Научная статья на тему 'Организационно-экономическая структура современного мирового рынка строительных услуг'

Организационно-экономическая структура современного мирового рынка строительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / МИРОВОЙ РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГ / МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегадзе Г.Ш.

В настоящей статье показана специфика мирового рынка строительных услуг как отрасли мировой экономики. Показаны особенности реализации инвестиционных отношений в современном мировом строительстве. Обобщены факторы формирования спроса на мировом рынке строительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая структура современного мирового рынка строительных услуг»

государственности. Экономическая система такого общества должна основываться не на принципах унификации населения, а на принципах плюрализма подходов к культурным и этническим особенностям. Ее фундаментальным принципом должно быть объединение экономических подсистем, созданных на основании традиций народов, населяющих российское пространство, и быть ориентированной на идеи благополучия общества, единого, но многообразного.

Список литературы:

1. «Экономика больших пространств» Фридриха Листа. Третий путь развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://communitarian.ru/ publikacii/mirovaya_ekonomika/ekonomika_bolshikh_prostranstv_fridrikha_lista_ tretiy_put_razvitiya (дата обращения: 02.03.15).

2. Дюмон Луи. Homo aequalis, I. Генезис и расцвет экономической идеологии. - М.: Nota Bene, 2000.

3. Дугин А. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. - М.: Академический проект, 2010.

4. Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.

5. Смит Адам. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. -352 с. - (Серия: Библиотека этической мысли). - ISBN 5-250-02564-1.

6. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Эксмо, 2007. - (Серия: Антология экономической мысли). - 960 с. -ISBN 978-5-699-18389-0.

7. Мандевиль Бернард де. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц -блага для общества. - М.: Наука, 2000. - 291 с. - (Серия: Памятники философской мысли). - ISBN 5-02-008376-3.

8. Берлин Исайя. Две концепции свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kant.narod.ru/berlin.htm (дата обращения: 02.03.15).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© Бегадзе Г.Ш.*

Государственный университет управления, г. Москва

В настоящей статье показана специфика мирового рынка строительных услуг как отрасли мировой экономики. Показаны особенности реализации инвестиционных отношений в современном мировом строи-

* Аспирант кафедры Мировой экономики.

тельстве. Обобщены факторы формирования спроса на мировом рынке строительных услуг.

Ключевые слова: строительство, мировой рынок строительные услуг, мировой рынок услуг, международная торговля.

Мировой рынок строительных услуг обладает присущей ему, ярко выраженной спецификой, которая определяет динамику и перспективы развития данного сектора. Во-первых, в данной отрасли отсутствует организационное оформление и данная отрасль характеризуется в виде различных «строительных предприятий и строительных комплексов» [6, с. 56]. Очевидно, что основной структурной единицей строительной отрасли следует считать строительную компанию, которая может быть как национальной, так и транснациональной (ТНК). Если говорить о структуре отрасли, то, например, в ЕС, большинство компаний относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса (99,9 % в строительной отрасли ЕС) на которые приходится 80 % продукции отрасли, а на предприятия малого бизнеса - 33 % продукции [12].

В схеме осуществления строительных услуг на мировом рынке участвует несколько видов участников. Основным исполнителем работ по строительству является генеральный подрядчик, которым чаще всего является крупная строительная ТНК. В иерархии отношений особое место принадлежит субподрядчикам, т.е. тем строительным организациям, которых привлекает генеральный подрядчик для выполнения специализированных видов работ.

Кроме указанных основных поставщиков строительных услуг в процессе их оказания может принимать участие также и инвестор, т.е. лицо или организация, финансирующая строительство и особо не вникающая в технические аспекты строительства: все права распоряжения денежными средствами на строительство переданы им заказчику. Последний формирует структуру генеральных исполнителей, осуществляет расчеты с ними и менеджмент строительства, а также организует приемку объекта. Иногда возможна ситуация, когда и заказчик, и инвестор являются одним и тем же лицом, т.е. строительство ведется на средства заказчика. Примечательно, что в схеме участвует застройщик, владеющий земельным участком, который одновременно может быть как инвестором, так и заказчиком [2].

