Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Корпоративная культура» и «Организационная культура»'

Соотношение понятий «Корпоративная культура» и «Организационная культура» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2128
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / организационная культура / управление / конкурентоспособность / ценности. / corporate culture / organizational culture / management / competitiveness / values.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е Ю. Душарина

Корпоративная культура играет одну из основополагающих ролей в управлении предприятием и может влиять на успех организации гораздо больше, чем другие факторы. Грамотно построенная корпоративная культура – это сплоченный коллектив, дисциплина, мотивация сотрудников, эффективность производства и конкурентоспособность предприятия. В статье анализируются понятия «корпоративная культура» и «организационная культура» зарубежных и отечественных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS OF “CORPORATE CULTURE” AND “ORGANIZATIONAL CULTURE”

Corporate culture plays one of the fundamental roles in enterprise management and can influence the success of an organization much more than other factors. A well-built corporate culture is a close-knit team, discipline, employee motivation, production efficiency and enterprise competitiveness. The article analyzes the concepts of “corporate culture” and “organizational culture” of foreign and domestic authors.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Корпоративная культура» и «Организационная культура»»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» И «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

Е.Ю. Душарина, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11163

Аннотация. Корпоративная культура играет одну из основополагающих ролей в управлении предприятием и может влиять на успех организации гораздо больше, чем другие факторы. Грамотно построенная корпоративная культура - это сплоченный коллектив, дисциплина, мотивация сотрудников, эффективность производства и конкурентоспособность предприятия. В статье анализируются понятия «корпоративная культура» и «организационная культура» зарубежных и отечественных авторов.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, управление, конкурентоспособность, ценности.

В пределах рыночной экономики конкуренция между организациями становится всё сильнее. Ситуация еще больше усугубляется нехваткой персонала. Подбор и удержание сотрудников становятся серьезной задачей. Одним из инструментов конкурентоспособности предприятия на рынке является корпоративная культура.

Осознание роли корпоративной культуры в компании гарантирует руководителю преимущества перед другими участниками рынка. О.В. Устинова, как ученый, занимающийся организационными проблемами, подчеркивает большое влияние корпоративной культуры на рост производственных показателей предприятия [1, с. 75].

На сегодняшний день в литературе встречается достаточно большое количество трактовок понятий «корпоративная культура» и «организационная культура». Но уместно ли отождествлять данные понятия?

Авторы интерпретируют данные определения следующим образом:

По мнению В.А. Спивака, под термином «корпоративная культура» понимается идентификация персонала с предприятием. Корпоративная культура - это сочетание материальных и духовных ценностей, свойственных данной организации, демонстрирующих ее отличие и особенности, это понимание себя и других, которое проявляется в поведении, взаимодействии, оценке себя и внешнего мира [2, с. 27].

Э. Шейн предполагает, что организационная культура - это внешняя адаптация и объединение сотрудников внутри предприятия [3, с. 31].

По мнению А.А. Аверьяновой корпоративная культура описывает систему ценностей, на которую ориентируются сотрудники предприятия. Корпоративная культура - это совокупность правил, принимаемых сотрудниками предприятия, которые выражаются в требуемых компанией ценностях, координирующие нормы поведения людей [4, с. 345-347].

Т.Ю. Базаров под «организационной культурой» понимает полное представление о целях, ценностях и ориентирах поведения, характерных предприятию. Корпоративная культура - сочетание правил, которые бездоказательно признают все сотрудники предприятия и задают единые стандарты поведения [5, с. 93].

А.Э. Капитонов и Э.А. Капитонов противопоставляют характеристики данных терминов. Исходя из концепции авторов, организационная культура - это качественные характеристики (порядок управления, освоение экономических ресурсов и т.д.), а корпоративная культура - это правила внутри компании (традиции, нормы) [6, с. 22].

Н.Н. Могутнова классифицирует данные представления следующим образом [7, с. 130-136]:

1. Корпоративная и организационная культуры - автономные феномены, которые имеют общие составляющие.

