Научная статья на тему 'Организации мониторинга регионального агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики'

Организации мониторинга регионального агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / РЕГИОН / REGION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / МЕТОДЫ / METHODS / СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / REGIONAL MARKET / SYSTEMS OF INDEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махачева З.М.

Настоящая статья посвящена вопросам организации мониторинга регионального агропромышленного комплекса. Исходной базой послужили выдвинутые в отечественных экономических и социологических исследованиях идеи изучения реальных социально-экономических процессов с использованием количественных и качественных методов. Определены методологические принципы, на которых должен базироваться мониторинг в условиях рыночной экономики, раскрыты подходы к организации мониторинга, обоснована необходимость разработки системы показателей для формирования мониторинга регионального рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONS OF MONITORING OF REGIONAL AGRICULTURE IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The present article is devoted questions of the organisation of monitoring of regional agriculture. As initial base have served put forward in domestic economic and sociological researches of idea of studying of real social and economic processes with use of quantitative and qualitative methods. Methodological principles on which monitoring in the conditions of market economy should be based are defined, approaches to the monitoring organisation are opened, necessity system engineering of indicators for formation of monitoring of the regional market is proved.

Текст научной работы на тему «Организации мониторинга регионального агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики»

МАХАЧЕВА З.М.

ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики

Настоящая статья посвящена вопросам организации мониторинга регионального агропромышленного комплекса. Исходной базой послужили выдвинутые в отечественных экономических и социологических исследованиях идеи изучения реальных социально-экономических процессов с использованием количественных и качественных методов. Определены методологические принципы, на которых должен базироваться мониторинг в условиях рыночной экономики, раскрыты подходы к организации мониторинга, обоснована необходимость разработки системы показателей для формирования мониторинга регионального рынка.

МАНАСНЕУА 2.М.

THE ORGANIZATIONS OF MONITORING OF REGIONAL AGRICULTURE IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The present article is devoted questions of the organisation of monitoring of regional agriculture. As initial base have served put forward in domestic economic and sociological researches of idea of studying of real social and economic processes with use of quantitative and qualitative methods. Methodological principles on which monitoring in the conditions of market economy should be based are defined, approaches to the monitoring organisation are opened, necessity system engineering of indicators for formation of monitoring of the regional market is proved.

Ключевые слова: мониторинг, агропромышленный комплекс, регион, принципы, методы, системы показателей, региональный рынок.

Keywords: monitoring, agroindustrial complex, region, principles, methods, systems of indexes, regional market.

Экономический мониторинг регионального агропромышленного комплекса опирается на ряд методологических и методических предпосылок.

Исходной базой служат выдвинутые в отечественных экономических и социологических исследованиях идеи изучения реальных социально-экономических процессов с использованием количественных и качественных методов. Эти идеи в дальнейшем развивались в направлении изучения механизмов и последствий реформ, организации социально-экономического мониторинга переходных процессов [18].

В условиях рыночной экономики мониторинг должен базироваться на следующих методологических принципах:

система должна быть динамичной, гибкой и легко приспосабливаться к потребностям общества, конъюнктуре рынка;

необходима демократичность, свобода каждого крестьянина в выборе форм хозяйствования и отношений собственности;

форма хозяйствования должна соответствовать экономическим требованиям, зональным технологиям производства качественной продукции, обеспечивать рациональное использование земли, имеющейся материально-технической базы;

система хозяйствования должна отвечать интересам и социальным запросам сельских работников, собственников и всего населения в целом.

Но отсутствие достаточной теоретической, методологической и методической базы исследования процессов организации рыночных социально-производственных систем сдерживает разработку методических положений и практических рекомендаций по данному вопросу.

Одним из подходов к организации мониторинга является методология углубленного производственного интервьюирования, развиваемая в течение многих лет в ИНП РАН для изучения реальной экономики [3]. Суть этого метода - изучение хозяйственных процессов глазами людей, которые, с одной стороны, играют какую-нибудь из основных ролей в экономике (директор предприятия, снабженец и т.п.), а с другой - могут и готовы подробно рассказать об этом.