Главным исполнителем проектных работ является генеральный проектировщик, который большую часть работ выполняет собственными силами, а остальные работы - на основе привлечения субподрядных проектировщиков. Для выполнения инженерных изысканий на территории возведения объекта привлекаются изыскатели, которыми являются специализированные организации.

С учетом многогранности и специфики мирового рынка строительных услуг, от указанной схемы возможны отклонения. Так, например, генеральный и субподрядные проектировщики присущи лишь крупным инвестиционным проектам, а при строительстве небольших объектов необходимость при-

влечения нескольких проектных организаций отпадает. Нередко нет необходимости и в субподрядчиках, так как все работы выполняет одна организация.

Если рассмотреть процесс создания и сбыта строительной продукции и создания ее стоимости, то можно говорить о комплексности данного процесса, зачастую включающую в себя субъекты и этапы, которые выходят за рамки строительной отрасли.

Очевидно, что такая структура не является однозначной для всех случаев строительства, поскольку, например, заказчик может совпадать с конечным потребителем. Кроме того, иногда строительство вообще может не сопровождаться оказанием строительных услуг в их классической дефиниции (т.е. услуг, оказываемых подрядчиком заказчика). Здесь стоит принципиальный вопрос о двух экономических методах строительства. Первый из них является подрядным (предполагает непосредственный заказ строительный услуг), а второй связан с ремонтом и реконструкцией уже возведенных объектов силами собственника или инвестора.

Международные услуги по строительству в самом общем виде можно определить как возведение строительных объектов лицами, которые не являются резидентами данной страны [1]. Однако, если в практике многих развитых стран отношения между потребителями и строителями лежат в плоскости реализации обычного договора о предоставлении услуг, то в отечественном праве строительство опосредовано специальным договором -договором строительного подряда. Эти обязательства также регулируют отношения по оказанию услуг, однако отличаются характерными чертами.

К основным признакам договора подрядного сооружения жилых объектов в литературе относят: выполнение подрядчиком работы по сооружению жилого объекта; наличие этапов в строительстве жилого объекта; объект становится собственностью подрядчика до принятия работ и до этого момента подрядчик несет риски повреждения либо уничтожения объекта [3, с. 10].

Собственно капитальное строительство является сложным многоэтапным процессом, особенно если речь идет о возведении технически сложных, крупных проектов. В связи с этим на мировом рынке строительных услуг наиболее распространенной формой контракта является частичный подряд на выполнение определенного вида работ либо сооружение отдельного участка возводимого объекта. В рамках одного проекта заказчик заключает несколько контрактов с разными фирмами, в некоторые из которых отдельно выделены инжиниринговые услуги, поставка оборудования. При работе на таких условиях (субподряд, частичный подряд) финансовая ответственность подрядчика ограничивается рамками ее обязательств.

Вообще, следует отметить, что усложнение инвестиционных отношений в строительстве и интенсивное развитие реализации инфраструктурных строительных проектов в 1950-60-е гг. (особенно на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии) обусловило необходимость разработки общих правил и единой контрактной документации в отрасли, которую можно было

бы применять повсеместно. В результате уже в 1960-е гг. эта задача была выполнена Всемирным банком и Международной федерацией инженеров-консультантов (англ. - International Federation of Consulting Engineers, FIDIC). Ими была разработана специальная «Красная книга», которая представляла собой условия контракта на возведение объектов гражданского строительства. Она успешно использовалась в строительстве тех объектов, подряды по котором присуждались на основе международной конкурсной основе [5, с. 9-10]. Специфика данного документа была в том, что он впервые учел как специфику каждого объекта строительства, так и особенности национального законодательства, поскольку «Красная книга» была разделена на две части («Общие условия контракта» и «Условия особого применения».

