Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовский С.В., Батарчук Д.С.

В статье актуализируется проблема коммуникативной компетентности специалистов. Коммуникативная компетентность рассматривается как современная управленческая проблема. Теоретически обосновываются содержательные характеристики и структурные элементы коммуникативной компетентности. Конкретизируются принципы развития коммуникативной компетентности современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPECIALIST AS A MODERN MANAGEMENT PROBLEM

The problem of communicative competence of specialists actualizes in the article. Communicative competence is considered as a modern management problem. The content characteristics and structural elements of communicative competence are theoretically justified. The principles of the development of the communicative competence of modern specialists are specified.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 005.95/.96

Литовский С.В. студент 5 курса

кафедра государственного управления и менеджмента Батарчук Д.С., кандидат педагогических наук ' доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г.Брянск

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

КАК СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: В статье актуализируется проблема коммуникативной компетентности специалистов. Коммуникативная компетентность рассматривается как современная управленческая проблема. Теоретически обосновываются содержательные характеристики и структурные элементы коммуникативной компетентности. Конкретизируются принципы развития коммуникативной компетентности современных специалистов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникация, специалисты, организация, управление персоналом.

Litovskiy S. V. 5th year student

Department of Public Administration and Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences

assistant professor Bryansk branch of RANEPA Russia, Bryansk

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPECIALIST AS A MODERN MANAGEMENT PROBLEM

Annotation: The problem of communicative competence of specialists actualizes in the article. Communicative competence is considered as a modern management problem. The content characteristics and structural elements of communicative competence are theoretically justified. The principles of the development of the communicative competence of modern specialists are specified.

Key words: communicative competence, communication, specialists, organization, personnel management.

В современных условиях организационных отношений, возрастающей роли социального и личностного факторов, коммуникативная компетентность персонала организаций занимает одно из первостепенных значений. Способность устанавливать содержательный адресный контакт с коллегами и клиентами в профессиональной сфере является незаменимой компетенцией современности.

На данном этапе развития общества все более совершенствуются средства коммуникации, в первую очередь информационные с использованием ИКТ. Однако, углубляясь в мир глобальной коммуникации, остро обнаруживается дефицит «живого диалога». В трудах Бахтина прослеживается идея о том, что в процессе диалога между людьми рождается истина, которая находится благодаря совместному поиску [1].

В научных трудах зарубежных (Д. Хаймс, Л. Джеймс, Л. Бахман, С. Савингтон и др.) и отечественных (В.В. Амплеева, И.В. Андросова, Т.И. Ветошкин, О.Ю. Голуб, В.И. Долгова, М.А. Королева, С.М. Менькина, Т.В. Наливайко, А.Р. Хутаков и др.) исследователей уделяется внимание коммуникативной компетентности, ее роли в деловых отношениях, управленческой среде, профессиональном взаимодействии.

Исследователи отмечают существенное значение коммуникативной компетентности в структуре управленческого взаимодействия, профессионального общения и деловых отношений.

Дж. Равен, компетентность рассматривает как способность, которую называет специфической, поскольку она включает специальные для определенной области знания, профессиональные навыки, особенности понимания и связанные с этим способы мышления [2]. Это позволяет выстраивать коммуникативный процесс в соответствии с целью и уровнем ответственности за собственные действия. Следовательно, обращаясь к сущности понимания коммуникативной компетентности, считаем важным, прежде всего, акцентировать внимание на том, что коммуникативная компетентность отражает сформированные личностные качества, особенности профессионального мышления, специфические знания, умения, особенности коммуникативного взаимодействия в той сфере деятельности, с которой специалист профессионально связан.

Учитывая большой интерес к сущности коммуникативной компетентности как научно-практического понятия, обратимся к основным теоретическим воззрениям исследователей. Д. Хаймс, один из первых в понятии «коммуникативная компетентность» обращал внимание на роль усвоенных правил, обеспечивающих способность к коммуникации [3].

Анализ трудов исследователей А. Хлидей, М.Р. Львовой, С.В. Фетисовой, Л.Л. Федоровой позволил выделить сущностные характеристики коммуникативной компетентности:

- способность к общению, формируемая на основе внутренней

готовности специалиста;

- совокупность знаний языка, владение средствами языка, способность передавать информацию, устно и письменно обеспечивать коммуникацию в рамках конкретных социальных или профессиональных сообществах;

- личностное свойство, позволяющее специалисту проявлять знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности, применять опыт лучших практик делового общения и взаимодействия.

Следует отметить, что коммуникативная компетентность в социальном взаимодействии и особенно в организационной среде учреждения обеспечивает эффект успешного делового взаимодействия, учитывая чувственные и поведенческие характеристики субъектов коммуникативного процесса. Следовательно, коммуникативная компетентность нами понимается как интегративное личностное свойство, позволяющее специалисту эффективно осуществлять коммуникативный процесс. Коммуникативная компетентность как личностное свойство также актуализируется благодаря внутренним ресурсам специалиста.

Внутренние ресурсы личности способствуют построению коммуникативных отношений на уровне смыслов и ценностно-ориентационного единства трудового коллектива.

Коммуникативная компетентность способствует построению эффективного коммуникативного взаимодействия, имеет вполне определенную структуру и содержание.

Так, на основании концептуальных положений Л.А. Петровской, О.М. Орлова, Ю.Н. Емельянова, Н.Э. Вегерчука и других исследователей, обозначим структурные составляющие коммуникативной компетентности современного специалиста:

- совокупность интегративных, социально-перцептивных и коммуникативных умений;

- наличие речеведческих знаний и речетворческих умений;

- идейно-нравственный, регулятивный, аутокомпетентный потенциал;

- наличие личностных качеств, уровень мотивации к эффективной коммуникации, стрессоустойчивость в общении, наличие адекватной самооценки;

- способность к гибкости взаимодействия, рефлексивные умения.

Содержательно-структурный анализ коммуникативной

компетентности показал, что ее структура имеет достаточно широкий спектр взаимосвязанных элементов, обеспечивающих систему эффективной коммуникативной деятельности.

Важно подчеркнуть, что коммуникативная компетентность, как и другие компетентности специалистов различных сфер деятельности должны быть в постоянном процессе совершенствования и развития.

Считаем целесообразным, в процессе развития коммуникативной компетентности современного специалиста руководствоваться следующими взаимодополняющими принципами: самостоятельности, творческой активности, диалогичности, развития, целостности и целесообразности коммуникативного действия.

Принципы выступают в качестве конкретных требований, которыми необходимо руководствоваться как руководителю, так и персоналу организации в процессе развития коммуникативной компетентности.

Несомненно, специалист с высоким уровнем коммуникативной компетентности обладает рядом личностно-профессиональных качеств. В качестве основных - способность к организации коммуникации, оптимизм, конгруэнтность, эмпатия, соучастие, готовность принять успех коллег.

Таким образом, коммуникативная компетентность является системообразующим интегративным личностным свойством современного специалиста, обеспечивающее эффективную коммуникацию, взаимопонимание субъектов общения, принятие и деловое взаимодействие.

Использованные источники:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - Саранск, 1987.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

3. Балдина М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Концепт. - 2014. - № S25. - С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.