Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты инвестиционно-инновационной деятельности в регионе'

Организационно-экономические аспекты инвестиционно-инновационной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкеримов Исмаил Завирович

В статье на примере РД рассматриваются основные аспекты инвестиционно-инновационной деятельности, исследуются условия и факторы их определяющие. Предложены рекомендации по созданию условий и решение проблем организационно-экономического характера по инновационному развитию региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INVESTMENT-INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION

In article on the example of the RD discusses the main aspects of investment-innovative activity, examines the conditions and factors determining them. Recommendations on creating the conditions and problems of organizational and economic nature for innovative development of regional economy.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты инвестиционно-инновационной деятельности в регионе»

Абдулкеримов И. З.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

6. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

6.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Абдулкеримов Исмаил Завирович, канд. экон. наук, доцент кафедры экономических, естественных и математических дисциплин, директор Филиал Дагестанского государственного университета в г. Дербенте Место работы: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Дербентский филиал

kari_017@mail.ru

Аннотация: в статье на примере РД рассматриваются основные аспекты инвестиционно-инновационной деятельности, исследуются условия и факторы их определяющие. Предложены рекомендации по созданию условий и решение проблем организационно-экономического характера по инновационному развитию региональной экономики.

Ключевые слова: инновация, инвестиционный процесс, инновационная экономика, инфраструктура, региональная экономика.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INVESTMENT-INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION

Abdulkerimov IsmailZ., PhD in Economics, associate Professor Work place: Derbent branch of Dagestan state University

kari_ 017@mail.ru

Annotation: in article on the example of the RD discusses the main aspects of investment-innovative activity, examines the conditions and factors determining them. Recommendations on creating the conditions and problems of organizational and economic nature for innovative development of regional economy.

Keywords: innovation, investment process, innovative economy, infrastructure and regional Economics.

Ситуация, сложившаяся в региональной экономике, предоставляет новые возможности для реализации эффективных проектных решений, прежде всего в сферах, связанных с инвестиционной активностью. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка. В этой связи роль структурно-инвестиционной политики в реформирования и реструктуризации республики, выражающееся в тяжелом состоянии отраслей народного хозяйства, необходимости их реструктуризации и реформирования. Глубокое изучение, совершенствование и правильная реализация инвестиционной стратегии в современной ситуации приобретают чрезвычайную своевременность и актуальность. Инвестиции являются главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения. Наиболее эффективный способ достижения таких целей создание благоприятного инвестиционного климата и внедрение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств.

Огромные масштабы территории России, разнообразие природно-климатических услуги и другие факторы предопределяют необходимость проведения сильной региональной политики, как федеральным центром, так и властями субъектов Федерации. Однако в настоящее время старый инструментарий территориального планирования уже не работает, а новый, адекватный рыночным отношениям, еще полностью не сформирован.

На данный момент регионы не имеют развитой инновационной системы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития, и, соответственно, не могут эффективно развиваться. В регионах существует непонимание вопроса разделения функций между федеральными и региональными властями в области совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем.

С другой стороны, регионы должны стремиться не только к тому, чтобы просто производить больше продукций, а к тому, чтобы концентрировать у себя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной из ключевых задач государственной политики России -созданию экономики знаний. Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализаций структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и инновативности экономики.

Сравнительный анализ социально-экономического положения Дагестана и других субъектов РФ свидетельствует о том, что по своим основным показателям Дагестан относится к числу наиболее проблемных регионов России. Если в начале 90-х годов промышленное производство в России в целом снизилось примерно на 50%, то в Дагестане - на 70%.

Доля Дагестана в инвестиционном потенциале России составляет 0,665% (учитываются основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие индикаторы). Средневзвешенный индекс риска по Дагестану равен 1,959 (в среднем по России = 1). Следовательно,

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

Дагестан относится к типу регионов с экстремальным уровнем инвестиционного риска. По ресурсному потенциалу Дагестан занимает 43-е место среди 85 субъектов РФ. Хотя Республику Дагестан принято считать малообеспеченным в минерально-сырьевом отношении регионом, ее потенциал представлен перспективными и разрабатываемыми запасами целого ряда полезных ископаемых.