Таблица 1

Разработанные FIDIC типовые формы, охватывающие все контрактные отношения в международном строительстве

№ п.п. Название типовой формы Год принятия Для каких целей рекомендован Содержание

1. Условия контракта на строительство 1999 г (новая редакция -2010 г [8]) Для проведения строительных работ, спроектированных заказчиком Подрядчик осуществляет все работы по проекту заказчика, однако их объем может предусматривать также элементы инженерных, инфраструктурных, электрических или строительных работ, спроектированных подрядчиком. В 2010 г отдельно выпущены условия контракта на строительство при проектах, финансируемых региональными и международными банками развития

2. Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство 1999 г Для поставки и монтажа оборудования (механического, электрического) и при разработке проекта, выполнении инженерных и строительных работ. Подрядчик разрабатывает проект и по требованиям заказчика осуществляет монтаж оборудования

3. Условия контракта для проектов типа «инжиниринг - про-кьюримент - строительство») и для проектов «под ключ» 1999 г Для сооружения объектов «под ключ» (полностью оборудованный и готовый к эксплуатации завод, электростанция, объект инфраструктуры), где: 1) важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков выполнения; 2) подрядчик полностью отвечает за разработку проекта и осуществление работ, а участие заказчика минимально Подрядчик осуществляет проектирование, поставку, а также все виды инженерно-строительных работ, сдавая объект, полностью готовый к эксплуатации, т.е. «под ключ»

4. Краткая форма контракта 1999 г Для выполнения строительных работ с малым объемом инвестиций. Подрядчик осуществляет все виды работ по проекту заказчика.

5. Условия контракта для проектов по схеме «проектирование -строительство - эксплуатация» 2008 г Для концессионных и подобных схем выполнения инвестиционных строительных проектов.

Источник: составлено по: [13].

Позднее FIDIC выпустила и некоторые другие типовые контракты, которых в настоящее время насчитывается пять (см. табл. 1).

Указанные условия широко применяются частными и государственными заказчиками, а также МБРР и ЕБРР во всем мире. Наряду с этими формами существуют и национальные типовые формы строительных контрактов, разрабатываемые странами с учетом местной специфики. В качестве одного из наиболее успешных национальных законодательств в этой связи автор отмечает контракты, разработанные в Великобритании, где выпущено 10 типовых форм контрактов на строительство, охватывающих всю совокупность отношений в инвестиционно-строительной деятельности.

В нашей стране инвестиционные отношения в строительстве регулируются Гражданским кодексом РФ, где во многом учитывается зарубежный опыт регулирования соответствующих отношений. Вместе с тем, использование международных типовых форм в России необходимо предварять анализом положений контрактов и особенностям их адаптации требованиям законодательства РФ. Для того, чтобы внести изменения в содержание контракта, необходимо использовать механизмы адаптации, заложенные в каждой типовой форме международного контракта.

Эволюция механизмов подрядного строительства в мировой экономике, обусловленная усложнением международных инвестиционных проектов, привела к выделению функций управления в особую деятельность, что способствовало расширению возможностей инжиниринговых компаний и накопления ими опыта в реализации крупных инвестиционных проектов. Начиная с 1970-х гг. на мировом подрядном рынке получили широкое распространение контракты на управление строительством (англ. - construction management) и контракты на управление проектом (англ. - project management). В контракт на управление проектом включены такие функции, как выбор подрядчиков и проектировщиков, предпроектные работы, разработка проекта, подготовка конкурсной документации, организация снабжения строительства, составление графиков и календарных графиков, калькуляция смет, контроль качества и сроков работ, пуск объекта в эксплуатации. Если речь идет о контракте на управление строительством, то его исполнитель освобожден от проектных и предпроектных работ.

Начиная с 1980-х гг. в структуре зарубежных заказов ведущим подрядным ТНК доля контрактов под «ключ» составляла свыше 40 %, однако уже с 1990-х гг. удельный вес таких контрактов снизился до 25-30 % и до настоящего времени находится на данном уровне. Большие объемы таких контрактов характерны для большинства ТНК из всех ключевых стран-экспортеров строительных услуг, однако ведущая роль принадлежит корпорациям США.

