Научная статья на тему 'Развитие производственного процесса на основе активизации инвестиционной деятельности'

Развитие производственного процесса на основе активизации инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕЙТИНГ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / INVESTMENTS / RATING / POTENTIAL / INDUSTRY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаев Шихрагим Кутаевич, Деневизюк Дмитрий Александрович

В статье актуализируется проблема активизации инвестиционной деятельности на уровне региона. Приводится рейтинг инвестиционного потенциала Республики Дагестан, а также направления по улучшению инвестиционной ситуации в регионе. Предлагается создавать специальные побудительные механизмы для потенциальных инвесторов, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности территории, а также для регионов, находящихся в кризисной ситуации; разрабатывать и реализовывать среднесрочные программы развития, поскольку сложившаяся экономическая ситуация на данных территориях требует проведения безотлагательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION BASED ON ACTIVIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY

The problem of activating the investment activity at the level of the region emerges. The rating of the investment potential of the Republic of Dagestan and the areas of focus of improvement of the investment situation in the region are given. The creation of special motivational mechanisms is suggested for potential investors that would assist in increasing the competitiveness of the territory as well as for the regions in critical situations. It is also suggested to develop and implement midrange programs of development because the economic situation that developed at these territories requires immediate arrangements.

Текст научной работы на тему «Развитие производственного процесса на основе активизации инвестиционной деятельности»

КУТАЕВ Ш.К., ДЕНЕВИЗЮК Д.А.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема активизации инвестиционной деятельности на уровне региона. Приводится рейтинг инвестиционного потенциала Республики Дагестан, а также направления по улучшению инвестиционной ситуации в регионе. Предлагается создавать специальные побудительные механизмы для потенциальных инвесторов, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности территории, а также для регионов, находящихся в кризисной ситуации; разрабатывать и реализовы-вать среднесрочные программы развития, поскольку сложившаяся экономическая ситуация на данных территориях требует проведения безотлагательных мероприятий. Ключевые слова: инвестиции, рейтинг, потенциал, промышленность, регион.

КиТАЕУ SH.K.,DENEVIZYUK D.A.

THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION BASED ON ACTIVIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Abstract. The problem of activating the investment activity at the level of the region emerges. The rating of the investment potential of the Republic of Dagestan and the areas of focus of improvement of the investment situation in the region are given. The creation of special motivational mechanisms is suggested for potential investors that would assist in increasing the competitiveness of the territory as well as for the regions in critical situations. It is also suggested to develop and implement midrange programs of development because the economic situation that developed at these territories requires immediate arrangements. Keywords: investments, rating, potential, industry, region

Государственное регулирование экономики в нынешних условиях представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В связи с этим важнейшей задачей государственного регулирования экономики является обеспечение экономической безопасности страны и ее регионов. При этом принципиальным становится сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Это возможно только при эффективном сочетании свободного предпринимательства и государственного регулирования.

Поэтому поиск способов оптимального взаимодействия на экономику регионов становится одним из важных условий совершенствования государственной политики регулирования экономики.

Экономическая политика включает разработку и реализацию механизмов и инструментов воздействия на экономические и хозяйственные процессы, позволяющие адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы региону [1, с. 7-13].

В экономической политике регионов целесообразно предусматривать достижение эффективного хозяйственного взаимодействия всех субъектов региональной экономики, в частности Дагестана, содействовать развитию добросовестной конкуренции и успешному осуществлению научно-технического прогресса и модернизации всего производства. Для этого, в первую очередь, следует обеспечить:

- целесообразное и эффективное использование вовлекаемых в производство трудовых ресурсов;

- оптимальное решение задач по повышению уровня жизни населения;

- совершенствование производственной и социальной инфраструктуры.

Что касается Дагестана, то задачи по выходу этого региона из кризисного состояния и созданию развитой, социально направленной рыночной экономики должны быть органически связаны с общим направлением проводимых в стране реформ и экономических реалий республики. Дагестан отличается весьма благоприятными показателями, позволяющими повы-

Кутаев Ш.К., Деневизюк Д.А.

_развитие промышленного производства на основе активизации инвестиционной деятельности_

сить его привлекательность как весьма благополучного и благодатного края для активной деловой деятельности. Экономическая устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильного функционирования региона [2].

