Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / HEALTH-SAVING SPACE / EXEMPLARY GENERAL EDUCATION PROGRAM / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванштейн Л.Ю.

В данной статье рассмотрены вопросы по проблеме специфики нормативно-правового сопровождения организации здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Российской Федерации. Целью статьи является раскрытие основных принципов организационной составляющей создания и развития здороьесберегающего пространства, на примере МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска. В статье исследуются нормативно-правовые акты, оказывающие наиглавнейшее воздействие на процесс построения и развития здоровьесберегающего пространства в ДОУ. А также приводится анализ основных рабочих программ регламентирующих образовательную деятельность МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска, с точки зрения здоровьесбережения. Делается акцент на основной рабочей программе, а также парциальных программах, применяемых в ДОУ и их роли в организации здоровьесберегающего пространства с учетом психолого-педагогических составляющих образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванштейн Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL COMPONENT FOR CREATION AND DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING SPACE IN PRE-SCHOOL INSTITUTIONS

This article treats the issues related to the specifics of regulatory support for organizing a health-saving space for pre-school children in pre-school institutions of the Russian Federation. The purpose of the article is to reveal the basic principles of the organizational component of the creation and development of a healthy space, using the example of MADOU № 36 “Malvina” in Yuzhno-Sakhalinsk. The article examines the regulatory legal acts that have the greatest impact on the process of creating and developing a health-saving space in a pre-school educational institution. It also provides an analysis of the main work programs that regulate the educational activities of MADOU No. 36 “Malvina”, Yuzhno-Sakhalinsk, from the stand point of health conservation. The emphasis is placed on the main work program, as well as on the partial programs used in pre-school education and their role in organizing a health-saving space, taking into account the psychological and pedagogical components of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Дошкольное образование

УДК 371.7

Организационная составляющая создания и развития здоровьесберегающего пространства в дошкольных учреждениях

Organizational component for creation and development of health-saving space in pre-school institutions

Ванштейн Л.ЮЮ., ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», lidiya_vanshtein@mail. ru

Vanshtein L., Sakhalin state University", lidiya_vanshtein@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2020.13.11.026

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, примерная общеобразовательная программа, здоровье, здоровый образ жизни, педагогические кадры.

Keywords: health-saving space, exemplary general education program, health, healthy lifestyle, teaching staff.

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы по проблеме специфики нормативно-правового сопровождения организации здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Российской Федерации. Целью статьи является раскрытие основных принципов организационной составляющей создания и развития здороьесберегающего пространства, на примере МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска.

В статье исследуются нормативно-правовые акты, оказывающие наиглавнейшее воздействие на процесс построения и развития здоровьесберегающего пространства в ДОУ. А также приводится анализ основных рабочих программ регламентирующих образовательную деятельность МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска, с точки зрения здоровьесбережения.

Делается акцент на основной рабочей программе, а также парциальных программах, применяемых в ДОУ и их роли в организации здоровьесберегающего пространства с учетом психолого-педагогических составляющих образовательного процесса.

Abstract. This article treats the issues related to the specifics of regulatory support for organizing a health-saving space for pre-school children in pre-school institutions of the Russian Federation. The purpose of the article is to reveal the basic principles of the organizational component of the creation and development of a healthy space, using the example of MADOU№ 36 "Malvina" in Yuzhno-Sakhalinsk.

The article examines the regulatory legal acts that have the greatest impact on the process of creating and developing a health-saving space in a pre-school educational institution. It also provides an analysis of the main work programs that regulate the educational activities of MADOU No. 36 "Malvina", Yuzhno-Sakhalinsk, from the stand point of health conservation.

The emphasis is placed on the main work program, as well as on the partial programs used in pre-school education and their role in organizing a health-saving space, taking into account the psychological and pedagogical components of the educational process.

Проблема и цель. В современных условиях дошкольного образования актуальным становится необходимость организации здоровьесберегающей среды и реализации программ

здоровьесберегающей направленности [4].

Первоочередность задачи отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №№ 273-Ф3 [9].

Статья 41, которая так и называется «Охрана здоровья обучающихся», гласит, что одной из функций образовательной организации является определение оптимальной учебной нагрузки, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Статья раскрывает деятельность организации по осуществлению пропаганды и обучения навыкам здорового

образа жизни, требованиям охраны труда; организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей

образовательную деятельность; профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и

профилактических мероприятий [9].

