УДК 343.82 ББК 67.408
© 2016 г. Е. Н. Билоус,
заместитель начальника Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя по учебной и научной работе кандидат юридических наук, профессор. E-mail: nip1966@yandex.ru
С. А. Кутякин,
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент. E-mail: Kutiakin@yandex.ru
И. С. Бардадым,
преподаватель кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России. Тел.: 8 (863) 207-86-68.
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНЫМ ГРУППИРОВКАМ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье авторы исследуют теоретические и практические аспекты оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Авторы приходят к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов противодействия криминальным группировкам осужденных в исправительных учреждениях является разобщение их внутренней организационной структуры путем развенчивания преступных «авторитетов». Однако эта деятельность не находит своего правового регулирования и законодательного закрепления. В результате нивелируется принцип непротивопоставления законности и целесообразности, определяющий законную основу правоприменительной деятельности администрации мест лишения свободы. Разрешать данное противоречие должен не правоприменитель в лице администрации исправительного учреждения или следственного изолятора, а законодатель. Только он может определять условия, порядок, субъект и объект процедуры развенчивания, методика которой не должна содержать в себе аморальных приемов.
Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, «воры», «смотрящие», криминальные группировки, противодействие преступности, оперативно-разыскная деятельность.
E. N. Bilous - Deputy Head of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, named after V.Yu. Kikot on Educational and Scientific Work, PhD in Law, Professor. S. A. Kutyakin - Professor, Department of Operative-Investigative Activities, Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, named V.Yu. Kikot, PhD in Law, associate professor.
I. S. Bardadym - Lecturer, the Department of Criminalistics and Operative-Investigative Activities, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
OPERATIONAL SEARCH COMBATING CRIMINAL GROUPS OF CONVICTS IN PRISON
In this article the authors examine the theoretical and practical aspects of operational-search counteraction to criminal gangs of convicts in correctional institutions of the penal system of Russia. The authors conclude that one of the most effective methods of counteraction to criminal gangs of convicts in prisons is a separation of its internal organizational structure by discrediting the criminal "authorities". However, this activity does not find its regulatory and legislative consolidation. As a result, offset by the principle of legality and appropriateness neprotivopostavleniya determining the legal basis for law enforcement prison administration. Allow this contradiction should not be law enforcers in the face of the administration of the correctional institution or the detention facility and the legislator. Only he can determine the conditions of the order, subject and object of discrediting the procedure, which procedure should not contain immoral practices.
Keywords: prisoners, correctional facilities, «thieves», «watching», criminal gangs, combating crime, oper-atively-search activity.
Анализ содержания современного состояния противодействия криминальным группировкам осужденных в исправительных учре-
ждениях (ИУ) позволяет нам выделить следующие его организационно-правовые формы: оперативно-разыскную; уголовно-право- Юристъ-Правоведъ, 2016, № 3 (76)
вую; уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминалистическую [8, с. 57-62]. В процессе осуществления этих форм применяются конкретные меры (средства), которые являются их содержанием. Необходимо сказать о том, что в практической деятельности эти формы и реализуемые в их рамках меры (средства) применяются в комплексе и взаимодействии.
Оперативно-разыскное противодействие криминальным группировкам осужденных включает в себя комплекс мероприятий оперативно-разыскного характера, направленных на недопущение создания и разобщение группировок отрицательной направленности, дискредитацию (развенчивание) их лидеров [7, с. 185-189], выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений и нарушений установленного порядка содержания под стражей и отбывания наказания, совершаемых лидерами и членами криминальных группировок.
Законодательная основа оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в местах лишения свободы - ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 2, 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности». В соответствии с ними оперативно-разыскная деятельность является одним из важных средств обеспечения достижения целей наказания. Более детально вопросы оперативно-разыскного противодействия преступности в местах лишения свободы регламентируются в ведомственных нормативных актах ФСИН России, которые преимущественно носят закрытый (секретный) характер.
