Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность как фактор формирования конкурентоспособности региона'

Инвестиционная привлекательность как фактор формирования конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалова Аида Омариевна

В статье затрагиваются проблемы формирования конкурентоспособности регионов. Рассматриваются зависимость конкурентоспособности региона от возможности привлечения иностранных и отечественных инвестиций, а также побудительные механизмы привлечения инвестиций в экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность как фактор формирования конкурентоспособности региона»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

®2011 Камалова А.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье затрагиваются проблемы формирования конкурентоспособности регионов. Рассматриваются зависимость конкурентоспособности региона от возможности привлечения иностранных и отечественных инвестиций, а также побудительные механизмы привлечения инвестиций в экономику региона.

In the article the problems of competitiveness’ formation of regions are mentioned. The dependence of competitiveness of region on an opportunity of attraction of the foreign and domestic investments, and also incentive mechanisms of attraction of the investments in economy of region are considered.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, инвестиции,

инвестиционная привлекательность, побудительные механизмы.

Keywords: competitiveness, region, investment, investment appeal, incentive mechanisms.

Трансформационные процессы в России обозначили ряд проблем, характерных для всех регионов Российской Федерации. Среди них особое место занимают проблемы формирования

конкурентоспособности регионов, обеспечение условий этого процесса с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития.

Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовывать

основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением качества жизни населения. При оценке конкурентоспособности следует рассматривать следующие

конкурентные преимущества

региона:

- природно-климатические;

- социально-политические;

- технологические;

- культурные;

- экономические.

Другой стороной региональной конкурентоспособности является конкурентоспособность ведущих отраслей экономики, а также товаров и услуг, производимых в регионе. Оценка конкурентоспособности производится по следующим критериям: качество и цена товара или услуги, качество сервиса, затраты потребителя товара [5].

Следует различать

конкурентоспособность региона как потенциальную возможность

участвовать в конкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнем преимуществ и конкурентную позицию региона. Эти два понятия нередко подменяются, так как на практике конкурентоспособность трудно

оценить и рассчитать. Конкурентная позиция, напротив, четко

проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении региона.

Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ,

детерминированных факторными условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках труда, услуг, капиталов, инвестиций) [3. С. 100]. Конкурентная позиция региона будет

благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность,

стабильность, привлекательность для инвесторов.

Конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости от возможности привлечения

отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программ размещения и

территориальной организации

производительных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата. Более того, ряд ученых под конкурентоспособностью региона подразумевают только его

инвестиционную привлекательность и качество инвестиционного климата. Под региональным инвестиционным климатом обычно понимают «систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга

взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных

мотиваций» [1. С. 91].

Анализ инвестиционной сферы

российской экономики за годы реформ свидетельствует об отсутствии серьезного улучшения

инвестиционного климата в регионах,

об отсутствии реальных предпосылок для обновления собственного производственного потенциала.

Определенная стабилизация в промышленности была достигнута главным образом за счет сырьевого сектора экономики. В настоящее время инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления. Необходимо определить конкретные региональные инвестиционные

приоритеты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального

самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и

регионального подходов при распределении средств федерального бюджета; проводить более полный учет региональных особенностей при проведении рыночных реформ, оказывающих влияние на

инвестиционный процесс;

осуществлять мероприятия по созданию равных для всех регионов условий формирования и

использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.

Формирование инвестиционной политики регионов происходило в различных стартовых условиях (уровень развития и обеспеченность факторами производства, различия в производственной специализации и др.), также значительно различались выбранные пути преодоления инвестиционных трудностей.

В настоящее время Каспийский регион и, в частности, Дагестан приобрели для России особое значение. Наличие здесь значительных природных ресурсов и исключительно выгодное

транспортно-географическое положение, благоприятные

транзитные возможности играют стратегическую роль в торговоэкономическом и научно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами.

Республика Дагестан является важным узлом стратегических интересов России, служит гарантом ее участия в разработке

прогнозируемых колоссальных

запасов углеводородного сырья каспийского шельфа.

Несмотря на очевидный внутренний потенциал, Дагестан остается одним из самых отсталых субъектов Российской Федерации, хотя в экономических кругах больше склонны классифицировать его как депрессивный регион, то есть регион, имеющий потенциальные возможности, но с низким уровнем социально-экономического развития, который собственными силами не в состоянии преодолеть данное отставание. Именно поэтому

вопросы формирования

благоприятного инвестиционного климата и повышения

инвестиционной привлекательности республики остаются актуальными и требуют незамедлительного

принятия решений.

В последние годы в Республике Дагестан наблюдается тенденция увеличения инвестиций в основной капитал. В 2009 году в условиях кризиса также сохранялся рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников

финансирования в 2009 году увеличился к уровню 2008 года на 12,5% и составил 100934,8 млн рублей.

За счет всех источников финансирования в республике в 2009 году введено в эксплуатацию 1076,6 тыс. м2 общей площади жилья, что составляет 118,7% к уровню 2008 года. Объемы жилищного строительства возросли в основном за счет средств частных инвесторов. Из общей площади введенного в 2009 году жилья 82,2% (884,7 тыс. м2) построено за счет средств индивидуальных

застройщиков [2].

Федеральные средства поступали в рамках 10 федеральных целевых программ (основные из них - «Юг России», «Жилище», «Модернизация транспортной системы России»,

«Социальное развитие села»), непрограммной части ФАИП и из Инвестиционного фонда РФ.