Также использовался метод углубленного исследования («case - study»), то есть изучение процесса функционирования хозяйственной единицы с обязательным выявлением особенностей принимаемых решений [15].

В 1986-1990 гг. в ЦЭМИ АН СССР развивался комбинированный подход к оценке воздействия, изменений в хозяйственном механизме на поведение промышленных предприятий, основанный на сочетании количественных и качественных методов. Количественный анализ был ориентирован применительно на использование данных статистической и бухгалтерской отчетностей. Качественный же - на получаемую путем свободных и формализованных интервью и анкетирования работников предприятий, министерств информацию, которая характеризует мотивации хозяйствующих субъектов, взаимоотношения различных уровней управления, механизмы принятия решений и т.п. [7]. В связи с этим были созданы методические рекомендации [13].

Все вышеперечисленные методологические разработки в названных подходах: широкие опросы, глубокие интервью, углубленные и комбинированные обследования - послужили предпосылками экономического мониторинга предприятий, начатого в 1991 году.

С 1992 года в России возросло внимание экономистов к изучению преобразований на микроуровне [11]. Прошел «шоковый» этап российских реформ [14]. А так как существует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику, эволюционный путь постепенного созидания рыночных институтов и так называемая «шоковая терапия», то разница между этими путями заключается в сроках

проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и т.д.

Началось становление двух направлений исследования деятельности предприятий реального сектора и других субъектов экономики, а именно «конъюнктурного» и «поведенческого».

Конъюнктурные опросы в России начали выполняться с 1992г. независимыми аналитическими организациями и государственными органами. Жесткая организационно-технологическая схема опросов позволяла обеспечить динамическую сопоставимость результатов, а при охвате значимой выборочной совокупности - их репрезентативность. Целью конъюнктурных опросов являлось получение субъективной статистики для оценки и прогноза состояния экономической конъюнктуры.

Руководители достаточно большого количества предприятий, составляющие репрезентативную выборку, оценивают величину основных показателей деятельности предприятий (объема продаж, запасов, уровня цен и др.) в терминах «увеличилось-уменьшилось» или «выше нормы - ниже нормы». Для проведения анализа по такой схеме опросы должны проводиться со строгой периодичностью (ежемесячно, ежеквартально) по вопросникам.

И первой компанией, проводящей опросы, осуществляемые с декабря 1991 года ежемесячно, явилась Российский экономический барометр (РЭБ) [19]. Выборка тогда охватила 500 предприятий по России [1].

Опросы были нацелены на оценку деловой активности предприятий в производстве, инвестициях, запасах и других сферах, получение обобщенных субъективных оценок экономического положения и перспектив развития предприятий АПК [9].

Соответственно в 1995-1996 гг. были предложены и опробованы направления развития содержания мониторинга в связи с изменившейся ситуацией, основанные на модификации его методологии и методики с помощью следующих параметров:

Конкретизация. Применение разработанного подхода к детальному изучению определенной сферы деятельности предприятий ПК, что предполагает при соответствующих временных и ресурсных ограничениях проведение фокусированных интервью и сосредоточение анкеты на содержательно ограниченном круге вопросов.

Углубление и детализация. Комплексное изучение проблем предприятий АПК. Это глубокое обследование с привлечением данных статистики.

Получение репрезентативных количественных оценок. Возникает возможность двух подходов к изучению преобразований на микроуровне -поведенческого и конъюнктурного.

Расширение объекта наблюдения. Необходимость в более детальном и взвешенном исследовании тех сторон экономической, организационно-правовой и институциональной среды, которые влияют на деятельность предприятий АПК, а также организаций и институтов, с которыми они взаимодействуют.

Впоследствии применялись методы формализованных интервью и закрытого анкетирования и посвященные этим вопросам работы [5, 6, 12].

Для применения вышеперечисленных методов необходимо представить алгоритм системы мониторинга (рисунок 1).

Рис. 1. Алгоритм применения системы мониторинга в АПК

Все блоки этой системы взаимосвязаны друг с другом. Перед тем, как начать сбор информации, необходимо принять управленческое решение о начале проведения мониторинга и определить цель его проведения. Также необходимо определить ответственных исполнителей за проведение мониторинга.