Газовые залежи разрабатываются на 20 месторождениях, выявлены 85 месторождений каменного и бурого угля, горючих сланцев и торфа в горных районах, испытывающих сильный дефицит топлива. Уместно подчеркнуть, что запасы стекольного кварцевого сырья составляют 84%, а камня-известняка 15% от балансовых запасов России в целом. Имеются также запасы гипса, бутового и другого строительного камня, кирпично-черепичных глин.

Среди природных ресурсов животного происхождения наибольшую ценность составляют рыбные запасы. Как известно, в Каспийском море сосредоточено до 80-90% мировых запасов осетровых рыб.

Производственный потенциал республики достаточно низок, он упал до 72-го места, хотя до начала реформирования экономики Дагестан входил в число промышленно развитых регионов.

Республика характеризуется относительно высоким институциональным потенциалом (25-е место). Быстрое развитие банковского сектора, выгодное геополитическое положение Дагестана позволяют ему в перспективе превратиться в финансовый центр юга России, стать своего рода «финансовым коридором» на Кавказе между Россией и странами Востока с дальнейшим выходом на более широкий международный финансовый рынок.

Потребительский потенциал мог быть и выше, но в силу катастрофически низких среднедушевых доходов населения -25-е место.

По инфраструктурному потенциалу Дагестан на 38-м месте. Через территорию республики проходят наиболее важные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.

По трудовому потенциалу - 25-е место.

По финансовому потенциалу - 57-е место.

Анализ инвестиционного потенциала и риска Дагестана показывает, что его главные задачи в настоящее время - это нормализация криминогенной обстановки, выход из сложившейся экологической ситуации и, конечно же, мобилизация внутренних ресурсов для подъема экономики. Если республике удастся добиться хотя бы небольшого, но устойчивого экономического роста, это сразу позволит ей увеличить производственную и потребительскую составляющие инвестиционного потенциала, а также уменьшить экономическую составляющую риска, что будет способствовать притоку инвестиций. Но подъем экономики региона невозможен без научно обоснованной экономической политики. Имеющиеся ресурсы региона следует распределить так, чтобы обеспечить их максимальную отдачу.

Первым шагом в формировании региональной экономической политики является проведение структурного анализа экономики. Все отрасли региональной экономики принято разделять на базовые и местные. К базовым относятся те отрасли экономики, которые осуществляют экспорт товаров за пределы региона. К местным - отрасли, обслуживающие преимущественно потребности местного рынка.

Подобная взаимосвязь базовых и местных отраслей хорошо видна на примере Дагестана. В начале 90-х годов XX века базовыми отраслями для области являлись такие отрасли промышленности как машиностроение, пищевая, легкая, а также сельское хозяйство. Кризис базовых отраслей серьезно отразился и на местных.

Таким образом, одна из причин кризиса экономики Дагестана - кризис её базовых отраслей. Следовательно, принципиальным направлением при формировании экономической политики региона должно стать восстановление и укрепление базового сектора экономики.

До сих пор в республике не удалось образовать (сконцентрировать финансовые средства различных источников) взаимосвязанную цепь из различных источников финансирования, в которой будет заинтересована каждая из сторон. Одной из причин этого является состояние инвестиционного климата в республике.

В настоящее время инвестиционный климат республики неблагоприятен. Хотя потенциально Дагестан является чрезвычайно благоприятным регионом для притока капиталов и имеет существенные конкурентные преимущества по группе факторов, способных оказать воздействие на улучшение структуры региональной экономики. К ним относятся:

1. Выгодное новое геополитическое положение, выражающееся в крайне благоприятном географическом расположении. Республика является естественным мостом между Россией и странами Юго-Восточной Азии и имеет хорошо развитую транспортную систему: железнодорожная магистраль Ростов -Баку и федеральная автодорога «Кавказ», магистральный нефтепровод, аэропорт, морской торговый и рыбный порт, незамерзающий практически круглый год, к которому подведена железная дорога. Использование этого естественного фактора может дать мощный импульс развитию экономики.

