Научная статья на тему 'Теоретические основы и направления совершенствования системы финансового контроля в рыбной промышленности Российской Федерации'

Теоретические основы и направления совершенствования системы финансового контроля в рыбной промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерухимович В. Б., Парфенова В. А.

Рассмотрены теоретические основы построения системы финансового контроля предприятий рыбной промышленности в Российской Федерации, динамика внешней торговли Приморского края продукцией морского рыбного промысла (в том числе по месту пересечения таможенной границы, видам рыбопродукции и странам). Особое внимание уделено характеристике государственных органов, осуществляющих финансовый контроль предприятий рыбной промышленности в Приморском крае, механизма организации предварительного и текущего валютного контроля указанных предприятий и основных проблем, возникающих в процессе реализации финансового контроля. В целях повышения эффективности финансового контроля предприятий рыбной отрасли сформулированы основные предложения по улучшению взаимодействия органов государственного финансового контроля и разработаны предложения по изменению действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations and directions of financial control improvement in fishing industry of Russian Federation

Fishing industry is one of the most important export-oriented industries of both Primorsky territory and the whole Far East of Russia. In 2005, the export of seafood exceeded 423 million dollars that was 30% of total export value of Primorsky territory. Financial control in fishing industry has a specific feature: production and selling of seafood are realized both on custom territory of Russian Federation and outside of the customs territory. Financial control on fisheries and fish-processing companies on Primorsky territory is realized by customs and customs stations of Federal Customs Service, regional departments and inspections of Federal Incomes Service, and regional department of Federal Service of Financial-budgetary Control. Currency control of merchandise exports from customs territory of Russian Federation is regulated by the following normative documents: federal statute № 173-FS of 10.12.2003, instruction of Central Bank № 117-I of 15.06.2004, and regulation order of Central Bank № 258-R of 01.06.2004. Practically the financial control collides with significant difficulties in organization. The main difficulty is that the real volume of seafoods selling outside the customs territory of Russia cannot be determined exactly. It is not a secret that there are considerable differences between national and foreign statistics. In this situation, fishing companies have a good opportunity to report any volume and value of seafood products they have sold. The difference between real and accounted production is exporting as contraband. As a result, a part of foreign currency is not repatriated in Russian Federation. To increase the efficiency of financial control on fisheries industry, coordination of the control by different state units should be improved and some changes should be brought in national legislation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и направления совершенствования системы финансового контроля в рыбной промышленности Российской Федерации»

2006

Известия ТИНРО

Том 147

УДК 338.45.639.2/.3

В.Б. Ерухимович, В.А. Парфенова (ТИНРО-центр, ДВГУ, г. Владивосток)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены теоретические основы построения системы финансового контроля предприятий рыбной промышленности в Российской Федерации, динамика внешней торговли Приморского края продукцией морского рыбного промысла (в том числе по месту пересечения таможенной границы, видам рыбопродукции и странам). Особое внимание уделено характеристике государственных органов, осуществляющих финансовый контроль предприятий рыбной промышленности в Приморском крае, механизма организации предварительного и текущего валютного контроля указанных предприятий и основных проблем, возникающих в процессе реализации финансового контроля. В целях повышения эффективности финансового контроля предприятий рыбной отрасли сформулированы основные предложения по улучшению взаимодействия органов государственного финансового контроля и разработаны предложения по изменению действующего законодательства.

Erukhimovich V.B., Parfenova V.A. Theoretical foundations and directions of financial control improvement in fishing industry of Russian Federation // Izv. TINRO. — 2006. — Vol. 147. — P. 433-442.

Fishing industry is one of the most important export-oriented industries of both Primorsky territory and the whole Far East of Russia. In 2005, the export of seafood exceeded 423 million dollars that was 30% of total export value of Primorsky territory. Financial control in fishing industry has a specific feature: production and selling of seafood are realized both on custom territory of Russian Federation and outside of the customs territory. Financial control on fisheries and fish-processing companies on Primorsky territory is realized by customs and customs stations of Federal Customs Service, regional departments and inspections of Federal Incomes Service, and regional department of Federal Service of Financial-budgetary Control. Currency control of merchandise exports from customs territory of Russian Federation is regulated by the following normative documents: federal statute № 173-FS of 10.12.2003, instruction of Central Bank № 117-I of 15.06.2004, and regulation order of Central Bank № 258-R of 01.06.2004.

