Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ВЫВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ВЫВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / вывод денежных средств за рубеж / уполномоченные банки / репатриация / валютные операции / economic security / withdrawal of funds abroad / authorized banks / repatriation / currency transactions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Назарычев, Р.С. Поздышев, А.В. Богатырев

В статье представлена организационно-экономическая характеристика незаконного вывода денежных средств за рубеж с позиции обеспечения экономической безопасности. Осуществлен анализ основного законодательного акта, регулирующего сферу осуществления валютных операций, с целью выявления «узких мест», прикрывающих незаконный вывод капитала. Предложены меры по нейтрализации выявленных угроз в интересах обеспечения его экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE ILLEGAL WITHDRAWAL OF FUNDS ABROAD AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The article presents the organizational and economic characteristics of the illegal withdrawal of funds abroad from the position of ensuring economic security. The analysis of the main legislative act regulating the sphere of currency transactions was carried out in order to identify «bottlenecks» covering the illegal withdrawal of capital. Measures are proposed to neutralize the identified threats in the interests of ensuring its economic security in Russia.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ВЫВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 338.012

doi:10.52210/2224669X_2023_2_92

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ВЫВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Д.В. Назарычев, Р.С. Поздышев, А.В. Богатырев

Аннотация. В статье представлена организационно-экономическая характеристика незаконного вывода денежных средств за рубеж с позиции обеспечения экономической безопасности. Осуществлен анализ основного законодательного акта, регулирующего сферу осуществления валютных операций, с целью выявления «узких мест», прикрывающих незаконный вывод капитала. Предложены меры по нейтрализации выявленных угроз в интересах обеспечения его экономической безопасности России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, вывод денежных средств за рубеж, уполномоченные банки, репатриация, валютные операции.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE ILLEGAL WITHDRAWAL OF FUNDS ABROAD AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

D.V. Nazarychev, R.S. Pozdyshev, A.V. Bogatyrev

Abstract. The article presents the organizational and economic characteristics of the illegal withdrawal of funds abroad from the position of ensuring economic security. The analysis of the main legislative act regulating the sphere of currency transactions was carried out in order to identify «bottlenecks» covering the illegal withdrawal of capital. Measures are proposed to neutralize the identified threats in the interests of ensuring its economic security in Russia.

Keywords: economic security, withdrawal of funds abroad, authorized banks, repatriation, currency transactions.

Одним из показателей состояния экономической безопасности РФ согласно утвержденной стратегии на период до 2030 г. [1] является чистый вывоз капитала. Данный индикатор может быть охарактеризован в том числе незаконными международными денежными потоками, связанными с выводом денег за рубеж и создающими при этом угрозу национальной экономической безопасности. В научной литературе существует множество на первый взгляд тождествен-

ных терминов, связанных с рассматриваемой категорией: «вывод», «бегство», «вывоз», «отток», «миграция», «утечка» и т.д. Не вдаваясь в этимологию, отметим, что их все можно дифференцировать на законные и противоправные, то есть влекущие за собой ответственность по действующему законодательству. Одновременно с этим согласимся с классификацией данных терминов, предложенной авторским коллективом Всероссийского научно-исследовательского института МВД России в исследовании, связанном с характеристикой криминогенной ситуации в сфере незаконного вывода капитала [10]. Но предложенное им определение «незаконный вывод капитала - это совершение умышленных противоправных действий по аккумулированию денежных средств резидентов в зарубежных юрисдикциях с целью сокрытия от финансового и налогового контроля» дополним следующими словами: «первичной целью этих субъектов все же является сокрытие денежных средств в первую очередь от валютного контроля, действующего в стране». В дополненном значении нами и будет использоваться данная категория в дальнейшем.

