Научная статья на тему 'Организационная и правовая основа деятельности территориальных органов ФСИН России и их оперативных подразделений по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы'

Организационная и правовая основа деятельности территориальных органов ФСИН России и их оперативных подразделений по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ФСИН РОССИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ / ORGANIZATION OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA / COUNTERACTION TO CRIMINAL OPPOSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутякин Сергей Алексеевич

в статье проводится анализ современного состояния организационной и правовой основ деятельности территориальных органов ФСИН России и их оперативных подразделений по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутякин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF THE ACTIVITY OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA AND THEIR OPERATIONAL DIVISIONS FOR COUNTERACTION TO CRIMINAL OPPOSITIONS IN PENAL INSTITUTIONS

in the article the author analyses organizational and legal bases of the activity of the territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia and their operative divisions for counteraction to criminal oppositions in penal institutions.

Текст научной работы на тему «Организационная и правовая основа деятельности территориальных органов ФСИН России и их оперативных подразделений по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы»

УДК 343.81 ББК 67.409.021

ISSN 1999-991?. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2009. № 4 (б?)

S.A. KUTYAKIN*

К95

Аннотация: в статье проводится анализ современного состояния организационной и правовой основ деятельности территориальных органов ФСИН России и их оперативных подразделений по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы

Ключевые слова: организация правоохранительной деятельности; система ФСИН России; противодействие криминальной оппозиции

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF THE ACTIVITY OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA AND THEIR OPERATIONAL DIVISIONS FOR COUNTERACTION TO CRIMINAL OPPOSITIONS IN PENAL INSTITUTIONS

Annotation: in the article the author analyses organizational and legal bases of the activity of the territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia and their operative divisions for counteraction to criminal oppositions in penal institutions.

Key words: organization of law-enforcement activity; Federal Penal Service of Russia; counteraction to criminal opposition.

Решение масштабных задач по противодействию криминальной оппозиции в местах лишения свободы неразрывно связано с необходимостью глубокой перестройки правоохранительного механизма, с созданием целостной, эффективной и гибкой системы управления, обеспечением прочного и стабильного правопорядка в системе ФСИН России. При этом всегда следует помнить о том, что сущность правоохранительной деятельности, объективные и субъективные факторы ее актуализации (внешнего проявления, форм и методов осуществления) могут быть поняты и описаны в системе научного знания только в рамках социальной реальности, с которыми связаны право и правоохранительная деятельность как специфические формы социальной человеческой активности1.

Современное организационно-правовое состояние ФСИН России характеризуется следующим образом. Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, правомочным осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции но контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания2. Организационная структура Федеральной службы исполнения наказаний закреплена в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 16 УИК РФ. Термин «федеральный орган уголовно-исполнительной системы» законода-

СЕРГЕИ

АЛЕКСЕЕВИЧ

КУТЯКИН*

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРАВОВАЯОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВФСИН РОССИИ И ИХ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КРИМИНАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

* Кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России).

E-mail: editor@academiust.ryazantelecom.ru

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

тельно установлен ст. 5 указанного Закона и синонимичен термину «центральный аппарат ФСИН России», нормативно установленному Положением о Федеральной службе исполнения наказаний.

Система ФСИН России характеризуется наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций, в том числе по противодействию преступным проявлениям со стороны криминальной оппозиции, система ФСИН России и все ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, то есть внесистемные) с различными государственными органами, общественными формированиями, коллективами и отдельными гражданами, в том числе осужденными к лишению свободы. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, то есть вертикальными, сотрудничестваи согласования - горизонтальными, а также могут носить характер противодействия, как, например, в случае совершения противоправных действий со стороны осужденных, входящих в криминальную оппозицию.

В настоящее время система ФСИН России имеет сложную структуру и включает в себя:

- центральный аппарат службы;

- управления ФСИН России по федеральным округам;

- территориальные органы (отделы, управления, главные управления) ФСИН России;

- учреждения и органы, непосредственно исполняющие наказания, в которых лидерами преступного мира создаются организационные структуры криминальной оппозиции:

а) колонии-поселения;

б) исправительные колонии общего, строгого или особого режима (для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы);

в) воспитательные колонии;

г) лечебные исправительные учреждения;

д) тюрьмы;

е) следственные изоляторы.

В состав ФСИН России входит большое число различных учреждений и организаций вспомогательного характера, а также учебных и научно-исследовательских учреждений, без которых трудно осуществлять функции уголовно-исполнительной системы.

Система ФСИН России проявляет себя в двух аспектах: как управляющий субъект и как

управляемый объект Любые звенья ее являются одновременно управляющей и управляемой системой3. Ведущим звеном системы выступают территориальные органы ФСИН России, они входят в единую федеральную централизованную систему ФСИН России и предназначены обеспечивать реализацию задач и функций ФСИН России в регионе их деятельности, в пределах своей компетенции. Создаются территориальные органы ФСИН России на территориях субъектов Российской Федерации. В настоящее время насчитывается 80 территориальных органов ФСИН России, из них: 60 управлений (У ФСИН России); 18 главных управлений (ГУФСИН России); 2 отдела (ОФСИН России). Каждый территориальный орган ФСИН России обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых, собственно, и создаются территориальные органы. Организационные основы деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы закреплены в приказах ФСИН России от 15 июня 2005 г. № 443 «Об утверждении структуры и штатных расписаний УФСИН России по федеральному округу»; от 4 апреля 2005 г. № 233 «Об организационно-штатных вопросах по территориальным органам ФСИН России»; от 23 июня 2005 г. № 606 «Об утверждении положений о территориальных органах ФСИН России по федеральным округам».

