Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалева Р.Ш.

Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов Российской Федерации как органа валютного контроля. На основе анализа данных, характеризующих деятельность ФТС России за 2020-2022 гг. валютный контроль рассматривается в качестве механизма борьбы с незаконным выводом денежных средств, легализацией преступных доходов, делается вывод о том, что на сегодняшний день валютный контроль представляет собой важный элемент системы обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE ACTIVITY OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AS A CURRENCY CONTROL BODY

The article is devoted to the analysis of the activities of the customs authorities of the Russian Federation as a currency control body. Based on the analysis of data characterizing the activities of the Federal Customs Service of Russia for 2020-2022, currency control is considered as a mechanism to combat illegal withdrawal of funds, legalization of criminal proceeds, it is concluded that today currency control is an important element of the country's economic security system.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА

ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Р.Ш. Ковалева, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-3-2-44-49

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов Российской Федерации как органа валютного контроля. На основе анализа данных, характеризующих деятельность ФТС России за 2020-2022 гг. валютный контроль рассматривается в качестве механизма борьбы с незаконным выводом денежных средств, легализацией преступных доходов, делается вывод о том, что на сегодняшний день валютный контроль представляет собой важный элемент системы обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: таможенные органы, валютный контроль, нарушения валютного законодательства, органы валютного контроля.

Важную роль в системе валютного контроля играют таможенные органы, которые осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В современном мире Федеральная таможенная служба и подчиняющиеся ей таможенные органы влияют на сглаживание отрицательных макроэкономических явлений. Больше всего это отражается на кредитно-финансовой сфере ВЭД. Развитие устойчивых хозяйственных связей на современном этапе ведет к увеличению международных потоков услуг, товаров, капиталов и кредитов.

На интенсивность этих связей влияют множество факторов, но самым сильным является - политика в сфере валютных отношений, которую проводит Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль направлен на регламентирование порядка совершения ва-

лютных операций, воздействие на участников валютных операций совокупностью различных мероприятий, осуществляемых уполномоченными органами.

Федеральная таможенная служба с помощью инструментов валютного регулирования создает эффективные механизмы валютного контроля, которые позволяют учитывать и защищать интересы участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС России является участником государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 (ред. От 25.09.2021 г.). В данной государственной программе ФТС России принимает участие в реализации подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

Целью подпрограммы является совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации.

Для выполнения основного мероприятия 4.5 «Организация и осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений» ФТС России была организована работа по про-

ведению проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства и осуществлению ведения административного производства по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим результаты проводимых

В 2022 г. незначительно увеличилось количество проведенных ФТС России проверок соблюдения резидентами-участниками ВЭД требований валютного законодательства Российской Федерации. Так, в 2022 г. их количество составило свыше 5,2 тыс., что на 0,2 тыс. больше, чем в 2021 году и на 0,8 тыс. меньше, чем в 2020 году.

Снижение проверок по сравнению с 2020 г. связано с тем, что в связи с Постановлением правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», произошло приостановление инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. Также в связи с данным Постановлением произошла отмена требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами. Это послужило основанием для снижения проверок соблюдения валютного законодательства, а также совершенствованием процедуры предпроверочного анализа, который минимизирует безрезультативные проверки.

Одним из инструментов противодействия сомнительным валютным операциям, направленным на незаконный вывод из Российской Федерации денежных средств с использованием мнимых внешнеторго-

ФТС России как органа валютного контроля мероприятий за период 2020-2022 гг.

Исследуем динамику проводимых таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (табл. 1).

вых сделок, а также обеспечение соблюдения требований и ограничений, вводимых специальными экономическими мерами, является взаимодействие ФТС России с ФНС России, Банком России и Росфинмо-ниторингом.

ФТС России на регулярной основе передает в Банк России информацию о декларациях на товары с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками сомнительных валютных операций. В рамках указанного взаимодействия предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму более 0,9 млрд. рублей.

По результатам проверки, если в ходе контроля валютных операций будут обнаружены достаточные данные, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства на территории Российской Федерации, таможенные органы имеют право возбудить дела об административных правонарушениях или уголовные дела.

Причиной снижения количества административных правонарушений является то, что с 31 июля 2020 года участникам внешнеэкономической деятельности,

впервые нарушившим законодательство, касающееся нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение

Таблица 1. Динамика показателей валютного контроля за 2020-2022 гг.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Количество проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, тыс. ед. 6 5 5,2 86,7 104

Сумма нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, млрд. руб. 35 52,6 57,9 165,4 110,1

Предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму в рамках взаимодействия с Банком России, млрд. руб. 1,5 5 0,9 60,0 18,0

или штраф от 5 до 30% не поступивших средств. Для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности это предупреждение или штраф в размере от 3 до 5%. Резиденты больше не несут административной ответственности в соответствии с частями 1 и 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, если денежные средства, подлежащие выплате ему в соответствии с внешнеторговым контрактом, зачислены на иностранный счет в течение указанного срока и переведены на его счет в уполномоченном банке в течение 45 дней с этой даты. Кроме того, если резидент исполнит обязанность по репатриации средств не позднее, чем через 45 дней после срока, предусмотренного во внешнеторговом договоре, он не будет нести ответственности.

Для более детального изучения статистики возбуждаемых таможенными органами дел об административных правона-

рушениях с нарушением статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проанализируем структуру таких дел в зависимости от объекта нарушения за период 20202022 гг. (рис. 1), а именно, какие нарушения преобладают: нарушение статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» (сроки репатриации или невыполнение такой обязанности, т. е. возбужденные по частям 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ), или несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (возбужденные по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

Рис. 1. Структура дел об административных правонарушениях в зависимости от объекта

нарушения за период 2021 -2022 гг.

Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют о том, что процентное соотношение дел, а, следовательно, правонарушений, связанных с нарушением валютного законодательства, меняется с 2020 г. Изменение структуры выявленных правонарушений коррелирует со снижением количества проверочных мероприятий, отраженных в таблице. Такое уменьшение в 2022 году по сравнению с 2020 годом количества проверок и возбужденных дел

об АП обусловлено либерализацией требований валютного законодательства.

Таким образом, в ходе исследования результатов осуществления таможенными органами валютного контроля за период 2021-2022 гг. была выявлена тенденция к уменьшению количества проверок в рамках валютного регулирования, а также сокращения количества возбуждаемых дел по статье 15.25 КоАП РФ за данный период. При возбуждении дел об админи-

стративных правонарушениях в 2022 году сумма за нарушение валютного законодательства составила 57,9 млрд. рублей, что на 10,1% больше, чем в 2021 году, и на 65,4% по сравнению с 2020 годом.

После обнаружения признаков преступления таможенные органы возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия, а затем передают его в прокуратуру для дальнейшего расследования и направления в суд. В 2022 г. таможенными органами возбуждено 32 уголовных дела по статье 193 Уголовного

В результате проведенных проверок ФТС России выявлено, что невозврат из-за границы денежных средств составил более 19,6 млрд. рублей. Также был выявлен перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 10,5 млрд. рублей.

На современном этапе приоритетное направление деятельности таможенных органов являются превентивное противодействие незаконному выводу денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренном Федеральным

кодекса РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации), 147 - по статье 193.1 Уголовного кодекса РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 103 - по статье 200.1 Уголовного кодекса РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) (табл. 2).

законом №289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Для обеспечения исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) номинальных юридических лиц таможенные органы в 2022 году продолжили передавать в налоговые органы информацию о признаках недостоверности сведений, включенных в реестр, либо их образовании через подставных физических лиц. Эффективность передачи такой информации отобразим в таблице 3.

Таблица 2. Динамика уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в области нарушения валютного законодательства_____

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022г. в % к

2020г. 2021г.

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) 70 32 32 45,7 100,0

Нарушения по ст. 193 УК РФ, на сумму, млрд. руб. 49,3 29 19,6 39,8 67,6

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 171 140 147 86,0 105,0

Нарушения по ст. 193.1 УК РФ, на сумму, млрд. руб. 14 11 10,5 75,0 95,5

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) 72 99 103 143,1 104,0

Размер незаконно перемещенных денежных средств/инструментов (ст.200.1 УК РФ), млрд. руб. 3 1,5 0,6 20,0 40,0

Таблица 3. Показатели исключения из ЕГРЮЛ номинальных юридических лиц, обладающих^__

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста 2022г. в % к

2020 г. 2021 г.

Направлена в ФНС России информация в отношении юридических лиц, ед. 792 1172 1172 148,0 100,0

Налоговыми органами на основании информации от ФТС России принято решение об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, ед. 249 219 165 66,3 75,3

Сумма предотвращенных сомнительных внешнеторговых сделок, млрд. руб. 108 6 11 10,2 183,3

Таким образом, данные статистики сви- валютного законодательства Российской детельствуют результативности и эффек- Федерации, так как с каждым годом тивности проводимых ФТС России прове- уменьшается количество случаев наруше-рок соблюдения резидентами требований ния валютного законодательства.

Библиографический список

1. Алексеева, Е. В. Деятельность ФТС России как органа валютного контроля: практика осуществления и проблемы / Е. В. Алексеева, С. Х. Габдуллина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43 (2). - С. 329-333.

2. Алексеева, Е. В. Современное состояние и перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации / Е. В. Алексеева, В. И. Кытьков, В. Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50 (3). - С. 403-407.

3. Ахмедзянов, Р. Р. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля / Р. Р. Ахмедзянов, В. В. Зверева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39 (1). - С. 24-28.

4. Ахмедзянов, Р. Р. Роль ФТС России в осуществлении валютного контроля / Р. Р. Ахмедзянов, К. А. Жильцова, О. А. Майсак // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1 (71). - С. 24-27.

5. Мигел, А. А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России / А. А. Мигел, М. А. Шуликова // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 177181.

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/.

7. Петрушина, О. М. Анализ осуществления валютного контроля таможенными органами / О. М. Петрушина, В. Н. Мельник // Тенденции развития науки и образования. -2019. - № 49-8. - С. 80-83.

8. Петрушина, О. М. Практика и результаты осуществления валютного контроля и валютного регулирования / О. М. Петрушина, А. В. Борзенкова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 16 января 2017 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2017. - С. 294-297.

9. Тимохин, А. Ю. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля / А. Ю. Тимохин, Т. В. Дорожкина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-3. - С. 89-92.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE ACTIVITY OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AS A CURRENCY CONTROL BODY

R.S. Kovaleva, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities of the customs authorities of the Russian Federation as a currency control body. Based on the analysis of data characterizing the activities of the Federal Customs Service of Russia for 2020-2022, currency control is considered as a mechanism to combat illegal withdrawal of funds, legalization of criminal proceeds, it is concluded that today currency control is an important element of the country's economic security system.

Keywords: customs authorities, currency control, violations of currency legislation, currency control authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.