Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регулирования внешнеторговой деятельности рыбодобывающих предприятий Приморского края'

Актуальные вопросы регулирования внешнеторговой деятельности рыбодобывающих предприятий Приморского края Текст научной статьи по специальности «Рыбное хозяйство. Аквакультура»

CC BY
193
9
Поделиться
Ключевые слова
ЭКСПОРТ РЫБОПРОДУКЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДЕМПИНГОВЫЕ ЦЕНЫ / ВЫВОД КАПИТАЛА / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по рыбному хозяйству и аквакультуре, автор научной работы — Сазонова ·• Елена Сергеевна

Проблема сырьевого экспорта является одной из важных в экономике Приморского края. Использование резидентами различных схем осуществления "серого" экспорта рыбопродукции, направленных на сокрытие его реальной стоимости, а также расчеты за услуги, не имеющие материального содержания, позволяют оставлять за рубежом значительные средства в иностранной валюте, что создаёт угрозу экономической безопасности региона. Анализ валютных операций по внешнеторговым сделкам показал низкую эффективность существующих в российском валютном законодательстве норм, призванных обеспечивать репатриацию экспортной валютной выручки. Одним из путей решения данной проблемы должно стать взаимодействие агентов валютного контроля на региональном уровне.

Urgent problems of foreign trade activity regulation for fisheries enterprises in Primorye Region

Export of raw products of fishery is one of important sources of currency for the economy of Primorye. Efficiency of operating system of the currency control is analyzed on the basis of statistical reports from lending agencies. There is revealed that the residents use the schemes of raw fish and other seafood export directed on concealment of their real cost, or account the services which have no any real maintenance. These methods allow them to leave abroad significant funds in foreign currency that presents a threat for economic safety of the region. The analysis of currency transactions in foreign trade shows low efficiency of the norms in currency legislation of Russia aimed to provide repatriation of the currency from export. Authorized banks are the most authentic and operative source of the information on currency proceeds from export, so a uniform database developing is recommended that could be used by currency control agents for tracing both commodity streams through customs and frontier posts and monetary streams through lending agencies.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регулирования внешнеторговой деятельности рыбодобывающих предприятий Приморского края»

2009

Известия ТИНРО

Том 159

УДК 338.45.639.2/.3

Е.С. Сазонова*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690000, г. Владивосток, ул. Гоголя, 39а

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Проблема сырьевого экспорта является одной из важных в экономике Приморского края. Использование резидентами различных схем осуществления "серого" экспорта рыбопродукции, направленных на сокрытие его реальной стоимости, а также расчеты за услуги, не имеющие материального содержания, позволяют оставлять за рубежом значительные средства в иностранной валюте, что создаёт угрозу экономической безопасности региона. Анализ валютных операций по внешнеторговым сделкам показал низкую эффективность существующих в российском валютном законодательстве норм, призванных обеспечивать репатриацию экспортной валютной выручки. Одним из путей решения данной проблемы должно стать взаимодействие агентов валютного контроля на региональном уровне.

Ключевые слова: экспорт рыбопродукции, иностранные инвестиции, демпинговые цены, вывод капитала, валютный контроль.

Sazonova E.S. Urgent problems of foreign trade activity regulation for fisheries enterprises in Primorye Region // Izv. TINRO. — 2009. — Vol. 159. — P. 415-421.

Export of raw products of fishery is one of important sources of currency for the economy of Primorye. Efficiency of operating system of the currency control is analyzed on the basis of statistical reports from lending agencies. There is revealed that the residents use the schemes of raw fish and other seafood export directed on concealment of their real cost, or account the services which have no any real maintenance. These methods allow them to leave abroad significant funds in foreign currency that presents a threat for economic safety of the region. The analysis of currency transactions in foreign trade shows low efficiency of the norms in currency legislation of Russia aimed to provide repatriation of the currency from export. Authorized banks are the most authentic and operative source of the information on currency proceeds from export, so a uniform database developing is recommended that could be used by currency control agents for tracing both commodity streams through customs and frontier posts and monetary streams through lending agencies.