Будучи системой управления, территориальный орган ФСИН России должен отвечать пяти минимальным требованиям к организации управляемых систем, сформированных кибернетикой: 1) детерминированность элементов системы; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе управляющего параметра; 4) наличие в системе усиливающего свойства; 5) наличие в системе, как минимум, одной обратной связи.

Следует отметить, что перечисленные требования являются всеобщими и минимальны -ми, поскольку несоответствие хотя бы одному из них приводит к неспособности системы выполнять поставленные перед ней задачи, утрате ею системных признаков (целевого назначения) или к распаду системы вообще. Одновременно эти требования выступают как условия нормального функционирования и управляемости любых систем4.

Рассмотрим содержание требований организации системы применительно к территориальным органам ФСИН России.

Детерминированность элементов системы предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента территориального органа, безусловно, отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом, поэтому субъект управления должен постоянно поддерживать эту взаимосвязь, устраняя препятствия в ее осуществлении.

Динамичность системы. Чтобы успешно противостоять различного рода дезорганизующим воздействиям со стороны криминальной оппозиции, сохранить свои свойства и полноценно осуществлять свои функции, система ФСИН России должна обладать способностью перестраиваться в соответствии с новыми условиями и требованиями, то есть быть динамичной, подвижной. В этих целях субъектам управления на основе анализа состояния внешней среды и прогноза о возможных противоправных проявлениях со стороны криминальной оппозиции необходимсприни-мать своевременные меры по совершенствованию организации и деятельности территориальных органов ФСИН России и их подразделений: вносить изменения в организационно-штатную структуру, осуществлять перераспределение функций, повышать интенсивность работы, квалификацию личного состава и т. п.

Наличие в системе управляющего параметра. Поскольку в научной литературе это требование нередко формулируется как «наличие в системе субъекта управления», следует иметь в виду, что суть данного требования состоит в объективно обусловленнойнеобходимо-сти физического наличия в социальной системе субъекта управления. Речь идет о фактической способности субъекта управления выступать в отведенной ему роли.

Наличие в системе усилительного свойства. Объективная необходимость соблюдения этого требования обусловливается тем, что управляющее воздействие (сигналы) на пути от субъектауправления к объектам проявляет тенденцию к ослаблению и затиханию. Это обстоятельство объясняется существованием в каналах связи своеобразных барьеров, затрудняющих прохождение информации: географических, ведомственных, психологических, смысловых, организационных. Для того чтобы ослабить и нейтрализовать действие названных барьеров, система должна обладать определенными усилительными свойствами. Суть этих свойств проявляется в том, что система, которая выступает в роли управляемого объекта,

должна быть способна воспринимать даже ослабленные сигналы, поступившие от субъекта управления.

И наконец, важным и необходимым условием управляемости системы является наличие в системе обратных связей. Значение данного условия определяется тем, что процесс управления, по своей сути, - это процесс обмена информацией, нормальное существование которого невозможно без осведомительной информации, поступающей от объекта к субъектууп-равления по каналам обратной связи.

Переходя к рассмотрению функции противодействия криминальной оппозиции в местах лишения свободы, необходимо отметить, что в основном она возложена на оперативное управление и другие подчиненные ему оперативные подразделения ФСИН России.

Оперативное управление ФСИН России организует, координирует и контролирует деятельность оперативных управлений (отделов) территориальных органов ФСИН России. В пределах своей компетенции оперативное управление ФСИН России и подчиненные ему оперативные управления территориальных органов ФСИН России осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы, иных объектах и в территориальных органах; личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, осужденных, иных лиц, находящихся на территории этих учреждений; безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; противодействия организованным преступным сообществам криминальной оппозиции в попытках дестабилизации обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; сохранности имущества, выявление и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых работниками уголовно-исполнительной системы в сфере производственно-хозяйственной и финансово-экономическойдеятельности; содействия структурным подразделениям уголовноисполнительной системы при исполнении наказания в отношении осужденных, а также иным правоохранительным органам в противодействии преступности.

Правовую основу деятельности оперативного управления ФСИН России и подчиненных ему оперативных управлений территориальных органов ФСИН России составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; межве-

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

домственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия преступности.

Организационной основой деятельности оперативного управления ФСИН России и подчиненных ему оперативных управлений территориальных органов ФСИН России служат программы и планы Минюста России, ФСИН России, его территориальных органов, оперативного управления ФСИН России и оперативных управлений территориальных органов ФСИН России. Указанные документы разрабатываются на основе изучения и анализа фактического состояния правопорядка, результатов оперативнослужебной деятельности и прогнозов возможного развития криминогенной обстановки в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В состав оперативного управления ФСИН России и оперативных управлений территориальных органов ФСИН России входят подразде-

ления по противодействию организованной преступности. Именно на эти подразделения возлагается задача по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию в установленном законом порядке замышляемых, подготавливаемых и совершаемых преступлений и правонарушений, субъектами которых являются лидеры и участники криминальной оппозиции исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Таким образом, действующая система ФСИН России и ее оперативных подразделений - это единая, целостная, иерархично расположенная, динамично развивающаяся совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодействующих структурных подразделений, подчиненных общим целям и задачам, закрепленная юридически в законодательных и иных нормативных правовых актах. Одна из задач этой системы - организация противодействия криминальной оппозиции как фактору, дестабилизирующему деятельность указанной системы.

1 См.: Аврутин А.Е., Гуляев А.П., Егоршин В.М. и др. Преступность, общество, государства проблемы социогенеза. Опыт междисциплинарноготеоретико-прикладного исследования СПб., 2002. С. 215.

2 См.: Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Утв. Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнениянаказаний» от 13 октября2004 г. № 1314 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

3 См.:АтаманчукГ.В. Теория государственногсуправления М., 1997; ТихомировЮ.А. Управлениеделами общества. М., 1984.

4 См.: ЦабрияД.Д. Система управления: к новому облику (государственноправовые аспекты). М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.