Особенность разработки структурной государственной политики с точки зрения обеспечения устойчивого развития региона состоит в том, что она должна реализовываться с помощью системы инструментов, большинство из которых ориентировано на регулирование развития не отдельных отраслей экономики, а функциональных аспектов воспроизводства. Прежде всего, это финансово-кредитная политика.

Из исследований западных экономистов можно сделать вывод, что в низкоразвитом регионе ведущую роль в обеспечении устойчивого экономического развития будет играть создание возможностей для пропорционального сбалансированного развития банковского сектора и реальной экономики, этот фактор в последнее время приобретает все большее значение. В настоящее время не сформирован эффективный механизм кредитования реального сектора экономики как основного фактора устойчивого экономического роста и увеличения бюджетной обеспеченности.

Следует подчеркнуть, что Республика Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему. Прежде всего, это расширение сферы услуг, в том числе и на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений производителей и бюджетов различных уровней в результате увеличения производства, привлечения инвестиций в основной капитал, подъема строительной индустрии. Но в силу сложившихся объективных причин регион не может рассчитывать на то, что ему удастся самостоятельно выйти из кризисной ситуации, поэтому республике необходима специально организованная поддержка со стороны государства, в том числе и в форме реализации специальных программ социально-экономического развития.

При изучении состояния социально-экономического положения того или иного региона определяющим показателем выступает размер ВРП на душу населения. Необходимо создавать условия для привлечения в реальный сектор экономики значительных негосударственных инвестиций.

В этой связи объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям» [3, с. 85-91]. В этом направлении усилия органов власти должны быть направлены на увеличение инвестиционной активности в регионе и достижение намеченных темпов роста ВРП, промышленного производства на основе комплексного использования всех имеющихся возможностей.

Все это указывает на необходимость поиска более результативных решений в области обеспечения экономического роста и нахождения механизмов их эффективного использования, в числе которых создание в республике благоприятного инвестиционного и делового климата, что будет способствовать использованию наиболее значимого резерва роста — внутренних инвестиций.

В решении проблемы повышения инвестиционной активности в регионе превалирующее значение имеет не инвестиционный потенциал, а инвестиционный климат. Во многих странах при благоприятном инвестиционном климате необходимые инвестиционные средства привлекаются хозяйствующими субъектами даже при неблагоприятных стартовых условиях.

В рейтинге инвестиционного потенциала за 2012 год, проведенном агентством «Эксперт РА», Дагестан занимает 33-е место среди регионов Российской Федерации. По инвестиционному риску республика из 83 регионов страны находится на 78-е место (табл. 1) [4]. При определении рейтинга по инвестиционному риску довлеют социальный (71-е место), финансовый (79-е место), криминальный (83-е место) и управленческий (73-е место) риски. При сохранении сложившегося в настоящее время инвестиционного климата, который определен как «Пониженный потенциал — высокий риск», улучшение инвестиционной привлекательности республики является задачей практически нереализуемой. Исходя из состояний инвестиционного климата, риска и низкого инвестиционного потенциала, ситуацию в регионе можно определить как остропроблемную.

Таблица 1

Инвестиционный потенциал регионов СКФО в 2012 году

Ранг потенциала Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2012 году

2012 2011 Ранг риска, 2012 год Регион (субъект Федерации) Доля в общероссийском потенциале, 2012 год, % Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический

24 23 25 Ставропольский край 1,112 13 17 27 26 17 40 53 44 17

33 33 78 Республика Дагестан 0,975 16 12 55 17 35 46 55 41 50

61 60 67 Кабардино-Балкарская Республика 0,541 59 64 73 66 68 59 11 35 58

62 63 77 Республика Северная Осетия--Алания 0,526 60 65 74 67 71 69 6 75 55

69 72 83 Чеченская Республика 0,445 64 54 76 54 73 75 23 72 82

74 75 72 Карачаево-Черкесская Республика 0,338 72 75 75 76 75 72 50 60 34

77 78 81 Республика Ингушетия 0,314 76 76 83 75 80 82 17 81 75

Источник: Данные рейтингового агентства «Эксперт РА».