Practically the financial control collides with significant difficulties in organization. The main difficulty is that the real volume of seafoods selling outside the customs territory of Russia cannot be determined exactly. It is not a secret that there are considerable differences between national and foreign statistics. In this situation, fishing companies have a good opportunity to report any volume and value of seafood

products they have sold. The difference between real and accounted production is exporting as contraband. As a result, a part of foreign currency is not repatriated in Russian Federation.

To increase the efficiency of financial control on fisheries industry, coordination of the control by different state units should be improved and some changes should be brought in national legislation.

До настоящего времени в Российской Федерации отсутствует оформленная на законодательном уровне концепция финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Первый подход отражает позицию ряда исследователей, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую иерархически выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ (Смотрицкая, 2002; Степашин и др., 2004).

Авторы другого подхода (Андрюшин, Дадашев, 2002; Смотрицкая, 2002) активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемой единым государственным органом.

Сложившаяся в стране до марта 2004 г. система органов государственного финансового контроля представляла собой набор отдельных контролирующих структур. Каждый контролирующий орган, являясь независимым от других, самостоятельно осуществлял контрольные мероприятия и планировал свою деятельность. Органы государственного финансового контроля практически отказывались взаимодействовать друг с другом, ссылаясь на отсутствие соглашений о взаимодействии, что приводило к параллелизму в работе и отсутствию согласованности в действиях.

Сложившаяся ситуация остро ставит вопрос о построении единой слаженной системы финансового контроля в стране. Построение системы финансового контроля должно опираться на определенный методологический инструментарий, который можно представить в виде совокупности методов, изложенных с позиций преемственности, альтернативности и системности (Андрюшин, 2002).

Преемственность означает применение исторического подхода к исследованию эволюции институтов и организаций финансового контроля через призму исторического опыта организации системы финансового контроля в Российской империи и Советском Союзе.

Альтернативность подразумевает изучение зарубежного опыта организации системы финансового контроля с целью выявления общих (коренных) начал, свойственных любой национальной системе финансового контроля, и использование зарубежного опыта в процессе формирования системы финансового контроля в РФ.

Определение методологических основ с позиций системности предполагает рассмотрение процесса формирования системы финансового контроля с обязательным учетом организационных принципов. Последние играют решающую роль в построении целостной системы финансового контроля в РФ, которая должна включать в себя не только отраслевые и межотраслевые, но и межведомственные особенности взаимодействия соответствующих органов и служб.

Одной из важнейших экспортоориентированных отраслей как Приморского края, так и всего Дальнего Востока является рыбная промышленность. В 2005 г. экспорт рыбы и морепродуктов в Приморском крае, с учетом внешней торговли, производимой промысловыми судами в Мировом океане за пределами таможенной границы (без оформления таможенных деклараций), превысил 423 млн дол.

США (Внешнеэкономическая деятельность ..., 2006). Проданные за рубеж рыба и морепродукты составили 30 % всего объема экспортируемой продукции и более 97 % экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства. В данной ситуации изучение сложившейся системы финансового контроля рыбной отрасли, проблем и перспектив ее развития выходит на первое место.

Особенностью организации финансового контроля в рыбной отрасли является то, что добыча и реализация рыбопродукции происходят как с таможенной территории РФ (товар пересекает таможенную границу России), так и за пределами ее таможенной территории (грузовая таможенная декларация не оформляется). При этом в структуре экспорта рыбопродукции ведущее место занимает реализация за пределами таможенной территории РФ (рис. 1).

1998 1999 2000

_LJ> 1_bj

I I I I I

2001 2002 2003 2004 2005

□ экспорт с таможенной территории □ реализация за пределами таможенной границы

Рис. 1. Структура экспорта рыбопродукции Приморского края по месту пересечения таможенной границы в 1998-2005 гг. (составлено по: Внешнеэкономическая деятельность ..., 2002, 2003, 2005, 2006; Рыбная промышленность ..., 2003)

Fig. 1. Structure of seafood products' export of Primorsky territory by the place of crossing custom border in 1998-2005 (by: Внешнеэкономическая деятельность ..., 2002, 2003, 2005, 2006; Рыбная промышленность ..., 2003)

По информации Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, объем экспорта рыбы и морепродуктов в Приморском крае в 2005 г. составил 423,17 млн дол. США, при этом экспорт с таможенной территории — 103,84 млн дол. США, реализация рыбопродукции за пределами таможенной территории РФ — 319,33 млн дол. США. Таким образом, более 77 % реализации рыбопродукции на внешнем рынке в 2004 г. и 75 % в 2005 г. приходилось на реализацию рыбопродукции за пределами таможенной территории РФ и лишь соответственно 23 и 25 % — на экспорт морепродуктов с таможенной территории.