Методологической основой оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в ИУ являются положения теории оперативно-разыскной деятельности. Практически эти положения реализуются в повседневной деятельности ИУ. К формам осуществления оперативно-разыскной деятельности относятся: выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес (оперативный поиск); оперативно-разыскная профилактика; оперативная проверка и оперативная разработка; оперативно-разыскное обеспечение уголовного судопроизводства [5].
В практике деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений по противодействию криминальным группировкам осужденных выявление лиц и фактов, вызывающих оперативный интерес (оперативный поиск), представляет собой комплекс мер по обнаружению лидеров и групп отрицательной направленности, фактов подготовки и осуществления ими противоправных действий. Особое значение придается выявлению данных об участии вновь прибывших лиц в организованных преступных формированиях или преступных группировках на свободе, занятии ими неформальной должности «смотрящего» за городом, районом, поселком, иным населенным пунктом или объектом.
В процессе осуществления оперативного поиска пристального внимания заслуживают следующие категории осужденных и заключенных под стражу: лица, принадлежащие к высшим слоям криминальной иерархии («воры», «положенцы», «блатные»), арестованные и осужденные за преступления, совершенные в составе организованных преступных групп; бывшие лидеры, активные участники и рядовые члены организованных преступных формирований на свободе и в местах лишения свободы; лица, неоднократно судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; профессиональные преступники; злостные нарушители правил внутреннего распорядка и режима отбывания наказания; осужденные и заключенные под стражу за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, уклонение от отбывания лишения свободы, совершившие иные преступления в местах лишения свободы; лица, оказывавшие сопротивление или неповиновение администрации мест лишения свободы; высказывающие угрозы в адрес сотрудников администрации или осужденных из числа актива.
Практика показывает, что наибольшую криминальную активность в местах лишения свободы проявляют осужденные молодежного возраста (18-29 лет). Именно из их числа формируется относительное большинство злостных нарушителей режима отбывания наказания [6, с. 78-82]. Они оценивают действительность с позиций личных, узкоэгоистических взглядов, их поведению присущи отклонения от норм нравственности. Для данной категории характерно совершение действий агрессивного, импульсивно-
го характера. В своем поведении они придерживаются неформальных норм преступной среды - «понятий» [2, с. 82-87].
В процессе осуществления оперативного поиска тщательно изучается информация, полученная из конфиденциальных источников, материалов личных дел заключенных под стражу и осужденных, дел оперативного учета, цензуры корреспонденции осужденных. Своевременному выявлению лидеров и активных членов криминальных группировок осужденных способствует информация, полученная из автоматизированных банков данных ГУФСИН (УФСИН) России. Оперативное управление ФСИН России ведет централизованный учет этих сведений и периодически рассылает на места ориентировки на лидеров уголовно-преступной среды, содержащихся в местах лишения свободы.
Одно из направлений информационного обеспечения оперативного поиска - получение информации из других правоохранительных органов. В первую очередь сюда относятся оперативные подразделения полиции, ведущие борьбу с организованной преступностью. В компетенцию именно этих подразделений входит оказание противодействия организованной преступности и ее лидерам.
Другим не менее важным направлением оперативного поиска является получение информации о лицах, представляющих оперативный интерес, и фактах их противоправной деятельности из оперативных подразделений других органов и учреждений ФСИН России. В результате информационного обмена выясняется характер поведения этих лиц в других местах лишения свободы, степень их авторитета, уровень организаторских способностей, их роль и место в структуре неформальной организации.
Анализ существующей практики оперативного поиска, проводимого оперативными аппаратами мест лишения свободы, дает возможность выделить его основные виды: оперативный поиск, осуществляемый в пределах учреждения (внутренний оперативный поиск), и оперативный поиск, осуществляемый за пределами учреждения (внешний оперативный поиск). В свою очередь, оперативный поиск за пределами учреждения подразделяется на оперативный поиск, осуществляемый в других местах лишения свободы (внутриведомственный оперативный поиск) и за их пределами (вневедомственный оперативный поиск).
