10 лет, 5 % всего оборудования старше 20 лет и устарело как физически, так и морально.

За счет поставок из средств Федерального бюджета увеличилось количество санитарного автотранспорта до 1748 единиц (рост на 6,1 %), однако более 12 % автомобилей подлежат списанию, при этом укомплектованность санитарного автотранспорта медицинским оборудованием находится на низком уровне.

Фондооснащенность учреждений здравоохранения составляет 9,4 тыс. рублей (рост к 2006 году на 31,4 %); фондовооруженность — 236 тыс. рублей (рост к 2006 году — 34 %).

Понятно, что за два года невозможно решить проблему всех учреждений здравоохранения, поэтому первоочередная задача — это определение ключевых направлений расходования финансовых средств путем расстановки приоритетов направлений деятельности с учетом профиля заболеваний, которые оказывают наибольшее влияние на демографическую ситуацию, смертность населения, продолжительность жизни, ее качество.

В Кемеровской области ведущими причинами смертности населения являются: болезни органов системы кровообращения (47,6 %); несчастные случаи, от-

Сведения об авторах:

СЕРГЕЕВАлексей Станиславович, заместитель Губернатора Кемеровской области по вопросам социальной политики, г. Кемерово, Россия. ЦОЙ Валерий Константинович, начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г. Кемерово, Россия. СЕЛЕДЦОВА Ольга Васильевна, первый заместитель начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г. Кемерово, Россия.

равления и травмы (16,3 %); новообразования (14,3 %); болезни органов дыхания (4,8 %). Смертность от болезней системы кровообращения ниже, чем по России, но от несчастных случаев, травм, злокачественных новообразований, заболеваний органов дыхания значительно выше.

Несмотря на некоторую стабилизацию распространенности туберкулеза, наркологической зависимости, их уровень превышает российские показатели и ситуацию нельзя назвать благополучной.

В области высок показатель экстрагенитальной патологии у беременных женщин, увеличивается частота осложнений беременности и родов, низкая доля физиологических родов. Все это приводит к высокому уровню заболеваемости новорожденных и младенческой смертности.

Травматизм в Кузбассе превышает общероссийский показатель на 36 %, показатель по Сибирскому Федеральному округу — на 29 %.

Для региона повышение доступности и качества медицинской помощи больным травматологического профиля актуально еще и потому, что через населенные пункты области проходит Федеральная трасса М-53.

Все это является основанием для того, чтобы модернизацию здравоохранения начинать с определения наиболее приоритетных профилей. К их числу относятся: кардиологический, неврологический (сосудистые заболевания нервной системы), акушерско-гинекологический (включая новорожденных), онкологический, травматологический, фтизиатрический, наркологический, пульмонологический.

Кроме того, предусматривается укрепление первичного звена здравоохранения, скорой медицинской помощи, педиатрической службы.

Но даже в рамках указанных служб вложить достаточные финансовые средства в каждое лечебное учреждение нереально.

В перспективе планируется пойти по пути дальнейшей централизации отдельных видов помощи, развития крупных межтерриториальных центров для юга и севера области, приведения их материальнотехнической базы, кадрового потенциала в соответствие с порядком оказания медицинской помощи с полным их финансовым обеспечением по федеральным стандартам.

В области имеется опыт организации областных, межмуниципальных центров и специализированных отделений по профилям.

Для повышения доступности высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению организованы и функционируют 22 меж-территориальных центра на базе областных и муниципальных медицинских организаций; 49 межтерри-ториальных специализированных отделений; 22 специализированных отделения для населения ММО.

В 2009 году плановый показатель по пролеченным больным в межтерриториальных центрах выполнен на 107 %; в центры и специализированные отделения из средств обязательного медицинского страхования было направлено 115,5 млн. рублей.

План на пролеченных больных в специализированных отделениях, организованных в структуре меж-территориальных медицинских объединений, выполнен на 108 %. Это позволило улучшить доступность и качество оказания медицинской помощи, преодолеть диспропорции при оказании специализированной помощи городскому и сельскому населению.