Система отношений между крупнейшими инженерно строительными и промышленными корпорациями, оказывает серьезное воздействие на конъюнктуру мирового рынка строительных услуг. В настоящее время работы по

проектированию и строительству новых мощностей производственных ТНК все более имеют тенденцию перехода к крупным подрядчикам, с которыми ТНК имеют прочные связи. Эти связи получили название в зарубежной литературе «проектное партнерство» (англ. - project alliancing, project partnering), сущность которого заключается в обязательстве компании-подрядчика предоставить свой потенциал заказчику в обмен на его обязательство обеспечить подрядную компанию работой.

Одной из ключевых причин распространения практики таких парт-нерств на мировом рынке строительных услуг стал рост количества судебных споров между участниками международных инвестиционных проектов. По оценке автора, объем оспариваемых в строительстве сделок по всем регионам мира составил за 2013 г. 172,5 млн. долл. США, а в послекризисный 2010 год - 226,1 млн. долл. [9, с. 3]. Причиной споров зачастую является стремление заказчика к минимизации рисков неисполнения обязательств по контракту за счет перераспределения рисков в пользу подрядчика. Данная тенденция нашла свое отражение в переиздании типовых форм контрактов организацией FIDIC [13], о чем мы уже упоминали выше. Также были изданы комментарии [7, с. 4-19] к этим типовым формам, разработанные Европейской ассоциацией международных подрядчиков (англ. - European International Contractors, EIC).

Широкое распространение партнерские отношения получили на рынке строительных услуг в Великобритании, при строительстве нефтегазодобывающих объектов на шельфе Северного моря в 1990-е гг., где за счет этот было обеспечено существенное снижение стоимости работ и рост прибыли. Позднее данные отношения получили распространение и в жилищном строительстве. В других же странах партнерство не получило такого распространения. В частности, имело место использования такого типа отношений в Австралии, ЮАР (по британской модели), в Гонконге (при строительстве метрополитена).

В странах ЕС лишь Нидерланды апробировали модель партнерских отношений в строительстве, причиной чего, по мнению исследователей является недостаток совместных усилий правительств и бизнеса стран ЕС по реформе строительства, а также меньшая адаптационная способность гражданского права стран ЕС к восприятию принципиально нового механизма реализации международных инвестиционных проектов [11, с. 3].

Несмотря на то, что партнерские соглашения обычно заключаются между компаниями, которые зарегистрированы в одной стране, транснационализация деятельности строительных компаний делает их по существу фактором развития мирового рынка строительных услуг, обуславливающим ограничение конкуренции между крупными строительно-подрядными ТНК, которые имеют свои, строго обозначенные сферы влияния. Также в практике мирового рынка строительных услуг встречаются случаи принадлежно-

сти заказчика и подрядчика к одной финансовой группе, которая осуществляет прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Однако данная практика не получила распространения на мировом рынке и характерна в основном для строительно-подрядных ТНК Японии, которые при начале своей деятельности на рынках ЕС и США занимались строительством объектов обрабатывающей промышленности для инвесторов из Японии.

Выдача заказов на сооружение крупных строительных объектов осуществляется на основе торгов (тенденров на строительство), которые, например, в развивающихся странах, охватывают порядка 80 % совокупного объема подрядных работ. Проведение тендеров позволяет их организаторам добиться максимально выгодных условий (например, минимальных цен) за счет создания конкуренции между компаниями, претендующими на заказ, поэтому эта форма получила широкое распространение в международной практике. Отметим, что цена контракта при проведении тендера, как правило, находится в обратной зависимости от количества оферентов. Например, в строительной отрасли США рост числа участников торгов с двух до восьми обеспечивает снижение капиталовложений заказчика примерно на 20-25 % [10, с. 37].

Несмотря на то, что проведение международных торгов в строительстве ведет к обострению конкуренцию, однако данная форма не исключает недобросовестных действий, например, в виде сговора между участниками торгов. Наибольшие сложности возникают международными консорциумами и картелями, создаваемыми крупными ТНК на долгосрочной основе. В данном случае даже закрытие тендеры не позволяют их организатором полностью контролировать ход торгов, поскольку каждая компания, входящая в картель и получившая предложение об участии в торгах, может поставить в известность других членов картеля, что обеспечит согласование в отношении коммерческих и технических условий, а также цен. При этом в настоящее время члены картеля идут на создание благоприятных условий только для одной компании-участницы.

