Научная статья на тему 'Механизм организации мониторинга АПК региона'

Механизм организации мониторинга АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / АЛГОРИТМ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / АГРАРНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Эмиргамзаев Даир Гасанович

В статье рассматриваются основные методологические принципы, на которых базируется мониторинг в условиях рыночной экономики, представлен разработанный алгоритм применения системы мониторинга в АПК, приводятся основные элементы методики проведения мониторинга, приведена комплексная программа по осуществлению мониторинга, обозначены субъекты мониторинга аграрного рынка, показано движение рыночной информации в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм организации мониторинга АПК региона»

Механизм организации мониторинга АПК региона.

Аннотация: В статье рассматриваются основные методологические принципы, на которых базируется мониторинг в условиях рыночной экономики, представлен разработанный алгоритм применения системы мониторинга в АПК, приводятся основные элементы методики проведения мониторинга, приведена комплексная программа по осуществлению мониторинга, обозначены субъекты мониторинга аграрного рынка, показано движение рыночной информации в АПК. Ключевые слова: АПК, мониторинг, система, социально-экономические процессы, алгоритм, комплексная программа, аграрный рынок.

Dokholyan S.V., Emirgamzaev D.G. Monitoring mechanism of organization agribusiness in the region Abstract: This paper discusses the main methodological principles on which to base monitoring in a market economy, presents the developed algorithm of the monitoring system in agriculture, are the main elements of the methodology for monitoring, given a comprehensive program of monitoring, monitoring of the subjects identified the agricultural market, showing the movement of the market information in agriculture.

Key words: agriculture, monitoring, and socio-economic processes, algorithm, integrated program, the agricultural market.

Экономический мониторинг регионального агропромышленного комплекса опирается на ряд методологических и методических предпосылок. Исходной базой служат выдвинутые в отечественных экономических и социологических исследованиях идеи изучения реальных социально-экономических процессов с использованием количественных и качественных методов. Эти идеи в дальнейшем развивались в направлении изучения механизмов и последствий реформ, организации социально-экономического мониторинга переходных процессов [7, 17].

В условиях рыночной экономики мониторинг должен базироваться на следующих методологических принципах:

❖ система должна быть динамичной, гибкой и легко приспосабливаться к потребностям общества, конъюнктуре рынка;

❖ необходима демократичность, свобода каждого крестьянина в выборе форм хозяйствованиями отношений собственности;

❖ форма хозяйствования должна соответствовать экономическим требованиям, зональным технологиям производства качественной продукции, обеспечивать рациональное использование земли, имеющейся материально-технической базы;

❖ система хозяйствования должна отвечать интересам и социальным запросам сельских работников, собственников и всего населения в целом.

Но отсутствие достаточной теоретической, методологической и методической базы исследования процессов организации рыночных социально-производственных систем сдерживает разработку методических положений и практических рекомендаций по данному вопросу. Одним из подходов к организации мониторинга является методология углубленного производственного интервьюирования, развиваемая в течение многих лет в ИНП РАН для изучения реальной экономики [2, 3]. Суть этого метода - изучение хозяйственных процессов глазами людей, которые с одной стороны играют какую-нибудь из основных ролей в экономике (директор предприятия, снабженец и т.п.), а с другой -могут и готовы подробно рассказать об этом. Также может использоваться метод углубленного исследования («case - study»), то есть, изучение процесса функционирования хозяйственной единицы с обязательным выявлением особенностей принимаемых решений [13].

В 1986-1990 гг. в ЦЭМИ АН СССР развивался комбинированный подход к оценке воздействия изменений в, хозяйственном механизме на поведение промышленных предприятий, основанный на сочетании количественных и качественных методов. Количественный анализ был ориентирован применительно, на использование данных статистической и бухгалтерской отчетности. Качественный же - на получаемую путем свободных формализованных интервью и анкетирования работников предприятий, министерств информацию, которая характеризует мотивации хозяйствующих субъек-

Дохолян Сергей Владимирович

д.э.н., зав. отдела ИСЭИ ДНЦ РАН

Эмиргамзаев Даир Гасанович

Соискатель ИСЭИ ДНЦ РАН

тов, взаимоотношения различных уровней управления, механизмы принятия решений и т.п. [6] В связи с этим были созданы методические рекомендации [12].