Одним из основных источников аналитической информации в сфере осуществления подозрительных операций и секторов экономики, формирующих спрос на теневые финансовые услуги, является Банк России, наделенный статусом органа валютного регулирования и контроля. С 1 января 2022 г. он также осуществляет контроль за осуществлением валютных операций не только кредитными организациями, но и некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность. Это позволяет еще больше минимизировать количество подозрительных операций, совершаемых с использованием данных субъектов. Банком России во взаимодействии с иными контролирующими, правоохранительными и законодательными органами ведется планомерная работа по сокращению объемов сомнительных операций, совершаемых в банковском секторе. В 2022 г. их объем сократился на 5 % [11]. Однако вывод денежных средств за рубеж, обострившийся на фоне санкци-онной политики, остается одной из ключевых угроз экономической безопасности России, что предопределило актуальность данной темы.

Целью исследования является организационно-экономический анализ незаконного вывода денежных средств за рубеж с позиции

обеспечения экономической безопасности России. Для ее достижения необходимо решить ряд задач, связанных с декомпозицией основного законодательного акта, регулирующего сферу осуществления валютных операций, для выявления «узких мест», прикрывающих незаконный вывод капитала.

Незаконный вывод денежных средств за рубеж чаще всего маскирует истинное происхождение и назначение денег, которые обычно связаны с мошенничеством, коррупцией, уклонением от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей, и осуществляется с использованием кредитных организаций [8]. Авансирование импортных поставок по заключенным внешнеэкономическим договорам (контрактам) является типичной схемой незаконного вывода денежных средств за рубеж (на ее долю приходится около 48 % [11]). Её вариации, дополненные и конкретизированные предметом сделки, условиями оплаты и отсутствием положений о возврате авансового платежа, являются своего рода частными случаями.

Таким образом, именно валютный контроль кредитных организаций и уполномоченных государственных органов является «оперативной» возможностью воздействия государства на экономические процессы, происходящие в стране и связанные с незаконным выводом денежных средств за рубеж, а также их пресечения, то есть он нацелен на обеспечение экономической безопасности России в рассматриваемой сфере. Ключевым звено в пресечении вывода денежных средств за рубеж являются уполномоченные банки, которые являются агентами валютного контроля. Традиционно более пристальный интерес контролирующих субъектов направлен на внешнеэкономические договоры, предметом которых являются нематериальные активы, что и обуславливает их меньшую долю в структуре сомнительных операций, чем авансирование импорта товаров.

Основной законодательный источник при рассмотрении категории «незаконный вывод денежных средств за рубеж» - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N° 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ № 173-Ф3), в преамбуле которого указано, что его целью является, в том числе, обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ [2]. Данное положение законодательно детализировано

в ст. 11 ФЗ № 173-Ф3, согласно которой купля-продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки (а также государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ»).

Рассматриваемый нормативный правовой акт за почти 20 лет своего существования претерпел 66 редакции, то есть в среднем осуществлялось более трех изменений ежегодно с закреплением новых положений, что свидетельствует о динамичном развитии данной сферы, причем темпы нормативного регулирования не всегда успевали за тем, что происходило в действительности.

В первой главе ФЗ № 173-Ф3 содержится исчерпывающий (закрытый) перечень валютных операций, подпадающих под валютный контроль, а также характеристика таких фундаментальных понятий, как «резиденты», «нерезиденты», «валютные ценности», а также «уполномоченные банки». Далее в законе поэтапно дано описание системы валютного регулирования и валютного контроля, действующего в нашей стране, но наиболее интересной является гл. 3, отражающая порядок репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Именно незаконный (противоправный) вывод денежных средств за рубеж как таковой свидетельствует о нарушении указанного порядка, но не всегда наоборот.

