Научная статья на тему 'Коммуникативная компетенция как основа профессионального мастерства будущего специалиста в области «Инноватики»'

Коммуникативная компетенция как основа профессионального мастерства будущего специалиста в области «Инноватики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / профессиональная коммуникативная компетентность / коммуникативный процесс / коммуникативные навыки / компетентность / communicative competence / professional communicative competence / communicative process / communicative abilities / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговая Наталья Александровна

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности специалистов иннноватиков, определяется понятие «профессиональной коммуникативной компетентности», обосновывается связь развития коммуникативной компетентности с коммуникативными навыками студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article deals with the process of formation of communicative competence of future innovators, gives the definition of “professional communicative approach”, defined the links between communicative competence and communicative abilities of a student.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция как основа профессионального мастерства будущего специалиста в области «Инноватики»»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

115

т.е. усвоение не только лингвистического аспекта, но и социально-ролевого и национально-культурного.

Ситуативно-тематические блоки могут включать подготовительные условно-коммуникативные упражнения, ролевые игры и дискуссии, направленные на развитие навыков и умений русского коммуникативного поведения. При этом основным приёмом, вокруг которого выстраивается учебный материал, является ролевая игра, с помощью которой можно в полной мере реализовать такие требования современной лингводидактики, как интерактивность и создание коммуникативно-значимых контекстов общения, организуемых с привлечением широкого спектра социолингвистических переменных.

Список литературы

1. Азимов Э.А., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999. - 472с.

2. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. - Новосибирск, 1989. - 196с.

3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. - М.,1989. - 308с.

4. Витгенштейн Л. Философские работы, ч.1. -М., 1994. - 612с.

5. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. -М., 1985. - 448с.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997. -351с.

7. Минский М. Остроумие и логика бессознательного. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII.- М., 1988. - С. 281-302.

8. Потапова. М. Лингводидактические функции ролевой игры как средства обучения коммуникативному поведению, Jyvaskyla: Studia Philologica Jyvaskylensia 51, 2001. - 204с.

9. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М., 1996. - 224с.

10. Решетникова В.В. Межкультурная коммуникация и коммуникативное поведение с позиций лингводидактики. Политическая коммуникация. Материалы Международной научной конференции. - Екатеринбург, 2014. С.217 - 221.

11. Сорокин Ю.А. Этнопсихолингвистика. - М., 1988. -192с.

12. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.'УП. - М., 1975. С.230 - 248.

13. Хаймс Д.Х. Два типа лингвистической относительности. Новое в лингвистике. Вып VII. М. 1975 -С.230 - 248.

14. Furnhem A., Bocher S. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar Environments. - L&N.Y., 1986.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ «ИННОВАТИКИ»

Роговая Наталья Александровна

Дальневосточный Федеральный Университет, г.Владивосток, Старший преподаватель кафедры профессиональноориентированных иностранных языков

АННОТАЦИЯ

в статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности специалистов инннова-тиков, определяется понятие «профессиональной коммуникативной компетентности», обосновывается связь развития коммуникативной компетентности с коммуникативными навыками студента.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная коммуникативная компетентность, коммуникативный процесс, коммуникативные навыки, компетентность.

ABSTRACT

the article deals with the process offormation of communicative competence offuture innovators, gives the definition of “professional communicative approach ”, defined the links between communicative competence and communicative abilities of a student.

Key words: communicative competence, professional communicative competence, communicative process, communicative abilities, competence.

Запрос общества XXI века сосредоточен на человеке, обладающем универсальными способностями, который может легко овладевать новыми технологиями и самостоятельно получать знания в различных областях.

В современной науке проблема изучения профессиональной компетентности будущего специалиста не нашла однозначного решения. Концептуальное толкование данного понятия и специфика области применения задают различное содержание и понимание этого феномена. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу профессиональной деятельности специалиста.[1; 110]

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении личностью определенным набором способов деятельности по отношению к определенному

предмету воздействия. Набор осваиваемых способов деятельности актуален на протяжении длительного времени и формируется на протяжении нескольких лет различными способами, характерными для каждого общества, социального слоя и возраста. От уровня компетентности зависит не только профессионализм сотрудников организаций и стабильность работы предприятия, но и качество жизни сотрудников фирмы и государства в целом.