По мнению А.А. Максименко и Т.О. Соломандиной, фундамент различия корпоративной и организационной культур - размер предприятия. «Для малой и средней группы более уместным будет понятие организационной культуры» [8, с. 18].

2. Корпоративная культура - это ценности и ориентиры в широком смысле, которые характеризуют социальную значимость и ответственность сотрудников.

А.К. Богданова в своей работе поддерживает данную точку зрения и цитирует

A.И. Пригожина: «Грамотно определив функции, мотивацию, вовлечение сотрудников в процесс выполнения общих целей... можно усовершенствовать организационную культуру до уровня корпоративной, когда интересы и активность сотрудников в полной мере нацелены на выполнение главной задачи предприятия» [9].

3. Трактовки «корпоративная культура» и «организационная культура» идентичны друг другу.

На наш взгляд, с одной стороны, данные представления можно отождествлять, поскольку оба термина подразумевают одинаковые составляющие: цели, ценности, нормы, убеждения, конкурентоспособность и т.д. К тому же, этот подход поддерживают российские ученые: О.С. Виханский, Е.А. Гриднева,

B.А. Спивак [10, с. 72]. Проанализировав данные понятия, стоит отметить, что зару-

бежные ученые, в отличие от некоторых своих отечественных коллег, вовсе не разделяют значения терминов «корпоративная культура» и «организационная культура».

Но, с другой стороны, хотелось бы привлечь внимание ко второму пункту в классификации Н.Н. Могутновой. Мы считаем неоспоримым факт того, что организационная культура - это составляющая корпоративной культуры, поскольку термин «корпоративная культура» однозначно масштабнее, чем понятие «организационная культура». В качестве примера разберем ценности организации. В «корпоративном» смысле - это глубокие и основополагающие ценности, а более узкие и мелкие, в свою очередь, можно отнести к организационным ценностям.

Стоит отметить, разделение по размеру организации и виду бизнеса не объективны, поскольку в крупном предприятии тоже может быть неформальная внутренняя структура, а в небольшой компании отношения могут носить официальный характер. К тому же, несмотря на различающиеся определения авторов, все трактовки имеют общий смысл.

Подводя итог, мы предлагаем интерпретировать «корпоративную культуру» как социальную и духовную жизнь коллектива, состоящую из убеждений, ценностей и установок, в которых участвуют все сотрудники предприятия. Корпоративная культура способствует выполнению поставленных задач и осуществлению запланированных действий в будущем.

Библиографический список

1. Устинова О.В. Роль корпоративной культуры в деятельности организации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №9 (364). - С. 75-78. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/rol-korporativnoy-kultury-v-deyatelnosti-organizatsii.

2. Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2001. -345 с.

3. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В.А. Спива-ка. СПб: Питер, 2002. - 336 с.

4. Аверьянова А.А. Корпоративная культура и ее особенности в России // Молодой ученый. - 2016. - №29 (133). - С. 345-347. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37176/.

5. Базаров Т.Ю., Еременко Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 620 с.

6. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 352 с.

7. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // ЭСМ. - 2005. - №4. -С. 130-136. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/18747970.html.

8. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: учеб. пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 168 с.

9. Богданова А.К. К определению культуры предпринимательства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - №10 (12). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2011/ekon42.html.

10. Гриднева Е.А. Корпоративная культура как практика коммуникативного менеджмента // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2014. - №4. - С. 71-77. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberl eninka.ru/arti cle/n/korporativnaya-kultura-kak-praktika-kommunikativnogo-menedzhmenta.

RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS OF "CORPORATE CULTURE" AND

"ORGANIZATIONAL CULTURE"

E.U. Dusharina, Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Corporate culture plays one of the fundamental roles in enterprise management and can influence the success of an organization much more than other factors. A well-built corporate culture is a close-knit team, discipline, employee motivation, production efficiency and enterprise competitiveness. The article analyzes the concepts of "corporate culture" and "organizational culture" offoreign and domestic authors.

Keywords: corporate culture, organizational culture, management, competitiveness, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.