Через таможни и таможенные посты Приморского края в 2004 г. было экспортировано рыбопродукции на сумму 73121 тыс. дол. США, а в 2005 г. — на сумму 103841,4 тыс. дол. США (см. таблицу).

СО

о о

см

и

о ч

о 3 н

ьО

Н

0 с

1 I

си

4

в

3

5 " с

и с

О К о I 7 \с

от • -

—. СО

о са о

к ^

X о „ о

О см

о

5 о

йО о см 2 , К см йО

с 5

СО

о о

см

Ю :

О £

см 5

I с

оо з:

2? £

от а;

К

та н

гс

си , С^ си

та Ч К ш

с с

к

К с

а X

ы с

Ъ ^ ч о

л I

й Э

с о X О)

>>

см

¥ та

. I

3

и п и, Р.

О

Е со

^ см

° ю « о

Р О 1= с оч со"

з О

о о

-С ^

з см

° 2 о -С см

!Л Г

а £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СР I

Л

° 5

ТЗ к

ё си Ч

¡2 _с

к ^ та

£ ° с

I

си

ч ш та Е-

а с о

л I

* Э ы ^

ж

со

ГС

X та &

ю § °°

Я01

от

Ю О

о

см

О О

см

со О О

см

см о

О

см

О О

см

О О О

см

ОТ

от от

ОО

от от

к к а

ч

о &

с с \с 3 сх

©

оо ео

О

ео

О

оо г^ О 1Л

еч о

©

«5

еч

оо ®

еч еч

1Л ©

ео ^

оо ео

©

еч О 1Л

от о

1--ОСМСМОТСМ СМОоООТОТ^

со о" о" о" о"

СОООЮСМСОСМООСО

Ю (ЛСОЮОЬ СМ ФЮЬ^ОО

сосо —< г- —

сосмоосмсмотсмсм

О О ОТ" См" см" о СОООООТЮОТ^—'

ююсоюо^^

^ СО^СМ!*-

Ю СО

ЮО^О^

ОсО—'О^ОТ1--сОО —'СООТСОСОООЮО

—.о—'От—<со

ОО—'СО —

—'^СМЮО(-~СО ОСОООСООТСОСО^О СОЮОТ^^ООГ— СОСМ^ОТСМЮЮ СМ ОО—'СМСМ СО СМ—I —I

со" со" СО о" о" со" о

[^ОТОСОоОСОЮ ^ЮСООТООСМО СМ—'ОСО—'СОСМ Ю СО

о<3

о —

СО

СО

^ООЮМ» СО О—'^оосм см ООСМЮСМОО со ЮСО

ОТСОООТООЮСО

осоь-с^-^сосоо^о —'ооото^^^

^ —'Ю СО

ОТСОООО^ОТ^-

о о" с^-ч^о о

СМОТ^^СО ^

СОСМОО!--

о

О0

к та I

си *

с &

о

ш с н

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

ч

о &

с

си &

о

к

X с ч с

си с

I

3 &

Й к

■Её £

2

л

ш &

си

о ^

и ■ 3 с

та та ю \с 3 3

^ с

Как уже отмечалось ранее" особенностью рыбной отрасли Приморского края и всего Дальневосточного региона является добыча и реализация продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации. Так" в 2005 г. стоимостной объем продукции морского рыбного промысла" реализованной за пределами таможенной границы" составил в Приморском крае 319325'4 тыс. дол. США.

Рыбаки Приморского края реализуют сегодня свою продукцию на различных иностранных рынках. Рыба и морепродукты" добытые приморскими рыболовецкими компаниями" реализуются не только в Китай" Республику Корею и Японию" но и в США" Германию и Сингапур (рис. 2).