Еще одна форма оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в ИУ - оперативно-разыскная профилактика. Она представляет собой комплекс мер, направленных на выявление причин и условий создания и функционирования в ИУ организованных преступных групп, предотвращение и пресечение их противоправной деятельности, а также их попыток распространить свое влияние и установить контроль над всей тюремной общиной учреждения. Оперативно-разыскная профилактика в местах лишения свободы включает в себя: индивидуальную и общую профилактику. Главная особенность оперативно-разыскной профилактики - возможность применения в ходе ее осуществления совокупности гласных и негласных сил, средств и методов. Профилактический учет в местах лишения свободы осуществляется в отношении следующей категории лиц: готовящихся совершить либо ранее совершавших побеги из мест лишения свободы; лидеров группировок отрицательной направленности; организующих и провоцирующих групповые эксцессы; склонных к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильнодействующих медицинских препаратов; признанных судом нуждающимися в лечении от алкоголизма; занимающихся поборами и притеснениями других осужденных; организаторов или активных участников картежных либо других азартных игр в целях извлечения материальной выгоды; склонных к мужеложству; имеющих психические расстройства; отбывающих наказание за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; склонных к нападению на представителей администрации мест лишения свободы.
Оперативно-профилактическая работа в отношении указанной категории лиц проводится непрерывно, со дня их поступления в места лишения свободы. Особое внимание обращается на выявленные факты формирования группировок отрицательной направленности, противодействующих администрации.
В целях профилактики противоправной деятельности лидеров криминальных группировок осужденных к ним применяют меры предупредительного характера: проведение индивидуально-профилактических бесед; обеспечение их надлежащей изоляции внут-
ри учреждения; исключение возможности осуществления ими нелегальных контактов с лицами, находящимися на свободе; выявление и предотвращение проникновения в учреждения запрещенных предметов. Оперативный контроль как одно из направлений оперативно-разыскной профилактики криминальной организации в ИУ и СИЗО предполагает негласный контроль за изучаемым лицом в установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке в связи с его прошлой преступной деятельностью.
Одним из наиболее эффективных методов оперативно-разыскной профилактики противоправной деятельности криминальным группировкам осужденных в исправительных учреждениях является разобщение ее организационной структуры. Как правило, это мероприятие комплексное и представляет собой совокупность мер оперативно-разыскного, режимного и воспитательного характера. В процессе реализации этого мероприятия оперативные работники во взаимодействии с сотрудниками отдела безопасности размещают членов криминальных группировок осужденных по разным рабочим сменам, производственным помещениям, бригадам, отрядам, жилым помещениям, локальным участкам; водворяют лидеров организации за нарушения режима отбывания наказания в ШИЗО или переводят в ПКТ. Практикуется перевод лидеров и активных участников по согласованию с вышестоящими органами в другие ИУ. В ходе проведения воспитательных бесед с членами криминальных группировок их предупреждают об ответственности за совершение противоправных действий, доводят факты нарушений неформальных норм их лидерами и другими участниками. Одним из наиболее эффективных методов дезорганизации внутренней структуры криминальным группировкам осужденных является развенчивание ее лидеров и активных членов.