Все более активная роль в последние двадцать лет при проведении торгов принадлежит инженерно-консультационным компаниям, привлекаемым для оценки предложений оферентов. Кроме этого, после вступления в силу контракта, данные компании оказывают широкий спектр услуг (поставка оборудования, строительство, пусконаладочные работы, последующее сервисное и техническое обслуживание). Роль таких фирм в последние годы растет ввиду широкого распространения контрактов «под ключ», о которых мы уже упоминали выше, а также контрактов «проектирование - строительство» (англ. - 'design-build'). При этом стоимость инженерно-консультационных услуг по группам стран существенно отличается: в развитых странах доля этих услуг к смете объекта строительства составляет в последние годы 6-15 %, тогда как в развивающихся странах не превышает 4 % от стоимости объекта.

В развивающихся и новых индустриальных странах выбор инжиниринговых компаний для реализации крупных и сложных инвестиционных проектов в строительстве идет также через тендеры. Примерами могут служить проекты, реализованные в последние годы в таких странах, как Катар, Кувейт, Нигерия, Бразилия, Панама, Турция, Саудовская Аравия. При этом тендеры на инженерно-консультационные услуги фактически монополизировано развитыми странами. В связи с этим, понятен ряд инициатив развитых стран в последние годы по разработке «безвозмездных» технико-экономических обоснований строительства в развивающихся странах.

Международная практика возведения крупных объектов свидетельствует о том, что самостоятельно выполнить все проектно-изыскательные работы, подготовить документацию, поставить материалы и оборудование, осуществить пусконаладочные работы не может ни одна фирма, тем более, если речь идет об ограниченных сроках. Поэтому к данным процессам другие компании, специализирующиеся на выполнении соответствующих видов работ (различные субпоставщики, субподрядчики). Хозяйственная практика развитых стран доказала эффективность участия в международных торгах местных агентских (посреднических) фирм. Законодательства многих развивающихся стран не допускают иностранные компании к непосредственному участию в тендерах, особенно если речь идет о стратегически значимых отраслях экономики. Поэтому даже в тех странах, где любая иностранная компания может участвовать в торгах, подача предложений осуществляется через агентов, которые хорошо осведомлены о специфике торгов, различных формальностях, а также имеют устойчивые связи с органами государственной власти данной страны.

Крупные ТНК из развитых стран выступают в тендерах через свои филиалы, которые являются субъектами права данной страны: это позволяет ТНК хотя бы на формальном уровне удовлетворять требованиям развивающихся стран об обязательном участии в торгах исключительно местных фирм.

Процедура конкурсных торгов заканчивается после подписания контракта, однако выданный заказ / подряд должен быть обеспечен гарантией надлежащего исполнения залогом, достигаемым до 10 % от цены контракта. Значимость этого залога состоит в том, что при реализации крупных инвестиционных проектов банковская гарантия может быть весьма солидной (до нескольких миллионов долларов) и фактически «замораживает» часть оборота компании. Отвлечение таких сумм из оборота компании до окончания исполнения контракта создает излишние финансовые затруднения, поэтому при подготовке предложения на тендер компания-претендент скрупулезно оценивает возможности перед отправкой оферты заказчику.

С точки зрения необходимости разработки ряда положений данного диссертационного исследования, необходимо также акцентировать внимание на факторах формирования спроса на мировом рынке строительных

услуг. Здесь сразу следует оговориться, что для спроса на мировом рынке строительных услуг характерная цикличность, и он зависит от инвестиционных процессов в потребляющих отраслях. Одновременно конъюнктурный цикл в строительной отрасли традиционно отстает от общеэкономического цикла, поэтому максимальная деловая активность здесь может наблюдаться в момент общеэкономической рецессии и, соответственно, спад в отрасли может происходить на фоне макроэкономического роста в целом [4].