Key words: export of raw products, foreign investment, dumping price, outflow of capital, currency control.

Введение

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, снятие

* Сазонова Елена Сергеевна, аспирант, e-mail: ovs_l@mail.ru.

415

практически всех ограничений на трансграничные валютные операции российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными вопросы валютного регулирования и валютного контроля в сфере внешнеторговых сделок.

Продукция рыбного промысла является одним из основных предметов экспорта в структуре внешнеторгового оборота Приморского края, что обусловливает необходимость организации эффективного правового регулирования и контроля за внешнеторговыми сделками рыбодобывающих предприятий края.

Валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно должен способствовать поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков, эквивалентных объемам и рыночной стоимости экспортируемого товара, а также обеспечивать соблюдение участниками внешнеторговых сделок валютного и таможенного законодательства (Смыслов, 2005).

Цель настоящей работы — разработка предложений по организации эффективного контроля за реализацией продукции рыбного промысла в рамках торговых сделок с иностранными контрагентами.

Результаты и их обсуждение

1. Развитие внешнеторговых операций приморскими рыбодобывающими предприятиями

Под влиянием внешнего рынка ассортимент рыбопродукции приморских предприятий за последние годы претерпел серьезные изменения. Если в дореформенный период предприятия при производстве рыбной продукции ориентировались на устанавливаемые им плановые задания, направленные на более полное удовлетворение потребностей населения страны и различных отраслей пищевой промышленности, то сейчас приоритет отдается производству той продукции, которую можно реализовать на внешнем рынке.

Российские рыбаки попадают во все большую зависимость от иностранных фирм. Из-за отсутствия другой возможности отечественные судовладельцы кредиты на пополнение оборотных средств получают за рубежом. При этом иностранные кредиторы требуют, чтобы российские суда заправлялись топливом в портах их страны, расплачиваясь за кредиты добытым сырьем, стоимость которого в 2,5-3,0 раза дешевле готовой продукции (Зимин, 2002).

Выход на внешний рынок не решил проблем отрасли, так как, располагая значительными водными биологическими ресурсами, рыбная промышленность из-за отсутствия современного оборудования и новейших технологий не в состоянии выступать на азиатско-тихоокеанском рынке в качестве равноправного партнера, ее экспортные возможности ограничиваются поставками сырья и мороженых полуфабрикатов по соответствующим ценам. Кроме того, дополнительные поставки продукции на внешний рынок, сбалансированный по спросу-предложению, приводят к резкому падению цен.

Опыт создания компаний со смешанным российско-иностранным капиталом показал, что иностранные фирмы заинтересованы не в передаче российской стороне передовых технологий и новой техники, а в приобретении сырья.

Таким образом, при существующем уровне технической оснащенности производства увеличение экспорта рыбной продукции не способствует улучшению экономической ситуации в отрасли. В то же время внутренний рынок теряет ежегодно сотни тысяч тонн традиционного для россиян ценного белкового продукта питания.

Низкий уровень рентабельности отрасли не способствует повышению ее конкурентоспособности и не позволяет предприятиям привлекать инвестиции для строительства промысловых судов и развития береговой переработки.

416

Известно, что вывозимая из России продукция без соблюдения согласованной между отдельными экспортерами ценовой политики приводит как к дискриминации со стороны стран-импортеров, так и к неоправданным демпинговым ценам на отдельные виды морепродуктов.

Доля рыбопромысловых судов дальневосточного бассейна, находящихся за пределами нормативного срока эксплуатации, составляет 61,8 %, в том числе в Приморском крае — 70,4 %. При сохранении существующего положения дел, когда пополнение флота происходит в основном за счет приобретения старых судов иностранной постройки, к 2010-2012 гг. будет обеспечиваться добыча лишь наиболее рентабельных объектов промысла в исключительной экономической зоне России и ближайших к ней районах промысла.

