Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРСОНАЛА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРСОНАЛА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / CULTURE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE / PERSONNEL / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова В.А., Батарчук Д.С.

В статье представлена сущность коммуникативной культуры персонала организации. Рассмотрены теоретические основания исследователей по изучению коммуникативной культуры как управленческой проблемы. Актуализируется роль коммуникативных навыков, умений и знаний как составляющих коммуникативной культуры персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STAFF AS A MANAGEMENT PROBLEM

The essence of the communicative culture of the staff of the organization presents in the article. The theoretical bases of researchers on the study of communicative culture as a management problem are considered. The role of communicative skills, abilities and knowledge as components of communicative culture of the personnel of the organization is actualized.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРСОНАЛА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

собственного наследия [4].

Использованные источники:

1. «Технология уничтожения. Окно Овертона.» Николай Стариков. Электронный ресурс: nstarikov.ru;

2. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик.- СПб.: СКИФИЯ, 2008

3. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. - Минск: Харвест, 2010.

УДК 005.95/.96

Фетисова В.А. студент 4 курса

кафедра государственного, муниципального управления и

управления персоналом БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРСОНАЛА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: В статье представлена сущность коммуникативной культуры персонала организации. Рассмотрены теоретические основания исследователей по изучению коммуникативной культуры как управленческой проблемы. Актуализируется роль коммуникативных навыков, умений и знаний как составляющих коммуникативной культуры персонала организации.

Ключевые слова: культура, коммуникация, коммуникативная культура, персонал, управление.

Fetisova V.A., 4 th year student, Department of State, Municipal

Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STAFF AS A MANAGEMENT PROBLEM Annotation: The essence of the communicative culture of the staff of the organization presents in the article. The theoretical bases of researchers on the study of communicative culture as a management problem are considered. The role of communicative skills, abilities and knowledge as components of communicative culture of the personnel of the organization is actualized.

Key words: culture, communication, communicative culture, personnel, management.

В современной действительности умение профессионально общаться становится все более ценным навыком персонала, поскольку специалисты с развитой коммуникативной культурой успешно продают товары, ведут переговоры, выступают перед большой аудиторией. Коммуникативная культура способствует успешности профессионального взаимодействия с коллегами, окружающими людьми, руководством.

Существующая в настоящее время политическая, социально -экономическая ситуация требует от персонала быстрой реакции на происходящие изменения и способности к гибкой адаптации в профессиональной сфере деятельности. Залогом эффективной деятельности персонала организации является высокий уровень развития коммуникативной культуры. К коммуникативной культуре относятся личностные свойства, позволяющие сотруднику успешно решать коммуникативные задачи, устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными категориями людей, внимательно слушать, доходчиво и понятно объяснять, структурировать и объективно оценивать полученную информацию, способность располагать к себе коллег и клиентов, ориентироваться в ситуации коммуникативного взаимодействия. Обладая высоким уровнем коммуникативной культуры, персонал способен добиться высоких результатов в управленческой деятельности, корректно излагать мысли при общении с коллегами, клиентами и другими окружающими их людьми.

Обращаясь к научным исследованиям, следует отметить, что проблема коммуникативной культуры в контексте управления персоналом привлекает внимание многих ученых. Так, ряд исследователей актуализируют сущностные характеристики коммуникативной культуры персонала организации (Т.И. Ветошкин, И.В. Вотякова, О.Ф. Долганова, В.И. Долгова, Е. В. Мельник, М. Ю. Коноваленко и др.). Исследователи в своих работах уделяют внимание структурным составляющим коммуникативной культуры (И.В. Андросова, А. В. Богданов, А.Н. Рыгин, Е.В. Клюев, Г.П. Медведева, Т.В. Наливайко, М.В. Шинкорук и др.).