Обеспеченность сельского населения стационарной помощью — 2,7 койко-дней на 1-го жителя (при областном показателе — 2,8); уровень госпитализации — 21,1 на 1000 населения (областной — 21,9);

24,7 % стационарной помощи и 13,5 % амбулаторной помощи жителям села оказано в крупных городских больницах в пределах межтерриториальных медицинских объединений.

В перспективе планируется продолжать практику укрепления существующих и организацию новых центров.

Кемеровская область имеет развитую транспортную сеть (автодорожную, железнодорожную), хорошие дороги. Максимальное время доставки больного в специализированные центры санитарным транспортом из районных центров и городских округов — 2,5-

3,0 часа.

По первому направлению: улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения планируется завершить строительство объектов в 1 учреждении, в том числе — 5-ти модульных ФАПов, провести капитальный ремонт в 52 учреждениях, провести текущий ремонт в 31 учреждении, приобрести 2,1 тыс. единиц медицинского оборудования.

Модернизация других служб, приведение к требуемым стандартам оснащения лечебно-профилактических учреждений планируется на последующие годы.

В 2011-2012 годах предполагается улучшение материально-технической базы 8-ми кардиологических отделений, которые будут выполнять роль межму-ниципальных центров в пределах ММО.

Потребность в финансовых средствах на улучшение материально-технической базы составляет 232,5 млн. руб., на информационные технологии — 44,4 млн. руб.

Ожидается снижение доли числа пациентов с повторным инфарктом миокарда на 9 %, сохранение трудоспособности 580 человек, предотвращение смерти от болезней системы кровообращения 592 человек, в том числе в трудоспособном возрасте — 317 человек.

Экономический эффект (за счет снижения первичного выхода на инвалидность) — 2,64 млрд. рублей.

Information about authors:

SERGEEV Aleksey Stanislavovich, Deputy Governor of the Kemerovo region for social policy, Kemerovo, Russia.

TSOY Valeriy Konstantinovich, Head of Department for healthcare of population of the Kemerovo region, Kemerovo, Russia.

SELEDTSOVA Olga Vasilyevna, First Deputy of Head of Department for healthcare of population of the Kemerovo region, Kemerovo, Russia.

ОМ^шта Mediciinn<L=ss T. 10 № 2 2011

5

Учитывая, что организация трех первичных и одного регионального сосудистых центров не сможет обеспечить современной качественной медицинской помощью все население Кемеровской области, в 20112012 гг. планируется привести в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи 8 неврологических отделений в муниципальных медицинских учреждениях, играющих роль центров в пределах ММО.

Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы составляют 238,6 млн. рублей, на информационные технологии — 47,1 млн. рублей.

Ожидаемая медико-социальная эффективность: предотвращение 809 случаев смерти от цереброваскулярных болезней, в том числе в трудоспособном возрасте — 248, сохранение трудоспособности 70 человек. Экономический эффект — 320 млн. рублей.

Дальнейшее развитие онкологической службы пойдет по пути укрепления и приведения в соответствие с порядком оказания специализированной помощи двух государственных онкологических центров для северной и южной частей области в гг. Кемерово и Новокузнецк, муниципального отделения в г. Прокопьевск. Три муниципальных отделения будут использоваться в качестве отделений долечивания и оказания паллиативной помощи.

Планируется открытие в г. Новокузнецк одного детского хосписа на 10 коек, развитие амбулаторной помощи.

Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 469,1 млн. рублей, информационные технологии — 5,9 млн. рублей.

Ожидается увеличение сроков пятилетней выживаемости больных на 3 %, предотвращение смерти 536 больных злокачественными новообразованиями, в том числе 143 человек трудоспособного возраста, стабилизация первичного выхода на инвалидность.

В 2011-2012 годах планируется привести в соответствие с порядком оказания медицинской помощи государственное учреждение здравоохранения Областную клиническую ортопедо-хирургическую больницу восстановительного лечения, 8 травматологических отделений в крупных муниципальных больницах гг. Кемерово, Новокузнецк для южных и северных территорий и больниц, расположенных на федеральной трассе, играющих роль межмуниципальных центров.

Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 1036,6 млн. рублей, информационные технологии — 52,8 млн. рублей.

Ожидается снижение числа случаев повторной госпитализации на 75 %, предотвращение случаев смерти 755 лиц трудоспособного возраста, сохранение работоспособности 250 человек. Экономический эффект составит 1,14 млрд. рублей.

В 2010 году сдан в эксплуатацию областной перинатальный центр на 140 коек, который станет ведущим медицинским учреждением области в службе родовспоможения, кроме того, в течение 2-х лет планируется укрепление материально-технической базы

7 учреждений родовспоможения в гг. Кемерово и Новокузнецк. Эти учреждения станут базовыми для оказания помощи женщинам и новорожденным для северной и южной части области. Планируется привести в соответствие с порядком оказания акушерско-гинекологической помощи 23 женских консультации. Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 595,8 млн. рублей, информационные технологии — 20,4 млн. рублей. Ожидается снижение младенческой, материнской смертности.

Солидные средства будут вложены в развитие двух противотуберкулезных центров для юга и севера области в гг. Кемерово и Новокузнецк: на улучшение материально-технической базы — 324,0 млн. рублей, информационные технологии — 14,5 млн. рублей. Ожидаем предотвращение 68 случаев смерти, в том числе в трудоспособном возрасте — 63. Сохранение трудоспособности у 53 человек. Экономический эффект составит 230 млн. рублей.

В 2011 году планируется модернизировать два государственных наркологических диспансера, оказывающих помощь на юге и севере области, в 2012 году — 7 диспансеров в городских округах. Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 177,1 млн. рублей, информационные технологии — 3,6 млн. рублей. Ожидается увеличение числа пациентов с наркоманией и алкоголизмом, находящихся в ремиссии свыше двух лет, на 700 человек. Предотвращение 215 случаев смерти.

Для повышения качества оказания медицинской помощи больным с бронхолегочными заболеваниями планируется привести в соответствие с порядком оказания медицинской помощи 3 центра: два — в г. Кемерово, один — в г. Новокузнецк. Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 60,6 млн. рублей, информационные технологии — 33,4 млн. рублей. Ожидается сохранение трудоспособности у 34 человек, предотвращение смерти 10 человек. Экономический эффект — 155 млн. рублей.

Математические расчёты ВОЗ свидетельствуют о том, что улучшение состояния здоровья вносит адекватный вклад в увеличение экономического потенциала страны. Например, в России в среднем из-за болезней теряются до 10 рабочих дней на одного работающего, что в год составляет потери в размере около 1,4 % ВВП [2].

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны — это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, в странах ЕС — 18-20 лет [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках программы модернизации к 2013 году планируется открытие Областной клинической детской больницы на базе МУЗ «ДГКБ № 5» г. Кемерово.

Специализированная медицинская помощь в разрезе профилей будет оказываться также для детского населения севера Кемеровской области в меди-

цинских учреждениях г. Кемерово, а для детского населения юга Кузбасса — в медицинских учреждениях г. Новокузнецк. Планируется открыть 4 детских центра «Здоровье». Необходимые финансовые средства на улучшение материально-технической базы — 698,6 млн. рублей, информационные технологии — 110,0 млн. рублей.

На укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи планируется выделить всего 1116,0 млн. рублей (в том числе 157,1 млн. рублей на СМП); привести в соответствие с порядком оказания медицинской помощи 49 общих врачебных практик, кабинеты участковых терапевтов, гинекологические кабинеты, станции скорой медицинской помощи.

Для оказания доврачебной помощи жителям малонаселенных сельских пунктов планируется приобрести 8 передвижных ФАПов, построить 5 модульных ФАПов.

На капитальные и текущие ремонты прочих лечебно-профилактических учреждений, имеющих проектно-сметную документацию, планируется направить

99,0 млн. рублей (дермато-венерология, психиатрия, офтальмология).

В 2011-2012 годах, в соответствии с проектом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», планируется укрепление вертикали управления здравоохранением. В 2011 году в подчинение департамента охраны здоровья населения перейдут медицинские организации 8 муниципальных образований; в 2012 — все остальные. Надеемся, что это даст положительные результаты.