2. Организация контроля за реализацией на экспорт продукции

рыбного промысла

Контроль за экспортом рыбопродукции является важным элементом эффективного функционирования рыбной отрасли региона.

С 1.01.09 г. в соответствии с Федеральным законом 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы, добытые при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат доставке на таможенную территорию РФ для таможенного оформления экспортируемой рыбопродукции (Федеральный закон ..., 2004).

Одной из основных целей таможенного декларирования рыбопродукции, добытой за пределами таможенной территории, является валютный контроль за поступлением выручки от ее реализации по внешнеторговым контрактам, в основе которого лежит механизм паспортизации указанных сделок.

Самым достоверным и оперативным источником информации о поступлении валютной выручки является уполномоченный банк, что объективно обусловливает необходимость создания единой информационной базы данных для органов и агентов валютного контроля, где будут отражаться товарные потоки со стороны таможенных и пограничных служб и денежные потоки со стороны кредитных организаций, обслуживающих внешнеторговые операции.

Вместе с тем использование участниками внешней экономической деятельности схем реализации рыбопродукции через посредников (оформление договора поручения с нерезидентом-посредником, по которому продажу рыбопродукции осуществляет посредник) в режиме предварительного декларирования исключает возможность паспортизации данных операций. Уполномоченные банки, на которых возложена обязанность оформлять паспорта сделок и осуществлять функции агентов валютного контроля, выпадают из системы контроля за данными операциями.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами условно ограничены требованием о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, установленным статьей 19 Федерального закона (Закон ..., 2003). Согласно этой статье, распоряжение резидентом полученной от внешнеторговой сделки иностранной валютой за пределами территории РФ регламентировано сроками возврата данных средств.

Анализ динамики движения товаров и платежей по экспортно-импортным операциям приморских участников внешнеэкономической деятельности за 20052008 гг. свидетельствует о наличии негативной тенденции снижения объема экспортной валютной выручки на фоне роста стоимости отгруженных на экспорт товаров (табл. 1).

Динамика движения товаров и платежей по экспорту и импорту товаров, тыс. дол. США

Table 1

Dynamics of commodity movement and payments for export and import operations, thousand US dollars

Показатель

2005 2006 2007 2008

Отгружено товаров с таможенной территории

Зачислено на счета за товары, вывозимые с таможенной территории РФ Возврат средств по внешнеторговым операциям

1 042 646 1 068 990 1 098 981 715 847

861 010 853 368 828 023 79 742

8 363 58 705

4 281 16 784

Примечание. По данным отчетности кредитных организаций Приморского края.

Данная тенденция может являться следствием как снижения доверия со стороны иностранных контрагентов, так и наличия сомнительных операций, связанных с платежами по фиктивным импортным контрактам.

Несмотря на существующую систему валютного контроля в сфере осуществления внешнеторговых операций, за последнее десятилетие российский бизнес разработал ряд очень простых и эффективных схем вывода капитала, в том числе невозврат экспортной выручки и манипулирование ценами.

Манипуляции с экспортными ценами — возможно, самый эффективный способ вывоза капитала. Зарубежными контрагентами в сделках с российскими экспортерами сырьевых товаров (в основном продукции рыбного промысла) часто выступают оффшорные компании. Цены при этом зачастую значительно ниже биржевых. Это трудно доказуемо, но можно допустить, что в большинстве случаев речь идет о сознательном занижении цен с целью оседания разницы между реальной и контрактной ценой (предъявляемой в контракте экспортером органам валютного контроля) на зарубежных счетах российских экспортеров.

