Валютная политика
совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля
в россии в условиях финансово-экономического кризиса
А. М. СОЛОВЬЕВА, аспирант кафедры международных финансово-кредитных отношений E-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
В статье отмечается, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема эффективности валютной политики России приобрела в последнее время еще большую актуальность. В статье проведен анализ действующего валютного законодательства России в целях выявления недочетов, которые могут быть использованы участниками внешнеэкономической деятельности для легализации доходов, полученных преступным путем.
Ключевые слова: валютная политика, контроль, утечка капитала, законодательство.
Задача совершенствования валютной политики России и проблема выбора адекватной позиции в изменяющейся мировой валютно-финансовой системе определяют особую актуальность исследования валютной политики страны в условиях мирового финансового кризиса.
Валютная политика государства, разработанная на перспективу, реализуется в реальном времени, когда экономическое и политическое положение в стране имеет свои особенности. Учесть и своевременно отреагировать на конкретные условия реализации валютной политики в каждый конкретный момент времени возможно только через систему валютного регулирования и валютного контроля.
Понятие «валютного регулирования» включает в себя систему административных и экономических мер воздействия на субъекты внешнеэкономических отношений. Валютное регулирование пред-
полагает постоянный контроль над применением действующих постановлений и инструкций, регламентирующих порядок осуществления валютных операций. Контроль является неотъемлемой частью валютного регулирования, так как его задача заключается в обеспечении соблюдения всеми участниками внешнеэкономической деятельности и валютного рынка требований валютного законодательства, направленного на стабилизацию денежной системы страны, укрепление национальной валюты и защиту экономических интересов страны [6].
При осуществлении валютных операций значительна роль банков как агентов валютного контроля, без их участия невозможно осуществить ни одну валютную операцию. Банки выступают центральным звеном в расчетах, позволяющим урегулировать требования и обязательства между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и во всем мире, оказывают содействие в осуществлении внешнеторговой сделки клиента в целях снижения нарушений экспортерами и импортерами валютного законодательства страны.
В России деятельность банков как агентов валютного контроля регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-Ф3), нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и других органов валютного регулирования и валютного контроля.
Анализ валютной политики России позволяет сделать вывод о том, что система валютного регулирования в стране за прошедший период в целом развивалась в направлении либерализации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время утратили силу те нормы валютного законодательства, которые устанавливали валютные ограничения на операции движения капитала и использования специальных счетов для проведения операций. Эти ограничения действовали до 01.07.2006 в отношении экспортно-импортных операций. Отменено резервирование, связанное с отсрочками платежей при экспорте товаров, и обязательная продажа ва-
Валютные ограничь
лютной выручки. Хронологическая последовательность либерализации валютного законодательства Российской Федерации представлена в табл. 1.
С 2004 г. наблюдается постепенное «отдаление» государства от внешнеэкономической деятельности, а также сокращение методов валютного регулирования. В действующей редакции Закона № 173-Ф3 действуют следующие меры валютного контроля: • контроль за репатриацией иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам по условиям внешнеторговых договоров, заключенных с нерезидентами (ст. 19);
Таблица 1
ю, введенные в рФ
норматив нормативно-правовой акт, установивший норматив Объем валютной выручки к продаже, % дата установления норматива дата окончания действия норматива
Обязательная продажа части валютной Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» 50 01.07.1992 31.01.1999
выручки Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» 75 01.01.1999 09.01.2001
Федеральный закон от 08.08.2001 № 130-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» 50 10.08.2001 09.07.2003
Указание Банка России от 09.07.2003 № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)» 25 10.07.2003 29.11.2004
Инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России от 08. 12. 2004 № 6176)» 10 30.11.2004 06.05.2006
Указание Банка России от 29.03.2006 № 1676-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России от 17.04.2006 № 7716)» 0 07.05.2006 01.01.2007
Резервирование средств участниками валютных расчетов Инструкции Банка России от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» 16.06.2004 01.07.2006
Специальные счета Инструкция Банка России от 01.06.2004 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» — 16.06.2004 01.07.2006
Предварительная регистрация счета (вклада) Постановление Правительства РФ от 17.10.2005 № 62 «Об осуществлении предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации» 21.10. 2005 01.01.2007
Репатриация валютной выручки Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном законе» — 16.06.2004 —
Источник: составлено автором.
• обязанность по оформлению паспортов сделок и представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов (ст. 20);
• требование к расчетам при осуществлении валютных операций (ст. 14);
• запрет на проведение валютных операций между резидентами, за исключением тех, которые прямо указаны в законе (ст. 9);
• уведомительный порядок открытия счетов за рубежом (ч. 2 ст. 12);
• запрет на открытие резидентами счетов в валюте Российской Федерации за рубежом (ч. 1 ст. 12);
• требование к проведению операций по купле-продаже иностранной валюты через уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11).
