Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ'

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATIONAL CULTURE / STAFF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобылева Н.И., Батарчук Д.С.

В статье рассматривается проблема организационной культуры в контексте современных научных подходов. Приводятся сущностные характеристики и основные составляющие организационной культуры. Актуализируется роль организационной культуры в учреждении. Рассматривается необходимость управления организационной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN HUMAN RESOURCES

The problem of organizational culture in the context of modern scientific approaches deals with in the article. The essential characteristics and the main components of organizational culture are given. The role of organizational culture in the institution is actualized. The necessity of organizational culture management is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»

ориентацией на изменяющиеся социально-экономические процессы современности.

Использованные источники:

1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2015. - 320 с.

2. Павловская Т.А. Структура качественных характеристик трудового потенциала // Известия Иркутской государственной экономической академии.

- 2013. - № 3. - 6 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2018.

- 695 с.

4. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда (социально-трудовые отношения). - М.: Экзамен, 2006. - 736 с.

5. Никулина Е.Н., Батарчук Д.С. Оценка кадрового потенциала как современная управленческая проблема // Экономика и социум. - 2018. - № 6 (49). - С. 1700-1703.

УДК 005.95/.96

Бобылева Н.И. студент 4 курса

кафедра государственного, муниципального управления

и управления персоналом Батарчук Д.С., к.п.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ

ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация: В статье рассматривается проблема организационной культуры в контексте современных научных подходов. Приводятся сущностные характеристики и основные составляющие организационной культуры. Актуализируется роль организационной культуры в учреждении. Рассматривается необходимость управления организационной культурой. Ключевые слова: организационная культура, персонал организация.

Bobyleva N.I., 4th year student

Department of State, Municipal Management and Personnel Management

Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences

Associate Professor The Bryansk Branch of RANEPA Russia, Bryansk

THE ROLE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN HUMAN

RESOURCES

Annotation: The problem of organizational culture in the context of modern scientific approaches deals with in the article. The essential characteristics and the main components of organizational culture are given. The role of organizational

culture in the institution is actualized. The necessity of organizational culture management is considered.

Key words: organizational culture, staff organization.

В современных условиях функционирования различных учреждений значимое место занимает организационная культура. Необходимость в исследовании организационной культуры обусловлена ролью ее составляющих, непосредственно оказывающих влияние на систему управления персоналом в целом.

Организационная культура на современном этапе развития общества играет ключевую роль в создании специфической для каждого учреждения атмосферы, организационно-управленческих правил, принципов, норм, традиций, на которых строится весь жизненный цикл учреждения.

Являясь одной из важных управленческих проблем, организационная культура выступает регулятором процессов происходящих в учреждении. В управленческой практике важно учитывать взаимосвязи, которые возникают в процессе профессиональной деятельности и проявляются в результате взаимодействия персонала и организационной среды учреждения.

Организационная культура выступает в качестве инструмента, который способствует повышению результативности профессиональной деятельности персонала. Управленческий инструмент заключается, прежде всего, в том, что через составляющие организационной культуры, установки, традиции, ценности, нормы, правила регулируются организационные отношения, формируется организационное поведение, лояльность, понимание организационных связей, возникающих в профессиональных коммуникациях [1]-

Значимость организационной культуры как управленческой проблемы также обусловлено возрастающим интересом и повышенным вниманием научной общественности, а также практиков к изучению механизмов реализации потенциала организационной культуры для успешного управленческого взаимодействия и минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние на результативность функционирования учреждения в целом. В многочисленных публикациях авторов актуализируются научные подходы к управлению организационной культурой с учетом современных условий развития.

Исследователи в своих работах уточняют сущность понятия «организационная культура» (Т.М. Баландина, А.М. Бекарев, Д.М. Гвишиани, И.В. Грошев, П.В. Емельянов, Т.Ф. Ефремова, А.А. Корсакова, Н.И. Шаталова, В.М. Юрьев и др.). Ряд трудов ученых посвящен структурным характеристикам организационной культуры (Е.А. Замедлина, В.М. Маслова, А.Ю. Мешков, О.В. Полянская, К.М. Ушаков и др.). В работах исследователей уделяется внимание проблемам управления организационной культурой (В.Р. Веснин, Е.Г. Грудистова, В.Д. Козлов, В.И. Маслов, О.К. Слинкова, О.Г. Тихомирова и др.).

Учитывая широкую изученность проблемы организационной культуры в научных трудах, все же остаются актуальными вопросы, связанные со спецификой организационной культуры в конкретных учреждениях, обостряется потребность в поиске эффективных путей формирования, развития, поддержания и совершенствования организационной культуры в учреждении.

Вопросы организационной культуры приобретают сегодня особую значимость, так как она не только является отличительной особенностью учреждения, но и оказывает непосредственное влияние на успешность функционирования организации, на перспективу.

По мнению Э. Брауна, организационная культура представлена определенным набором убеждений, организационных ценностей, а также способов решения организационных проблем усвоенных ранее, сформировавшихся за период функционирования организации и проявляющихся в различных поведенческих формах [2].

Согласно Э.Х. Шейну, организационная культура представляет собой совокупность норм поведения в организации, ритуалов, верований, ценностных ориентаций, принимаемых и разделяемых всеми членами организации [3].

В контексте нашего исследования организационную культуру мы будем понимать как систему доминирующих моральных норм и ценностей, принятых образцов поведения, «укоренившихся» ритуалов, традиций, разделяемых членами организации и способных воспроизводиться в данной организации посредством трансляции формальными и неформальными лидерами.

Организационная культура представлена в качестве одного из основных инструментов управления персоналом. Организационная культура рассматривается также в качестве явления, которым необходимо управлять.

В настоящее время организационная культура учреждения является одним из важнейших факторов организационного развития, поэтому возникает необходимость управления ею. Данный факт подтверждается большинством исследователей.

Целью управленческого воздействия на организационную культуру являются действия направленные на ее формирование и развитие в направлении организационного роста.

Управление организационной культурой мы рассматриваем в качестве самостоятельной функции кадрового менеджмента, данный факт связан с пониманием преимуществ развития организационной культуры. В связи с этим управление организационной культурой необходимо осуществлять параллельно с общими функциями управления: планированием, организацией, мотивацией и контролем.

Далее обратимся к исследованиям Е.Г. Грудистовой, посвященным основным функциям управления организационной культурой учреждения (планирование формирования и развития организационной культуры,

организация деятельности по формированию и развитию, контроль процесса формирования и развития организационной культуры, мотивация персонала к принятию организационных ценностей) [4].

В процессе планирования организационной культуры происходит формулировка управленческих целей, направленных на повышение уровня ее развития, создание организационной культуры, благоприятствующей личному и профессиональному росту, отвечающей условиям функционирования учреждения.

Таким образом, управление организационной культурой является сложным процессом, требующим всестороннего и детального анализа составляющих. Важно учитывать факторы, оказывающие влияние на организационную культуру. При этом важной целью процесса управления является прогрессивное развитие организации.

Использованные источники:

1. Понасенко О.А., Батарчук Д.С. Организационная культура как управленческая проблема // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 1600-1603.

2. Борисенок А.Л. Понятие организационной культуры как аналог корпоративной культуры // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2006. - № 24. - С. 127-133.

3. Шаталова Н.И. Управление персоналом. - Екатеринбург: УрГУПС, 2016. -211 с.

4. Грудистова, Е.Г. К вопросу об управлении организационной культурой // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - №2. - С.113-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.