Все вышеперечисленные методологические разработки в названных подходах: широкие опросы, глубокие интервью, углубленные и комбинированные обследования послужили предпосылками экономического мониторинга предприятий, начатого в 1991 году. С 1992 года в России возросло внимание экономистов к изучению преобразований на микроуровне. [9] Прошел «шоковый» этап российских реформ. [11] А так как существует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: эволюционный путь постепенного созидания рыночных институтов и так называемая «шоковая терапия», то разница между этими путями заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и т.д. Началось становление двух направлений исследования деятельности предприятий реального сектора и других субъектов экономики, а именно «конъюнктурного» и «поведенческого».

Конъюнктурные опросы в России начали выполняться с 1992 г. независимыми аналитическими организациями и государственными органами. Жесткая организационно-технологическая схема опросов позволяла обеспечить динамическую сопоставимость результатов, а при охвате значимой выборочной совокупности - их репрезентативность. Целью конъюнктурных опросов являлось получение субъективной статистики для оценки и прогноза состояния экономической конъюнктуры. Руководители достаточно большого количества предприятий, составляющие репрезентативную выборку, оценивают величину основных показателей деятельности предприятий (объема продаж, запасов, уровня цен и др.) в терминах «увеличилось - уменьшилось» или «выше нормы - ниже нормы». Для проведения анализа по такой схеме опросы должны проводиться со строгой периодичностью (ежемесячно, ежеквартально) по вопросникам. И первой компанией, проводящей опросы, осуществляемые с декабря 1991 года ежемесячно, явилась Российский экономический барометр (РЭБ) [18] Выборка тогда охватила 500 предприятий по России [1, 4]. Опросы были нацелены на оценку деловой активности предприятий в производстве, инвестициях, запасах и других сферах, получение обобщенных субъективных оценок экономического положения и перспектив развития предприятий АПК[8].

Соответственно в 1995-1996 гг. были предложены и опробованы направления развития содержания мониторинга в связи с изменившейся ситуацией, основанные на модификации его методологии и методики с помощью следующих параметров:

1. Конкретизация. Применение разработанного подхода к детальному изучению определенной сферы деятельности предприятий АПК, что предполагает при соответствующих временных и ресурсных ограничениях проведение фокусированных интервью и сосредоточение анкеты на содержательно ограниченном круге вопросов.

2. Углубление и детализация. Комплексное изучение проблем предприятий АПК. Это глубокое обследование с привлечением данных статистики.

3. Получение репрезентативных количественных оценок. Возникает возможность двух подходов к изучению преобразований на микроуровне -поведенческого и конъюнктурного.

4. Расширение объекта наблюдения. Необходимость в более детальном и взвешенном исследовании тех сторон экономической, организационно-правовой и институциональной среды, которые влияют на деятельность предприятий АПК, а также организаций и институтов, с которыми они взаимодействуют.

Впоследствии применялись методы формализованных интервью и закрытого анкетирования и посвященные этим вопросам работы. [5, 10]

Для применения вышеперечисленных методов необходимо представить алгоритм системы мониторинга (рисунок 1). Все блоки этой системы взаимосвязаны друг с другом. Перед тем, как начать сбор информации, необходимо принять управленческое решение о начале проведения мониторинга и определить цель его проведения. Также необходимо определить ответственных исполнителей за проведение мониторинга.