В настоящее время финансовый контроль предприятий рыбной промышленности в Приморском крае осуществляют следующие учреждения.

1. Региональные таможни Федеральной таможенной службы (О Федеральной таможенной службе" 2005):

а) взимание таможенных пошлин" налогов и таможенных сборов" а также контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;

б) обеспечение соблюдения установленных законодательством РФ и международными договорами запретов и ограничений в отношении товаров" перемещаемых через таможенную границу РФ;

в) таможенное оформление и таможенный контроль;

г) валютный контроль операций" связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

2. Территориальные управления и инспекции Федеральной налоговой службы (Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" 2005):

а) контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах" за правильностью исчисления" полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов" за правильностью исчисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных платежей;

Рис. 2. Структура реализации рыбопродукции предприятиями Приморского края за пределами таможенной границы в 2005 г. (составлено по: Внешнеэкономическая деятельность ..., 2006)

Fig. 2. Structure of selling seafoods by companies of Primorsky territory outside customs territory in 2005 year (by: Внешнеэкономическая деятельность ..., 2006)

б) контроль за соблюдением валютного законодательства РФ предприятиями рыбной промышленности в пределах компетенции налоговых органов;

в) контроль за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;

г) надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

3. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, 2004) осуществляет контроль за соблюдением предприятиями рыбной промышленности валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых ими валютных операций условиям лицензий и разрешений.

4. Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, 2004) реализует контроль за выполнением предприятиями рыбной отрасли требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

В настоящее время валютный контроль за экспортом товаров с таможенной территории РФ производится в соответствии с:

— Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-Ф3 от 10.12.2003 г.;

— Инструкцией Банка России "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" № 117-И от 15.06.2004 г.;

— Положением Банка России "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" № 258-П от 01.06.2004 г.

Предприятие по каждому внешнеторговому договору, заключенному с нерезидентом, предусматривающему вывоз товаров с таможенной территории РФ, оформляет в уполномоченном банке, через который будут проводиться валютные операции, паспорт сделки (рис. 3). Паспорт сделки не оформляется лишь в том случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. дол. США на дату заключения контракта.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением предприятие представляет в уполномоченный банк справку о

□ Виргинские о-ва (0,4%) ^Германия (10,47%) ^Республика Корея (40,55%)

□ Китай (21,89%) ППанама (5,22%) ПСингапур (7,67%) ■ США (9,34%) □ Япония (4,45%)

подтверждающих документах и документы, подтверждающие вывоз рыбопродукции с таможенной территории РФ, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Рис. 3. Механизм предварительного и текущего валютного контроля предприятий, осуществляющих экспорт продукции морского рыбного промысла (составлено по: О порядке представления резидентами и нерезидентами ..., 2004; О порядке представления резидентами уполномоченным банкам ..., 2004)

Fig. 3. Mechanism of preliminary and running currency control of fishing exporting companies (by: О порядке представления резидентами и нерезидентами ..., 2004; О порядке представления резидентами уполномоченным банкам ..., 2004)

В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента, предприятие представляет в банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка о поступлении валюты РФ представляется в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции в виде зачисления валюты РФ.

При осуществлении валютных операций в иностранной валюте предприятия представляют в уполномоченный банк справки об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет предприятия. Справка о валютных операциях и иные документы представляются предприятием в уполномоченный банк не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты.

По каждому паспорту сделки уполномоченный банк ведет ведомость банковского контроля, в которой сопоставляются сведения о товарах, вывезенных с таможенной территории РФ, и произведенных валютных операциях. Ответственность за достоверность информации, предоставляемой в уполномоченный банк, возложена на предприятия, осуществляющие экспорт рыбопродукции.

Отмена с июня 2004 г. системы таможенно-банковского контроля, основанной на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую тамо-

женную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки привела к тому, что ряд предприятий не представляет или несвоевременно представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы, что, в свою очередь, влияет на достоверность информации, содержащейся в ведомости банковского контроля, и значительно осложняет проведение финансового (валютного, налогового и таможенного) контроля.

Рассмотренный выше механизм предварительного и текущего валютного контроля не распространяется на внешнеторговые договоры, предусматривающие реализацию продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории РФ.