Проведенные нами экспертные опросы оперативных работников ИУ и СИЗО свидетельствуют о том, что в практике развенчивания лидеров криминальных группировок осужденных встречаются примеры применения методов, несовместимых с принципами морали и права. На наш взгляд, подобная практика приводит к отрицательному воспитательному воздействию на личность развенчиваемого, других осужденных и сотрудни-
ков исправительных учреждений. Неразборчивость в методах, применяемых при развенчивании, формирует у сотрудников установку на то, что в противодействии преступности все методы хороши, а это, в свою очередь, приводит к деформации их личности и грубейшим нарушениям законности при осуществлении ими своей служебной деятельности. Так, 31 мая 2008 г. сотрудниками исправительной колонии г. Копейска были жестоко избиты прибывшие по этапу 16 осужденных, принадлежавших к категории «блатных», и поэтому отказавшихся выполнять требования администрации, несовместимые с их неформальным статусом. К ним были применены спецсредства - наручники и резиновые палки. В результате избиения 12 осужденных получили травмы различной степени тяжести, а для четверых из них они оказались смертельными. Непосредственно в избиении заключенных принимали участие 14 сотрудников колонии, начиная с младших инспекторов и заканчивая начальником оперативного отдела, отдела безопасности и двумя заместителями начальника колонии. Прибывший на место инцидента руководитель ГУФСИН России генерал-лейтенант В. Жидков и два его заместителя - начальники управления безопасности и оперативного управления вместе с начальником колонии В. Ва-леевым с целью сокрытия преступления приняли решение инсценировать бунт - приказали подчиненным нанести друг другу побои. Все перечисленные сотрудники привлечены к уголовной ответственности [9]. В значительной степени такая реакция на противодействие со стороны осужденных обусловлена внутренним восприятием отдельными сотрудниками субкультурных норм и образцов поведения, принятых в криминальной среде.
К выводу о том, что тюремной субкультуре нередко подчиняются представители администрации мест лишения свободы, пришли в своем исследовании Ю. М. Антонян и Е. Н. Ко-лышницына [1, с. 52]. Противозаконные, а иногда и откровенно преступные случаи развенчивания «авторитетов» сотрудниками исправительных учреждений приводят в своем исследовании Г. Глонти и Г. Лобжанидзе: «Одна из самых страшных угроз для отрицалова -изнасилование в пресс-камере. После изнасилования опер может предложить изнасилованному своего рода джентльменское соглашение: о происшедшем никто не узнает,
если заключенный согласится стать его агентом или подписать заявление об отречении от воровских идей» [3, с. 87].
Развенчивание, совершаемое при помощи аморальных и противоправных методов, может привести и к другим тяжким последствиям. Осужденный «авторитет», в отношении которого применяются аморальные и незаконные методы развенчивания, в целях прекращения применения к нему унижающих его методов и своей нравственной «реабилитации» перед другими осужденными может пойти на совершение преступления [7, с. 185-189].
При помощи оперативно-разыскных и режимных мероприятий выявляются и пресекаются источники финансирования криминальных группировок осужденных, принимаются меры к документированию их противоправных действий. За совершение действий, содержащих признаки преступления, лидеры и члены криминальных группировок привлекаются к уголовной ответственности.
Важными формами оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в ИУ являются оперативная проверка и оперативная разработка.
Оперативная проверка представляет собой составную часть оперативной разработки, ее
и 1 Л ________и
первоначальный этап. В ходе оперативной проверки оперативные работники устанавливают достоверность сведений, полученных ими в результате оперативного поиска, а также первичных (непроверенных) сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, полученных ими из других источников. Если информация, на основании которой эта проверка проводилась, найдет свое подтверждение, оперативные работники принимают решение о проведении оперативной разработки лидеров и активных участников криминальных группировок осужденных.
Оперативно-разыскные мероприятия, осуществляемые в ходе оперативной разработки, могут носить как гласный, так и негласный характер. Одной из главных задач, решаемых при помощи оперативной разработки, является документирование противоправных действий разрабатываемых лиц (выявление оперативно-разыскным путем фактических данных, представляющих оперативный интерес) и обеспечение возможности использовать полученные данные для предотвращения или раскрытия преступлений и розыска
скрывшихся преступников, а также принятия к ним профилактических, административных, уголовно-правовых мер, предусмотренных законом [4, с. 33-38].
При проведении оперативной разработки широко используются средства технического контроля за действиями преступников. Об использовании этих средств и полученных в результате их применения данных оперативными работниками составляются документальные отчеты, которые при соответствующем уголовно-процессуальном оформлении могут использоваться в качестве вещественных доказательств, а сотрудники, осуществлявшие оперативно-разыскные мероприятия, могут выступать в качестве свидетелей в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.