Информационное обеспечение должно соответствовать параметрам модели развития ситуации в АПК, а также задачам, решаемым с помощью мониторинга. Это необходимо для того, чтобы не было переизбытка информации, и для сокращения времени по ее переработке. Наиболее часто применяемые показатели: данные Госкомстата, бухгалтерской и оперативной отчетности субъектов АПК, других организаций и специальных исследований (информационно-консультационные службы,

64

Интернет и т.п.). Полученную информацию необходимо привести в систему для дальнейшего аналитического анализа. Формализация аналитических материалов предусматривает решение задач, связанных с выбором методов и моделей анализа, что напрямую зависит от качества собранной информации, наличия технического и программного обеспечения, а также квалифицированных специалистов.

Рис. 1. Алгоритм применения системы мониторинга в АПК

Комплексный анализ призван выявить существующие закономерности и устойчивые тенденции развития АПК для возможности прогнозирования вероятных изменений в региональном агропромышленном комплексе. Здесь же предполагается разработка вариантов развития АПК в предкризисной или кризисной ситуациях. Таким образом, этот блок является основой для принятия решений по предупреждению развития кризисной ситуации. В противоположном случае необходимо применять антикризисные программы.

В настоящее время не применяется единая для всей России методика отслеживания тенденций развития региона (отрасли), экономической устойчивости на уровне региона, нет также системы показателей, на основании которых можно было бы адекватно оценить существующее положение наблюдаемого объекта и вовремя вмешаться, если система попала в кризисную ситуацию. Но в общем виде, методику проведения мониторинга можно представить следующим образом:

❖ принятие управленческого решения о начале мониторинга; ❖определение цели мониторинга;

❖определение объекта мониторинга;

❖определение ответственных исполнителей за проведение мониторинга;

❖определение границ и уровня расщепления объекта мониторинга; определение показателей, характеризующих объект мониторинга; определение метода проведения мониторинга;

❖ выбор программного обеспечения для проведения мониторинга; сбор информации о состоянии объекта мониторинга по выбранным показателям;

❖ контроль и обработка информации; анализ информации; изучение результатов анализа; принятие управленческого решения;

❖анализ необходимости дальнейшего проведения мониторинга;

❖ корректировка системы мониторинга.

В рамках нашего исследования мы сгруппировали методы, на которых основывается методика проведения анализа и диагностики устойчивого развития АПК региона таким образом: формализованные, неформализованные и методы исследования операций и принятия решений. Формализованные методы:

❖ математический: арифметическая разница, цепные подстановки, процентные числа, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование, интегральный, дифференциальный, логарифмический анализ;

❖статистический: методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики, корреляционный, регрессионный, дисперсионный, экстраполяционный анализ; ❖факторный: выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов;

❖ конъюнктурный: установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения.

Неформализованные методы:

❖ рейтинговый: систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей;

❖технический: отражение желаемых сглаженных ожиданий;

❖логическое моделирование: построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц; ❖фактографический: анализ зафиксированных факторов в СМИ, научных работах, статьях и т.п.;

❖ морфологический: систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов;

❖экспертный: оценка ситуации высококлассными специалистами;

❖фундаментальный: изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики.

Методы исследования операций и принятия решений: ❖экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование: предсказательные, описательные, прогностические и нормативные модели, системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование; ❖эконометрические: гармонический, матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс, производственные функции.

При рассмотрении проблем в организации построения модели мониторинга социально-производственных систем и выборе основных направлений необходимо рассматривать законы организации производственных систем, а именно:

❖закон пропорциональности, отражающий необходимость соблюдения определенных пропорций

между частями единого целого; ❖закон наименьших, то есть структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной

устойчивостью его звеньев; ❖закон композиции, предполагающий необходимость согласования целей организации (стратегические и частные цели подчинены общей цели производственной системы); ❖закон синергии, согласно которому для любой организации существует такой набор составляющих ее элементов, при1 котором ее потенциал будет существенно больше простой суммы входящих в нее элементов;

❖закон онтогенеза, повествующий о том, что каждая социально-производственная система проходит в своем развитии все фазы жизненного цикла от рождения к становлению, расцвету, угасанию и краху;

❖закон единства анализа и синтеза гласит о том, что процессы анализа должны дополняться синтезом, то есть обратными процессами интеграции, кооперации и т.п.; ❖закон информированности и упорядоченности, то есть в организованном целом не может быть

больше порядка, чем упорядоченная информация; ❖закон самосохранения - любая материальная система стремится сохранить себя, для чего использует весь свой потенциал.