Предприятиям, осуществляющим экспорт рыбопродукции с таможенной территории РФ, предоставлено право самостоятельно устанавливать условиями внешнеторгового договора сроки репатриации иностранной валюты и валюты РФ (О валютном регулировании ..., 2003).

В ходе реализации финансового контроля предприятий, осуществляющих добычу рыбопродукции и ее вывоз с таможенной территории РФ, возникает ряд проблем, среди которых необходимо выделить следующие.

1. В ходе проверок соблюдения валютного законодательства предприятиями, осуществляющими экспорт морепродуктов, как правило, выявляются нарушения в виде невыполнения в сроки, установленные внешнеторговыми договорами, обязанности по зачислению на счета в уполномоченных банках иностранной валюты за экспортированную продукцию.

После выявления нарушений предприятиями предоставляются изменения и дополнения, увеличивающие сроки расчетов по внешнеторговым договорам, составленные (якобы) до истечения сроков исполнения обязательств по получению валютной выручки. При этом нередко уполномоченные банки рекомендуют своим клиентам в целях избежания административного наказания оформлять и предоставлять контролирующим органам изменения и дополнения к контрактам, увеличивающие сроки расчетов, или заключать контракты, не устанавливающие сроков исполнения обязательств.

2. Порядок заполнения паспорта сделки, установленный Инструкцией от 17.06.2004 г. № 117-И, не предусматривает указание даты оформления паспорта сделки (только месяц и год). Практика показывает, что большинство уполномоченных банков не делают отметки о дате оформления паспорта сделки (в течение месяца), что не позволяет при проведении контрольных мероприятий сделать вывод о своевременности его оформления (не позднее исполнения обязательств по контракту).

3. Порядок представления резидентами подтверждающих документов и информации в уполномоченный банк, установленный Положением от 01.06.2004 г. № 258-П, не предусматривает отметку банка о принятии справки о подтверждающих документах и регистрацию входящих документов (например, в журнале). В результате резиденты в случае пропуска сроков представления в банк справок о подтверждающих документах заполняют справки, указывая правильные даты, представляют справки в уполномоченный банк, а должностные лица банка подписывают полученную справку и ставят на ней печать. При этом дата принятия справки уполномоченным банком не указывается и в ходе проверок соблюдения валютного законодательства резидентами делать выводы о своевременности представления отчетности по валютным операциям невозможно.

Добыча и реализация продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории РФ из рассмотренного выше механизма предварительного и текущего валютного контроля выпадает. Практически единственным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций по реализации указанной продукции, является Федеральный закон "О валютном регули-

439

ровании и валютном контроле" № 173-Ф3 от 10.12.2003 г." устанавливающий обязанность резидентов обеспечить в сроки" установленные условиями внешнеторговых договоров" получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ за переданную нерезидентам продукцию морского рыбного промысла.

На практике возникают значительные трудности в организации финансового контроля — налогового" валютного и т.д. Основная трудность состоит в том" что никто не может сказать" какое же количество рыбы в действительности было реализовано за пределами таможенной территории РФ. Ни для кого уже не секрет" что официальные данные нашей государственной статистики по вывозу морепродукции за рубеж отличаются от данных" собранных в открытых источниках" на порядок.

У предприятий имеется прекрасная возможность отражать в бухгалтерском учете лишь то количество рыбопродукции" которое необходимо. Оставшаяся продукция морского промысла вывозится контрабандой и в учете предприятий не отражается. Иностранная валюта за эту продукцию в страну не возвращается" а остается на валютных счетах в зарубежных банках. Указанные денежные средства выпадают из поля зрения не только валютного контроля" но и налоговых органов" а это прежде всего налоги" проходящие мимо бюджетов всех уровней.

Право предприятий самостоятельно устанавливать условиями внешнеторговых договоров сроки репатриации иностранной валюты привело к тому" что предприятия либо устанавливают значительные сроки возврата (от одного года до нескольких лет)" либо вообще не устанавливают условиями договоров сроки зачисления иностранной валюты.