Подобный способ стал наиболее безопасным, поскольку манипуляции с ценами не отслеживаются и не фиксируются действующей системой валютного контроля, а доказать в суде, что экспортер сознательно занизил контрактную цену, крайне сложно. Вывоз капитала в таких случаях полностью вписывается в уставную деятельность компании и, если она занимается этим в "разумных пределах", вряд ли привлечет внимание государственных проверяющих органов. Не удивительно, что точно установить масштабы вывоза капитала таким путем просто невозможно.

Привязка законом (Закон ..., 2003) обязательства возврата валютной выручки резидентами-участниками внешнеэкономической деятельности к срокам, указанным в контракте, породила большое количество фальсификаций в данной области. При непоступлении средств в оговоренный контрактом срок экспортер подписывает зачастую фиктивное дополнительное соглашение. Данный механизм исключает возможность воздействия со стороны органов и агентов валютного контроля за процессом репатриации валютной выручки по экспорту.

Начавшаяся с 2004 г. либерализация валютного законодательства России породила бурное развитие теневой внешнеэкономической деятельности. Так, за период 2005-2007 гг. только объем своевременно не полученной экспортной выручки составил более 70 млрд дол. В Приморском крае и сегодня встречаются внешнеторговые сделки, по которым срок расчетов после встречного исполнения обязательств по контракту установлен, например, в 70 лет (Ярославцева, Вой-тинцев, 2009).

Таким образом, приведенные данные позволяют заключить, что устойчивое эффективное развитие отрасли в среднесрочной перспективе невозможно без системного решения следующих основных проблем:

— создания необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей паспортизацию торговых сделок с иностранными контрагентами, выполняющими посреднические функции при реализации продукции рыбного промысла;

— разработки мер, направленных на проведение антидемпинговых мероприятий, в том числе посредством введения института обязательной экспертизы внешнеторговых контрактов, проведение которой является прерогативой Министерства экономического развития и торговли, для организаций, занимающихся рыбным промыслом и морскими перевозками, с целью исключения возможности установления ими демпинговых цен при заключении сделок и использования сомнительных схем расчетов.

3. Контроль за реализацией продукции рыбного промысла иностранным компаниям без пересечения таможенной границы

Анализ созданной Банком России системы учета и контроля валютных операций по оплате приобретаемых товаров между резидентами и нерезидентами свидетельствует о существовании значительного пробела в учете и контроле тех операций, которые формально не являются внешнеторговыми. Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена только в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью.

Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в федеральном законе (Федеральный закон ..., 2003). Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Экспорт товара — вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Таким образом, реализация иностранным торговым партнерам рыбопродукции на территории Приморского края, а также за пределами таможенной территории РФ формально не отнесена к внешнеторговым операциям, что обусловливает отсутствие обязательств по репатриации выручки по таким сделкам.

Анализ валютных операций, осуществляемых через банковскую систему Приморского края, свидетельствует об увеличении объема сделок между предприятиями рыбной отрасли Приморского и Камчатского краев, а также Сахалинской области и иностранными компаниями по реализации рыбопродукции на территории РФ, причем рублевые денежные средства зачастую аккумулируются на счетах физических лиц-нерезидентов, выполняющих посредническую функцию, и затем конвертируются и выводятся за рубеж.

Актуальность контроля за операциями, связанными с реализацией нерезидентам либо приобретением у них товаров без пересечения границы, не подпадающими под существующую систему учета и контроля валютных операций, подтверждается ростом объема и удельного веса неконтролируемых операций. Если в 2005 г. не контролировалась треть реализуемых нерезидентам товаров, то в 2008 г. — почти половина (табл. 2).