Авторы, концентрируют внимание на когнитивных, эмоционально -поведенческих, рефлексивных, оценочных характеристиках

коммуникативной культуры персонала организации. В научной литературе особое внимание уделяется роли коммуникативной культуры и ее развитию в процессе управления персоналом (В.В. Авдеев, В. В. Амплеева, Е.Г. Антоненков, Б.З. Зельдович, В.М. Маслова, О.В. Сыгачева, В.Г. Федцов, А.Р. Хутаков, М.Н. Якушева и др.).

Учитывая большой научный интерес к исследованию коммуникативной культуры, важно отметить, что данная проблема является актуальной и своевременной на данном этапе развития организационных отношений. Персоналу организации необходимо обладать культурой общения, поскольку опыт профессионального взаимодействия занимает достаточно важное место в структуре коммуникативной культуры

персонала. Следовательно, для того, чтобы взаимодействие было эффективным, персонал должен быть в нем компетентен. Для этого, ему нужно изучать основополагающие правила взаимодействия с коллегами и клиентами, вырабатывать в себе личностные и профессиональные качества, от которых и будет непосредственно зависеть успешность общения, формировать коммуникативные умения и навыки, повышать уровень коммуникативной культуры.

На основании анализа трудов А.С. Чамкина, отметим, что коммуникативная культура проявляется, прежде всего, в деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами. Такое взаимодействие приводит к возникновению психологического контакта [1]. Взаимный обмен эмоциями в общении порождает психологический контакт. Коммуникация является формой связи между передатчиком (отправителем) и приемником (получателем), содержащая послание и является частью общения. От формы передачи информации зависит эффективность коммуникативного процесса.

По мнению Н. Е. Рождественской добивается успеха тот, кто владеет навыком публичных выступлений, устанавливает контакт с аудиторией, привлекает и удерживает внимание слушателей, точно формулирует и убедительно аргументирует свои высказывания, обрабатывает вопросы, парирует возражениям, оценивает реакцию аудитории, корректирует свое поведение в соответствии с реакцией [2] .На сегодняшний день к каждому руководителю предъявляются высокие требования. Эффективность управления персоналом и процессами в основном зависит от стремления к саморазвитию и обучению руководителя, образованности, личностных качеств и способностей управленца, ответственности и достаточно хорошо развитого набора профессиональных управленческих характеристик.

Т.Е. Наливайко и М.В. Шинкорук считают, что для того чтобы вести переговоры и деловую переписку, общаться с вышестоящим руководством, а так же со своими подчиненными, коллегами и решать напряженные, конфликтные ситуации, коммуникативная культура персонала должна включать в себя все необходимые умения, навыки и знания [3].

Так как, основные коммуникативные умения - это умение слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать, то работник, используя их, нарабатывает непосредственно эти умения. Коммуникация между людьми -это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении. Коммуникативная культура, прежде всего, это показатель обладания различными коммуникативными знаниями, умениями и навыками. Это понятие включает в себя умение взаимодействовать с окружающими людьми, корректно излагать свои мысли, и правильно понимать собеседника [4,5]. Эффективность коммуникативного процесса непосредственно зависит, от умения правильно передавать информацию, настраиваться на

психологический контакт с окружающими, и умения адаптироваться под сложившиеся затруднительные ситуации.

Коммуникативная культура объединяет в себе различные способности личности, которые помогают решать определенные задачи, и добиваться поставленных перед собой целей. Коммуникативная культура непосредственно тесно связана с профессиональной компетентностью персонала. Обладание техникой профессионального общения, способностью к продвижению по карьерной лестнице, умение анализировать свои действия, и реализовывать себя как личность, все это является главными составляющими коммуникативной культуры в профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации) / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 350 с.

2. Рождественская Н. Управленческая коммуникация // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 94-105.

3. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентностей личности // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -2010. - №. 2. - С. 50-54.

4. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Роль коммуникативной компетентности персонала организации // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). - С. 15271530.

5. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Сущностные и функциональные характеристики развития коммуникативной компетентности персонала // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). С. - 1531-1534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.