В случае успешного завершения оперативной разработки в отношении лидеров и членов криминальных группировок осужденных, совершивших преступления, возбуждается уголовное дело, и они привлекаются к уголовной ответственности. С этого момента начинается реализация такой формы оперативно-разыскной деятельности, как оперативно-разыскное обеспечение уголовного судопроизводства, смысл которого заключается в осуществлении оперативными аппаратами ИУ и СИЗО во взаимодействии с оперативными аппаратами криминальной полиции и иных правоохранительных органов системы оперативно-разыскных мероприятий. Они проводятся в целях: сбора информации о лицах, фактах, предметах и документах, имеющих отношение к доказыванию; выявления, нейтрализации и устранения противодействия со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и лиц, им содействующих, процессу уголовного судопроизводства; обеспечения личной безопасности и сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, сотрудников правоохранительных органов, его обеспечивающих, а также членов их семей и близких им лиц.
Практика показывает, что воспрепятствование уголовному судопроизводству со стороны лидеров криминальных группировок осужденных осуществляется в следующих формах:
1) оказание психологического давления со стороны привлекаемого к уголовной ответственности криминального лидера, его родственников, друзей, преступных связей внут-
ри и за пределами ИУ, СИЗО. Давление оказывается на других участников уголовного процесса, а также сотрудников УИС и иных правоохранительных органов, осуществляющих по отношению к уголовно-процессуальной деятельности вспомогательные функции. По отношению к ним применяются подкуп, шантаж, угрозы физической расправой над ними, их родственниками и близкими лицами, а также уничтожения, повреждения их имущества;
2) введение следствия и суда в заблуждение путем разработки легенды и избрания в соответствии с ней линии поведения на следствии и в суде с целью уклонения от уголовной ответственности. На практике это осуществляется путем межкамерной переписки, перекрикивания, использования в качестве почтальонов представителей администрации, лиц, освобождаемых из ИУ, СИЗО, адвокатов, незаконного использования средств связи;
3) уничтожение или сокрытие предметов, документов либо иных фактических данных, которые могут стать доказательствами по уголовному делу;
4) укрытие имущества и финансовых средств («общака»), нажитых преступным путем;
5) уклонение от следствия и суда (побеги);
6) проведение лидерами и другими членами криминальных группировок осужденных активных контрразведывательных мероприятий.
Следует учитывать, что оперативно-разыскные средства (меры) по нейтрализации преступного противодействия предварительному расследованию необходимо использовать в комплексе с другими. В настоящее время сложилась ситуация, когда оперуполномоченные, сотрудники отделов безопасности и следователи (дознаватели) работают автономно. Проводя оперативно-разыскные мероприятия, оперуполномоченные накапливают информацию для себя, мало заботясь о том, чтобы при ее получении формировалась основа для доказательств в уголовно-процессуальном смысле, что, безусловно, отрицательно отражается на нейтрализации противодействия предварительному расследованию. В связи с этим мы считаем необходимым ввести в практику разработку совместных планов деятельности указанных субъектов по нейтрализации преступного противо-
действия. Такие планы должны быть конкретными и строиться с учетом обобщения практики, а их разработка - осуществляться на основе конкретных ситуаций, возникающих в процессе расследования.
Законодательная основа оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в местах лишения свободы нашла свое воплощение в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 2, 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности».
Методологической основой оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных в ИУ являются положения теории оперативно-разыскной деятельности. Практически эти положения реализуются в повседневной деятельности оперативных аппаратов ИУ.
К формам осуществления оперативно-разыскного противодействия криминальным группировкам осужденных относятся: выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес (оперативный поиск); оперативно-разыскная профилактика; оперативная проверка и оперативная разработка; оперативно-разыскное обеспечение уголовного судопроизводства.