Все сказанное выше предполагает разработку и применение адекватных ситуации мер по изменению инвестиционной ситуации в стране и в регионе, которые должны быть направлены на нейтрализацию факторов, противодействующих инвестиционной активности, и создание благоприятного инвестиционного климата. Среди этих факторов следует выделить: использование резервов, имеющихся в реальном секторе экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство и т. д.); легализацию теневого сектора региональной экономики; проведение институциональных и структурных преобразований; совершенствование фискальной, налоговой и кредитно-финансовой деятельности; проведение земельной реформы; развитие инфраструктуры рынка; совершенствование методов и форм управления государственной собственностью; повышение эффективности работы предприятий с помощью внедрения современного менеджмента и антикризисного управления; создание особых экономических зон и зон приграничной торговли; создание благоприятных условий для привлечения внутрирегиональных и внешних инвестиционных ресурсов в целях обновления производственного потенциала дагестанских предприятий; развитие в республике новых постиндустриальных технологий; налаживание тесных интеграционных связей с субъектами экономики, входящими в СКФО и ЮФО.

От решения этих острых вопросов во многом зависят дальнейший рост и развитие промышленности, социальной сферы и увеличение доходной части бюджета в регионе. Следовательно, необходимы прагматический подход, детально разработанные стратегические планы и адекватные формы и варианты управления регионом, ориентированные на практический результат, имеющие мультипликативный эффект и способные снять социальную напряженность в регионе.

Здесь важно отметить, что для развитых территорий (регионов) следует разработать долгосрочную стратегию (программу) социально-экономического развития. Для регионов — экономических аутсайдеров уместно разрабатывать и реализовывать среднесрочные (5-6 лет) программы развития, поскольку экономическая ситуация на данных территориях требует скорейших, а порой и революционных решений. Речь сознательно не идет о краткосрочных программах, так как ежегодное принятие субъектами бюджета априори закладывает элементы развития территории, изыскивая либо собственные внутренние ресурсы, заемные, либо внешние, в том числе на субсидиарной (или субвенциальной) основе.

Кутаев Ш.К., Деневизюк Д.А.

_развитие промышленного производства на основе активизации инвестиционной деятельности_

Для активизации инвестиционных процессов в Республике Дагестан важно также обеспечить надежную систему государственных гарантий для инвестиций, прямую поддержку социально значимых для региона проектов. Немаловажную роль здесь сыграет создание специальных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности территории по отношению к другим регионам России в части привлечения прямых инвестиций.

В наиболее общем виде побудительные механизмы могут быть поделены на три основные группы: механизмы, направленные на повышение рентабельности прямых инвестиций; механизмы, направленные на снижение издержек инвестора; механизмы снижения рисков для прямых инвесторов. Четкая структуризация мотивов и доведение их до сведения потенциальных прямых инвесторов в ходе активных кампаний по продвижению имиджа региона значительно облегчают привлечение финансовых средств.

Побудительная система для инвестиционной деятельности может считаться эффективной только тогда, когда выполняются поставленные макроэкономические цели, соблюдается баланс между интересами инвесторов и социально-экономическими и природоохранными приоритетами региона.

Реализация указанных мероприятий по привлечению инвестиций в экономику республики в конечном счете приведет к сокращению централизованных дотаций в республиканский бюджет вдвое и более, сформирует предпосылки для перевода экономики и социальной сферы региона на режим самодостаточности, позволит обеспечить рост промышленного производства, инвестиционной активности в регионе, создать новые конкурентоспособные производства, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, организовать новые рабочие места.

Литература

1. Кутаев Ш. К., Гореев О. И. Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализация // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 41 (224). — С. 7-13.

2. Кутаева Р. А. Направления развития промышленности региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. — № 3 (11). URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/3/kutaeva.pdf (дата обращения: 20.04.2014).

3. Петросянц В. 3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник ДНЦ. — 2000. — № 8. — С. 85-91.

4. Данные рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/ 2012/risk, свободный. — Загл. с экрана.

References:

1. Kutaev Sh.K., Gordeev O.I. Modernization of the Economy of the Region at the Modern Stage of Development: the Area of Focus and Conditions of Implementation // Regional Economics: Theory and Practice. -2011. - No. 41 (224). - P. 7-13.

2. Kutaeva R.A. Focus Areas of Development of the Industrial Production of the Region // Modern Research of Social Problems (electronic scientific journal). Krasnoyarsk: Scientific-Innovative Center, 2012. No. 3(11). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3ikutaeva.pdf (Retrieved on: 20.04.2014).

3. Petrosyants V.Z. The Model of the National Economy of Dagestan // Herald of the Dagestan Scientific Center. - 2000. - No.8. - P. 85-91.

4. The Data of the Rating Agency of Expert RA [Electronic resource] - . - Retrieved on : http://raexpert.ru/ rankingtable/?table_folder=/region_climat/ 2012/risk, free access. - Title from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.