До настоящего времени технология мониторинга эффективности и устойчивого развития АПК региона вместе с методиками бухгалтерского учета, статистики и анализа опирается на показатели эффективности производства, не рассматривая других функций предпринимательства, регулируемые государством. В России на протяжении нескольких лет рассчитывается рейтинг сельскохозяйственных предприятий с целью выявления наиболее крупных и эффективных предприятий, входящих в состав клуба «Агро-300». В» его задачу входит систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей. Методика расчета основывается на базе данных Госкомстата России; которая составлена из бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий. Расчет ве-

66

дется по следующим показателям: выручка от реализации продукции и услуг, валовой доход и балансовая прибыль. Рейтинг рассчитывается на основании среднегодовых данных за три года. Такой анализ состава клуба позволяет оценить тенденции в развитии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом. Но эта методика не учитывает финансово-экономическое положение предприятий, поэтому ее можно применять только для выявления тенденций развития той или иной отрасли.

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. была утверждена методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, на основании которой финансовое состояние предприятия определяется с помощью следующих коэффициентов: абсолютной ликвидности, критической оценки, текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, финансовой независимости, финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат. В декабре 2002 года был выигран тендер на поставку программного комплекса «Система мониторинга предприятий и организаций сельскохозяйственного комплекса», который внедрен в Министерстве сельского хозяйства РФ. На основании этой программы выделяются 4 группы предприятий АПК:

1 группа. Платежеспособные, высокорентабельные и финансово устойчивые предприятия.

2 группа. Предприятия, с отдельными проблемами в области платежеспособности и финансовой устойчивости.

3 группа. Предприятия с существенными проблемами с платежеспособностью. Они находятся на грани финансовой устойчивости.

4 группа. Предприятия, находящиеся в глубоком, кризисе, поэтому даже в условиях массированной финансово-экономической помощи вероятность улучшения их деятельности не высока.

Эта система обеспечит сбор исходной регламентируемой отчетности, ведение базы данных (реестра) предприятий и организаций, ведение финансово-экономического анализа хозяйствующих субъектов и поддержку принятия управленческих решений. А именно: принятие решения о возбуждении процедуры банкротства хозяйствующего субъекта; распределение хозяйствующих субъектов по произвольно выбранному реквизиту, характеризующему их финансовое состояние; оказание экономической помощи хозяйствующим субъектам в виде гарантий, инвестиций, кредитования.

Недостаток методики расчета показателей финансового состояния в том, что здесь отражаются только финансовые показатели, являющиеся частью экономических показателей, то есть происходит неполный охват данных. Более того, периодичность отслеживания по данному виду мониторинга должна осуществляться постоянно, в режиме реального времени: ежедневно, еженедельно, ежемесячно; по результатам работы: поквартально, посезонно, за полугодие, за год. Но такая система сбора информации связана с дополнительным документооборотом: С одной стороны, данных квартальной, годовой финансовой и статистической отчетности может быть достаточно, чтобы оценить экономическое положение предприятий АПК, с другой же предоставление годовых отчетов в государственные органы растягивается минимум на пол года, поэтому анализ существующего положения и, как следствие, принятие решений по дальнейшему развитию опаздывает на год, а в некоторых случаях на два года.

