Научная статья на тему 'Оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе в аспекте совершенствования законодательства Об учреждениях и органах, исполняющих наказания'

Оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе в аспекте совершенствования законодательства Об учреждениях и органах, исполняющих наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / PENAL SYSTEM / IMPROVEMENT OF THE PENAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

На основе результатов научного исследования формулируется понятие и значение оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. В целях совершенствования правового регулирования оперативно-разыскной деятельности предлагается внести некоторые дополнения в законодательство, регламентирующее деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the results of a scientific research the author formulates the concept and significance of operational-search activities in the penal system. With a view to improving the legal regulation of operational-search activities the author of the article proposes to make some amendments to the legislation that regulates activity of establishments and bodies executing punishments.

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе в аспекте совершенствования законодательства Об учреждениях и органах, исполняющих наказания»

КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

***

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В АСПЕКТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Епифанов Станислав Станиславович

Аннотация. На основе результатов научного исследования формулируется понятие и значение оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. В целях совершенствования правового регулирования оперативно-разыскной деятельности предлагается внести некоторые дополнения в законодательство, регламентирующее деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

Annotation. On the basis of the results of a scientific research the author formulates the concept and significance of operational-search activities in the penal system. With a view to improving the legal regulation of operational-search activities the author of the article proposes to make some amendments to the legislation that regulates activity of establishments and bodies executing punishments.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, уголовно-исполнительная система, совершенствование уголовно-исполнительного законодательства.

Keywords: operational-search activity, penal system, improvement of the penal legislation.

В правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы самостоятельное значение имеет оперативно-разыскная деятельность, целью которой является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, защита собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных пося-гательств1. Самостоятельность оперативно-разыскной деятельности, в отличие от деятельности уголовно-процессуальной, во многом определяется ее правовой основой, формой, содержанием, субъектами осуществления, а также используемыми средствами и методами, установленным порядком документирования2.

С учетом анализа научных разработок и действующего законодательства оперативно-разыскную деятельность в уголовно-исполни-

1 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант-Плюс».

2 См.: Гирько С.И. Уголовно-процессуальные функции

милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы) :

автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 13-14.

тельной системе можно определить как вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, во взаимодействии друг с другом, а также совместно с оперативными подразделениями иных государственных органов, уполномоченными на то законом, в пределах их компетенции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между данными органами и Федеральной службой исполнения наказаний.

Оперативно-разыскная деятельность, по своей сути, носит разведывательно-поисковый характер3, обусловленный получением оперативными подразделениями информации о совершенных и готовящихся преступных деяни-

3 См.: Теория оперативно-разыскной деятельности : учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2006. С. 14.

ях, в том числе с применением специальных технических средств и методов. В соответствии с законом сотрудники оперативных подразделений используют технические средства и информационные системы, безопасные для жизни и здоровья людей и не причиняющие вред окружающей среде, для фиксации хода и результатов оперативно-разыскных мероприятий.

Оперативно-разыскная деятельность направлена (в широком смысле) на противодействие криминальным угрозам функционирования уголовно-исполнительной системы, а с учетом того, что уголовно-исполнительная система является элементом федеральной системы правоохранительных органов, - на противодействие криминальным угрозам правоохранительной функции государства, обеспечение безопасности человека, общества и государства4. Отсюда вытекают задачи оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, связанные с необходимостью обеспечения личной безопасности осужденных, заключенных, персонала, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, розыск лиц, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания. Практиками подтверждается важность оперативно-разыскной деятельности как средства обеспечения режима в поддержании установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях. Оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе осуществляется как гласными, так и негласными методами, силами и средствами, имеет преобладающее значение для выявления в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, подготавливающих преступление, совершивших преступление, является средством воздействия на злостных нарушителей режима в учреждениях, исполняющих наказания, на криминогенные процессы и противоправные действия, имеющие место в местах лишения свободы и содержания под стражей5.

4 См.: Козлов В.И. Оперативно-разыскные меры противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства: правовые и методологические проблемы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009 ; Оперативно-разыскная деятельность : учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2004. С. 6.

5 См.: Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-разыскные аспекты : моногр. М., 2011. С. 152-153.

Научная мысль о необходимости принятия концепции для оперативных служб уголовно-исполнительной системы высказывалась учеными на научно-практических конференциях и семинарах, в исследованиях по проблемам оперативно-разыскной деятельности6. Вместе с тем следует заметить, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ7 не уделено внимание оперативно-разыскной деятельности, сделан упор на общие вопросы совершенствования системы безопасности исправительных учреждений, модернизации технического обеспечения предупреждения противоправных деяний осужденных. В частности, в указанной Концепции в качестве одного из направлений совершенствования обеспечения безопасности в местах лишения свободы предлагается создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных технических средств, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Положения раздела «Обеспечение режима и безопасности» о создании системы противодействия преступному поведению осужденных на основе технических средств, внедрения новых технологий безопасности, ведения мониторинга за поведением осужденных исследователи косвенно связывают с задачами оперативно-разыскной деятельности8, но подчеркивают, что для такой деятельности данные задачи не конкретизированы.

О необходимости функционирования оперативных подразделений в структуре уголовно-исполнительной системы справедливо указывалось в свое время в государственной программе РФ «Юстиция» (2013-2020), которая

6 См.: Горяинов К.К. Об основных направлениях развития оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в условиях ее реформирования // Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое обеспечение Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: современное состояние и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 октября 2011 г., г. Рязань : в 2 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. Т. 2 : в 2 ч. Ч. 1. С. 24-28 ; Кудрявцев А.В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России : дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012.

7 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «КонсультантПлюс».

8 См.: Горяинов К.К., Зайченко Е.Ю. Направления развития оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 22-23.

была утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р. В данной программе, в частности, было указано, что предотвращение преступлений в учреждениях, исполняющих наказания, розыск лиц, совершивших побеги из мест заключения, нейтрализация влияния лидеров уголовно-преступной среды на обстановку в учреждениях, выявление случаев запрещенных связей сотрудников с осужденными требуют осуществления оперативно-разыскных мероприятий, в том числе оперативно-технических, основанных на использовании специальных технических средств и методов. Возрастает необходимость осуществления в уголовно-исполнительной системе оперативно-технической деятельности9, совершенствование научно-технического

обеспечения розыска10. Для проведения оперативно-разыскных мероприятий, повышения их эффективности и оперативности требуются современная оперативно-криминалистическая, организационная и специальная техника, средства связи, информационные системы. Однако в настоящее время действует государственная программа «Юстиция» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312), где об оперативных подразделениях уголовно-исполнительной системы уже не упоминается, а указаны более общие проблемы совершенствования системы безопасности учреждений, исполняющих наказания, применительно к мероприятиям Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ.

Вместе с тем деятельность оперативных подразделений по предупреждению и раскрытию преступлений следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, в отдельных случаях носящей экстремальный характер11, требующей надлежащей психологической готовности, в том числе и в вопросах использования научно-технических средств и методов. Сложность оперативно-разыскной деятельности во многом обусловлена необходимостью осуществления в пределах исправи-

9 См.: Быков А.В., Шипилов В.В. К вопросу о понятии оперативной техники и социальной значимости оперативно-технических мероприятий // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 162.

10 См.: Ткачук Т.А. Научно-техническое обеспечение разыскной деятельности в уголовном процессе России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2011. С. 9-12.

11 См.: Киселев А.М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы

к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 42-45.

тельного учреждения комплекса мер негласного и гласного характера, реализуемого с использованием сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в следующих направлениях: выявление причин и условий нарушений осужденными установленного порядка содержания, совершения преступлений; принятие мер общей и индивидуальной профилактики; выявление лиц, склонных к созданию межличностных конфликтов, совершению криминальных деяний; выявление источников и каналов поступления запрещенных предметов; взаимодействие с правоохранительными органами в целях предупреждения и раскрытия преступлений.

Сотрудники оперативных подразделений исправительных учреждений осуществляют сбор информации, необходимой для разработки профилактических мероприятий. В этих целях сотрудники оперативных подразделений контролируют прибытие лиц в исправительное учреждений; изучают процессы, происходящие в их среде; осуществляют оперативный контроль за лицами, состоящими на профилактическом учете; обеспечивают необходимой информацией сотрудников, которые могут ее реализовать в целях предупреждения преступлений; осуществляют постановку на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений, обеспечивают нейтрализацию криминогенных явлений и процессов, которые могут привести к совершению преступлений, в том числе источники и каналы поступления запрещенных предметов (денег, спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, мобильных телефонов и комплектующих к ним), каналы связи с криминалитетом, находящимся на свободе, неслужебные связи сотрудников, недостатки в организации надзора, охраны, пропускного режима, несения службы12.

Немаловажно, что оперативные подразделения являются координаторами деятельности других структурных подразделений в целях профилактики преступлений, организации системы обмена информацией, имеющей значение для их предупреждения. В необходимых

12 См.: Епанешников В.С., Моисеев Н.Д. Роль оперативных подразделений следственных изоляторов в обеспечении правопорядка // Действия сотрудников уголовно-исполнительной системы при получении информации о подготавливаемом или совершенном преступлении : сб. науч. тр. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. Вып. 7. С. 88-92.

случаях, когда имеются обоснованные данные о подготовке к совершению преступления, для его пресечения обязательно проведение комплекса мероприятий оперативно-разыскного и другого характера. Их реализация нередко проводится во взаимодействии с сотрудниками других структурных подразделений.

Вместе с тем, говоря о расширении предметной области исследования криминалистики и оперативно-разыскной деятельности, в том числе в изучении возможностей научно-технических методов и средств для предупреждения преступлений и иных правонарушений в сфере исполнения наказаний, следует учитывать правоохранительную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по исполнению уголовных наказаний не только в виде лишения свободы, но и альтернативных лишению свободы наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Во-первых, на основании ч. 3 ст. 18.1. «Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества», УИК РФ оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется самостоятельно, а также во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов. Это очевидно требует дальнейших научных исследований, разработки прикладных рекомендаций, совершенствование ведомственного регулирования оперативно-разыскной деятельности.

Во-вторых, функционирование уголовно-исполнительных инспекций связано с активным внедрением научно-технических средств и мето-дов13. В целях борьбы с преступностью эти научно-технические возможности следует учитывать в оперативно-разыскной деятельности.

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний являются субъектами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. В

13 См.: Епифанов С.С. Применение научно-технических

средств и методов при реализации правоохранительных функций уголовно-исполнительными инспекциями: вопросы правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 270-272.

соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», территориальные органы уголовно-исполнительной системы руководят подведомственными учреждениями, исполняющими наказания и, согласно ст. 14, имеющими право осуществлять оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Заметим, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы «осуществляют руководство», но о праве на осуществление оперативно-разыскной деятельности в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ничего не сказано; это право отнесено к учреждениям, исполняющим наказания.

В ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что оперативно-разыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, проводятся в соответствии с данным законом и исключительно в пределах полномочий органов, установленных соответствующими законодательными актами. Однако конкретные полномочия оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительном законодательстве не определены. Вместе с тем для обеспечения, например, собственной безопасности, государственной защиты оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы в рамках своей компетенции осуществляют соответствующие оперативно-разыскные мероприятия за пределами территорий исправительных учреждений. Это обусловлено тем, что угроза личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, членам их семей может исходить извне учреждений, исполняющих наказания.

Задачи оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе конкретизированы только применительно к исправительным учреждениям в ст. 84 УИК РФ: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и

нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе осуществляется при исполнении наказаний как в виде лишения свободы, так и наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Кроме того, оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе осуществляется для решения задачи собственной безопасности, в том числе государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы. В уголовно-исполнительную систему входят оперативно-технические и поисковые подразделения14. Правовые и организационные проблемы оперативно-разыскной деятельности носят межведомственный характер. Актуальность осуществления оперативно-разыскной деятельности, как в исправительных учреждениях, так и в органах уголовно-исполнительной системы за их пределами, обусловлена необходимостью обеспечения не только собственной безопасности, но и общественной безопасности в случаях побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также необходимостью борьбы с коррупцией.

В связи с изложенным нами предлагается учесть сказанное в перспективе при разработке нового федерального закона, регламентирующего деятельность уголовно-исполнительной системы, а также возможно дополнить действующий Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», отдельной статьей «Оперативно-разыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе», в которой целесообразно конкретизировать задачи оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, указать, что данная деятельность в уголовно-исполнительной системе

14 См.: Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» // СПС «КонсультантПлюс».

осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, а также совместно с оперативными подразделениями иных государственных органов, уполномоченными на то законом, в пределах их компетенции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между данными органами и Федеральной службой исполнения наказаний.

Следует учитывать, что тенденции развития законодательства о правоохранительных органах обусловливают необходимость закрепления использования научно-технических достижений в качестве одного из принципов осуществления правоохранительной деятель-ности15. В современных условиях принцип использования в деятельности уголовно-исполнительной системы достижений науки и техники, современных информационных и телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения безопасности исполнения уголовных наказаний представляется актуальным, имеет теоретико-прикладное значение, требует внимания при формулировании и законодательном закреплении новых принципов функционирования органов и учреждений, исполняющих наказания, адекватно отражающих состояние и развитие уголовно-исполнительной системы РФ. Смысл данного принципа расширяет понимание технологии осуществления правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в условиях научно-технического прогресса, является основой дальнейшей реализации концептуальных положений о функционировании в исправительных учреждениях и следственных изоляторах эффективной системы противодействия противоправному поведению осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом внедрения научно-технических методов и средств обеспечения безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим в качестве одного из базовых принципов функционирования уголовно-исполнительной системы РФ нами предлагается для законодательного закрепления и исполнения такой принцип, как использование достижений науки и техники в деятельности

15 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Под содержанием данного принципа подразумевается обязанность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы использовать в своей деятельности достижения науки и техники, современных информационных и телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения безопасности исполнения уголовных наказаний. Причем «достижения науки» понимаются в широком смысле как результаты юридических, технических, экономических, психологических и других наук, их внедрение

в правоохранительную деятельность уголовно-исполнительной системы. Закрепление данного

принципа как в перспективе, так и в действующем Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (путем внесения добавления в ст. 1), будет способствовать не только перманентному внедрению научно-технических достижений в сфере исполнения наказаний, но и в целом даст мощный импульс ведомственной науке в уголовно-исполнительной системе, обоснованию ее значения для общества и государства. Важность науки, ее результатов для системы исполнения наказаний законодательно аргументирует дальнейшее развитие научно-исследовательских и образовательных организаций в уголовно-исполнительной системе.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «КонсультантПлюс».

5. Быков, А.В. К вопросу о понятии оперативной техники и социальной значимости оперативно-технических мероприятий / А.В. Быков, В.В. Шипилов // Человек: преступление и наказание. -2013. - № 1 (80).

6. Гирько, С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2004.

7. Горяинов, К.К. Направления развития оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / К.К. Горяинов, Е.Ю. Зайченко // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 1 (25).

8. Горяинов, К.К. Об основных направлениях развития оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в условиях ее реформирования // Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое обеспечение Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: современное состояние и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 октября 2011 г., г. Рязань : в 2 т. -Рязань : Академия ФСИН России, 2011. - Т. 2 : в 2 ч. - Ч. 1.

9. Епанешников, В.С. Роль оперативных подразделений следственных изоляторов в обеспечении правопорядка / В.С. Епанешников, Н.Д. Моисеев // Действия сотрудников уголовно-исполнительной системы при получении информации о подготавливаемом или совершенном преступлении : сб. науч. тр. - Рязань : Академия ФСИН России, 2012. - Вып. 7.

10. Епифанов, С.С. Применение научно-технических средств и методов при реализации правоохранительных функций уголовно-исполнительными инспекциями: вопросы правового регулирования // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 2 (93).

11. Киселев, А.М. О психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1.

12. Козлов, В.И. Оперативно-разыскные меры противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства: правовые и методологические проблемы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009.

13. Кудрявцев, А.В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-разыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России : дис. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2012.

14. Оперативно-разыскная деятельность : учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М., 2004.

15. Теория оперативно-разыскной деятельности : учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчин-ского, Г.К. Синилова. - М., 2006.

16. Ткачук, Т.А. Научно-техническое обеспечение разыскной деятельности в уголовном процессе России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2011.

17. Хромов, И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-разыскные аспекты : моногр. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.