В 2011 году планируется совершенствование многоуровневой системы оказания медицинской помощи, создание парагоспитальной службы в двух муниципальных образованиях, открытие отделений, восстановительного лечения на базе центральных районных больниц, расположенных в черте городских округов, преобразованных в центральные районные поликлиники (с передачей коечного фонда в городские и областную больницы).

В рамках программы модернизации все рабочие места врачей и медицинских сестер в учреждениях системы ОМС необходимо компьютеризировать. К концу 2011 года практически всё население области сможет записаться на приём к врачу через Интернет посредством единого портала.

Разработан технический проект на внедрение интегральных телемедицинских программно-аппаратных комплексов в системе родовспоможения Кемеровской области в 2011-2013 гг. В рамках программы модернизации планируется создание телемедицинского центра на базе Областного клинического перинатального центра с подключением большинства родильных домов Кемеровской области. В течение 2011-2012 гг. будет организована телемедицинская связь между Областным клиническим противотуберкулезным диспансером и его 11 филиалами в городах Кемеровской области.

Результатом проводимых мероприятий станет создание регионального сегмента информационной сис-

темы, что позволит повысить качество оказываемых услуг населению, сделает процесс оказания услуг прозрачным, как для пациента, так и для учреждений и руководящих органов. Планируется выделить 500,7 млн. рублей (в том числе из средств ФФ ОМС 358,0 млн. рублей).

Более 10 лет в Кемеровской области использовались региональные стандарты первичной медико-санитарной и специализированной помощи (> 20 тыс.).

В 2011-2012 годы в 14 учреждениях планируется внедрить амбулаторные и стационарные стандарты на сумму 1,9 млрд. рублей.

В стоимость Территориальной программы ОМС с 2013 года будут включены средства на дополнительные выплаты медицинским работникам первичного звена 440 млн. рублей, диспансеризацию работающих граждан — 79,2 млн. рублей, диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — 32,1 млн. рублей.

Прогнозируемая сумма дополнительных выплат врачам-специалистам амбулаторно-поликлинического звена — 1,7 млрд. рублей.

Проектный объем финансового обеспечения программы составляет 9322,2 млн. рублей, в том числе по направлениям на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений планируем направить 5079,0 млн. рублей, внедрение современных информационных систем — 500,7 млн. рублей, внедрение стандартов медицинской помощи — 3742,5 млн. рублей.

Источник финансирования: средства ФФОМС —

7160,5 млн. рублей; средства бюджета ТФ ОМС — 455 млн. рублей, средства регионального бюджета —

1706,7 млн. рублей.

Программа модернизации направлена на улучшение показателей доступности медицинской помощи и ее результативности. Конечная цель: улучшение демографической ситуации, улучшение здоровья населения.

В плане обеспечения доступности высококвалифицированной помощи планируется путем перепро-филизации увеличить число коек в специализированных центрах в два раза.

Предполагается сокращение сроков ожидания больными диагностических исследований в поликлиниках до 5-7 дней.

Увеличится число пациентов, получивших специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с федеральными стандартами, в том числе и в пределах региона.

Планируется улучшить демографические показатели.

Ожидаем снижение общей смертности — на 10,7 %, в трудоспособном возрасте — на 3,7 %, материнской смертности — на 10,4 %, увеличение ожидаемой продолжительности жизни — на 3,2 %, снижение численности трудоспособного населения, впервые признанных инвалидами — на 5,2 %. Ожидается увеличение младенческой смертности на 11,9 % за счет выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела (> 500,0 г) с 2011 года.

ОКОицина Medicine

™ т- 10 № 2 2011

7

ЛИТЕРАТУРА:

1. Материалы Всероссийского совещания по вопросам формирования программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации на 2011-2012 годы (18-19 августа 2010 г., г. Москва) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mma.ru/news/id61294

2. Ключевые направления модернизации здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. Демографическая ситуация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spruce.ru/text/concep-tio/01.html

If

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.