Задачи здоровьесбережения регулирует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

утвержденный Приказом № 1155 от 17.10.2013 г., одной из фундаментальных задач документа является положение об «охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [8].

Образовательная область «Физическое развитие» занимает не последнее место в решении образовательных направлений развития. Все пять образовательных областей тесно взаимосвязанны друг с другом и в эпоху модернизации образования тесно переплетаются друг с другом решая вопросы здоровьесбережения через использование различных технологий и реализутся на всех этапах учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения.

Методология. Основываясь на методе анализа документации, наблюдения, опроса и психолого-педагогического эксперимента мы выяснили, что МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска (экспериментальная группа) работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в свою очередь детский сад, который мы выбрали как контрольную группу также работает в рамках данной образовательной программы и так же как и в нашем ДОУ в качестве дополнительной программы в рамках физкультурно-оздоровительной работы применяется программой физического воспитания «Старт» под редакцией Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной.

С целью проведения психолого-педагогчиеского экперимента нами была разработана и внедрена в работу нашего дошколньго учредения программа развития на 2015-2018 год «Город здорового детства» и «Программа развития на 2019-2023 гг.» и «Программа деятельности региональной

инновационной площадки по

здоровьесбережению «Внедрение

индивидуальных образовательных маршрутов как средство укрепления и сохранения здоровья детей 3-7 лет «ЗдоровейКа» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 «Мальвина» города Южно-Сахалинска». К тому же в дошкольном учреждении реализуется большое количество дополнительных образовательных программ спортивной направленности в рамках дополнительных образовательных услуг. Проведя мониторинг показателей здоровья воспитанников, мы пришли к выводу, что все принимаемые меры по сохранению и улучшению здоровья воспитанников дают положительный результат, а применяемые и разрабатываемые программы благотворно влияют на внедрение здоровьесберегающих технологий.

Результаты. Мы хотим рассмотреть процесс создания и развития здоровьесберегающего пространства на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска (сокращенное наименование МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска), Сахалинской области.

Учреждение работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Целями данной программы, наряду с созданием благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

дошкольного детства, формированием основ базовой культуры личности, формированием предпосылок к учебной деятельности, подготовкой к жизни в современном обществе, также выделены такие направления как: всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Несомненно в программе нет приоритетов в решении каких либо определенных направлений развития дошкольника, и физическое развитие стоит на одной ступени развития детей, также как и художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое.

Основными требованиями Программы в области здоровьесбережения являются охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие каждого ребенка [6, с.8]. Это имеет немаловажное

значение в формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и, безусловно, реализации здоровьесберегающего образования.

Раздел образовательной области «Физическое развитие» освещает следующие основные цели и задачи:

- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту [6, с.129].

Несомненно это является приоритетным направлением в области здоровьесбережения, внедрения в образовательный и воспитательный процессы здоровьесберегающих технологий и инновационных направлений направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, создания специфической образовательной среды [10].

Образовательная область «Физическое развитие» была обогащена нами программой физического воспитания «Старт» под редакцией Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной.

В основу данной программы заложено решение таких задач, как:

- выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни;

- сформировать у ребенка представления о здоровом образе жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта станет неотъемлемой частью последней [7, с.6].

Данная программа нас заинтересовала формами работы, которые в ней представлены, а именно физкультурные занятия - проводимые три раза в неделю, из них два раза на улице; спортивно-оздоровительная гимнастика - три раза в неделю; индивидуально-профилактическая работа - проводится в спортивном зале 2 раза в неделю; прогулки - ежедневно с гибким графиком для каждой возрастной группы; система закаливающих мероприятий с преобладанием воздушных ванн в любое время года. Так же программа подразумевает проведение спортивных мероприятий - один раз в квартал; работу с родителями и наглядную пропаганду по физическому воспитанию. В процессе которой происходит ознакомление родителей с достижениями детей [7].

Программа «Старт» включена в ООП МАДОУ как парциальная, она позволяет сочетать различные виды деятельности детей в различных режимных моментах посредством интеграции и комплексности.

Так же согласно ООП МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска (разработанная на основе комплексной программы под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), в разделе посвященному физкультурно-оздоровительной работе определены основные направления работы на 2017-2020 гг.:

Создание условий:

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- обеспечение благоприятного течения адаптации;

- выполнение санитарно-гигиенического режима.

Организационно-методическое и

педагогическое направление:

- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов;

- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

- составление планов оздоровления;

- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

Физкультурно-оздоровительное направление:

- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье.

Профилактическое направление:

- проведение обследований по скрининг -программе и выявление патологий;

- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний;

- предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики;

- противорецидивное лечение хронических заболеваний;

- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Работа в области физическо-оздоровительной деятельности в учреждении планомерна, систематична и отражена в нормативных актах, регулирующих деятельность всего коллектива [2;5]. Таким нормативным актом, например, является программа деятельности педаггического коллектива. На 2018-2019 учебный год с коллективом была запланирована работа по проведению консультаций по различной тематике: «Организация и проведение новогодних утренников»; «Оздоровительно-профилактические мероприятия в зимний

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Как видно из диаграмм на момент начала исследования процент детей, болеющих часто, довольно высок в обеих группах.

Наше дошкольное учреждение в течении трех лет реализовывало программу развития на 20152018 год «Город здорового детства». В основу программы заложено решение следующих задач:

- создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей и профилактики

период»; «Методические рекомендации по организации и проведению прогулки зимой. Выполнение режима прогулки»;

«Профилактические мероприятия в ДОУ по недопущению заболеваемости в осенне-зимний период»; «Соблюдение правил внутреннего распорядка. Охрана жизни, здоровья детей». К тому же в ДОУ проводятся Дни здоровья, согласно плану. Неоспоримо, что данные консультации проводятся во многих учреждениях дошкольного образования. Однако важен организационный момент проведения. Мы стараемся использовать различные

инновационные подходы и технологии в работе с коллективом, которые помогают более целенаправленно и эффективно решать поставленные задачи.

В рамках исследования нами была выделена эксперментальная группа (МАДОУ №36 Мальвина г. Южно-Сахалинска) 314 воспитанника и контрольная группа (детский сад также являющийся общеобразовательным учреждением) 289 воспитанников. На начало эксперимента в 2015 году группы были уравновешенны по покзателю физического здоровья воспитанников.

правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебно-воспитательной деятельности;

- создание условий, обеспечивающих качественное, доступное и здоровое питание обучающихся и воспитанников, сохранение и укрепление здоровья.

38%

Физическое здоровье воспитанников

36%

33%

29%

34%

30%

Экспериментальная группа Контрольная группа

Овысокий О средний □ низкий

Рисунок 1. - Физическое развитие воспитанников на начало эксперимента

Для решения задач физического развития, укрепления и сохранения здоровья, привития потребности у детей в здоровьесбережении и здоровом образе жизни мы создаем на базе учреждения такую развивающую среду, которая позволит детям знакомиться с разнообразными видами деятельности, различными видами спорта, определять то направление развития, которое позволяет самоопределению ребенка [1]. Это все возможно с применением индивидуальных образовательных маршрутов, пока на экспериментальной группе, но в ближайшей перспективе условия самореализации детей могут быть расширены. Образовательная среда учреждения достаточно разнообразна и отвечает современным запросам общества. В группах используются мобильные модули, трансформируемые в зависимости от интересов ребенка и событийной деятельности, разнообразное современное оборудование. Спортивный зал полностью укомплектован для занятий различными видами спорта или внедрения их элементов - от лапты до тенниса и флорбола. Спортивные площадки по последнему слову техники с профессиональным покрытием и разметкой для футбола, тенниса, баскетбола, волейбола, тренажерами, и спортивными комплексами. Игровые прогулочные площадки отличаются оснащением на каждой спортивным комплексом.

Все это позволяет задействовать все составляющие образовательного пространства и реализовывать идеи здоровьесбережения с учетом психофизических возможностей детей 2 - 7 лет [3].