Отмена ряда валютных ограничений привела к притоку капитала на российский финансовый рынок (табл. 2) и к дополнительному оживлению внешнеэкономической деятельности. Повысился инвестиционный рейтинг России. Количество прямых инвестиций в 2007 г. по сравнению с 2005 г. выросло более чем в 2 раза. Вместе с тем в условиях изменения внешнеполитической и экономической конъюнктуры в августе 2008 г. произошел интенсивный отток из России ранее ввезенного иностранного капитала. Так, в III и IV кварталах 2008 г. отток капитала частного сектора составил 19,3 и 130,5 млрд долл. США соответственно, в том числе: у банков 13,5 и 55,6 млрд долл. соответственно, а у корпораций 5,8 и 74,9 млрд долл. соответственно. В 2009 г. совокупный отток капитала из РФ составил 84,9 млрд долл., в том числе у корпораций — 19,9, у банков — 32,5 млрд долл.
Капитал, вывозимый из России, тесно связан с теневой экономикой, доля которой в ВВП страны неуклонно возрастает. За первые годы реформ (1992—1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла приблизительно 9—10 %, в 1995 г. — 20 %, в 1996 г. — 23 %, в настоящее время по разным оценкам эта доля превышает 25 % [7].
Незаконный вывоз капитала широко распространен во внешнеэкономической деятельности. Ежегодно по неисполненным экспортно-импортным контрактам за границей остаются значительные средства.
Большую роль в процессе нарушения валютного законодательства страны и постоянного вывоза капитала из России играют страны Балтии, превратившиеся в транзитные пункты для движения капиталов из России на Запад, через механизм многочисленных корреспондентских счетов. На
Таблица 2
Чистый ввоз (вывоз) капитала частным сектором в 1994—2009 гг. (по данным платежного баланса), млрд долл.
Год,квартал Чистый ввоз (вывоз) капитала частным сектором Чистый ввоз (вывоз) капитала банками Чистый ввоз (вывоз) капитала прочими секторами
1 2=3+4 3 4
1994 г. -14,4 -2 -12,4
1995 г. -3,9 6,8 -10,7
1996 г. -23,8 1,3 -25,1
1997 г. -18,2 7,6 -25,9
1998 г. -21,7 -6 -15,7
1999 г. -20,8 -4,3 -16,5
2000 г. -24,8 -2 -22,8
2001 г. -15 1,3 -16,2
2002 г. -8,1 2,5 -10,6
2003 г. -1,9 10,3 -12,2
2004 г. -8,9 3,5 -12,4
2005 г. -0,1 5,9 -6
2006 г. 41,4 27,5 13,9
2007 г. 82,4 45,8 36,6
2008 г. -132,8 -56,9 -75,8
I квартал 2008 г. -23,7 -9,9 -13,7
II квартал 2008 г. 40,7 22,1 18,6
III квартал 2008 г. -19,3 -13,5 -5,8
IV квартал 2008 г. -130,5 -55,6 -74,9
2009 г. (оценка) -84,9 -32,5 -19,9
I квартал 2009 г. -35,1 -6,8 -28,3
II квартал 2009 г. 4,5 -5,8 10,3
III квартал 2009 г. -33,4 -27,6 -5,8
IV квартал 2009 г. (оценка) 11,6 7,7 3,8
Источник: составлено автором по данным официального сайта Банка России. URL: http//www.cbr.ru.
сегодняшний день до 50 % всего вывозимого из России капитала проходит через прибалтийские банки (преимущественно через латвийские).
Большинство таких операций совершается между российскими фирмами-однодневками и иностранными фирмами, которые фактически принадлежат российским гражданам. Очень часто обе стороны валютной операции фактически представлены одним лицом. Такая схема позволяет недобросовестному импортеру предоставлять в уполномоченные банки подложные товарораспорядительные документы и осуществлять на их основании платежи в иностранной валюте в пользу нерезидентов, которые формально зарегистрированы в третьих странах.
Таким образом, валютное регулирование необходимо в первую очередь для того, чтобы сдержать вывоз капитала за границу и сохранить валютные
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
61
резервы страны. В этой связи является актуальным рассмотреть некоторые «пробелы» российского валютного законодательства, которые, на взгляд автора, позволяют проводить операции по легализации денежных средств.