2. Ресурсный потенциал: богатая природно-сырьевая база, относительно низкие цены на сырье, топливо, рекреационные ресурсы. Дешевые и квалифицированные трудовые ресурсы.

3. Наличие производственного потенциала, который, с одной стороны, избыточный, с другой стороны, не имеет мощностей по производству конкурентоспособной, высококачественной продукции.

4. Возможность освоения новых рынков сбыта (как внутри региона, так и по России).

В то же время использование этого потенциала серьезно ограничено политическими, экономическими (в частности институциональными), криминальными, социальными рисками.

Потенциал Дагестана как объекта инвестирования огромен, учитывая уникальное сочетание богатств и разнообразия его энергетических и других природных ресурсов, морепродуктов, с достаточно развитой транспортной и коммуникационной сетью, наличие высококвалифицированных кадров и сравнительно дешевых невостребованных трудовых ресурсов.

Инвестиционный интерес представляют и такие отрасли экономики, как добывающая, АПК с его развитым виноградарством, виноделием и коньячным производством, развитие отдыха и туризма, чему способствуют уникально созданные самой природой ландшафтные и горноклиматические условия.

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий:

Абдулкеримов И. З.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

- разработка концепций развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики;

- разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона;

- включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития;

- организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.

В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития становления инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должны быть положены такие принципы:

- становление, развитие и самореализация творческой личности;

- ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

- создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

- сотрудничество вузов региона с передовыми предприятиями региона, реагирующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по перспективным научно-инновационным направлениям.

При создании эффективной системы управления интеллектуальным потенциалом становится возможным увеличивать капитализацию региона, что повышает его конкурентоспособность на мировых рынках, появляется возможность привлекать необходимые ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологического бизнеса. Вполне очевидно, что для создания подобной эффективной инфраструктуры, крайне необходимо создание региональной инновационной системы.

Под региональной инновационной системой понимается комплекс активно взаимодействующих учреждений и организации различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологии, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научно-технической политики, проводимой на федеральном уровне, и стратегии социально-экономического развития региона. Региональная инновационная система должна обладать достаточной устойчивостью, позволяющая ей нормально функционировать в условиях возможной дестабилизации экономической ситуации, кроме того, такая система должна обладать способностью интегрироваться в инновационные системы более высокого уровня.

Принятый закон «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» нацелен на создание благоприятных условий для привлечения в республику отечественного и иностранного капитала, в связи с чем одним из его концептуальных положений является максимальное обеспечение защиты прав и собственности инвесторов и создание особо благоприятных инвестиционных условий для иностранного инвестора. В рамках вопросов ведения Республики Дагестан и принятого на федеральном и республиканском уровнях законодательства

он определяет основные нормы по порядку и условиям привлечения инвестиций в экономику республики и осуществления наиболее масштабных инвестиционных проектов в целях структурной перестройки экономики, развития новых производств и технологий и насыщения внутреннего и внешнего рынка высокорентабельной, конкурентоспособной продукцией, товарами и услугами, создание расширенного рынка труда.

Он также предусматривает ряд положений о гарантиях от принудительных изъятий, незаконных действий органов государственной власти и других должностных лиц, содержит нормы, определяющие мораторий на принятие Республикой Дагестан законодательных актов, ухудшающих положение инвестора и условия их коммерческой деятельности, а также гарантий, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение инвестора, не применять такие акты к инвесторам в течение срока окупаемости вложенных затрат. Предусмотрено предоставление не выходящих за рамки принятого законодательства льгот по налогообложению предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории республики, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 30%, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70% общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг). Определяется порядок предоставления возможности приобретения в собственность зданий, сооружений, оборудования и другого движимого и недвижимого имущества, а также предоставления государственных гарантий по осуществлению инвестиционной деятельности с целью максимального снижения инвестиционного риска.

