УДК 371.7
Психолого-педагогический потенциал педагогов к реализации здоровьесберегающей работы в ДОУ
Readiness of pedagogical staff for implementation health-saving work in a pre-school educational institution
Ванштейн Л.Ю., ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», lidiya_vanshtein@mail. ru
Vanshtein L., Sakhalin state University, [email protected] DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.031
Ключевые слова: образовательная программа, педагогические кадры, здоровьесберегающие технологии, профессиональные компетенции, образовательный процесс.
Keywords: educational program, teaching staff, health-saving technologies, professional competence, educational process.
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы подготовки педагогических кадров для работы в области сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в условиях реализации программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определены психолого-педагогические компоненты подготовки будущих педагогов ДОУ к реализации здоровьесберегающих технологий, а также выделены аспекты, способствующие самооразвитию личности педагога в профессионалньой деятельности. В сравнении рассмотрены две образовательные программы - подготовка специалистов среднего профессионального образования по профилю «Дошкольное образование» и бакалавров по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования». Приводится анализ работы дошкольного учреждения по повышению квалификации педагогических кадров, в том числе направленных на саморазвитие педагогов в области психолого-педагогических наук.
Abstract. The issues of training teachers for work in the field of preserving and strengthening the health of preschool children in the context of the implementation of the preschool education program in preschool educational institutions are treated in the article. The psychological and pedagogical components of the preparation of future teachers of a pre-school educational institution for the implementation of health-saving technologies are determined, as well as the aspects contributing to the self-development of the personality of the teacher in professional activities are identified. In comparison, two educational programs are considered - training specialists in secondary vocational education in the profile of "Preschool education" and bachelors in the profile of "Psychology and pedagogy of preschool education". The analysis of the work of a pre-school institution to improve the qualifications of teachers, including those aimed at the self-development of teachers in the field of psychological and pedagogical sciences, is given.
Введение. Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении является одной из важнейших задач при реализации образовательного процесса. В связи с этим встает вопрос о готовности педагогических кадров к реализации здоровьесберегающих технологий в рамках учебно-воспитательного процесса.
В 2012 году был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который четко обозначил роль каждой образовательной организации, ее права и обязанности. Одной из таких обВязанностей всех
образовательных организаций является пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятиями физической культурой и спортом; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей
образовательную деятельность; профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение
санитарно-противоэпидемических и
профилактических мероприятий [10].
Современные здоровьесберегающие
технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [2].
Важно, чтобы реализуемые технологии формировали у дошкольников, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.
Наряду с изменениями в дошкольном образовании, изменения коснулись Федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего образования и среднего специального образования. Так, согласно новым образовательным стандартам по подготовке бакалавров в области педагогического образования, выпускники должны обладать рядом профессиональных компетенций, которые напрямую соотносятся с реализацией здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили ФГОС СПО + и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.03.02 «Психология и педагогика дошкольного образования» соответственно.
Поставленные задачи были решены на основе анализа нормативной и педагогической литературы, программ подготовки студентов высшего и среднего звена по указанным направлениям, нормативных актов в сфере дошкольного образования, педагогического наблюдения.
Результат. В основу своего исследования мы включили две образовательные программы, реализуемые ФГБОУ ВО Сахалинский государственный университет, в рамках высшего и среднего специального образования. Это программа подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» и программа подготовки специалистов среднего профессионального образования «Дошкольное образование».
В ходе изучения и анализа основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль подготовки: «Психология и педагогика дошкольного образования» выпускники должны обладать следующими компетенциями:
- способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
- способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12) [7].
Данные профессиональные компетенции формируются в рамках учебных дисциплин, изучаемых студентами. В ходе анализа учебного плана данного профиля мы смогли выявить четыре такие дисциплины:
- безопасность жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
- анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста;
- педагогические условия адаптации детей в ДОУ.
С учетом, того, что последняя дисциплина является предметом по выбору, т.е. данный курс могут посетить не все студенты, такое небольшое количество дисциплин в рамках которых происходит формирование компетенций отвечающих за умение реализовывать и организовывать здоровьесберегающую среду выглядит недостаточным.