Компетенция - это круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. [2; 78] Анализируя вариативные характеристики специалиста в различных областях социальной практики, определяющие сущность профессиональной компетенции, которая требуется в той или иной сфере

116

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

профессиональной деятельности, авторы(Сластенин В.А., Маркова А.К., Новиков А.М., Кобышева Л.И., Кузьмина Н.В. и др.) выделяют следующие параметры:

- профессиональная подготовленность;

- эрудированность в рамках будущей профессии, а также политике, экономики, социального развития, культуры;

- профессиональный такт и деликатность;

- эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам;

- толерантность, доброжелательность и внимание к людям;

- умение принимать решения и отвечать за их последствия;

- коммуникативная компетенция;

- способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности. [1; 112]

Как видно из вышеперечисленного, понятие профессиональной компетенции включает в себя совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества.

Коммуникативная компетентность представляет собой синтез социально-перцептивной, рефлексивной, аутопсихологической, психолого-педагогической компетенций и связанных с ними умений. Данная компетентность формируется и развивается с использованием интуитивно-волевого подхода на научной, психолого-акмео-логической основе и зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его характера, направленности. Высокий уровень развития данной компетентности позволяет эффективно взаимодействовать в команде профессионалов для достижения поставленных целей. Коммуникативная компетенция формируется через моделирование коммуникативных ситуаций и развивающие тренинги, которые способствуют развитию уверенности в себе, самоуважению, самоутверждению, личностной и социальной активности.

В.Н. Кустов выделяет структурные составляющие коммуникативной компетентности: когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный компоненты. Каждый компонент имеет психолого-акмеологиче-ское содержание. Так, когнитивный компонент - высокий уровень профессиональной эрудиции, знание о применяемых коммуникативных стратегиях, методах психологического воздействия, правилах и приемов риторики, полемики, рефлексивного слушания и пр. Регулятивный компонент - умение вести диалог, убеждать, внушать, менять тактику коммуникаций, защищаться от манипуляций и психологических уловок, владеть инициативой в любом виде коммуникаций и ситуаций. Рефлексивно-статусный компонент - привлекательный имидж, осознание своего статуса, возможностей и ресурсов, высокий уровень рефлексивной культуры, позволяющей гибко и адекватно реагировать на изменение коммуникативной ситуации. Нормативный компонент - следование морально-этическим и корпоративным нормам поведения и общения. [4;17]

Развитие коммуникативной компетентности может быть алгоритмизировано на основе поэтапного формирования отдельных компонентов, образования интегративных знаний, умений и качеств. Оптимизацию развития коммуникативной компетентности необходимо осуществ-

лять по направлениям совершенствования системы профотбора при приеме в образовательные учреждения и на работу, индивидуализации личностно-профессионального развития с помощью развивающих тренингов и моделирования условий реальных коммуникативных ситуаций и взаимодействий. Для достижения данных целей обучаемый должен находиться в акмеологической среде организации, иметь свободный выбор образовательных маршрутов, ориентироваться на индивидуально-психологические особенности личности. [5]

Для формирования компетентности следует предоставить студентам свободу в выборе формы обучения, учебной программы и смены деятельности. Комплексная модель формирования компетенций ставит цель актуализировать компетентностный потенциал личности; сформировать компетенции; прогнозировать профессиональную карьеру.

Таким образом, перед образовательными учреждениями возникает цель - подготовить выпускника, имеющего не только определенную специальность, но и владеющего различного рода способностями, компетентностями, где коммуникативная играет не последнюю роль. Используемое еще в ХХ веке тоннельное обучение в современной образовательной среде должно дополняться междисциплинарным обучением, обеспечивая интеграцию предметов, теории и практики, формировать акмео-логическую среду организации.

Коммуникативная компетенция рассматривается как обязательная составляющая профессионального мастерства специалистов гуманитарного профиля. Коммуникативная компетенция обеспечивает успешность осуществления основных задач общения, самореализации личности и выражается во владении лингвистическими умениями, соблюдении специфических социально-культурных норм речевого поведения [2;3]. Именно коммуникативная компетенция помогает выпускнику вуза, находясь в постоянном общении с другими людьми, организуя и направляя их деятельность, полностью реализовать свои профессиональные цели. Коммуникативная компетенция - не только требование современного общества, но и обязательное условие успешной профессиональной деятельности. Более того, это средство саморазвития личности студента, будущего специалиста, это «способ приобщения к профессиональной и общечеловеческой культурам, компонент социальных связей и один из показателей интеллигентности».

