Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой
деятельности
О.В. Леонова, УДК 347.73:336.7
кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней ББК 67.402:65.26
торговли, кафедра финансов и валютно-кредитных отношений - Л-476 профессор
Аннотация
Автор рассматривает в статье новые документы валютного контроля и валютного регулирования, вступающие в силу с января 2018 г. В соответствии с ними прекращается необходимость оформлять паспорт сделки. Одновременно утрачивает силу Справка о валютных операциях, ранее заполнявшаяся резидентом в качестве документа отражающего движение валютных средств по его традиционным валютным счетам. В результате упрощается документооборот между компаниями и уполномоченными банками, т.к. банк берет на себя большую часть, не только контроля за валютной операцией клиента, но и оформления внешнеторговых операций в ведомости банковского контроля.
Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, паспорт сделки, справка о валютных операциях, банковский контроль за валютными операциями.
Changes in the currency legislation to affect foreign trade participants
O.V. Leonova,
Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy, Department of Finance, Monetary and Credit Relations - Professor
Abstract
In the article the author considers the new amendments to the currency control and currency regulation coming into force since January, 2018 abandoning the use of a transaction certificate. The Certificate of currency transactions, which earlier was to be filled out with the resident as the document reflecting currency movements on his traditional currency accounts, also becomes invalid. As a result the document flow between the companies and authorized banks becomes is simplified, since the bank is responsible for the bulk of it - not only for the control of currency transaction of the client, but also for registration of the foreign trade operations in the sheet of bank control.
Keywords: currency control, currency regulation, transaction certificate, certificate of currency transactions, bank control of currency transactions.
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2017
С 1 января 2018 года вступает в силу новая инструкция Банка РФ от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее 181-И). Этот нормативный документ заменит действующую на данный момент Инструкцию Банка РФ ОТ 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» согласно которой участники внешнеторговой деятельности были обязаны на ВЭД контракт оформлять паспорт сделки.
Паспорт сделки (далее ПС) просуществовал 23 года как базовый документ валютного контроля, возникший в 1994 году при оформлении экспортной внешнеторговой сделки с целью противодействия утечки капитала из страны.
Также утрачивает силу Справка о валютных операциях (далее СВО) ранее заполняемая резидентом в качестве документа отражающего движение валютных средств по его традиционным валютным счетам, а именно для отражения поступления валютной выручки и возврата аванса в случае не пересечения товара через таможенную границу РФ.
Какие изменения коснутся участников внешнеторговой деятельности с 1 января 2018 года: прежде всего, упрощается документооборот между компаниями и уполномоченными банками, т.к. банк берет на себя большую часть не только контроля за валютной операцией клиента, но и оформления внешнеторговых операций в ведомости банковского контроля.
Новая инструкция регулятора распространяется на:
□ резидентов юридических лиц,
□ физических лиц ИП,
□ и лиц занимающихся частной практикой,
□ и нерезидентов, осуществляющих операции в валюте Российской Федерации.
Также вводится новая терминология для резидента, являющегося стороной по экспортному контракту - теперь это «резидент-экспортер», по импортному контракту «резидент-импортер» либо по кредитному договору.
Ранее уполномоченный банк, осуществивший постановку на учет ВЭД контракт, наименовался «Банк ПС», теперь по новой инструкции именуется «Банк УК».
Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, должен представить в банк:
□ сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет (далее - сведения), в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК и согласованной с резидентом;
11 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
27 ^
□ либо экспортный контракт,
□ выписку из экспортного контракта, (содержащую информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и иную информацию, необходимую для формирования банком УК ведомости банковского контроля.
Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения.
Для постановки экспортного контракта на учет в банк УК резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:
□ общие сведения об экспортном контракте:
□ вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с кодами внешнеторговой операции (1,2,3,4,9), дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
□ реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту: наименование, страна.
Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам) должна быть равна или превышать эквивалент:
□ для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн рублей (практически осталась без изменений);
□ для экспортных контрактов — 6 млн рублей (возросла вдвое).
Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора):
□ либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по контрактам, заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.
Банк УК должен принять на учет экспортный контракт не позднее следующего рабочего дня после дня представления резидентом-экспортером сведений или экспортного контракта и присвоить экспортному контракту уникальный номер.
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2017
Формирование уникального номера банком УК осталось без изменений, и соответствует порядку присвоения номеров соответствующему ПС.
Присвоение номера контракта осталось прежним.
Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского и внести в ведомость информацию по контракту.