Информационное обеспечение должно соответствовать параметрам модели развития ситуации в АПК, а также задачам, решаемым с помощью мониторинга. Это необходимо для того, чтобы не было переизбытка информации, и для сокращения времени по ее переработке. Наиболее часто применяемые показатели: данные Госкомстата, бухгалтерской и оперативной отчетности субъектов АПК, других организаций и специальных исследований (информационно-консультационные службы, Интернет и т.п.). Полученную информацию необходимо привести в систему для дальнейшего аналитического анализа. Формализация аналитических материалов предусматривает решение задач, связанных с выбором методов и моделей анализа, что напрямую зависит от качества собранной информации, наличия технического и программного обеспечения, а также квалифицированных специалистов.

Комплексный анализ призван выявить существующие закономерности и устойчивые тенденции развития АПК для возможности прогнозирования вероятных изменений в региональном агропромышленном комплексе. Здесь же предполагается разработка вариантов развития АПК в предкризисной или кризисной ситуациях. Таким образом, этот блок является основой для принятия решений по предупреждению развития кризисной ситуации. В

противоположном случае необходимо применять антикризисные программы.

В настоящее время не применяется единая для всей России методика отслеживания тенденций развития региона (отрасли), экономической устойчивости на уровне региона, нет также системы показателей, на основании которых можно было бы адекватно оценить существующее положение наблюдаемого объекта и вовремя вмешаться, если система попала в кризисную ситуацию. Но в общем виде методику проведения мониторинга можно представить следующим образом:

принятие управленческого решения о начале мониторинга; определение цели мониторинга; определение объекта мониторинга;

определение ответственных исполнителей за проведение мониторинга; определение границ и уровня расщепления объекта мониторинга; определение показателей, характеризующих объект мониторинга; определение метода проведения мониторинга; выбор программного обеспечения для проведения мониторинга; сбор информации о состоянии объекта мониторинга по выбранным показателям;

контроль и обработка информации; анализ информации; изучение результатов анализа; принятие управленческого решения;

анализ необходимости дальнейшего проведения мониторинга; корректировка системы мониторинга.

В рамках нашего исследования мы сгруппировали методы, на которых основывается методика проведения анализа и диагностики устойчивого развития АПК региона таким образом: формализованные, неформализованные и методы исследования операций и принятия решений. Формализованные методы:

математический: арифметическая разница, цепные подстановки, процентные числа, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование; интегральный, дифференциальный, логарифмический анализы;

статистический: методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики; корреляционный, регрессионный, дисперсионный, экстраполяционный анализы;

факторный: выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов;

конъюнктурный: установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения. Неформализованные методы:

рейтинговый: систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей;

технический: отражение желаемых сглаженных ожиданий; логическое моделирование: построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц;

фактографический: анализ зафиксированных факторов в СМИ, научных работах, статьях и т.п.;

морфологический: систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов;

экспертный: оценка ситуации высококлассными специалистами; фундаментальный: изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики.

Методы исследования операций и принятия решений:

экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование: предсказательные, описательные, прогностические и нормативные модели, системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование;

эконометрические: гармонический, матричный, спектральный анализы, межотраслевой баланс, производственные функции.

При рассмотрении проблем в организации построения модели мониторинга социально-производственных систем и выборе основных направлений необходимо рассматривать законы организации производственных систем, а именно:

закон пропорциональности, отражающий необходимость соблюдения; закон определенных пропорций между частями единого целого; закон наименьших, то есть структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной устойчивостью его звеньев;

закон композиции, предполагающий необходимость согласования целей организации (стратегические и частные цели подчинены общей цели производственной системы);

закон синергии, согласно которому для любой организации существует такой набор составляющих ее элементов, при котором ее потенциал будет существенно больше простой суммы входящих в нее элементов;

закон онтогенеза, повествующий о том, что каждая социально-производственная система проходит в своем развитии все фазы жизненного цикла от рождения к становлению, расцвету, угасанию и краху;

закон единства анализа и синтеза гласит о том, что процессы анализа должны дополняться синтезом, то есть обратными процессами интеграции, кооперации и т.п.;

закон информированности и упорядоченности, то есть в организованном целом не может быть больше порядка, чем упорядоченная информация;

закон самосохранения - любая материальная система стремится сохранить себя, для чего использует весь свой потенциал.