В действующем валютном законодательстве возникает ряд проблем, связанных с заключением импортных контрактов на условиях 100 %-ной предоплаты. Такой способ платежа позволяет российским импортерам вывести денежные средства за рубеж без предоставления каких-либо товарораспорядительных документов в банк. В этом случае банкам особое внимание следует обращать на установление во внешнеторговых контрактах сроков возврата платежа в случае невыполнения обязательств иностранным продавцом.
При оплате товара после ввоза на таможенную территорию России необходимо опасаться получения от клиента фальшивых грузовых таможенных деклараций (ГТД). В связи с этим сотрудникам банков необходимо внимательно проверять подлинность подтверждающего документа, обращая внимание на штампы и подписи представителей таможни. В случае предоставления ксерокопии подтверждающего документа имеет смысл запросить оригинал для сверки.
Другой вопрос, с которым сталкиваются банки при выполнении функций агента валютного контроля, — это соблюдение нормы ст. 19 Закона № 173-ФЗ, т. е. требования о репатриации валютной выручки, которое имеет некоторые особенности [4].
Первая особенность связана с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).
Другой особенностью является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной де-
ятельности, в том числе исключительные права на них (подп. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации валютной выручки. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то во втором случае покупателем, несущим обязанность по оплате, является резидент.
При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Этим сроком в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации). Ранее, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21.11.1995 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ», такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ РФ. Таким образом, на сегодняшний день требования Закона № 173-ФЗ о сроке репатриации валютной выручки более либеральны для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, чем 90 дн., срок для оплаты товаров, а зачастую во внешнеторговом контракте срок получения резидентом экспортной выручки вообще не указывается.
Существуют некоторые недоработки в определении ответственности за нарушение валютного законодательства. Так, согласно ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако ни в одном нормативном документе не прописаны точные сроки от даты наступления правонарушения до даты принятия санкций к
нарушителям и нет четкого перечня нарушений валютного законодательства. Список нарушений составляется уполномоченным банком самостоятельно в соответствии с существующими нормативными актами, регулирующими сферу валютных отношений, и отсылается в виде электронного сообщения в территориальное учреждение Банка России. Основным документом, регламентирующим порядок передачи информации о нарушениях, является «Положение о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П, в котором прописаны основные требования к предоставляемому сообщению. Однако указание той или иной компании в списках нарушителей не означает, что она понесет наказание. Как правило, к ответственности привлекаются компании, которые несколько раз нарушили валютное законодательство. Федеральная служба по финансовому мониторингу проводит проверку таких компаний и может налагать санкции (по результатам проверки). Получается, что, с одной стороны, у банков нет права налагать какие-либо санкции за нарушения валютного законодательства, а с другой стороны, клиенты часто обращаются к сотрудникам именно уполномоченных банков за разъяснениями о том, что им грозит в случае нарушения валютного законодательства. В этой ситуации уполномоченный банк выступает в качестве учетной организации, не имеющей права налагать какие-либо штрафы или наказывать.
Следует отметить, что уполномоченные банки, охватывая своим контролем наибольшее количество валютных операций, по сравнению с другими участниками валютного контроля являются слабым местом среди субъектов валютных отношений. Выступая в качестве пассивных накопителей информации о валютных операциях своих клиентов, они не имеют инструментов для борьбы с имеющимися нарушениями. Весь валютный контроль коммерческого банка сводится к выполнению формальных контрольных функций. Банки четко соблюдают все требования по оформлению документов надлежащим образом. Но на этом их контрольная функция и заканчивается. Так как любой банк заинтересован в своих клиентах, которые платят за оказание услуг, банки в первую очередь заботятся о том, чтобы не потерять их. Поэтому реальные контрольные функции отдел валютного контроля не исполняет, а только следит за соблюдением формальностей.
Таким образом, современная система валютного контроля коммерческими банками не эффективна и требует доработки. В связи с этим, по мнению первого заместителя ГУБЭП МВД, руководителя межведомственного центра по борьбе с легализацией незаконных доходов А. Михайленко, необходимо создать механизм 100 %-ной предоплаты при экспорте товара, а также ограничить перевод валютных средств по внешнеторговым сделкам в офшорные зоны [3]. Главный исполнительный директор Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг Эндрю Спиндлер высказался за предоставление банкам права отказывать клиенту в открытии счета, а также в закрытии счета в одностороннем порядке. Применение данных инструментов имеет большое значение в борьбе с отмыванием денег. По мнению Эндрю Спиндлера, отсутствие таких инструментов может отрицательно влиять на репутацию российской банковской системы [1].