Банк УК должен направить резиденту-экспортеру или резиденту-импортеру информацию об уникальном номере принятого на учет внешнеторгового контракта в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта на учет.
Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, представляют в банк УК в порядке, установленном банком УК:
□ импортный контракт, кредитный договор;
□ выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора);
□ и иную требуемую информацию, согласно требованию ст.19, 173-ФЗ.
Если в контракте не хватает каких-либо сведений, необходимых для заполнения
ведомости банковского контроля, банк УК вправе запросить дополнительные сведения у участника внешнеторговой деятельности.
При внесении в контракт изменений или дополнений резидент представляет в банк УК Заявление по согласованной форме (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений в контракт или кредитный договор.
После полного исполнения обязательств по контракту, участник внешнеторговой деятельности представляет в банк УК заявление о снятии контракта с учета.
Каждому экспортному, импортному контракту, кредитному договору, присваивается банком УК один уникальный номер.
В случае если один договор, заключенный между резидентом и нерезидентом одновременно содержит условия такие как:
□ контракта, так и кредитного договора,
□ предоставление кредита (займа код операции 5), так и его получение (код 6),
По таким договорам формируются и два уникальных номера контракта и кредитного договора.
Резиденты при осуществлении операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего расчетного счета, открытого в уполномоченном банке, должен представить в уполномоченный банк одновременно следующие документы:
□ распоряжение о переводе денежных средств,
□ документы, связанные с проведением операций,
□ уникальный номер, присвоенный контракту банком УК.
11 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
29 ^
В расчетном документе по операции перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» должен содержаться код вида операции, а также сведения, содержащиеся в представленных резидентом документах, связанных с проведением операций.
Информация о коде вида операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:
□ {VO<код вида операции>}.
Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Символ «VO» указывается прописными латинскими буквами (например, {VO11100}). Требование регулятора осталось без изменений.
Резидент по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора в следующие сроки:
□ при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет — одновременно с представлением информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций, позволяющих на их основании указать в данных по операциям соответствующий проводимой операции код вида операции, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше;
□ при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по счету;
□ при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте — одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты;
□ при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации одновременно с расчетным документом по операции.
Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента не осуществляется по договору, который не поставлен на учет в уполномоченном банке и не имеет присвоенного банком УК уникального номера.
Резидент по договорам, принятым на учет в уполномоченном банке, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операции при зачислении валюты РФ:
□ не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанный в выписке по операциям на счете;
□ при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента, поступившей от нерезидента и в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по операции, либо в случае отсутствия в расчетном документе по операции кода вида операции резидент одновременно с документами, связанными с проведением операций, вправе представить в уполномоченный банк информацию о соответствующем таким документам коде вида операции.
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2017
При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту участник внешнеторговой деятельности по-прежнему должен будет представлять в банк УК Справку о подтверждающих документах (далее СПД) и сами подтверждающие документы. Сама справка и ее оформление отражены в Приложении №6 Инструкции 181-И, не претерпели изменений. В связи с тем, что между банками и ФТС налажен электронный обмен информацией в рамках таможенно-банковского контроля, и информация о товаре поступает в банк в автоматическом режиме, участникам внешнеторговой деятельности не потребуется представлять ДТ в банк.
Компании, осуществляющие валютные операции, по прежнему обязаны присваивать операции код вида валютной операции, но теперь при ошибочном его заполнении исправление кода лежит на банке УК.
Инструкция 181-И Банка России содержит еще множество положений и нюансов, которые будут отражаться в последующих статьях журнала, но можно приветствовать тот факт, что какая-то часть нагрузки по оформлению базовых документов валютного контроля с участников внешнеторговой деятельности снимется с введением инструкции 181-И Банка России с 1 января 2018 года, но назвать ее дальнейшей либерализацией валютного законодательства, с нашей точки зрения, нельзя.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» -М.: издательство: Омега - Л, 2012. - 32 с. (Federal'nyj zakon «O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole» -M.: izdatel'stvo: Omega - L, 2012. - 32 s.)
2. Инструкция банка России от 4 июня 2012 года 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Instrukcija banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I «O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankom dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenii pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem»).
3. Инструкция Банка РФ от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (Instrukcija Banka RF ot 16 avgusta 2017 goda № 181-I «O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam podtverzhdajushhih dokumentov i informacii pri osushhestvlenii valjutnyh operacij, o edinyh formah ucheta i otchetnosti po valjutnym operacijam, porjadke i srokah ih predstavlenija»).
Ю
11 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q