Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ / ENTERPRISE MANAGEMENT / MANAGEMENT / PLANNING / MANAGEMENT FUNCTIONS / FINANCIAL MANAGEMENT / MANAGEMENT STYLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачукаев Ю.А.

Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент прочее. В статье рассмотрены особенности процесса управления на предприятии, основные подходы управления предприятием. Представлено описание основных понятий процессного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANAGEMENT PROCESS AT THE ENTERPRISE

Enterprise management, as a rule, consists of a number of functional subsystems, which include: strategic and operational management; planning; personnel management; production management; marketing management; financial management other. The article describes the features of the management process in the enterprise, the main approaches to enterprise management. A description of the basic concepts of process management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

2. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2015. - С.114 - 117.

3. Вторина Е.В. Обучение персонала // Дополнительное профессиональное образование. - 2014. - №2 (48). - С.7 - 11.

4. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Роль коммуникативной компетентности персонала организации // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). - С. 15271530.

5. Кочергина К.В., Батарчук Д.С. Сущностные и функциональные характеристики развития коммуникативной компетентности персонала // Экономика и социум. - 2017. - №12 (43). С. - 1531-1534.

УДК. 658

Хачукаев Ю.А. студент магистратуры 2 курса направление 38.03.01 «Экономика» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова

Россия, г. Грозный

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый менеджмент прочее. В статье рассмотрены особенности процесса управления на предприятии, основные подходы управления предприятием. Представлено описание основных понятий процессного управления.

Ключевые слова: управление предприятием, менеджмент, планирование, функции управления, управление финансами, процессы управления.

Khachukaev Yu.A. Master student 2 course, direction 03/03/01 "Economics" Grozny State Oil Technical University. Acad. Millionshchikova M.D.

Russia, Grozny

FEATURES OF THE MANAGEMENT PROCESS AT THE

ENTERPRISE

Annotation: Enterprise management, as a rule, consists of a number of functional subsystems, which include: strategic and operational management; planning; personnel management; production management; marketing management; financial management other. The article describes the features of the management process in the enterprise, the main approaches to enterprise management. A description of the basic concepts ofprocess management.

Keywords: enterprise management, management, planning, management functions, financial management, management styles.

На сегодняшний момент важным фактом развития конкурентоспособности предприятия и достижения поставленных экономических целей является эффективное управление предприятием.

Управление представляет собой вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение в рыночных условиях хозяйствования поставленных целей посредством наиболее рационального использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов на основе применения определенных принципов, функций и способов экономического механизма менеджмента предприятия151.

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Также менеджмент предполагает постоянное стремление предприятия к росту эффективности деятельности, к получению оптимальных финансовых и производственных результатов с минимальными издержками; хозяйственную самостоятельность, которая обеспечивала бы свободу принятия управленческих решений лицами, несущими ответственность за результаты функционирования предприятия или его отдельных подразделений.

Кроме того, менеджмент предполагает периодически осуществляемую корректировку целей и программ развития в зависимости от конъюнктуры рынка; при этом выявляется конечный результат деятельности предприятия (его филиалов или отдельных структурных подразделений) в рыночных условиях в процессе предпринимательской деятельности; в рамках осуществления менеджмента предприятия необходимо использовать современную информационную базу с компьютерной техникой для многовариантных расчетов, которые послужат базой для принятия оптимальных управленческих решений.

Важное значение в управлении предприятием имеют функции предприятия.

Функция управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента, который характеризуется некоторой однородностью, сложностью, а также стабильностью воздействий на объект

152

со стороны лица, принимающего решения152.

Выделяют следующие общие функции управления на предприятии: организация, планирование, финансирование, мотивация, анализ и контроль.

Современное предприятие - это собой сложный комплекс, его

151 Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитие: учеб. пособие / Л. А. Колесникова. - М.: Новый Логос, 2014. - 277 с.

152 Ден В.А. Особенности менеджмента и экономики малого предприятия / В.А. Ден, А.О. Шевченко // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 345-351.

динамизм и слаженность функционирования зависят от механизма управления, которые устанавливает внутренние связи, а также учитывает деятельность всех структурных единиц и сотрудников конкретного предприятия.

Управление предприятием, как правило, состоит из ряда функциональных подсистем, к которым можно отнести: стратегический и оперативный менеджмент; планирование; кадровый менеджмент; производственный менеджмент; управление маркетингом; финансовый

153

менеджмент; инвестиционный менеджмент153.

Задачами стратегического менеджмента являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.

В задачи кадрового менеджмента в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят: обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности; обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции; управление оплатой и мотивацией труда; обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

Основными задачами производственного менеджмента являются организация изготовления и поставки продукции необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки.

Управление маркетингом является одной из важнейших подсистем управления предприятием. От него зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой - эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги и др.

Управление инвестициями включает: постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений; формирование банка инновационных идей и вариантов их решения; организацию процесса выявления проблем развития и их решение; формирование на предприятии

" 154

климата новаторства, поиска новых идей154.

153 Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук. - СПб: Союз, 2014. - 463 с.

154 Плотников, С. Л., Брук, В.А., Яцук, В.А. Планирование как функция управления // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 910-913.

Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции:

1) постановка целей и задач в соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;

2) планирование необходимых ресурсов для решения установленных

задач;

3) организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;

4) стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;

5) контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.

Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, общие функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Все функции управления взаимосвязаны, образуют систему.

Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.

Координация - это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Её задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Контроль - это процесс, используя который руководство получает информацию о текущем состоянии дела по выполнению плана, о ходе решения поставленных задач. Основной причиной необходимости контроля является то, что предприятие должно обладать способностью своевременно выявить ошибки и исправлять их до того, как они помешают достижению цели155.

155Курс MBA по стратегическому менеджменту /Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэндел-ла, М: «Альпина Паблишер», 2010. - 587 с.

Управление всегда воздействует на конкретный объект, который имеет определенную отраслевую направленность, поэтому оно вызывает необходимость существования специфических функций управления.

И все же, какое место принадлежит управлению на предприятии? Самое высшее. Конечно, не маловажен сам производственный процесс, квалификация работников, но ничто так не сделает производство эффективней, как качественное руководство. Планирование, контроль, организация - вот составляющие успеха в крупных и мелких компаниях. Процесс управления необходим для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Использованные источники:

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук. - СПб: Союз, 2014. -463 с.

2. Ден В.А. Особенности менеджмента и экономики малого предприятия / В.А. Ден, А.О. Шевченко // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 345-351.

3. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитие: учеб. пособие / Л. А. Колесникова. - М.: Новый Логос, 2014. - 277 с.

4. Курс MBA по стратегическому менеджменту /Под ред. Л. Фаэйя, Р. Рэндел-ла, М: «Альпина Паблишер», 2010. - 587 с.

5. Плотников, С. Л., Брук, В.А., Яцук, В.А. Планирование как функция управления // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 910-913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.