Нами была проанализирована программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Как и в случае с программой подготовки бакалавров, результатом освоения программы подготовки специалистов среднего звена является овладение выпускником следующими общими и профессиональными компетенциями, среди которых мы выделили интересующие нас компетенции, связанные с реализацией здоровьесберегающей работы, например, осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10? [8].
Интересно было отметить, что в программе подготовки специалистов среднего
профессионального образования выделен целый блок профессиональных компетенций направленных на формирование
здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов, который называется «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие»:
- планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие (ПК 1.1.);
- проводить режимные моменты в соответствии с возрастом (ПК 1.2.);
- проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (ПК 1.3.);
- осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии (ПК 1.4.) [8].
Формирование интересующих нас компетенций происходит в результате изучения таких дисциплин, как:
- медико-биологические и социальные основы здоровья;
- теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.
В сравнении видно, что дисциплин, направленных на формирование отмеченных нами компетенций, немного. Однако количество часов на изучение данных дисциплин в несколько раз превосходит количество часов на изучение дисциплин у бакалавров, в первую очередь, это связанно с тем, что набор бакалавров производится исключительно на заочную форму обучения, а там, как известно, количество часов, отведенное на освоение профессии сравнительно меньше, чем на очной форме обучения.
Стоит отметить, тот факт, что все-таки при подготовке бакалавров под изучение здоровьесберегающих технологий выделена отдельная дисциплина, чего нет в подготовке педагогов в рамках среднего специального образования. В ходе анализа нормативной документации подготовки специалистов данных направлений мы также отметили, что при прохождении практики на производстве также происходит формирование отимеченных нами компетенций. Тем не менее, мы считаем, что количество дисциплин, отведенных на формирование здоровьесберегающих
компетенций будущих педагогов недостаточно при подготовке специалистов дошкольного образования, в частности воспитателей.
Однако мы бы хотели рассмотреть вопрос готовности уже имеющих опыт работы педагогов
реализовывать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности ДОУ. Так основываясь на наблюдениях, осуществляемых в ходе непосредственно-образовательной
деятельности в МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска, которое выступает базой нашего основного научного исследования, мы пришли к выводу о недостаточной квалификации педагогов при реализации здоровьесберегающего подхода.
Для дошкольных учреждений приоритетной является работа в соответствии с ФГОС ДО, который подчеркивает задачи образовательной области «Физическое развитие». В Стандарте прослеживается два направления
образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса ДОО и начальной школы: детей, педагогов и родителей [1].
Согласно ФГОС ДО, решение задач по здоровьесбержению должно быть интегрировано во все образовательные области, а также является одним из важнейших компонентов воспитательной работы педагога.
Согласно исследованиям Зотовой И.В., Сучковой М.Н., в каждом ДОУ повышение квалификации педагогов строится через самообразование и все формы методической работы [4].
Повышение компетентности педагогов возможно через реализацию таких форм работы, как: педагогический совет, семинар, практикум, тематические консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, стажировки, наставничество (если речь идет о молодых педагогах), направление на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
В нашем дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается «Программа деятельности педагогического коллектива» целью которой является планомерная работа по формированию образовательной среды, созданию условий для воспитанников учреждения по развитию культурно-личностных ориентиров, физического
развития, эмоционально-психического
благополучия и социализации детей дошкольного возраста в постоянно меняющихся условиях современного мира. Задачи программы ежегодно корректируются с учетом приоритетов работы учреждения.
В МАДОУ № 36 «Мальвина» г. Южно-Сахалинска, в рамках повышения профессиональной компетентности педагоги разрабатывают программу по самообразованию, в рамках которой целенаправленно изучают интересующие их вопросы и проблемы образовательной деятельности. В дальнейшем педагоги могут диссеминировать опыт реализации программы по саморазвитию на различных педагогических объединениях и тематических семинарах.
Заключение. Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем говорить о том, что будующие педагоги не готовы к организации здоровьесбереагющей работы и сталкиваются с проблемой нехватки знаний в этой области, когда они приходят непосредственно на производство.
Как вариант решения данной проблемы может выступить организация практико-ориентированных семинаров, посвященных проблеме реализации здоровьесберегающих технологий с привлечением опытных педагогов.
