Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕЛИ / МИССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понасенко О.А., Батарчук Д.С.

В статье актуализируется проблема организационной культуры. Уточняется сущность и основные составляющие организационной культуры. Приводятся результаты теоретического анализа взаимосвязи организационной культуры и успешности управленческой деятельности. Статья раскрывает необходимость управления организационной культурой в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING CULTURE AS AN ADMINISTRATIVE PROBLEM

The problem of the organizing culture is actulized in the article. The main point and principal component parts of the organizing culture are determined. The results of theoretical analysis of the intercommunication of the organizing culture and successfulness of administrative activity are, adduced. The article exposes the necessity of the necessity of the management of the organizing culture in an organization.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 005.95/.96

Понасенко О.А. студент 4 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация: В статье актуализируется проблема организационной культуры. Уточняется сущность и основные составляющие организационной культуры. Приводятся результаты теоретического анализа взаимосвязи организационной культуры и успешности управленческой деятельности. Статья раскрывает необходимость управления организационной культурой в организации.

Ключевые слова: организационная культура, организация, управление, ценности, цели, миссия, стратегия, персонал.

Ponasenko O.A.

4th year student, Department of Management, State and

Municipal Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk ORGANIZING CULTURE AS AN ADMINISTRATIVE PROBLEM

Annotation: The problem of the organizing culture is actulized in the article. The main point and principal component parts of the organizing culture are determined. The results of theoretical analysis of the intercommunication of the organizing culture and successfulness of administrative activity are, adduced. The article exposes the necessity of the necessity of the management of the organizing culture in an organization.

Key words: organizing culture, organization, management, values, purposes, mission, strategy, staff.

В условиях современного развития общества, организационная культура становится особо важной управленческой проблемой. Значимость обретают различные подходы и методы исследования, формирования организационной культуры. Организационная культура является одним из факторов, отличающим одну организацию от другой.

Термин «организационная культура» включает в себя довольно широкое понятие - «культура». Как отмечается в работах В.А. Васильчука, в 90-х годах ХХ века исследователями был сделан вывод о том, что «культура - не только главная производительная сила, несопоставимо более мощная, чем капитал или наука, но и главный фактор накопления» [1]. Обращаясь к

новейшему философскому словарю, мы обнаружили следующие характеристики понятия «культура» - «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях» [2].

По утверждению Э.А. Орловой, «для познания культуры необходимо исследовать человека внутри современных хозяйственных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте рассматривать его представления о собственных потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности» [3].

Если рассматривать организацию в качестве носителя определённой культуры, необходимо учесть особенности этой организации. Для этого важно определить составляющие элементы, которые позволят найти соотношение между организационной культурой и деятельностью организации.

Организационная культура определенно должна иметь возможность рассматриваться как инструмент, способствующий повышению эффективности управления персоналом организации и достижению конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

Организационная культура любой организации имеет свойство быть уникальной. В каждой организации имеется собственная система установок и ценностей, присущая только ей, независимо от того, каким образом она формируется, целенаправленно, посредством управленческих действий или стихийным образом.

Следовательно, развитие феномена культуры тесно связывает проблему развития человека, духовный мир человека и творчество, а значит, можно сказать, что между организационной культурой и человеком есть определенное соотношение, то есть причастность, которая равнозначно необходима как человеку для его существования, так и организационной культуре.

Э.Х. Шейн определяет организационную культуру как «...совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграции, и разработанных достаточно хорошо для того, чтобы считаться ценными. Следовательно, новых членов коллектива следует обучать этим правилам, как единственно правильному способу постигать что-либо, думать и чувствовать в ситуациях, связанных с решением подобных проблем» [4].

Итак, организационная культура является сложным образованием и выступает в качестве объекта управления.

Управление организационной культурой предполагает ее создание, поддержание и изменение, если это необходимо. Рассматривая

организационную культуру как управленческую проблему, необходимо учесть не только особенности организации, но и особенности персонала этой организации.

Создание организационной культуры состоит в осуществлении определенных действий, которые направлены на принятие установленных норм, организационных ценностей и правил, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей. Это предполагает осуществление следующих действий: описание организационных целей; определение ценностей организации; разработку символики организации; установку норм поведения; разработку кадровой стратегии.

Вопросы поддержания состояния организационной культуры становятся значимыми в случае их соотнесения с избранной миссией, политикой и стратегией организации.

Управление организационной культурой ориентировано на курс поставленных организацией целей, следование миссии и стратегии развития организации с учетом современных требований общества и инноваций.

Миссия содержит основное назначение организации, ее социальную установку и обеспечивает собой комплект основных концептуальных требований. Под целями организации понимаются возможные показатели ее функционирования. Стратегия предполагает собой план работы, определяющий главные направления в достижении установленных целей и требуемые для этого ресурсы.

После создания стратегии следует уделять внимание процессу формирования организационной культуры, гарантирующему создание основных культурных ценностей организации. Ценности, группируя стержень организационной культуры, поддерживают трудовое поведение персонала. Сознательному пониманию организационных ценностей персоналом гарантирует разработка этических правил, принципов, стандартов поведения.

Важным шагом на этапе формирования организационной культуры является фиксация ценностей на внутреннем уровне, что гарантирует привитие сотрудникам требуемых образцов поведения. Для достижения необходимой цели требуется разработка и проведение соответствующих организационных мероприятий, направленных на создание и внедрение в организационную среду ритуалов, традиций и фирменной символики. Только через систематическую целенаправленную деятельность происходит преобразование организационных ориентиров [5].

Таким образом, управление организационной культурой - особенный и довольно сложный процесс, подразумевающий всесторонний и глубокий анализ организации, учет разнообразных факторов организационной культуры, изучение ее отдельных механизмов. Эффективное применение потенциала персонала при сильной организационной культуре способствует достижению такой важной управленческой цели как успешное организационное развитие в долгосрочной перспективе.

Использованные источники:

1. Клименко А.А. Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия // Молодой ученый. - 2010. - № 11. - Т.2. - С. 173-179. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/22/2267/ (дата обращения: 14.12.2017).

2. Степин В.С. Культура // Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Мн. - 2013. - 527 с.

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М. -1994. - 480 с.

4. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. - СПб.: Питер. - 2002. - 336 с.

5. Организационное поведение: учебное пособие / В.В. Бондаренко, С.М. Васин, А.В. Седлецкий. - М,: КНОРУС. - 2016. - 288 с.

УДК 65.014

Романова В.А. студент 3 курса

факультет Корпоративной Экономики и Предпринимательства

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА Аннотация: В статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на организационную структуру управления, а также особенности организационных структур управления рекламных агентств. Кроме того, представлена краткая характеристика рынка рекламных услуг города Новосибирска.

Ключевые слова: организационная структура управления, рекламные агентства, особенности рекламных агентств, творческая группа.

Romanova V.A.

3rd year student Faculty of Corporate Economics and Entrepreneurship Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk

Annotation: The article considers factors that influence the organizational structure of management, as well as the specifics of organizational structures of management of advertising agencies. In addition, a brief description of the market of advertising services of the city of Novosibirsk is presented.

Keywords: organizational management structure, advertising agencies, advertising agency features, creative group.

На выбор типа и вида организационной структуры управления оказывают влияния такие факторы, как внешняя и внутренняя среда организации, и выбранная ею стратегия. Также, по мнению Шеметова П. В.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.