Детальный анализ ч. 1 ст. 19 ФЗ № 173-Ф3 позволяет классифицировать обязанность участников внешнеэкономической деятельности по репатриации денежных средств следующим образом:

1. «Экспортная репатриация» (п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ) - это обязанность, возникающая у резидента и предусматривающая необходимость получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся при невыполнении договорных отношений зарубежным контрагентом в сроки, установленные внешнеэкономическим экспортным контрактом. Причем она возможна только в рамках исполнения тех соглашений, по которым предусмотрена отсрочка платежа после отгрузки продукции на экспорт резидентом. В рамках договоров, по которым предусмотрена предоплата до фактических поставок, обязанность по репатриации как таковая даже не возникает.

2. «Импортная репатриация» (п. 2 ч. 1 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ) - это обязанность, возникающая у резидента и предусматривающая

необходимость возврата в РФ денежных средств, уплаченных в качестве аванса, при неисполнении договорных отношений зарубежным контрагентом в сроки, установленные внешнеэкономическим импортным контрактом. Причем она возможна только в рамках исполнения тех соглашений, по которым предусмотрена отсрочка поставки после проведения авансового платежа резидентом. В рамках договоров, по которым предусмотрена постоплата по итогам произведенных (состоявшихся) поставок, обязанность по репатриации как таковая даже не возникает.

Обязанность по договорам займа, введенная в 2018 г. ФЗ от 3 апреля 2018 г. № 64-ФЗ, может также быть классифицирована по вышеуказанным признакам, где в качестве «поставки» выступает предоставление или получение займа резидентом.

Ч. 2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ предусматривает закрытый перечень случаев, по которым резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Примером является оплата или возмещение заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории РФ.

Интересно отметить, что, несмотря на существование данной нормы, с 2019 г. складывается практика, когда уполномоченный орган валютного контроля (в частности ФНС России) пересмотрел свои «подходы» и начал штрафовать организации, пользовавшиеся ей 16 лет, и вменил им совершение незаконных валютных операций и неисполнение обязанности по репатриации денежных средств [9]. Верховный Суд РФ в данном случае встал на сторону налоговых органов [6].

С 1 января 2021 г. указанный перечень дополнился зачетом встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, определенных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1516 и связанных с реализацией информационных технологий или получением высшего образования.

Важно отметить, что иностранная валюта, зачисленная на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Эта норма в предпринимательском сообществе считается одной из самых консервативных.

Требования валютного законодательства РФ планомерно либерализуются, но с учетом национальных интересов в области экономической безопасности государства. Анализ положений ч. 4-7 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ позволяет выделить случаи, когда резидент признается исполнившим обязанность по репатриации денежных средств с учетом нововведений от 28 февраля 2021 г.:

1. Страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. С 2021 г. данная норма действует в отношении не только ограниченного круга страховщиков, одобренных Банком России, но и любых иных страховых организаций при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) составляет не менее 70 % [3]. Обязательное страхование рисков внешнеэкономической деятельности в настоящее время отсутствует.

2. Введение в отношении резидента мер ограничительного (санк-ционного) характера и включение его в специализированный перечень (ведется ФНС России), который регулярно пересматривается, дополняется и зависит от вводимых санкций в отношении отечественных организаций и физических лиц.

3. Выплата денежных средств по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента (действует с 2021 г.).

4. Уступка денежного требования финансовому агенту (фактору) -резиденту на основании договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга) и (или) договора о последующей уступке денежного требования, письменного уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору), документов, подтверждающих совершение операций и расчетов.

С точки зрения предотвращения незаконного вывода денежных средств за рубеж интерес представляет экспортный факторинг,

по которому факторинговая компания производит кредитование резидента путем выкупа его краткосрочной дебиторской задолженности по внешнеэкономическому экспортному контракту. Фактор оплачивает резиденту стоимость поставки за вычетом определенного процента (от 10 до 40 %), который зависит от условий договора международного факторинга. В соответствии с условиями договора резидент передает фактору все товарные и денежные документы, необходимые для получения (требования) денег за поставленный товар (услугу, работу) с иностранного контрагента.