До настоящего времени технология мониторинга эффективности и устойчивого развития АПК региона вместе с методиками бухгалтерского учета, статистики и анализа опирается на показатели эффективности производства, не рассматривая других функций предпринимательства, регулируемые государством;

Меры, принимаемые государством, могут носить как экономический, так

и внеэкономический, административный, характер по поддержанию равновесия между спросом и предложением, защите отечественного производителям, проведению структурных и социальных преобразований на селе.

Ведущую роль во всей системе государственного регулирования играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, так как именно разбалансировка ценового механизма привела бы к необратимым разрушительным последствиям, что неоднократно и происходило. Взрывоопасность ценовой системы, в особенности по продовольствию, настолько велика, что именно для поддержания ее и направляются, прежде всего, государственные средства, необходимые, с одной стороны, для обеспечения нормального воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, а с другой стороны, для сдерживания процессов инфляции и защиты интересов потребителей. Рыночные колебания сдерживаются вмешательством государства.

Практически во всех развитых странах мира наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику идет именно на поддержание цен. Это является особенностью государственной политики большинства стран.

Рассматривая саму систему регулирования цен, включающую фермерские, оптовые и розничные цены, следует иметь в виду несколько целей такого регулирования:

стабилизацию цен с их колебанием в относительно узком коридоре;

поддержание фермерских цен, позволяющее товарным производителям вести расширенное воспроизводство;

регулирование объема и структуры производства при помощи политики цен.

В виде крайних примеров можно привести Японию и Швейцарию, где население мирится с высоким уровнем цен на продовольствие, который значительно выше, чем уровень мировых цен, понимая, что в противном случае сельское хозяйство в этих странах было бы ликвидировано с весьма тяжелыми и опасными последствиями.

Схема государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой примерно одинакова - это установление обычно верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной, или условной, цены, которую стремится поддерживать государство. При этом происходит скупка либо продажа нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

Существенным элементом государственного регулирования сельского хозяйства является непосредственное вмешательство государства в производство с целью изменения его производственной структуры, чего не всегда можно добиться лишь за счет ценового механизма.

Общепринятой является система, по которой фермер попадает под действие государственной поддержки и пользуется ее льготами лишь в том случае, когда он выполняет требования по проведению сокращения площадей

посевов, а зачастую и по структуре производства в соответствии с планами властей. В этом случае государство имеет серьезную возможность в значительной мере административным путем регулировать посевные площади или площади под многолетними насаждениями.

Однако в 50-, 60- и 70-е годы основной задачей сельского хозяйства было увеличение производства. Поэтому широко практиковались целевые государственные субсидии на строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита и. т.д. Но по мере насыщения рынка и растущего перепроизводства сельскохозяйственной продукции в большинстве случаев прямое государственное субсидирование для приобретения средств производства стало сокращаться.

Сейчас прямые государственные выплаты (часто погектарные либо в зависимости от обычного объема животноводческой продукции) стали носить иной характер. Их цель не стимулирование производства, а решение социальной задачи, поддержание уровня доходов фермеров, в частности, в связи с переходом от концепции паритета цен к концепции паритета доходов и качества жизни. В этом состоит в значительной мере современная реформа общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза.

Одной из специфических форм поддержания доходов являются государственные выплаты в расчете на гектар земли или на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Цель этих выплат -компенсировать своеобразную отрицательную земельную ренту, повышающую издержки производства. Такого рода выплаты обычно связаны с ведением сельского хозяйства в северных либо горных районах.

Существенной проблемой является поддержание финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Здесь давно уже господствует теория о том, что сельское хозяйство - это особая отрасль, к которой нужен специфический подход в банковской сфере.

Недостаток свободных финансовых средств в сельской местности, высокая капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получения доходов - все это требует для сельского хозяйства специфических форм банковской системы.

