УДК 005.95/.96
Фетисова В.А. студент 4 курса кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом БатарчукД.С., к.пед.н.
доцент
Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье актуализируется необходимость развития коммуникативной культуры персонала организации. Рассмотрены некоторые возможности развития коммуникативной культуры персонала в организационных и внеорганизационных условиях. Показана роль развития коммуникативной культуры в успешном функционировании организации.
Ключевые слова: развитие, персонал, коммуникативная культура, управление, организация.
Fetisova V.A., 4 th year student, Department of State, Municipal
Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF THE PERSONNEL OF THE ORGANIZATION
Annotation: The need for the development of communicative culture of the personnel of the organization actualizes in the article. Considered some features of development of communicative culture of the staff in organizational and unorganization conditions. The role of development of communicative culture in successful functioning of the organization is shown.
Key words: development, personnel, communicative culture, management, organization.
Одним из важных условий эффективного функционирования организации является высокий уровень развития коммуникативной культуры персонала. В настоящее время возрастает необходимость создания организационно-управленческих условий, направленных на успешное развитие коммуникативной культуры персонала. Сегодня, потребность в персонале с высоким уровнем коммуникативной культуры является одной из важных управленческих задач.
Процесс развития коммуникативной культуры нельзя отрывать от общего развития личности. Способы и методы развития коммуникативной культуры неотъемлемая часть человеческой культуры. Человек приобретает коммуникативный опыт не только при непосредственном взаимодействии с
другими людьми, но так же из литературы, телевидения, других каналов информации. Эффективность развития коммуникативной культуры персонала зависит от правильно подобранных методов, поставленных целей.
Проблема развития коммуникативной культуры привлекает многих исследователей. В контексте развития, исследователями (М.А. Королева, Е.В. Клюев, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, И.А. Мальханова, Г.П. Медведева, С.М. Менькина, А.П. Панфилова, О.В. Согачева и др.) делается акцент на таких составляющих коммуникативной культуры как деловые и личностные качества персонала, успешность речевого взаимодействия, психологическая грамотность и др.
Внедрение модели развития коммуникативной культуры происходит по классической схеме управления изменениями. Важно на данном этапе мотивировать персонал к развитию коммуникативной культуры, убеждать персонал, что коммуникативная культура позволяет эффективно выполнять трудовые функции и способствует развитию в организации [1].
На коммуникативную культуру персонала оказывают влияние различные факторы - это и стиль его общения, и тактичность, и умение слушать, и многие другие. Воздействие партнеров друг на друга, включает в себя элементы коммуникаций и простое человеческое общение. В ходе общения меняется как информация, так и сами участники взаимодействующие друг с другом - их образ мыслей, актуальное состояние, представление о себе и мире вокруг.
В целях развития коммуникативной культуры персонала организации М.Ю. Коноваленко предлагает использовать обучение [2].
Концептуальные положения научных трудов О.Ю. Голуб, Е.П. Гутника, М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко, А.Р. Хутакова, А.С. Чамкина позволяют рассмотреть формы обучения в целях повышения коммуникативной культуры персонала организации.
Первая форма обучения - внутреннее обучение или обучение персонала силами организации. Данный формат является весьма эффективным, поскольку человек, курирующий работу подразделения знаком с внутренней политикой, глубоко понимает специфику, как самих сотрудников так и «типичных» клиентов организации.
Предполагаемые результаты «внутреннего» обучения: постоянное усовершенствование через работу над ошибками и успехом; закрепление на практике новых знаний и навыков; поддержание на нужном уровне коммуникативной культуры персонала.
Посещение «открытых» тренингов. Данная форма обучения рекомендована в случаях, когда у организации для обучения по интересующей теме небольшое количество сотрудников. Слабой стороной открытых тренингов можно назвать стандартность программы обучения, она «одна для всех», скорее учитывает общие тенденции, нежели задачи одной конкретной организации. Плюсы данной формы обучения состоят в возможности сравнить себя, свои знания и подготовку с коллегами из других
организаций, обменяться опытом.
Предполагаемые результаты «открытых» тренингов: получение знаний, формирование навыков; обмен опытом с коллегами из других организаций, возникновение идей; выход на новые уровни понимания и решения актуальных проблем в организации; повышение внутренней мотивации [3].
Следующая форма обучения - корпоративное обучение с привлечением внешнего тренера. Проводится для отдельно взятой организации и учитывает конкретную актуальную проблематику работы и эффективности персонала. Слабая сторона такой формы обучения -невозможность сравнить себя с сотрудниками других организаций. Преимущества - возможность провести «прицельную» пред-тренинговую диагностику, и пост-тренинговое сопровождение, обеспечить индивидуальный подход в обучении, четко выявить и проработать «слабые места» в коммуникациях, достичь дополнительного командообразующего эффекта.
Предполагаемые результаты корпоративного обучения: получение новых знаний, формирование новых навыков; диагностика имеющихся ошибок, их анализ и выработка алгоритмов решения; снижение сопротивления изменениям; повышение мотивации в коллективе.
Однозначный ответ на вопрос, какой формат обучения лучше, дать невозможно, поскольку подход к обучению персонала в каждой организации зависит от многих факторов: количества сотрудников, уровня их коммуникативной культуры, направления работы организации, специфики партнеров, количества и качества конфликтов, которые возникают в процессе взаимодействия персонала [4,5].
Групповой тренинг, хотя и является весьма эффективным, но далеко не единственным средством, оказывающим положительное влияние на развитие коммуникативной культуры. Персонал овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивает культуру общения, наблюдает за поведением других коллег. Решая вопросы развития коммуникативной культуры персонала, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств и методов.
Таким образом, основное направление в развитии коммуникативной культуры персонала, является его непрерывное обучение, как внутреннее, с использованием работы над ошибками и закрепление результата, так и внешнее, открытое обучение с использованием тренингов и других активных методов обучения. В управлении персоналом перспективной и одной из важнейших задач остается создание необходимых организационно -управленческих условий для развития коммуникативной культуры персонала, создающей богатый «человеческий ресурс» организации.
Использованные источники: 1. Долганова О. Ф. Коммуникативная компетентность руководителя. Психология и социология // 2016. - С. 56 - 58.
2. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2015. - С.114 - 117.
3. Вторина Е.В. Обучение персонала // Дополнительное профессиональное образование. - 2014. - №2 (48). - С.7 - 11.
4. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Роль коммуникативной компетентности персонала организации // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). - С. 15271530.
5. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Сущностные и функциональные характеристики развития коммуникативной компетентности персонала // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). С. - 1531-1534.
УДК. 658
Хачукаев Ю.А. студент магистратуры 2 курса направление 38.03.01 «Экономика» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова
Россия, г. Грозный
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация: Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент прочее. В статье рассмотрены особенности процесса управления на предприятии, основные подходы управления предприятием. Представлено описание основных понятий процессного управления.
Ключевые слова: управление предприятием, менеджмент, планирование, функции управления, управление финансами, процессы управления.
Khachukaev Yu.A. Master student 2 course, direction 03/03/01 "Economics" Grozny State Oil Technical University. Acad. Millionshchikova M.D.
Russia, Grozny
FEATURES OF THE MANAGEMENT PROCESS AT THE
ENTERPRISE
Annotation: Enterprise management, as a rule, consists of a number of functional subsystems, which include: strategic and operational management; planning; personnel management; production management; marketing management; financial management other. The article describes the features of the management process in the enterprise, the main approaches to enterprise management. A description of the basic concepts ofprocess management.