Несмотря на положение ч. 5 ст. 19 ФЗ № 173-Ф3, в которой указано, что резидент признается исполнившим обязанность по репатриации, только если именно он обеспечит в установленные сроки зачисление денежных средств на банковские счета финансового агента (фактора), указанные риски делегируются. Репатриационная обязанность закрепляется за последним в договоре международного факторинга и выполняется (должна быть выполнена) им, поскольку по сути и является «стоимостью» факторинговой услуги. Импортный факторинг не представляет интереса для контролирующих органов, так как в данном случае внешнеэкономический договор заключен на условиях отсрочки платежа резидентом за ввезенный товар (услугу, работу), что исключает обязанность по репатриации денежных средств как таковую:

- учет (вычет) сумм банковской комиссии, удержанной иностранными банками-корреспондентами при перечислении денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках (соответствующий код должен быть указан в swift-сообщении: SHA (комиссия делится пополам) или BEN (комиссию оплачивает бенефициар), но не OUR);

- использование переводного (трансферабельного) аккредитива, по которому его исполнение может осуществляться лицом, указанным получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена соответствующими договорными условиями и исполняющий банк выразил свое согласие на такое исполнение.

Во всех остальных случаях резиденты обязаны в безусловном порядке обеспечить репатриацию денежных средств.

Отдельно стоит остановиться на рассмотрении отмененного с 1 марта 2018 г. паспорта сделки. Зачастую эту форму отчетности

резидента перед уполномоченным банком выделяют как ключевую с точки зрения контроля. Однако это всего лишь унифицированный документ, содержащий основные сведения по контракту и не представляющий интерес для предотвращения валютных правонарушений или незаконного вывода иностранной валюты и валюты РФ за рубеж. Отмена указанной формы не исключила обязанности за резидентами постановки на учет внешнеэкономических договоров в уполномоченных банках, если сумма обязательств по ним равна или превышает эквивалент:

- для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн руб.;

- для экспортных контрактов - 10 млн руб. (с 31 мая 2022 г.) [5].

Следует отметить, что, даже если указанные суммы заключенных соглашений между резидентами и нерезидентами меньше пороговых значений, валютный контроль порядка репатриации денежных средств все равно осуществляется уполномоченными банками и обо всех признаках нарушений информируются уполномоченные государственные органы валютного контроля. Документы, подтверждающие совершение валютных операций, хранятся кредитной организацией, однако формы учета и отчетности по ним не ведутся.

Для своевременного реагирования на нарушения резидентами порядка репатриации денежных средств наибольший интерес представляет ведомость банковского контроля, в которой предусмотрено указание сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам) - так называемых ожидаемых сроков. Они означают:

- по экспортному контракту - срок получения от нерезидента на свой счет в уполномоченном банке денежных средств за поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы);

- по импортному контракту - срок исполнения нерезидентом обязательств или срок возврата проведенных резидентом авансовых платежей в счет будущих поставок;

- по договорам займа - сроки исполнения нерезидентом обязательств по возврату предоставленных ему резидентом займов в соответствии с условиями договоров займа.

Форма ведомости банковского контроля по внешнеэкономическим контрактам установлена Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих

документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция № 181-И), которая одновременно является главным подзаконным актом в сфере валютного контроля [5]. Согласно ее положениям существуют две единые формы учета и отчетности по валютным операциям (ранее была еще третья - справка о валютных операциях):

- справка о подтверждающих документах - для резидентов;

- ведомость банковского контроля - для уполномоченных банков (составляется на основании представленных резидентом подтверждающих документов и вышеуказанных одноименных справок к ним).

Таким образом, именно ведомость банковского контроля является основным и наиболее полным источником информации обо всех состоявшихся валютных операциях по внешнеэкономическим договорам с приложением копий подтверждающих первичных документов.

В разделе V указанного документа отражается абсолютная сумма - сальдо расчетов по контракту на интересующую дату, отрицательное значение которого свидетельствует об отсутствии встречного исполнения договорных обязательств иностранным контрагентом, а равно о потенциальном нарушении резидентом порядка репатриации денежных средств либо их незаконном выводе за рубеж.