Если бы этого не было, то крестьянин (фермер), оставаясь один на один с кредитным коммерческим банком, оказывался бы явно в неравноправном положении, к тому же ему было бы очень трудно выдерживать те же коммерческие условия, которые применяются к другим отраслям экономики. Отсюда наметилось несколько путей решения проблемы. Один из них - это создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Эта идея впервые реализовалась в Германии в виде ссудно-сберегательных сельских кооперативов Райзен, которые сейчас играют важную роль не только в самой Германии, но и во всех немецкоязычных странах.

Широкое развитие сельская кредитная кооперация получила в США, где она находится под непосредственным покровительством Министерства сельского хозяйства.

Известно, что в России с переходом к рыночной экономике государство, в лице своих исполнительных органов, ранее весьма жестко контролировавшее сельскохозяйственные предприятия, практически сняло с себя эту функцию и ушло с аграрного рынка, т.е. из сферы распределения сельскохозяйственной и продовольственной продукций. Изменились не только объемы госзакупок, но и формы этих закупок. Если ранее, при плановой экономике, объемы поставки государству доводились непосредственно до сельскохозяйственного предприятия, то в современных условиях намеченные (запланированные) объемы закупок сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные продовольственные фонды служат только своеобразным обоснованием для бюджетного финансирования определенных хозяйствующих субъектов. Следует также отметить тот факт, что при социализме закупки в госфонды производились по государственным закупочным ценам, а распределение готового продовольствия происходило через систему государственной оптовой и розничной торговли. В настоящее время дотации за продукцию, а это в основном животноводческая, изначально распространялись только на поставляемую в государственные фонды продукцию.

Отстранение государства от выполнения распределительных функций было связано с приватизацией хозяйствующих субъектов, прежде всего в сфере переработки и реализации продовольствия, которая сегодня является частной.

На общефедеральном уровне контроль над ростом розничных цен по наиболее важным продовольственным товарам сохранялся только в первые месяцы 1992г. после либерализации цен. На региональном уровне регулирование розничных цен (в основном на хлеб) сохранялось достаточно долго и в значительной степени было обусловлено возможностями региональных бюджетов.

В России на протяжении нескольких лет рассчитывается рейтинг сельскохозяйственных предприятий с целью выявления наиболее крупных и эффективных предприятий, входящих в состав клуба «Агро-300». В его задачу входит систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей. Методика расчета основывается на базе данных Госкомстата России, которая составлена из бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий. Расчет ведется по следующим показателям: выручка от реализации продукции и услуг, валовой доход и балансовая прибыль. Рейтинг рассчитывается на основании среднегодовых данных за три года. Такой анализ состава клуба позволяет оценить тенденции в развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом. Но эта методика не учитывает финансово-экономическое положение предприятий, поэтому ее можно применять только для выявления тенденций развития той или иной отраслей.

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003г. была утверждена методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, на основании которой финансовое состояние

предприятия определяется с помощью следующих коэффициентов: абсолютной ликвидности, критической оценки, текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, финансовой независимости, финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат.

В декабре 2002 года был выигран тендер на поставку программного комплекса «Система мониторинга предприятий и организаций сельскохозяйственного комплекса», который внедрен в Министерстве сельского хозяйства РФ.

На основании этой программы выделяются 4 группы предприятий АПК: группа. Платежеспособные, высокорентабельные и финансово устойчивые предприятия.

группа. Предприятия с отдельными проблемами в области платежеспособности и финансовой устойчивости.

группа. Предприятия с существенными проблемами с платежеспособностью. Они находятся на грани финансовой устойчивости.

группа. Предприятия, находящиеся в глубоком кризисе, поэтому даже в условиях массированной финансово-экономической помощи вероятность улучшения их деятельности не высока.

Эта система обеспечит сбор исходной регламентируемой отчетности, ведение базы данных (реестра) предприятий и организаций, ведение финансово-экономического анализа хозяйствующих субъектов и поддержку принятия управленческих решений, а именно: принятие решения о возбуждении процедуры банкротства хозяйствующего субъекта, распределение хозяйствующих субъектов по произвольно выбранному реквизиту, характеризующему их финансовое состояние; оказание экономической помощи хозяйствующим субъектам в виде гарантий, инвестиций, кредитования.