Банкам необходимо дать право отказывать в открытии счета и в проведении каких-либо операций, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств, полученных преступным путем. В том числе необходимо разработать и законодательно закрепить ответственность каждого сотрудника за проведение валютной операции на отдельном ее этапе, а также наделить его правом применять наказания за отдельные нарушения валютного законодательства [5]. Необходимо строго оговорить в законе суммы применяемых штрафных санкций, они должны быть обременительными и не должны варьироваться. Необходимо определить и установить ответственных за нарушение валютного законодательства (как клиентов банка, так и самих уполномоченных банков), что должно положительно отразиться на дисциплинированности участников внешнеэкономической деятельности и снизит объемы нарушений. Нужно создать единую форму отчетности коммерческого банка по валютным операциям клиентов, в которой будут содержаться все интересующие Банк России операции, так как в предоставляемых в настоящее время отчетных формах запрашиваемые данные дублируются. Необходимо укрупнить отчетность, выделив в ней группы операций, а не клиентов с наибольшими объемами сделок. В целях дальнейшего совершенствования валютного контроля в коммерческом банке необходимо ужесточить нормативные требования в отношении регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования коммерческих банков. Например, ввести
в качестве требования для выхода юридического лица на внешний рынок минимальный срок работы на внутреннем рынке (не менее трех лет).
Одновременно многие авторы считают необходимым для формирования законченной системы валютного контроля внести изменения в валютное законодательство России в части уточнения понятийного аппарата и устранения противоречий между различными нормами. Представляется необходимым: отказаться от существующей практики частого изменения законодательных норм и инструкций, связанных с валютным регулированием и валютным контролем; закрепить равную ответственность всех участников валютного контроля за ненадлежащее выполнение валютного законодательства. «В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдерживание «бегства капитала», с мерами административного и финансового контроля за валютными переводами и инвестициями», — считает доктор экономических наук Л. Н. Красавина [2].
Одной из мер по совершенствованию валютного контроля в коммерческом банке является повышение квалификации сотрудников, занимающихся вопросами валютного контроля. «Четкая реализация законных и нормативных документов о регулировании внешнеэкономической деятельности возможна, если каждый из участников, имеющих отношение к этой деятельности (банки, таможенные органы, экспортеры, импортеры) в профессиональном плане будут соответствовать предъявленным требованиям, строго соблюдать действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле. В связи с этим целесообразно регламентировать профессиональные требования, которыми должен обладать работник валютного контроля, осуществляющий контроль за проведением внешнеэкономических операций».
На взгляд автора, банкам следует принять во внимание следующие рекомендации по совершенствованию механизмов валютного контроля:
1) проверять потенциального клиента до момента принятия его на расчетное обслуживание в уполномоченный банк;
2) определять срок от даты выявления нарушения до даты принятия мер к нарушителям;
3) закрепить в законодательстве сумму штрафных санкций к нарушителям валютного законодательства;
4) отработать механизм взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков с целью обмена информацией;
5) тщательнее проверять внешнеторговые контракты, принимаемые банком на расчетное обслуживание, а именно:
• требовать от клиентов составления таких контрактов, в которых бы четко оговаривалась дата, в течение которой будет получена валютная выручка за переданные резидентом товары при экспортных операциях или возвращен аванс за неввезенные товары при импортных операциях;
• прописывать в контракте способ расчетов (авансовый платеж или оплата по факту). Необходимо минимизировать количество контрактов со 100 %-ной оплатой и использовать смешанный способ платежа: 30-50 % - аванс, остальная часть - после ввоза товара;
• точно определять контрагента и его банковские реквизиты в целях исключения проведения оплаты третьему лицу;
• внимательно проверять подлинность подтверждающих документов, в частности ГТД (при предоставлении ксерокопии клиентов необходимо требовать оригинал для сверки). Следовательно, в настоящее время необходимо
продолжать совершенствовать законодательство России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Все перечисленные меры в комплексе помогут минимизировать незаконные операции и активизировать борьбу с незаконным вывозом капитала из страны.
Список литературы
1. Кирьянов М. Банки в борьбе с легализацией грязных денег // Банковское дело. 2007. № 4. С. 16.
2. Красавина Н. Л. Бегство капитала из России и пути его сдерживания // Деньги и кредит. 2000. № 11. С. 41.
3. Михайленко А. Валютная терпимость // Коммерсантъ. 2001. № 68. С. 8.
4. Пиксин Н. Репатриация валютной выручки. URL: http://piksin-partners.ru/public/63.html.
5. Тимошкин А. В. Актуальные аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Банковское дело. 2007. № 4. С. 39-41.
6. Шалашова Н. Т. Валютные операции: новое в валютном регулировании, бухгалтерском учете, налогообложении. М., 2007.
7. Эксперт: доля теневой экономики в России составляет 25-30 %. URL: http://vz.ru/ news/2009/12/28/362795.html.
64
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