Изучение аналитических материалов Банка России, ФНС России, ФТС России, Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), МВД России [например, 10] позволяет сформулировать следующие признаки незаконного вывода денежных средств за рубеж и предложения по их нейтрализации:

1. Для преступлений, связанных с уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств и совершением валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, характерен «этнический признак» участников. При этом имеется в виду не иностранный контрагент, а связь российского резидента с представителями этнических группировок на территории РФ. Зачастую под покровительством этих «меньшинств» создаются формально легитимные организации, находятся лица, представ-

ляющие подтверждающие документы в уполномоченные банки для проведения валютных операций, и т.д.

2. Одним из фактических признаков совершения указанных противоправных деяний является значительное завышение цены контрактов поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Отдельно стоит выделить дорогостоящие поставки «фиктивной» информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (БУБ-дисков, flash-накопителей, карт памяти и т.п.), в счет ранее переведенного резидентом авансового платежа. Уполномоченные банки лишь фиксируют данные операции, а весь последующий контроль ложится на государственные органы. Объективно полезным представляется налаживание информационного взаимодействия по данному направлению между кредитными организациями, ФНС России, ФТС России и Росфинмониторингом.

3. Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11 апреля 1980 г.) [7] указание в международном коммерческом контракте условия возврата аванса является не существенным условием, а правом покупателя (п. 2 ст. 81): «Сторона, исполнившая договор полностью или частично, может потребовать от другой стороны возврата всего того, что было первой стороной поставлено или уплачено по договору». Предполагается, что «реальные» участники внешнеэкономической деятельности будут им пользоваться, чтобы не потерять свои финансовые активы, поэтому отсутствие указанных сроков в договоре можно расценивать как признак недобросовестности в действиях резидента.

4. Многократное продление сроков действия договора. Данный признак может рассматриваться только в совокупности с иными, так как законодательно не запрещена пролонгация контракта в любом необходимом количестве.

5. Многократный перевод внешнеэкономического контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк. Данная норма закреплена в п. 12.1 Инструкции № 181-И, и для этого резиденту по общему правилу предоставлено тридцать рабочих дней после даты снятия договора с учета в предыдущем уполномоченном

банке. Если в период между датой снятия с учета и датой принятия его на обслуживание новой кредитной организацией по нему происходит зачисление (списание) денежных средств на счет (со счета) резидента - в срок представления справки о подтверждающих документах по такой валютной операции. Наличие нарушений в сроках перевода между кредитными организациями и многократная их смена также могут свидетельствовать о противоправной цели самого заключенного договора. С учетом того, что многие злоумышленники после совершения операций по выводу денежных средств за рубеж прибегают к процедуре смены уполномоченного банка для запутывания контролирующих органов, целесообразно возложить на резидента обязанность по информированию предыдущей обслуживающей кредитной организации о постановке на учет контракта в новом банке. В случае несообщения резидентом такой информации уполномоченный банк, с учета которого снят контракт, должен проинформировать об этом не только органы валютного контроля, но и Росфинмониторинг для принятия соответствующих решений и действий.

6. В настоящее время авансирование импорта - один из самых популярных способов незаконного вывода денежных средств за рубеж [11]. При этом денежные средства, перечисленные нерезидентам в счет будущих поставок, зачастую являются криминально полученными (коррупция, уклонение от уплаты обязательных платежей, мошенничество и т.п.). Целесообразным представляется усиление информационного взаимодействия уполномоченных банков с Росфинмониторингом и ФНС России на предмет проверки легальности получения резидентом значительных сумм денежных средств и их последующего перевода. Исходя из этого целесообразно декриминализировать указанные преступления и сделать их квалифицированными формами иных составов, так как зачастую они являются следствием других экономических преступных проявлений.