На сегодняшний день нами разработана программа развития МАДОУ № 36 «Мальвина»

на период 2019-2022 г., в которую также включены направления по организации и развитию здоровьесберегающего пространства. К тому же в 2017 г. Распоряжением Министерства Образования Сахалинской области № 3.12-1518-р от 22.12.2017 г. Утверждена Региональная инновационная площадка «Внедрение индивидуальных образовательных маршрутов как средство укрепления и сохранения здоровья детей 3-7 лет «ЗдоровейКа». Целью данной программы является - повышение эффективности оздоровительной работы в ДОУ посредством внедрения индивидуального маршрута развития, с использованием здоровьесберегающих технологий, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные направления программы:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведя мониторинг здоровья воспитанников в контрольной и экспериментальной группах на конец нашего исследования, мы могли наглядно увидеть разницу в показателях физического здоровья воспитанников.

Физическое здоровье воспитанников

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

46%

39%

35%

19%

33%

28%

Экспериментальная группа Контрольная группа

Овысокий □ средний □ низкий

Рисунок 2. - Физическое развитие воспитанников на конец эксперимента

Как видно из диагарммы результатов исследования на конец эксперимента процент детей с высоким показателем здоровья значительно вырос, в то время как в конторльной группе данный показатель тоже вырос, однако не так существенно. К тому же количество воспитанников с низким показателем в контрольной группе уменьшился незначительно.

Исследователи в области здравооханения и образования отмечают рост количества детей с различными патологиями, имеющих

инвалидности или ограниченные возможности здоровья. Причины многообразны, и их выявление и решение - это отделное направление, которое требует большой аналитической работы. Нашей же задачей на данном этапе является найти решение для сохранения и укрепления здоровья. Таким решением может являться реализация региональной инновационной площадки «Внедрение индивидуальных образовательных маршрутов как средство укрепления и сохранения здоровья детей 3 - 7 лет «ЗдоровейКа». Площадка функционирует с 2018 года и уже за время своей деятельности показывает хорошие результаты совместной работы специалистов по внедрению индивидуальных образовательных маршрутов.

Расширение знаний и опыта у детей 3 - 7 лет в области здоровьесбережения и его укрепления позволяют нам через формирование внутренней потребности у детей в самосовершенствовании физического развития, осознания ценносных установок здорового образа жизни и самоопределения достич цели оздоровления и сохранения их здоровья на ранних этапах развития детского организма.

Выводы. Работа по Программам физического воспитания и оздоровления, реализуемым в дошкольном учреждении систематически усовершенствуется. Она основывается на принципах систематичности и

последовательности и приносит свои положительные результаты. Комплексный подход в работе педагогов, организация современной образовательной среды, создание определенных условий позволяют получать высокие результаты, что, безусловно, является ориентиром на дальнейшую реализацию концепции индивидуальных образовательных маршрутов в ходе деятельности региональной инновационной площадки. Воспитанники учреждения являются постоянными участниками различных соревнований муниципального и регионального уровней (спартакиады дошкольников, состязания в зимних видах спорта, олимпиады и прочее).

Образовательная деятельность

регламентируется утвержденными

нормативными актами, являющимися основами целеполагания и перспективами решения воспитательных, образовательных и

оздоровительных задач. Современные подходы в образовании дают возможность педагогам сбалансированно, с учетом интересов и потребностей детей реализовывать все виды деятельности детей в течение дня, в том числе и здоровьесберегающей направленности. Сюда включена работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков, создание условий у детей для формирования внутренней потребности детей в самосовершенствовании в области охраны и укрепления здоровья, физического развития. Вся деятельность корректируется в соответствии с результатами комплекса диагностик психолого-педагогического обследования детей по возрастам. На их основе планируется и осуществляется и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь.

Отдельно хотелось бы выделить ряд методических рекомендаций по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, которые будут полезны не только руководителям дошкольных учреждений, но также и педагогам:

- оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения. Рационализация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки;

- обеспечение полноценного сбалансированного питания детей в учреждении в соответствии с СанПин;

- модернизация системы физического развития;

- создание благоприятной психоэмоциональной комфортной атмосферы в образовательном учреждении для всех участников ОП;

- использование здоровьесберегающих технологий через интеграцию оздоровительных мероприятий в образовательный процесс;

- включение всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность через консультирование, ориентированного на укрепление здоровья детей. Ориентация родителей на здоровьесбережение, включение их в совместную деятельность как полноправных законодателей в воспитании своих детей;

- организация работы по укреплению здоровья педагогов;

- обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей. Проведение мониторинга здоровья.