Так студенты смогут перенимать опыт непосредственно от тех, кто напрямую занимается организацией здоровьесберегающей среды. К тому же стоит дополнить учебные планы еще несколькими дисциплинами по здоровьесбережению или же вводить блоки по изучению данной проблемы в педагогические дисциплины.
Как показало наше исследование, не все педагоги работающие в сфере дошкольного образования, готовы применять
здоровьесберегающие технологии в своей работе. Как показывают исследования ученых в области психологии и педагогики, данную проблему может решить саморазвитие личности педагога в условиях постоянно изменяющейся
педагогической действительности. Саморазвитие личности педагога - это не только самообразование и самосовершенствование в области педагогической науки, но также и развитие психологических знаний о индивидуально-типологических особенностях детей дошкольного возраста. Данное положение является одним из важнейших в связи с интегарцией в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений
общеразвивающего вида, воспитанников с ОВЗ.
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева // Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства. Взаимодействие пед. колледжа и дошкольных учреждений / Л.Н. Волошина // (Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. -С. 114-117.
3. Жукова О.Г. Повышение квалификации педагогов ДОУ в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / О.Г. Жукова. - Режим доступа: htlps://cyberleninka.ru/article/v/povyshenie-kvalifikatsii-pedagogov-dou-v-usloviyah-fgos
4. Зотова И.В., Сучкова М.Н. Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении / И.В. Зотова, М.Н. Сучкова // European science. - 2019. -№ 1(43). - С. 56-60.
5. Петрова Н.Б., Зайцева И.В. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников / Н.Б. Петрова, И.В. Зайцева // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 46-50.
6. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания / В.Н. Скворцов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 157-161.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (утвержден Приказом МИНОБРНАУКИ России от 14.12.2015 г. № 1457).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МИНОБРНАУКИ России от 17.10.2013 № 1155).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (утвержден Приказом МИНОБРНАУКИ России от 27.10.2014 г. № 1351).
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. От 29.07.2017 г.).
References:
1. Veraksa N.E., Komarova T.S., VasiTeva M.A. Ot rozhdeniya do shkoly' / N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. VasiTeva // Osnovnaya obshheobrazovateFnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya. - M.: MOZAIKA-SINTEZ, 2010. - 304 p.
2. Voloshina L.N. Organizaciya zdorov'esberegayushhego prostranstva. Vzaimodejstvie ped. kolledzha i doshkol'ny'x uchrezhdenij / L.N. Voloshina // ?DoshkoFnoe vospitanie. - 2004. - № 1. - P. 114-117.
3. Zhukova O.G. Povy'shenie kvalifikacii pedagogov DOU v usloviyax FGOS [E'lektronny'j resurs] / O.G. Zhukova. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/povyshenie-kvalifikatsii-pedagogov-dou-v-usloviyah-fgos
4. Zotova I.V., Suchkova M.N. Formy', metody' i sredstva metodicheskogo rukovodstva rabotoj pedagogov v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii / I.V. Zotova, M.N. Suchkova // European science. - 2019. - № 1(43). - P. 56-60.
5. Petrova N.B., Zajceva I.V. Osobennosti upravleniya deyatel'nost'yu pedagogicheskogo kollektiva doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya po soxraneniyu i ukrepleniyu zdorov'ya vospitannikov / N.B.
Petrova, I.V. Zajceva // Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal «Koncept». - 2015. - № 4. - Р. 46-50.
6. Skvorczov V.N. Neprery'vnoe obrazovanie kak osnova sovremennogo nauchnogo znaniya / V.N. Skvorczov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2017. - № 2. - Р. 157161.
7. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psixologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) (utverzhden Prikazom MINOBRNAUKI Rossii ot 14.12.2015 g. № 1457).
8. FederaTnyj gosudarstvennyj obrazovateFnyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (Prikaz MINOBRNAUKI Rossii ot 17.10.2013 № 1155).
9. FederaTnyj gosudarstvennyj obrazovateFnyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.01 Doshkol'noe obrazovanie (utverzhden Prikazom MINOBRNAUKI Rossii ot 27.10.2014 g. № 1351).
10. FederaTnyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. Ot 29.07.2017 g.).
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования