Право
160 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 160-164
УДК 34
ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
© 2015 г. А.В. Агарков
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Владимир
Поступила в редакцию 15.01.2015
Рассматривается проблема законодательного регулирования задач оперативно-розыскной деятельности, осуществляемых оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. Предложены пути разрешения существующих правовых коллизий.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, задачи, нарушения установленного порядка отбывания наказания, преступления.
Оперативно-розыскная деятельность, как и иные виды правоохранительной деятельности государства, регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами - это аксиома, известная каждому юристу. Однако в полной ли мере указанная регламентация отвечает современной практике осуществления оперативно-розыскной деятельности? Существуют ли значимые недостатки, требующие скорейшего разрешения? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Проведенный автором анализ законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) оперативных подразделений всех уполномоченных на то правоохранительных органов и специальных служб, позволяет сделать вывод, что указанная деятельность направлена на решение задач, регламентированных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее -ФЗ «Об ОРД») [1], а также иных задач, также предусмотренных ФЗ «Об ОРД». Единственным исключением на сегодняшний момент является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями исправительных учреждений, - ее задачи указаны как в ст. 2 ФЗ «Об ОРД», так и в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, причем по содержанию они несколько отличаются от предусмотренных в ФЗ «Об ОРД».
Сравнительный анализ указанных источников показывает, что почти все задачи ОРД в исправительных учреждениях, предусмотренные ст. 84 УИК РФ, поглощаются первой задачей ОРД, предусмотренной ФЗ «Об ОРД»: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и
установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Задача по выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях нарушений установленного порядка отбывания наказания оперативно-розыскным законодательством вообще не предусмотрена, так как не все нарушения режима содержания могут впоследствии привести к совершению преступления.
Однако автор считает необходимым подчеркнуть, что, как верно указывают С.А. Бажанов, К.К. Горяинов и А.П. Исиченко, эти нарушения, будучи пенитенциарными по сути и месту совершения, не являются преступлениями и не влекут уголовной ответственности, однако из законодательного перечня таких злостных нарушений усматривается, что они несут в себе весьма опасный криминогенный потенциал, который в условиях предельно высокой концентрации наиболее криминально поражённой части осуждённых, к тому же на ограниченной территории, может привести и приводит к пенитенциарным конфликтам, нередко перерастающим в уголовно наказуемые деяния или квалифицируемым как преступления [2].
Говоря об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в учреждениях УИС, направленных на борьбу с нарушениями режима содержания, следует выделить еще один аспект, иллюстрирующий несовершенство действующего оперативно-розыскного законодательства. Как правило, проводя указанные мероприятия, оперативные работники ссылаются на ст. 82 УИК РФ, которая разрешает осуществление ОРД для решения данной за-
дачи. Вместе с тем ст. 7 ФЗ «Об ОРД», предусматривающая основания для проведения ОРМ, такого основания не содержит, а используемый в ней термин «противоправное деяние» необходимо понимать как преступление [3]. Кроме того, указанную деятельность, осуществляемую в следственных изоляторах, следует считать вообще незаконной, так как действие УИК РФ в данных учреждениях распространяется лишь на лиц, оставленных в СИЗО для выполнения хозяйственных работ.
Налицо коллизия в праве, не позволяющая оперативным работникам ФСИН России в полном объеме осуществлять ОРД, в частности заводить дела оперативного учета, т.к. это противоречит ст. 10 ФЗ «Об ОРД», и ставящая под сомнение законность осуществления ОРМ в целях борьбы с нарушениями режима содержания. Н.Н. Васильев и Ю.Ф. Кваша, мнение которых в данном вопросе автор частично разделяет, предлагают следующий выход из этой ситуации: дополнить ст. 7 ФЗ «Об ОРД» частью, устанавливающей такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях [4]. Вместе с тем следует отметить, что данное предложение было сформулировано еще в 1994 году, неоднократно упоминалось в числе предложений по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства [5, 6], но до сих пор не нашло своей реализации в тексте закона.
Если обратиться к законодательному опыту стран СНГ, очевидно, что с нашей точкой зрения согласен казахстанский законодатель, предусмотревший в качестве одной из задач ОРД в Республике Казахстан поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.
Говоря об иных отличиях перечня задач ОРД в Республике Казахстан от задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД», необходимо выделить следующий, на взгляд автора, положительный опыт. Казахстанский законодатель предусматривает, наряду с борьбой с преступностью, противодействие разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; а также иные функции оперативно-розыскной деятельности, которые в РФ либо урегулированы иными законами вне рамок ФЗ «Об ОРД» (например, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняе-
мых лиц), либо не имеют надлежащей правовой базы (обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны) [7].
Кроме того, заслуживают внимания положения, приведенные в законе «Об ОРД» Республики Армения: цель ОРД - защита прав человека и гражданина, государственной и общественной безопасности от противоправных посягательств и декларированное в качестве одной из задач обеспечение нормальной деятельности уголовно-исполнительных учреждений [8].
Мнение о необходимости коренного реформирования задач ОРД уже сформировалось у ряда ученых, разрабатывающих оперативно-розыскную проблематику. Так, В.М. Атмажитов указывает, что борьба с преступностью действительно является важнейшей, но не единственной составляющей цели такой деятельности. В процессе ее осуществления нередко решаются также задачи, выходящие за рамки непосредственно борьбы с преступностью. К таким задачам, в частности, относятся:
- розыск различных категорий лиц (утративших связь с родственниками; должников (ответчиков) по гражданским делам и т. д.);
- установление личности лиц (больных и детей, не могущих сообщить сведения о себе; не имеющих документов и скрывающих подлинные сведения о себе), персонификация (идентификация) неопознанных трупов;
- сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске определенных лиц к определенным сведениям (составляющим государственную тайну и др.) и видам деятельности (оперативно-розыскной, частной детективной, охранной и др.);
- поддержание в исправительных учреждениях режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством;
- обеспечение охраны государственных секретов и др.
Из этого следует, что путем осуществления оперативно-розыскной деятельности помимо непосредственно борьбы с преступностью решаются также многие другие социально значимые задачи, не связанные с такой борьбой. Таким образом, эта деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности, цель которой - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения безопасности общества и государства в самом широком смысле этого слова [9].
162
А.В. Аиарков
Указанную точку зрения значительно расширяет А.Ю. Шумилов, выделяющий в современной оперативно-разыскной (как указывает А.Ю. Шумилов со ссылкой на [10], в соответствии с современными правилами русского языка термин «оперативно-разыскной» и производные от него термины при его использовании в качестве государственного языка РФ должны писаться через букву «а» в слове «разыскной». - А.А.) деятельности три основных вида: уголовно-сыскная работа (ОРД в узком смысле слова); «смешанная» оперативно-розыскная работа, в которой складываются общественные отношения как криминального, так и некриминального свойства (аналитическая разведка, обеспечение собственной безопасности, удосто-верительно-розыскная работа, ОРД в экстремальных условиях, противодействие коррупции); неуголовно-сыскная работа (административно-проверочная работа, справочно-информационная работа с зарубежными контрагентами, подготовка и представление результатов ОРД в арбитражный и гражданский процесс) [11].
Поддерживая указанные точки зрения, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования ФЗ «Об ОРД» путем принятия нового закона, в том числе статей, предусматривающих задачи ОРД и основания их проведения.
Приступая к формулированию задач оперативно-розыскной деятельности на современном этапе, необходимо еще раз напомнить, что по воле законодателя в настоящее время на оперативные подразделения возложены «оперативно-проверочные» функции, не предусмотренные задачами ФЗ «Об ОРД» (ст. 2), но вытекающие из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2, ч. 3 ст. 7) [1].
Автор считает необходимым подчеркнуть, что задачи ОРД и основания для проведения ОРМ должны находиться в неразрывной логической связи, так как ОРМ предназначены исключительно для решения задач ОРД. Вместе с тем перечисленные выше основания (ч. 2, 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД») не в полной мере соответствуют задачам ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»).
Сама формулировка дефиниции ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» оставляет сомнения: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений...» - идет ли здесь речь об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для правильного понимания необходим лексический анализ выражения «собирать данные». Большой толковый словарь предлагает следующее толкование: «собирать (со-
брать)» - приобрести, получить и т.п. у многих или постепенно, по частям [12]. Тот же источник определяет термин «данные» как «сведения, показатели, характеризующие кого-, что-л. как основа каких-л. выводов, решений» [12]. Таким образом, синтез полученных формулировок приводит к следующему определению: «собирать данные - осуществлять процесс получения сведений для последующего принятия решений». Таким образом, указанная формулировка включает в себя более широкий смысл, чем «проведение оперативно-розыскных мероприятий».
Ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» содержит определенную дефиницию - «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений», однако противоречие здесь в другом - проверка сведений о доходах и расходах, предоставленных некоторыми категориями граждан, не корреспондируется с целями и задачами ОРД, т.к. даже предоставление заведомо ложных указанных сведений не влечет уголовной ответственности.
Таким образом, автор вновь подтверждает вывод о том, что если законодатель хочет (в соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД») правомерно использовать ОРД для более эффективного противодействия различным противоправным действиям, то необходимо привести в соответствие перечень задач ОРД и оснований для их проведения, а также предусмотреть иные задачи и основания, не упоминаемые в действующем ФЗ «Об ОРД», в том числе и учитывающие специфику уголовно-исполнительной системы.
С учетом вышеизложенного предлагается авторская формулировка ст. 2 проекта ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» - «Задачи оперативно-розыскной деятельности».
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступных или (и) иных противоправных действий (бездействий), а также выявление и установление лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших;
- выявление, предупреждение и пресечение противоправной разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, международных организаций, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, укло-
няющихся от уголовного наказания, совершивших побег из мест лишения свободы;
- содействие в обеспечении государственной, военной, экономической, информационной, экологической безопасности Российской Федерации;
- содействие в обеспечении безопасности Президента Российской Федерации и других охраняемых лиц;
- содействие в обеспечении охраны государственной границы;
- содействие в обеспечении сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- содействие в обеспечении требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных видов наказания;
- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- осуществление розыска лиц, уклоняющихся от военной службы, исполнения долговых обязательств, совершивших дезертирство, а также розыска без вести пропавших; установление личности лиц, не могущих сообщить о себе сведения, отождествление неопознанных трупов;
- установление имущества, подлежащего конфискации, добывание иной информации для представления в арбитражный или (и) гражданский процесс;
- добывание информации в отношении лиц, для которых действующим законодательством предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
Характеризуя предлагаемый перечень задач, в первую очередь следует отметить, что условно его можно разделить на три группы:
1. Задачи, решение которых возможно, в основном, только при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступных или (и) иных противоправных действий (бездействий), а также выявление и установление лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших; выявление, предупреждение и пресечение противоправной разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, международных организаций, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, совершивших побег из мест лишения свободы.
2. Задачи, решение которых осуществляется при помощи оперативно-розыскной и иной (военной, технической, режимной и др.) деятельности: содействие в обеспечении государственной, военной, экономической, информационной, экологической безопасности Российской Федерации; содействие в обеспечении безопасности Президента Российской Федерации и других охраняемых лиц; содействие в обеспечении охраны государственной границы; содействие в обеспечении сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие в обеспечении требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных видов наказания.
3. Вспомогательные задачи ОРД, решение которых не связано непосредственно с борьбой с преступностью: обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; осуществление розыска лиц, уклоняющихся от военной службы, исполнения долговых обязательств, совершивших дезертирство, а также розыска без вести пропавших; установление личности лиц, не могущих сообщить о себе сведения, отождествление неопознанных трупов; установление имущества, подлежащего конфискации, добывание иной информации для представления в арбитражный или (и) гражданский процесс; добывание информации в отношении лиц, для которых действующим законодательством предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
Подводя итог, необходимо выделить основные выводы, к которым пришел автор в результате рассмотрения вышеуказанных вопросов.
1. Закрепленный в ФЗ «Об ОРД» перечень задач оперативно-розыскной деятельности не соответствует современной практике осуществления оперативно-розыскной деятельности и требует коренного реформирования. Проект новой редакции статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» разработан автором и приводится выше.
2. Задачи оперативно-розыскной деятельности должны находиться в тесной взаимосвязи с основаниями для проведения ОРМ, которые детализируют указанные задачи.
Список литературы
1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 05.01.2015.
2. Бажанов С.А., Горяинов К.К., Исиченко А.П. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе: расширенный комментарий
1б4
А.В. Агарков
к статье 84 УИК РФ [Текст] / НИИ ФСИН России. М., 2011. С. 9.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Российская газета. № 152. 11.08.1998.
4. Кваша Ю.Ф., Васильев Н.Н. Основные направления (концепция) оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания: Учеб.-метод. материалы по курсу «Организация и тактика ОРД органов, исполняющих наказания». М., 1994. С. 22-23.
5. Образцов С.В. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений против жизни и здоровья в исправительных колониях: Дис. ...канд. юрид. наук. Владимир, 2011. С. 10.
6. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности в учреждениях ФСИН России / Под ред. А.Ю. Шумилова // Оперативник (сыщик). 2014. № 4 (41). С. 9-11.
References
7. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z940004000 (Дата обращения: 18.02.2014).
8. http ://www. parliament. am/legislation. php? sel=show &ID=3093&lang=rus
9. Атмажитов В.М. О сущности и правовой основе оперативно-розыскной деятельности (научный доклад) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 05.03.2014).
10. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. С. 637.
11. Шумилов А.Ю. О видах и направлениях современной оперативно-разыскной деятельности: к постановке проблемы // Оперативник (сыщик). 2013. № 4 (37). С. 24-34.
12. Большой толковый словарь. http://www.gra-mota.ru/slovari/dic/?word=%F1%EE%E1%E8%F0%E0 %F2%FC&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin =x&lv=x&az=x&pe=x (Дата обращения: 03.03.2014).
6. Spasennikov B.A., Caturov A.V. Pravovoe regulirovanie operativno-razysknoj deyatel'nosti v uchrezhdeniyah FSIN Rossii / Pod red. A.Yu. Shumilovа
THE OBJECTIVES OF INVESTIGATIVE OPERATIONS PERFORMED BY THE OPERATIONAL SUBUNITS OF RUSSIA'S PENITENTIARY SYSTEM
A. V. Agarkov
The article is focused on the problem of legislative regulation of the objectives of investigative operations carried out by operational units of the penitentiary system. Some ways to solve the existing legal conflicts are proposed.
Keywords: investigative operations, investigative measures, objectives, violation of the established order of punishment, crimes.
1. Federal'nyj zakon ot 12.Q8.1995 g. № 144-FZ (red. ot 21.12.2Q13) «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» II SPS «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya: Q5.Q1.2Q15.
2. Bazhanov S.A., Goryainov K.K., Isichenko A.P. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme: rasshirennyj kommentarij k stat'e 84 UIK RF [Tekst] I NII FSIN Rossii. M., 2Q11. S. 9.
3. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.Q7.1998 g. № 86-O «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» po zhalobe grazhdanki I.G. Chernovoj» II Rossijskaya gazeta. № 152. 11.Q8.1998.
4. Kvasha Yu.F., Vasil'ev N.N. Osnovnye napravleniya (koncepciya) operativno-rozysknoj deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij organov i uchrezhdenij, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya: Ucheb.-metod. materialy po kursu «Organizaciya i taktika ORD organov, ispolnyayushchih nakazaniya». M., 1994. S. 22-23.
5. Obrazcov S.V. Operativno-rozysknoe predup-rezhdenie prestuplenij protiv zhizni i zdorov'ya v ispravitel'nyh koloniyah: Dis. ...kand. yurid. nauk. Vladimir, 2Q11. S. 1Q.
II Operativnik (syshchik). 2Q14. № 4 (41). S. 9-11.
7. Zakon Respubliki Kazahstan ot 15 sentyabrya 1994 goda «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti»: http:IIadilet.zan.kzIrusIdocsIZ94QQQ4QQQ (Data obrash-cheniya: 18.Q2.2Q14)
8. http:IIwww.parliament.amIlegislation.php?sel=show &ID=3Q93&lang=rus
9. Atmazhitov V.M. O sushchnosti i pravovoj osnove operativno-rozysknoj deyatel'nosti (nauchnyj doklad) II SPS «Konsul'tantrlyus». (Data obrashcheniya: Q5.Q3.2Q14).
1Q. Bukchina B.Z., Sazonova I.K., Chel'cova L.K. Orfograficheskij slovar' russkogo yazyka. 5-e izd., ispr. M.: AST-PRESS KNIGA, 2QQ9. S. 637.
11. Shumilov A.Yu. O vidah i napravleniyah sov-remennoj operativno-razysknoj deyatel'nosti: k post-anovke problemy II Operativnik (syshchik). 2Q13. № 4 (37). S. 24-34.
12. Bol'shoj tolkovyj slovar'. http:IIwww.gra-mota.ruIslovariIdicI?word=%F1%EE%E1%E8%FQ% EQ%F2%FC&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x &sin=x&lv=x&az=x&pe=x (Data obrashcheniya: Q3.Q3.2Q14).