К числу глобальных нециклических факторов, которые воздействуют на мировой рынок строительных услуг, важнейшим необходимо считать влияние инноваций и научно-технического прогресса, проявляющее себя в изменении структуры спроса. Именно инновационный фактор объясняет устойчивый спроса на возведение таких объектов, как, например, предприятия фармацевтической и биотехнологической промышленности.

Несмотря на то, что доминирующее воздействие на динамику развития мирового рынка строительных услуг оказывают нециклические факторы, тем не менее, влияние нециклических факторов проявляется здесь гораздо существеннее, нежели на национальном рынке.

На разных этапах экономического цикла его влияние на динамику мирового рынка строительных услуг проявляется неравномерно и неоднозначно. Так, снижение спроса на национальных рынках под влиянием спада, как правило, стимулирует подрядные компании к активизации зарубежной деятельности. В итоге объем предложения строительных услуг на мировом рынке серьезно возрастает, тогда как снижение спроса еще не успевает охватить все географические рынки. Именно поэтому в начале спада его влияние на мировой рынок строительных услуг может быть обратным, стимулирующим. Таким образом, влияние цикла на динамику мирового рынка строительных услуг идет с некоторым временным лагом, и длительность последнего для мирового рынка примерно на один год больше, чем для отрасли строительства в развитых странах. К слову, эта закономерность весьма отчетливо проявила себя в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Напротив, во время экономического подъема 1990-х гг. постоянство спроса обеспечивалось некоторыми факторами нециклического характера, например: реализация государственных программ по строительству крупных объектов инфраструктуры транспорта в некоторых странах ЕС и Юго-Восточной Азии. Также следует отметить, что ужесточение экологических требований в развитых странах способствовало росту спроса на модернизацию и реконструкцию нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий, когда циклический импульс расширения строительства в этих отраслях уже фактически исчерпал себя.

Список литературы:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред Р.К. Щенина, В.В. Полякова. - М.: Юрайт, 2013.

2. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - 6-е изд. - М.: Кнорус, 2011.

3. Мищенко В.В. Мировой опыт и российская практика развития рынка строительных услуг (на примере жилищного строительства): автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - 08.00.14. - М.: Дипл. акад. МИД РФ, 2008. - С. 10.

4. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. - М., 2004.

5. Смирнов Е.Б. Типовые формы международных и национальных строительных контрактов и их адаптация к условиям России // Транспортное дело России. - 2011. - № 8.

6. Черняк В.З. Экономика и управление на предприятии (строительство). - М.: Кнорус, 2007.

7. Appuhn R., Eggink E. The Contractor's View on the MDB Harmonised Version of the New Red Book, NABU. International Construction Law Review. 2006. Vol.23. Part 1.

8. Conditions of Contract for Construction for Building and Engineering Works Designed by the Employer. - FIDIC, Multilateral Development Bank Harmonised Edition, June 2010. - 85 p.

9. Global Construction Disputes 2014. Getting the Basis Right. - ARCADIS, 2014.

10. Sidney M. Levy. Project Management in Construction. 6th Edition. -N.Y., 2012.

11. Skeggs C. Project Partnering in the International Construction Industry. -Geneva, 2004.

12. The construction sectors and its SMEs in figures [Electronic resource]. -European Builders Confederation, 2011. - Mode of access: http://www.eubuil-ders.org/keyfigure.asp?ID=keyfi (дата обращения: 24.11.2014).

13. Which FIDIC Contract Should I Use [Electronic resource]. - FIDIC, 2014. - Mode of access: http://fidic.org/bookshop/about-bookshop/which-fidic-contract-should-i-use (дата обращения: 28.11.2014).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНИМОСТИ СРЕДСТВ ИКТ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАБОТУ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

© Лапко М.В.*

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск

Современный мир находится в сильнейшей зависимости от используемых передовых технологий и систем. Работа предприятий и корпо-

* Аспирант кафедры Экономики, магистр экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.