Таким образом, практическая значимость нашей работы заключается в том, что она направлена на совершенствование

педагогической, психологической,

управленческой, организационной деятельности при решении вопросов организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении его упорядочение и возможность внедрения в образовательную деятельность без каких-либо всеобъемлющих изменений в структуре уже слаженной работы образовательной организации. Создание единого здоровьесберегающего пространства актуально в

нынешних условиях свободного выбора образовательных технологий, методик содержания образования дошкольных образовательных учреждений.

Содержание организационных аспектов и критериев оценки эффективности развития здоровьесберегающего образовательного

пространства, использованных в системе организации здоровьесберегающей среды на разных уровнях как методология мониторинга результативности здоровьесберегающей

деятельности позволила углубиться в особенности здоровьесбережения дошкольников.

Литература:

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию / М.М. Безруких // Человек и образование. -2012. - № 2(31). - С. 10-16.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

3. Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства. Взаимодействие пед. колледжа и дошкольных учреждений / Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 114-117.

4. Зотова И.В., Сучкова М.Н. Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении / И.В. Зотова, М.Н. Сучкова // European science. - 2019. -№ 1(43). - С. 56-60.

5. Иванова Л.А., Савельева О.В., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] / Л.А. Иванова, О.В. Савельева, Т.А. Звонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3(97). -С. 72-77.

6. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина // Валеология. -2004. - № 4. - C. 6-10.

7. Петрова Н.Б. Зайцева И.В. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников [Электронный ресурс] / Н.Б. Петрова И.В. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 46-50.

8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -Москва, 2014.

9. Программа физического воспитания «Старт»; под ред. Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320 с.

10. Сухарева А.Г., Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе / А.Г. Сухарева, Н.М. Цыренова. - М.: Современная гуманитарная академия, 2007. - С. 10-45.

References:

1. Bezrukikh M.M. Health-saving educational environment and factors preventing its creation / M.M. Bezrukikh // Man and Education. - 2012. - № 2(31). - S. 1016.

2. Veraksa N.E., Komarova T.S., Vasilyeva M.A. From birth to school. The main educational program of preschool education / N.Ye. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. - M.: MOSAIK-SINTEZ, 2010. - 304 p.

3. Voloshina L.N. Organization of health-preserving space. Cooperation of ped. college and pre-school institutions / L.N. Voloshin // Pre-school education. - 2004. - № 1. - P. 114-117.

4. Zotova I.V., Suchkova M.N. Forms, methods and means of methodological guidance of the teachers' work in a pre-school educational institution / I.V. Zotova, M.N.

Suchkova // European science. - 2G19. - № 1(43). - S. 56-6G.

5. Ivanova L.A., Savelyeva O.V., Zvonova T.A. One of the directions of health-preserving, health-improving and developing work in a pre-school institution [Electronic resource] I LA. Ivanova, O.V. Savelieva, T.A. Zvonova II Scientific Notes of the P.F. Lesgaft. - 2G13. - № 3(97). - S. Т2-ТТ.

6. Kazin E.M., Kasatkina N.E. Scientific-methodological and organizational approaches for the creation of the regional program "Education and Health" / E.M. Kazin, N.E. Kasatkina // Valeology. - 2GG4. - № 4. -P. 6-Ю.

Т. Petrova N.B. Zaitseva I.V. Features of the management of the activities of the teaching staff of a preschool educational institution for the preservation and

strengthening of the health of pupils [Electronic resource] / N.B. Petrova I.V. Zaitseva // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2015. - № 4. - P. 46-50.

8. Approximate general education program of preschool education "From birth to school"; ed. NOT. Veraksy, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. - Publishing house MOSAIC-SYNTHESIS. - Moscow, 2014.

9. The program of physical education "Start"; ed. L.V. Yakovleva, R.A. Yudina. - M.: VLADOS, 2003. - 320 p.

10. Sukhareva A.G., Tsyrenova N.M. Conceptual model of health-saving educational technology in a modern school / A.G. Sukhareva, N.M. Tsyrenova. - M.: Modern Humanitarian Academy, 2007. - S. 10-45.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Ванштейн Лидия Юрьевна (г. Южно-Сахалинск, Россия), заведующий МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска, Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.