С целью повышения эффективности финансового контроля" на наш взгляд" необходимо:

1. На федеральном уровне:

— создать единый информационный банк данных" содержащий сведения о признаках нарушения финансового законодательства предприятиями" в том числе предприятиями рыбопромышленного комплекса" подпадающими под действие финансового законодательства РФ" а также сведения об уже проведенных проверках хозяйствующих субъектов с указанием контролирующего органа" периода контроля" выявленных нарушений" принятых мер ответственности" добровольного или принудительного исполнения мер ответственности" а также реквизитов должностного лица" проводившего контрольные мероприятия" и номера дела (в том числе архивного) в случае" если возникнет необходимость более глубокого изучения материалов;

— в ходе реализации административной реформы исключить оставшиеся дублирующие функции ряда федеральных служб и их территориальных органов с целью устранения параллелизма" минимизации возможности одновременной или последовательной проверки различными федеральными службами одних и тех же аспектов деятельности хозяйствующих субъектов;

— подписать соглашения между различными министерствами" федеральными службами и агентствами о порядке взаимодействия и обмене информацией о признаках нарушения финансового законодательства;

— при планировании контрольно-ревизионных мероприятий федеральных служб на последующий финансовый год использовать информацию из информационного банка данных" чтобы исключить проверку тех аспектов деятельности предприятий рыбной промышленности" которые ранее уже были проверены другим органом финансового контроля;

— в случаях выявления федеральными службами пробелов в финансовом законодательстве оперативно их устранять путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативные документы;

— определить порядок передачи информации о признаках нарушения валютного законодательства РФ предприятиями и организациями от уполномоченных банков органам валютного контроля;

— с целью повышения эффективности валютного контроля необходимо внести изменения в ряд актов органа валютного регулирования и актов органа валютного контроля, в том числе:

а) внести изменения в главу 3 "Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки" раздела II Инструкции № 117-И, предусматривающие изменение формы паспорта сделки, установленной Приложением 4 к Инструкции № 117-И, добавив в п. 3 "Общие сведения о контракте" графу "Срок оплаты";

б) внести изменения в абзац 2 п. 3.10 Инструкции № 117-И "в случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС, датируются, заверяются печатью банка ПС";

в) дополнить главу 2 Положения № 258-П "Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк ПС" пунктом 2.20 следующего содержания: "банк обязан обеспечить регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства";

г) распространить действие Инструкции № 117-И и Положения № 258-П на внешнеторговые договоры, предусматривающие добычу и реализацию продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории РФ.

2. На региональном уровне:

— периодически проводить совместные рабочие встречи органов финансового контроля, правоохранительных и иных заинтересованных органов для координации деятельности, исключения дублирования друг друга, обмена информацией о признаках нарушения законодательства и разработки предложений по изменению финансового законодательства с целью пресечения совершения правонарушений предприятиями рыбной промышленности.

Указанные меры позволят создать более эффективную систему финансового контроля предприятий рыбной промышленности и обеспечить финансовую безопасность Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации в целом.

Литература

Андрюшин С.А. Проблемы формирования системы финансового контроля в программе научных исследований Института экономики РАН // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. "Финансовый контроль и новые информационные технологии". — М.: Издательский дом "Финансовый контроль", 2002. — С. 121-124.

Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Общегосударственный финансовый контроль: проблемы организации // Экономист. — 2002. — № 6. — С. 64-71.

Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае (краткий статистический сборник). — Владивосток: Приморский комитет государственной статистики, 2002. — 23 с.

Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае (краткий статистический сборник). — Владивосток: Приморский комитет государственной статистики, 2003. — 25 с.

Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2004 году (статистический бюллетень). — Владивосток: Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2005. — 23 с.

Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2005 году (статистический бюллетень). — Владивосток: Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2006. — 26 с.

О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 дек. 2003 г. № 173-Ф3. — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок [Электронный ресурс]: инструкция ЦБ РФ № 117-И от 15.06.2004 г. — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций [Электронный ресурс]: положение ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 г. — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 (в ред. от 10.06.2005 г. № 367). — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (в ред. от 23.11.2005 г. № 693). — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ от 23.06.2004 г. № 307. — Режим доступа: БД "Консультант плюс".

Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278. — Режим доступа: БД "Консультант Плюс".

Рыбная промышленность Приморского края (статистический сборник). — Владивосток: Приморский краевой комитет государственной статистики" 2003. — 31 с.

Смотрицкая И. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в России (материалы "круглого стола") // Вопр. экономики. — 2002. — № 7. — С. 152-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер" 2004. — 557 с.

Поступила в редакцию 10.07 06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.