В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства на территории республики в 2009 году осуществлялись работы по созданию

7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них: 6 инвестиционных площадок по ФЦП «Юг России» и 1 площадка -за счет средств Инвестиционного фонда РФ и республиканского бюджета РД.

На территории указанных площадок за счет средств

инвесторов проводилась работа по реализации крупных инвестиционных проектов: строительство двух

стекольных заводов («Строительство завода по производству листового стекла флоат-методом»,

«Строительство стеклотарного

завода «Анжи-Стекло»),

Гоцатлинской ГЭС, горнолыжного

курорта «Чиндирчеро» и др.

Однако, несмотря на

положительную динамику

поступления инвестиций в

дагестанскую экономику, большая

часть этих средств идет из

бюджетных источников. В такой

ситуации республика не может

реализовать свой потенциал и выйти на конкурентные позиции.

В 2009 году в республике

продолжалась работа по созданию

благоприятного инвестиционного климата, привлечению инвестиций и реализации инвестиционных

проектов. Кроме создания

благоприятного правового,

макроэкономического и

политического климата

региональные власти разрабатывают меры, которые непосредственно воздействуют на притоки

инвестиций. Они включают в себя:

- специальные побудительные механизмы для инвесторов,

заинтересованных во вложениях в промышленность региона;

- создание и расширение особых зон развития для стимулирования отдельных регионов и технологий;

- учреждение информационной системы для инвесторов;

- промоутерские кампании и мероприятия по созданию имиджа;

- финансовый инжиниринг;

- усиление политического влияния и расширение полномочий.

Разумные побудительные

механизмы служат фактором, дополняющим общую социальнополитическую стабильность и перспективы регионального рынка потребления. Пакет побудительных механизмов должен быть понятным и отвечать требованиям инвесторов. Кроме того он должен быть конкурентоспособным относительно схем, предлагаемых регионами-конкурентами. Однако чрезмерное количество побудительных

механизмов может иметь и обратную сторону. Множество уступок, на которые идет регион в целях привлечения инвесторов и принимает скорее из политических, чем из экономических соображений, отрицательно сказываются на конкурентоспособности региональных производителей и на бюджете региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К типам побудительных механизмов для иностранных и отечественных инвесторов относятся [4. С. 421]:

- фискальные - меры,

направленные на снижение

налогового бремени и на сокращение периода окупаемости инвестиций (налоговые каникулы, льготы, отмена отдельных налогов и т.д.);

- финансовые - прямые платежи

и помощь со стороны национальных, региональных и местных

администраций, направленные на привлечение важных проектов и

управление инвестиционными

потоками; частичное возмещение

инвестиций в землю, здания и

оборудование, компенсация затрат на НИОКР за счет снижения прибыли, полученной в тот же год;

- нефинансовые - меры, подразумевающие

совершенствование технических и операционных условий для инвесторов, например:

- государственное

финансирование развития местной инфраструктуры, развитие

телекоммуникаций, водоснабжения, дренажных систем,

энергообеспечения и др.;

- ассигнования на специальные образовательные программы;

- предоставление возможности иностранным компаниям участвовать в открытых тендерах на равных правах с местными компаниями;

- информационные туристические визиты инвесторов за счет государства или субъектов Федерации;

- механизмы быстрой

ратификации: быстрое утверждение проектов путем непосредственного контакта с ответственным агентством.

Для стимулирования привлечения инвестиций целесообразно создание федерального информационного центра, который готовил бы нормативные материалы и рекомендации, содержащие

основные требования,

предъявляемые к разработке инвестиционных программ и проектов; формировал базы данных о региональных инвестиционных программах и проектах с привязкой к территориям, природным ресурсам, производственным мощностям, рынкам средств производства и сбыта продукции, возможным источникам финансирования.

В Дагестане такой центр уже создан. Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей

Республики Дагестан ведет активную работу по углублению и расширению внешнеэкономических связей

республики. Не менее серьезное

внимание уделяется вопросам расширения регионального

сотрудничества и углубления экономических связей Дагестана с другими регионами России.

Региональные и местные органы власти должны взять на себя основные заботы об укреплении региональной информационноконсультационной службы, чтобы каждый инвестор имел возможность получить необходимую информацию. Необходимым условием

эффективного функционирования системы информационного

обеспечения инвестиционного

процесса является формирование сети информационноконсультационных служб,

обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление

информации в удобной форме.

В

заключение

хочется

подчеркнуть, что, создавая условия

для привлечения инвестиции в региональную экономику, не следует забывать о собственном производителе. Предприниматели, работающие в республике, часто находятся в невыгодных условиях (чиновничий бюрократизм,

нестабильная социально-

политическая ситуация) и предпочитают вывозить капитал за пределы республики в регионы с более стабильными и прозрачными условиями. В этих условиях основная задача стратегии регионального развития состоит в том, чтобы, опираясь на региональные конкурентные

преимущества, повысить

собственную конкурентоспособность до уровня, обеспечивающего более выгодные по сравнению с конкурирующими регионами условия для жизни и бизнеса.

Примечания

1. Жеребцов И. Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми: Ист.-демогр. справка. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. 2. Официальный сайт правительства Республики Дагестан. Ш^ИирУ/млллл/.e-dag.ru/eco/invest.htm 3. Региональная экономика: Учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М. : ИНФРА-М, 2007. 666 с. 4. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М. : Финансы и статистика, 1999. 512 с. 5. Чернышов М. М. Новые подходы к определению целевых ориентиров долгосрочного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. Ш^ИИрУ/млллл/. rppe.ru м/р-согиеги/ирЬас^^ОЮЛ^/сИегпузИоу

Статья поступила в редакцию 19.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.