Если целью обучения иностранному языку ставится формирование коммуникативной компетенции, иностранный язык выступает уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимосвязи и взаимопонимания, средством обогащения культурного аспекта личности. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру [2;2], приобретать, анализировать, передавать и получать ответ, то есть осуществлять обмен информацией. Для специалистов в области инноватики наличие сформированной коммуникативной компетенции очень важно, так как она занимает значительный объем профессиональной компетенции в целом. В условиях современного мира особая роль в формировании коммуникативной компетенции отводится информационным технологиям. Стремительное развитие последних позволяет пользоваться современными способами общения. Поэтому необходимо ввести специальное обучение, в частности, способам Интернет-общения. В настоящее время очень актуальной становится электронная связь

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

117

(почта), которой мы пользуемся в рамках обменной программы для поддержания контакта с представителями организации - работодателями и носителями языка. Здесь требуется использование и других языковых навыков, таких как официальный и неофициальный письменный английский.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку помогает эффективно организовать самостоятельную работу студентов, на которую отводится не малое количество часов по учебному плану. Для организации самостоятельной работы студентов широко использовать ресурсы Интернета, такие как, поиск дополнительной информации по заданной теме, личностно ориентированные задания, проблемные задания, ролевые игры, веб-страницы содержащие информацию о пользователях, официальные и неофициальные онлайн-коммуникации, как в рамках кроскультурного общения, так и как средство получения дополнительных консультаций.

Развитие навыков самообразования, совершенствование навыков письменной речи, удовлетворение потребности в самореализации и общении, овладение обязательными компонентами общей грамотности человека современного общества (компьютером и Интернетом), отстаивание свой точки зрения и принятие мнения других, увеличение скорости обработки больших потоков информации, совершенствование культуры общения и социального поведения, знакомство с социокультурными особенностями изучаемого предмета - и это далеко не полный список задач, решение которых возможно при применении информационно-коммуникационных технологий.

И так, электронная почта в значительной степени помогает удовлетворить потребность в общении, повышает мотивацию к изучаемому предмету, способствует коммуникации с представителями различных культур, расширяет знания о людях и культуре другой страны, совершенствует знания иностранного языка.

Как видно из вышеизложенного, опыт межкультурного обмена будущего специалиста в области инноватики, который может приобретаться в процессе общения с носителями языка и культуры других стран, в значительной мере влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции, а в частности, на формирование ее составляющих - языковой, информационной и психологической - стержней профессиональной компетенции специалиста международника.

Конечно, как и в любой деятельности, в формировании коммуникативной компетенции, непременно возникают трудности. Важно преодолевать их, методом "проб и ошибок" добиваться желаемой цели. Но сегодня самая большая проблема состоит в том, чтобы как можно больше учебных заведений включали в программу учебновоспитательного процесса мероприятия по развитию коммуникативной культуры, у молодого поколения. Необходимо стимулирование молодежи в этой сфере: создание условий для проявления и развития способностей, для возможности делать правильные выборы. Ведь только так -все вместе - мы сможем сделать наше общество полноценным и развитым.

Из всего вышесказанного видно, что формирование профессиональной компетенции специалистов в области инноватики неразрывно связанно с формированием у последних коммуникативных навыков, то есть развитие коммуникативной компетенции, по средствам чего будущие специалисты инноватики без особых затруднений войдут в среду деловой - профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск. 2007. -112 с.

2. Роговая Н.А., Трубников К.В. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе как фактор активизации самостоятельной работы студентов» б, Акмеология, Методологические и методические проблемы, выпуск 20, С-П 2013, с 161167.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Профессиональное образование. -2006.-№2,с.1821.

4. Кустов, В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам / [Текст] В.Н. Кустов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2007, 22 с.

5. Перелыгина, Е.А., Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориен-тированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, Издательский дом "Федоров", 2006. - 176

КОМПЕТЕНТНОСТЯМ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рыжова Ольга Семеновна

Канд. пед. наук, доцент кафедры образования и педагогических наук, Академии психологии и педагогики Южного

федерального университета, г.Ростов-на-Дону)

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт организации подготовки специалистов по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» в Южном федеральном университете. Особое внимание уделено компетентностному подходу к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Представлены цель, задачи, основные направления, виды профессиональной деятельности, компетенции, которыми должны овладеть выпускники.

ABSTRACT

The article presents the experience of training in pedagogy and psychology 44.05.01 deviant behavior "in the Southern Federal University. Special attention is given to the competence approach to the training of specialists in the field ofprevention

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.