В этой части закон вобрал в себя основные нормы федерального закона, однако не выходя за его рамки определил ряд самостоятельных решений, касающихся порядка определения объектов инвестиционной деятельности, предоставляющих особую социально-экономическую значимость для развития республики, утверждения положения об инвестиционном конкурсе, создания льготных условий стимулирования инвестиционной деятельности.

Его принятие наряду с принимаемыми органами власти мерами по задействованию свободных складов, созданию особых экономических зон приграничной торговли будет способствовать увеличению притока инвестиции в экономику, повышению занятости и благосостояния населения республики.

Указанные проблемы и сложности усиливают потребность в реальном инвестировании, позволяющие формировать адекватную сложившимся условиям стратегию развития экономики региона.

Принципиально новая ситуация в инвестиционной сфере, возникшая в России в связи с рыночными реформами, требует и новых подходов.

Развитию рынка инвестиций, несмотря на его общепризнанную привлекательность, противодействует наличие серьезных проблем, постоянно воспроизводимых неблагоприятным состоянием рыночных реформ в РД.

Важнейшими из них являются следующие:

- политическая нестабильность;

- криминогенная ситуация;

- сложное социально-экономическое положение населения (рост безработицы);

- слабая укомплектованность и недостатки нормативно-правовой базы;

- отсутствие инфраструктуры рынка, включая инвестиционную;

- кризисное состояние российской экономики.

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

К числу задач по активизации инвестиционной деятельности в регионе, являющейся основной проблемой инвестиционной политики можно отнести:

- интенсификация притока инвестиций из всех источников;

- развитие финансово-инфраструктурной базы инвестирования;

- направленность инвестиций на реализацию концепции и развития региона.

Создание условий и решение проблем организационно-экономического характера представляет определенный практический интерес для реализации инвестиционной политики в регионе.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,75%.

Список литературы:

1. Шафикова А.Ю. Основные тенденции инновационного развития экономики и правовые основы их обеспечения. Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития. М 2010.

2. Швецова О.А. Региональная инновационная политика: проблемы и приоритеты развития. Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития. М 2011.

3. Абдулсамедов Т.А. Организационно-экономические аспекты инвестиционной деятельности в регионе. Современная аграрная экономика: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Ч1 Воронеж 2006.

4. Абдулсамедов Т.А., Махмудов М.К. О принципах развития инвестиционно-инновационной деятельности в регионе. Научный журнал Самоуправление. 2016. № 12. С. 10-12.

5. Гаджиев Н.Г., Абдулсамедов Т.А., Махмудов М.К. Организационно

- экономические аспекты инвестиционной деятельности в регионе. Ж. Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 32. С. 24-27.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Абдулкеримова И.З. «Организационно-экономические аспекты инвестиционно-инновационной деятельности в регионе»

Инвестиции являются главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения. Наиболее эффективный способ достижения таких целей - создание благоприятного инвестиционного климата и внедрение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств. Изучение основных аспектов инвестиционно-инновационной деятельности является актуальной задачей экономических дисциплин.

Статья посвящена изучению основных аспектов инвестиционно-инновационной деятельности Республики Дагестан. Автор проводит сравнительный анализ социально-экономического положения Дагестана и других субъектов РФ, а также анализ инвестиционного потенциала и риска. В статье приведены факторы, способные оказать воздействие на улучшение структуры региональной экономики. Также указан комплекс научных и организационно-технических мероприятий, который способствует успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики. Рассмотрены законодательные аспекты рассматриваемого вопроса.

Считаю, что результаты работы являются новыми и актуальными, представляют научный интерес, а рецензируемая статья может быть опубликована в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономических, естественных и математических дисциплин

Муталимов В.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.