7. Перевод резидентом денежных средств на банковские счета в государства, не являющиеся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) / Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) либо не входящие в списки территорий, с которыми Россия осуществляет

автоматический обмен финансовой (налоговой) информацией с компетентными органами. В конце 2022 г. расширен перечень стран - партнеров по автообмену, и теперь в него входит 96 юрисдикция [4]. Однако в настоящее время на постсоветском пространстве Россия обменивается такой информацией лишь с Казахстаном, Латвией и Эстонией.

Существующий обмен способствует противодействию нарушениям валютного законодательства РФ и предоставляет реальную возможность наладить международные связи в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж. На практике это может способствовать преодолению той ситуации, что в большинстве стран преступления, связанные с незаконным выводом денежных средств за рубеж, не являются уголовно наказуемыми, что служит основанием для отказа в представлении соответствующим уполномоченным органам интересующей информации при выполнении международных поручений. Целесообразно дальнейшее расширение не только перечня государств (территорий), с которыми ФНС России осуществляет автоматический обмен, но и самой финансовой (налоговой) информации, необходимой для выявления и противодействия рассматриваемой категории преступлений.

Следует продолжить профилактическую работу органов валютного контроля, межведомственное взаимодействие в целях противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж, а также развивать введенную с 1 января 2021 г. информационную систему «Одно окно», в рамках функционирования которой документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами органам и агентам валютного контроля, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в них; а также платформу «Знай своего клиента», запущенную с 1 июля 2022 г.

Рассмотренная организационно-экономическая характеристика механизма валютного контроля и незаконного вывода денежных средств за рубеж призвана сформировать базу, необходимую для обеспечения экономической безопасности России в рассматриваемой сфере. Понимание деятельности органов валютного контроля и кредитных организаций - агентов валютного контроля - позволит

контролирующим и правоохранительным органам эффективно выявлять и противодействовать правонарушениям и преступлениям,

связанным с незаконным выводом денежных средств за рубеж.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/71572608/ (дата обращения: 12.04.2023).

2. Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 12.04.2023).

3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (вместе с Правилами осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков)» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122143/ (дата обращения: 12.04.2023).

4. Приказ ФНС России от 28 октября 2022 г. № ЕД-7-17/986@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_433333/ (дата обращения: 12.04.2023).

5. Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282089/ (дата обращения: 12.04.2023).

6. Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2021 г. № 305-ЭС20-23250. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ff50f8f1-8d31-4487-993e-c321f78b50cc/222b81cb-e47c-44f0-8e0f-7dc2e05f26db/ A40-328174-2019_20210212_0predelenie.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

7. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11 апреля 1980 г.).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Документ вступил в силу для СССР 1 сентября 1991 г. // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10104469/ (дата обращения: 12.04.2023).

7. Башлуева М.И. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. М., 2020.

8. Валютные контролеры взялись за подряд. URL: https://www.rbc.ru/ newspaper/2021/03/01/603647399a79471edd8d20d1/ (дата обращения: 12.04.2023).

9. Сигалова О.Ю. Криминогенная ситуация в сфере незаконного вывода капитала: аналитический обзор с предложениями. М., 2020.

10. Структура подозрительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. URL: https://cbr.ru/ analytics/podft/resist_sub/2022/ (дата обращения: 12.04.2023).

Д.В. Назарычев

кандидат экономических наук, доцент

заместитель начальника кафедры судебной бухгалтерии

и бухгалтерского учета учебно-научного комплекса противодействия

экономическим и налоговым преступлениям

Нижегородская академия МВД России

Е-mail: dnazarychev@mail.ru

Р.С. Поздышев

кандидат юридических наук

заместитель начальника кафедры предварительного расследования Нижегородская академия МВД России Е-mail: rmanpzdyshev@rambler.ru

А.В. Богатырев

доктор экономических наук, доцент

профессор кафедры экономики и экономической безопасности учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям Нижегородская академия МВД России Е-mail: 9103879512z@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.