Недостаток методики расчета показателей финансового состояния в том, что здесь отражаются только финансовые показатели, являющиеся частью экономических показателей, то есть происходит неполный охват данных. Более того, периодичность отслеживания по данному виду мониторинга должна осуществляться постоянно:

в режиме реального времени: ежедневно, еженедельно, ежемесячно; по результатам работы: поквартально, посезонно, за полугодие, за год. Но такая система сбора информации связана с дополнительным документооборотом. С одной стороны, данных квартальной, годовой финансовой и статистической отчетности может быть достаточно, чтобы оценить экономическое положение предприятий АПК, с другой же -предоставление годовых отчетов в государственные органы растягивается минимум на полгода, поэтому анализ существующего положения и, как следствие, принятие решений по дальнейшему развитию опаздывает на год, а в некоторых случаях на два года.

Поэтому, учитывая характер происходящих в экономической и социальной сферах изменений, становится весьма сомнительной целесообразность применения математических методов, таких, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экстраполяция и экономико-математическое моделирование [17], так как это описание количественных зависимостей между прогнозируемой величиной и рядом факторов, выбор которых определяется целью и задачами исследования. При этом сами зависимости выводятся на основе статистических данных о значениях прогнозируемого показателя и рассматриваемых факторов (модели парной корреляции, факторные и структурные модели).

Преимущество в использовании статистических рядов состоит в том, что выявленные зависимости могут находиться только в относительно стабильных условиях при сложившейся в экономике расстановке сил. А сейчас происходит кардинальная перемена в расстановке сил в обществе и экономике. На это влияют такие процессы, как приватизация, формирование рыночного сектора экономики, возникновение рынков труда и капитала, происходящие на фоне экономического кризиса, проявляющегося в спаде производства, инфляции, резком падении инвестиционной активности и т.п. В таких условиях экономико-математическое моделирование может быть применено для прогнозирования лишь ограниченного числа производственных показателей там, где наблюдается достаточно устойчивая их динамика.

Таким образом, в условиях рынка необходимо разрабатывать поисковые прогнозы, определяющие значения параметров на определенный срок при прогнозируемых условиях, то есть нужен прогноз изменения основных факторов и прогноз изменения самих параметров. Поэтому в настоящее время при разработке прогнозов должны применяться методы логического моделирования и экспертные оценки. Они предполагают не только использование полного объема соответствующей статистической информации, но и оценку решений.

С появлением новых видов мониторинга, таких, как оценка конкурентоспособности и эффективности бизнеса, а также целого ряда других, создалась необходимость в разработке новых показателей для анализа. Но методика оценки в этих видах мониторинга пока еще не разработана и практического применения не имеет. Поэтому в качестве основных методов могут использоваться:

методы логического моделирования, то есть качественного описания развития прогнозируемого явления, исходящего из общих закономерностей экономического развития;

методы экспертных оценок изменения факторов, влияющих на показатели социально-экономического развития региона;

расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой.

Осуществление мониторинга предполагает решение ряда методических и организационных вопросов, но прежде всего обоснование методов получения информации.

В начале 90-х гг. ряд причин способствовал снижению достоверности количественных методов наблюдения. Резко изменились экономические

условия, в том числе открытой стала инфляция. Методы бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая методология не могли сразу приспособиться к переменам. Очевидным стал рост реального контроля руководства предприятий над их деятельностью, значение же государственных и отраслевых органов управления резко упало. Все это предопределило усиление внимания к качественным методам, прежде всего социологическому инструментарию, позволяющему собрать информацию непосредственно от участников экономического процесса.

В настоящее время существующие информационно-консультационные службы позволяют собрать необходимую информацию в достаточно короткие сроки. Чтобы информация мониторинга была полезной, необходимо, чтобы она была рассмотрена в комплексе. Но достоверность данных мониторинга должна проверяться, поэтому необходимы инспекционные программы для обеспечения соответствия реальности и информации мониторинга, предоставляемой исполнителями.

