УДК 330.322
организационно-экономические аспекты инвестиционной деятельности в регионе
(на примере Республики дагестан)
н. г. гаджи ев,
доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и финансам,
заведующий кафедрой экономического анализа и статистики E-mail: nazirhan55@mail.ru Дагестанский государственный университет
т. а. абдулсамедов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических дисциплин Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербенте E-mail: kari_017@mail.ru
М. К. МАХМУДОВ, соискатель кафедры экономического анализа и статистики E-mail: kari_017@mail.ru Дагестанский государственный университет
Анализ современного состояния экономики Республики Дагестан свидетельствует о необходимости принятия кардинальных мер по ее стабилизации и росту. Для достижения этих целей авторами предложены рекомендации организационно-экономического характера, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата и эффективного использования финансовых ресурсов с максимальной отдачей.
Ключевые слова: инвестиции, ресурсный потенциал, региональная политика, рынок инвестиций.
Развитие региональной экономики требует реализации эффективных проектных решений, прежде всего в сферах, связанных с инвестиционной активностью. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инвестиции в условиях ры-
ночной экономики являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала. В связи с этим роль структурно-инвестиционной политики в реформировании и реструктуризации региональной экономики трудно переоценить. Глубокое изучение, совершенствование и правильный выбор путей реализации инвестиционной стратегии в условиях модернизации экономики России приобретают особую актуальность [2].
Инвестиции являются главным рычагом модернизации производства, снижения издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения. Наиболее эффективный способ достижения таких целей - создание благоприятного инвестиционного климата и внедрение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств.
Огромные масштабы территории России, разнообразие природно-климатических условий и другие факторы предопределяют необходимость проведения инвестиционной региональной политики как федеральным центром, так и властями субъектов Федерации. Однако в настоящее время старый инструментарий территориального планирования уже не работает, а новый, адекватный рыночным отношениям, еще полностью не сформирован.
Сравнительный анализ социально-экономического положения Дагестана и других субъектов РФ свидетельствует о том, что по своим основным показателям Дагестан относится к числу наиболее проблемных регионов России. Если в начале 1990-х гг. промышленное производство в России в целом снизилось примерно на 50 %, то в Дагестане - на 70 % [4].
Доля Дагестана в инвестиционном потенциале России составляет 0,665 % (учитываются основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие индикаторы) [6]. Средневзвешенный индекс риска по Дагестану равен 1,959 (в среднем по России - 1). Следовательно, Дагестан относится к типу регионов с экстремальным уровнем инвестиционного риска.
По ресурсному потенциалу Дагестан занимает 43-е место среди 83 субъектов РФ. Хотя Республику Дагестан принято считать малообеспеченной в минерально-сырьевом отношении регионом, ее потенциал представлен перспективными и разрабатываемыми запасами целого ряда полезных ископаемых [4].
Газовые залежи разрабатываются на 20 месторождениях, выявлено 85 месторождений каменного и бурого угля, горючих сланцев и торфа в горных районах, испытывающих сильный дефицит топлива. По подсчетам специалистов, запасы стекольного кварцевого сырья составляют 84 %, а камня-известняка - 15 % от балансовых запасов России в целом. Имеются также запасы гипса, бутового и другого строительного камня, кирпично-черепичных глин.
Среди природных ресурсов животного происхождения наибольшую ценность составляют рыбные запасы. Как известно, в Каспийском море сосредоточено до 80-90 % мировых запасов осетровых рыб [5].
Производственный потенциал республики достаточно низок, он упал до 72-го места, хотя до начала реформирования экономики Дагестан входил в число промышленно развитых регионов.
Республика характеризуется относительно высоким институциональным потенциалом (25-е место). Быстрое развитие банковского сектора, выгодное геополитическое положение Дагестана позволяют ему в перспективе превратиться в финансовый центр юга России, стать своего рода «финансовым коридором» на Кавказе между Россией и странами Востока с дальнейшим выходом на более широкий международный финансовый рынок [4].
Потребительский потенциал мог быть и выше, но в силу катастрофически низких среднедушевых доходов населения республика занимает 25-е место.
По инфраструктурному потенциалу Дагестан находится на 38-м месте. Через территорию республики проходят наиболее важные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.
По трудовому потенциалу - 25-е место.
По финансовому потенциалу - 57-е место.
Анализ инвестиционного потенциала Дагестана показывает, что его главная задача в настоящее время - это устранение влияния криминогенной обстановки, выход из сложившейся экономической ситуации и, конечно же, мобилизация внутренних ресурсов для подъема экономики. Если республике удастся добиться устойчивого экономического роста, это сразу позволит ей увеличить производственную и потребительскую составляющие инвестиционного потенциала, а также уменьшить экономическую составляющую риска, что будет способствовать притоку инвестиций. Но подъем экономики региона невозможен без научно обоснованной экономической политики. имеющиеся ресурсы региона следует распределить так, чтобы обеспечить их максимальную отдачу [3].
Первым шагом в формировании региональной экономической политики является проведение структурного анализа экономики. Все отрасли региональной экономики принято разделять на базовые и местные. К базовым относятся те отрасли экономики, которые осуществляют экспорт товаров за пределы региона. К местным - отрасли, обслуживающие преимущественно потребности местного рынка [2].