4. Ключевые проблемы контроля за реализацией приморскими предприятиями иностранным компаниям продукции рыбного промысла

Приведенная статистика, а также анализ действующего механизма валютного контроля свидетельствует о том, что контроль за валютными операциями между резидентами и нерезидентами, в основе которых лежат торговые сделки по реализации на экспорт продукции рыбного промысла, осуществляется в основном в форме статистического учета данных операций. Это исключает возможность отслеживания товарных и денежных потоков в совокупности. Что касается валютных операций по сделкам, не предусматривающим пересечение то-

Операции по расчетным счетам в уполномоченных банках в иностранной валюте, млн дол. США

Table 2

Operations on settlement accounts in authorized banks in foreign currency, million US dollars

Вид операции 2005 2006 2007 2008

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, вывозимые с таможенной территории РФ (зачислено) 861,0 853,4 828,0 797,4

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, ввозимые на таможенную территорию РФ (списано) 658,6 1202,9 2281,0 4 220,9

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары без их ввоза на таможенную территорию РФ Зачислено Списано 328,0 108,0 373,1 259,8 430,8 214,6 477.6 370.7

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары на территории РФ Зачислено Списано 36,4 0,6 192,1 1,3 257,8 679,6 345,1 2,4

Всего операций Зачислено Списано 1225,4 767,2 1418,6 1464,0 1516,6 3175,2 1 620,1 4 594,0

Операции по внешнеторговым контрактам, не подпадающим под систему валютного контроля Зачислено Списано 364,4 108,6 565,1 261,1 688,6 894,2 22,7 347,5

Доля неконтролируемых операций по расчетам с нерезидентами по договорам, предусматривающим реализацию товаров, % В зачисленных средствах В списанных средствах 29,7 14,2 39,8 17,8 45,0 28,0 50,7 7,5

Примечание. По данным кредитных организаций (филиалов) Приморского края.

варом границы, то данный объект валютного регулирования с точки зрения нормативных ограничений и принуждений является практически нерегламентиро-ванным.

В ходе контроля за выполнением кредитными организациями требований Федерального закона и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выявлены операции, проводимые предприятиями и организациями рыбной промышленности, которые по формальным признакам не попадают под действие Федерального закона (Федеральный закон ..., 2001). Их характер позволяет предположить возможность использования указанных операций для уклонения от налогообложения и бесконтрольного вывода капитала за рубеж.

Среди указанных операций следует особо выделить следующие:

— реализация рыбопродукции через зарубежные посреднические организации;

— вылов и реализация продукции морского промысла в рамках договора о совместной деятельности с нерезидентами;

— оплата услуг нерезидентов по обслуживанию российских судов в иностранных портах;

— операции, связанные с арендой морских судов.

Выводы

Использование перечисленных выше схем осуществления резидентами "серого" экспорта рыбопродукции, направленных на сокрытие его реальной стоимости, а также расчеты за услуги, не имеющие материального содержания, позволяют оставлять за рубежом значительные средства в иностранной валюте, что создает угрозу экономической безопасности региона.

В целях повышения эффективности контроля за реализацией приморскими предприятиями иностранным компаниям продукции рыбного промысла необходимо разработать в действующем механизме валютного контроля следующие меры, позволяющие ограничить бесконтрольное перемещение средств:

— паспортизация и валютный контроль за операциями по сделкам купли-продажи товаров, не пересекающих таможенную границу;

— установление на законодательном уровне конкретных сроков возврата экспортной валютной выручки для участников внешнеэкономической деятельности;

— организация оперативного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, в том числе на региональном уровне.

Список литературы

Закон от 24 декабря 2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. — 2003. — 11 дек., № 367.

Зимин Н.У. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий : монография. — М. : ИКФ "ЭКМОС", 2002. — 194 с.

Смыслов Д.В. Тернистый путь валютной либерализации в России // Банковское дело. — 2005. — № 3. — С. 30-36.

Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. — 2001. — 9 авг., № 151-152.

Федеральный закон № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" // Российская газета. — 2004. — 6 дек., № 284.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Российская газета. — 2003. — 18 дек., № 254.

Ярославцева С.В., Войтинцев Р.В. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности: финансовый аспект // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право (Владивосток : ДВГУ). — 2009. — № 1. — С. 83-96.

Поступила в редакцию 5.05.09 г.