Основу системы мониторинга аграрного рынка составляют органы государственной статистики и специализированные отделы в составе Министерства сельского хозяйства РФ.

Мониторинговая деятельность, прежде всего, связана со сбором и распространением рыночной информации/. Развитие рынка требует создания системы информационного обеспечения. Многие ученые видят существование объективной необходимости создания специальной службы рыночной информации. Так, Клюкач В.А. предлагает создание системы распространения рыночной информации в АПК, осуществляющей мониторинг состояния аграрных рынков [10]. Основными источниками информации в предлагаемой системе должны стать показатели органов государственного управления. Необходимые данные могут быть получены от разных региональных организаций, агентств, оптовых продовольственных рынков, агропромышленных объединений и комбинатов, а также перерабатывающих предприятий.

Способы сбора и распространения информации о состоянии рынка разнообразны, но главным требованием, предъявляемым к мониторингу регионального аграрного рынка, является скорость получения информации. Развитие современных информационных технологий, в частности глобальной компьютерной сети Интернет, позволяет осуществлять практически мгновенное получение и доставку требуемой информации заинтересованным сторонам. Такие перспективы развития оперативности мониторинговой деятельности предопределили выделение деятельности, направленной на развитие интернет-технологий в сельском хозяйстве, как приоритетное направление в стратегическом плане развития агропродовольственного комплекса на период до 2010 г., разработанном Центром Стратегических Разработок.

Обмен информацией между участниками рынка затрудняется в период трансформационных процессов тем, что предприятия предпочитают переводить большую часть данных о производственно-хозяйственной

деятельности в разряд коммерческой тайны, что делает значительный объем информации недоступным мониторинговой деятельности извне предприятий АПК.

Таким образом, для формирования мониторинга регионального рынка обязательным условием является разработка системы показателей, которые необходимо отслеживать.

_Литература_

1. Аукуционек С., Белянова Е. Ужесточаются ли бюджетные ограничения российских предприятий? //МЭиМО, 1994, №7.

2. Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993г.

3. Белановский С. Производственное интервью. Вып. 1-4. М.: ИНП РАН, 1991-1993гг.

4. Белянова Е. Поведение и мотивация российских предприятий // Вопросы экономики, 1994, №3.

5. Бим А. Постприватизационные проблемы российских предприятий // Вопросы экономики, 1994, №3.

6. Гурков И. Искусство выживания российских предприятий - размышления после социологического обследования. ЭКО, 1994, №9.

7. Долгопятова Т. Методическое обеспечение анализа экономического поведения хозяйственных звеньев // Проблемы перестройки хозяйственного механизма. -М.: ЦЭМИ АН СССР, 1989г.

8. Заславская Т. Социологический мониторинг (интервью) // Социологические исследования. - 1994. - №1.

9. Китрар Л. О состоянии бизнес — обследовании в России // Вопросы статистики. 1994, -№1.

10. Клюкач В. Экономическая наука АПК: анализ и итоги // АПК: Экономика и управление. - 2007. - № 3. - с.7-11.

11. Майминас Е. Отечественная экономическая наука на перепутье // Экономика и математические методы. 1992, том 28, вып.4.

12. Малахов С. Финансовое состояние и поведение российских предприятий // Вопросы экономики. 1994, №8.

13. Основные положения по анализу хода и результатов осуществления экономической реформы в промышленности (методические рекомендации) / Под ред. Е. Ясина. -М.: ЦЭМИ АН СССР 1989г.

14. Осяунд А. Уроки экономических преобразований в странах Восточной Европы //Вопросы экономики. 1994, №1.

15. Попов Г. Эффективное управление. -М.: Экономика, 1985г.

16. Стародубровский В. Выбор пути в рыночный мир//Экономика и математические методы. 1992,'том28, вып.4.

17. Тяголов С.Г., Черныш Е.А., Молчанова Н.П. и др. Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова и профессора С.Г. Тяголова. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - с.320.

18. Шевяков А., Клейнер Г. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы, 1993, том 29, вып.1.

19. The Russian Economic Barometer. Quarterly Bulletin on Business Tendency Surveys. 1992 -1996. vol. 1 - Y, №1-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.