Подобная взаимосвязь базовых и местных отраслей хорошо видна на примере Дагестана. В начале 1990-х гг. базовыми отраслями для республики являлись такие отрасли, как машиностроение,
пищевая, легкая промышленность, а также сельское хозяйство. Кризис базовых отраслей серьезно отразился и на местных.
Таким образом, одна из причин кризиса экономики Дагестана - кризис ее базовых отраслей. Следовательно, принципиальным направлением при формировании экономической политики региона должно стать восстановление и укрепление базового сектора экономики.
До сих пор в республике не удалось образовать взаимосвязанную цепь из различных источников финансирования, в которой будет заинтересована каждая из сторон. Одной из причин этого является состояние инвестиционного климата в республике.
В настоящее время ситуация улучшается. Республика Дагестан является чрезвычайно благоприятным регионом для притока капиталов и имеет существенные конкурентные преимущества по группе факторов, способных оказать воздействие на оптимизацию структуры региональной экономики.
1. Выгодное новое геополитическое положение, выражающееся в крайне благоприятном географическом расположении. Республика является естественным мостом между Россией и странами Юго-Восточной Азии и имеет хорошо развитую транспортную систему: железнодорожная магистраль Ростов - Баку и федеральная автодорога «Кавказ», магистральный нефтепровод, аэропорт, морской торговый и рыбный порт, не замерзающий практически круглый год, к которому подведена железная дорога. использование этого естественного фактора может дать мощный импульс развитию экономики.
2. Ресурсный потенциал: богатая природно-сырь-евая база, относительно низкие цены на сырье, топливо, рекреационные ресурсы. Дешевые и квалифицированные трудовые ресурсы.
3. Наличие производственного потенциала, который, с одной стороны, избыточен, с другой стороны, не имеет мощностей по производству конкурентоспособной, высококачественной продукции.
4. Возможность освоения новых рынков сбыта (как внутри региона, так и по России) [4].
В то же время использование этого потенциала серьезно ограничено политическими, экономическими (в частности институциональными), криминальными, социальными рисками.
Потенциал Дагестана как объекта инвестирования огромен, учитывая уникальное сочетание богатств
и разнообразия его энергетических и других природных ресурсов, морепродуктов с достаточно развитой транспортной и коммуникационной сетью, наличие высококвалифицированных кадров и сравнительно дешевых невостребованных трудовых ресурсов.
инвестиционный интерес также представляет развитие таких отраслей экономики, как добывающая сфера, АПК с его развитым виноградарством, виноделием и коньячным производством, развитие отдыха и туризма, чему способствуют уникально созданные самой природой ландшафтные и горноклиматические условия [4].
Принятый закон «об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» нацелен на создание благоприятных условий для привлечения в республику отечественного и иностранного капитала, в связи с чем одним из его концептуальных положений является максимальное обеспечение защиты прав и собственности инвесторов и создание особо благоприятных инвестиционных условий для иностранного инвестора. Дагестан определяет основные нормы по порядку и условиям привлечения инвестиций в экономику республики и осуществления наиболее масштабных инвестиционных проектов в целях структурной перестройки экономики, развития новых производств и технологий и насыщения внутреннего и внешнего рынка высокорентабельной, конкурентоспособной продукцией, товарами и услугами, создание расширенного рынка труда.
он также предусматривает ряд положений о гарантиях от принудительных изъятий, незаконных действий органов государственной власти и других должностных лиц, содержит нормы, определяющие мораторий на принятие Республикой Дагестан законодательных актов, ухудшающих положение инвестора и условия их коммерческой деятельности, а также гарантий, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение инвестора, не применять такие акты к инвесторам в течение срока окупаемости вложенных затрат. Предусмотрено предоставление не выходящих за рамки принятого законодательства льгот по налогообложению предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории республики, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 30 %, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 % общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг). Определяется порядок предоставления возможности приобретения в собственность зданий,
сооружений, оборудования и другого движимого и недвижимого имущества, а также предоставления государственных гарантий по осуществлению инвестиционной деятельности с целью максимального снижения инвестиционного риска.
Принципиально новая ситуация в инвестиционной сфере, возникшая в связи с рыночными реформами, требует и новых подходов [1].
Развитию рынка инвестиций, несмотря на его общепризнанную привлекательность, противодействует наличие серьезных проблем, постоянно воспроизводимых неблагоприятным состоянием рыночных реформ в регионе.
Важнейшими из них являются следующие проблемы:
- политическая нестабильность;
- криминогенная ситуация;
- сложное социально-экономическое положение населения (рост безработицы);
- слабая укомплектованность и недостатки нормативно-правовой базы;
- отсутствие инфраструктуры рынка, включая инвестиционную;
- кризисное состояние экономики [4].
К числу задач по активизации инвестиционной деятельности в регионе, являющейся основной проблемой инвестиционной политики, можно отнести:
- интенсификацию притока инвестиций из всех источников;
- развитие финансово-инфраструктурной базы инвестирования;
- направленность инвестиций на реализацию концепции развития региона.
Создание условий и решение проблем организационно-экономического характера представляет определенный практический интерес для реализации инвестиционной политики в регионе.
Список литературы
1. Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития. Десятая юбилейная международная научно-практическая конференция. Москва: МЭСИ. 2011.
2. Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития. Коллективная монография. Москва: МЭСИ. 2011.
3. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. Москва: Юнити. 2012.
4. Современная аграрная экономика: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Ч. I. Воронеж: ВГАУ. 2006.
5. URL: www. bisinesspress. ru.
6. URL: www.raexpert.ru.