Один из наиболее эффективных методов противодействия криминальным группировкам осужденных в исправительных учреждениях - разобщение ее внутренней организационной структуры путем развенчивания преступных «авторитетов». Однако эта деятельность не находит своего правового регулирования и законодательного закрепления. В результате нивелируется принцип непротивопоставления законности и целесообразности, определяющий законную основу правоприменительной деятельности администрации мест лишения свободы. Разрешать данное противоречие должен не правоприменитель в лице администрации исправительного учреждения или следственного изолятора, а законодатель. Только он может определять условия, порядок, субъект и объект процедуры развенчивания, методика которой не должна содержать в себе аморальных приемов.
Оперативно-разыскные средства (меры) по нейтрализации преступного противодействия предварительному расследованию сле-
дует использовать в комплексе с уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными, уголовно-исполнительными, криминалистическими. Для этого необходимо проводить со-
Литература
1. Антонян Ю. М., Колышницына Е. Н. Мотивация поведения осужденных: монография. М., 2009.
2. Билоус Е. Н., Кутякин С. А., Напханен-ко И. П. Антагонистический характер факторов, обусловливающих возникновение неформальных тюремных норм («понятий») в среде осужденных к лишению свободы // Философия права. 2016. № 1 (74).
3. Глонти Г., Лобжанидзе Г. Профессиональная преступность в Грузии («воры в законе»): монография. Тбилиси, 2004.
4. Гришин Д. А. К вопросу о понятии и содержании административного принуждения, применяемого сотрудниками ФСИН России // Административное право и процесс. 2016. № 1.
5. Гришин Д. А., Кутякин С. А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России: монография. Рязань, 2013.
6. Кутякин С. А., Гришин Д. А. Структура, содержание и особенности конфликта между криминальной организацией осужденных к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы России // Вестник Российского нового университета. 2015. № 7.
7. Кутякин С. А. К вопросу о нравственных и правовых аспектах «развенчивания» лидеров криминальной оппозиции в местах лишения свободы // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2010. № 4.
8. Кутякин С. А. Уголовно-процессуальное, криминалистическое и уголовно-исполнительное противодействие организованным преступным группам осужденных в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2.
9. Пинкус М. Театр одного генерала. URL: http://www.rg.ru/printable/2010/06/08/reg-ural/ bunt.html
вместное планирование мероприятий по организации противодействия криминальным группировкам осужденных с участием всех субъектов этой деятельности.
Bibliography
1. Antonian Y. M., Kolyshnitsyna E. N. Motivation of behavior condemned: monograph. Moscow, 2009.
2. Bilous E. N., Kutyakin S. A., Naphanenko I. P. The antagonistic nature of the factors contributing to the emergence of informal prison norms («concepts») among the convicts // Philosophy of Law. 2016. № 1 (74).
3. Glonti G., Lobjanidze G. Professional criminality in Georgia («thieves in law»): monograph. Tbilisi, 2004.
4. Grishin D. A. On the question of the concept and content of administrative coercion, used by employees FSIN Russia // Administrative law and process. 2016. № 1.
5. Grishin D. A., Kutyakin S. A. State regulation of countering manifestations of organized crime in the penal system of Russia: monograph. Ryazan, 2013.
6. Kutyakin S. A., Grishin D. A. Struktura content and features of the conflict between the criminal organization of convicts and the prison administration penal system of Russia // Bulletin of the Russian New University. 2015. № 7.
7. Kutyakin S. A. On the question of the moral and legal aspects of «discrediting» the leaders of the opposition in criminal detention // Bulletin of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russia. 2010. № 4.
8. Kutyakin S. A. Criminal procedure, forensic and criminal enforcement response to organized crime groups convicted in prisons // Criminal executive law. 2015. № 2.
9. Pincus M. Theatre one general. URL: http:// www.rg.ru/printable/2010/06/08/reg-ural/bunt.html