Поэтому, учитывая характер происходящих в экономической и социальной сферах изменений, становится весьма сомнительной целесообразность применения математических методов, таких как экстраполяция и экономико-математическое моделирование [15], так как это описание количественных зависимостей между прогнозируемой величиной и рядом факторов, выбор которых определяется целью и задачами исследования. При этом сами зависимости выводятся на основе статистических данных о значениях прогнозируемого показателя и рассматриваемых факторов (модели парной корреляции, факторные и структурные модели). Преимущество в использовании статистических рядов состоит в том, что выявленные зависимости могут находиться только в относительно стабильных условиях, при сложившейся в экономике расстановке сил. А сейчас происходит кардинальная, перемена в расстановке сил в обществе и экономике. На это влияют такие процессы, как приватизация, формирование рыночного сектора экономики, возникновение: рынков: труда и капитала, происходящие на фоне экономического кризиса, проявляющегося в спаде производства, инфляции; резком падении инвестиционной активности и т.п. В таких условиях экономико-математическое моделирование может: быть применено для прогнозирования лишь ограниченного числа производственных показателей там; где: наблюдается достаточно устойчивая их динамика.

67

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АПК

Подсистема ведения базы данных

Общая информация

Адреса, телефоны

Виды деятельности

Данные о го сударственной собственности

Финансово-экономическая информация

Статистическая информация

Сведения о персонале и заработной плате

Подсистема

анализа финансово-экономического

состояния хозяйствующих субъектов

Расчет показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующих субъектов

Расчет показателей, регламентируемых законодательством по анализу федеральных государственных унитарных предприятий

Подсистема мониторинга

Распределение хозяйствующих субъектов на 4 группы

по их финансовому состоянию

Подсистема планирования

Оказание помощи в виде

гарантий, кредитования

Экспертиза и контроль планов развития

Оценка бюджетной эффективности

Снижение риска не возврата выделенных средств и контроль над их использованием

Подсистема администрирования

Регистрация пользователей

Распределение прав доступа пользователей к объектам прикладных систем

Протоколирование системных событий

Выявление и пересечение несанкционированного доступа к данным и функциям приложений

Рис. 2. Комплексная программа по осуществлению мониторинга Таким образом, в условиях рынка необходимо разрабатывать поисковые прогнозы, определяющие значения параметров на определенный срок при прогнозируемых условиях. То есть, нужен прогноз изменения основных факторов и прогноз изменения самих параметров. Поэтому в настоящее время при разработке прогнозов должны применяться методы логического моделирования; экспертные оценки. Они предполагают не только использование полного объема соответствующей статистической информации, но и оценку решений.

С появлением новых видов мониторинга, таких как оценка конкурентоспособности и эффективности бизнеса, а также целого ряда других создалась необходимость в разработке новых показателей для анализа. Но методика оценки в этих видах мониторинга пока еще не разработана и практического применения не имеет. Поэтому в качестве основных методов могут использоваться:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ методы логического моделирования, то есть качественного описания развития прогнозируемого явления, исходящего из общих закономерностей экономического развития;

❖ методы экспертных оценок изменения факторов, влияющих на показатели социально-экономического развития региона;

❖расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой.

Осуществление мониторинга предполагает решение ряда методических и организационных вопросов, но, прежде всего - обоснование методов получения информации. В начале 90-х гг. ряд причин способствовал снижению достоверности количественных методов наблюдения. Резко изме-

68

нились экономические условия, в том числе открытой стала инфляция. Методы бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая методология не могли сразу приспособиться к переменам. Очевидным стал рост реального контроля руководства предприятий над их деятельностью, значение же государственных и отраслевых органов управления резко упало. Все это предопределило усиление внимания к качественным методам, прежде всего - социологическому инструментарию, позволяющему собрать информацию непосредственно от участников экономического процесса.

В настоящее время существующие информационно-консультационные службы позволяют собрать необходимую информацию в достаточно короткие сроки. Чтобы информация мониторинга была полезной, необходимо, чтобы она была рассмотрена в комплексе. Но достоверность данных мониторинга должна проверяться, поэтому необходимы инспекционные программы для обеспечения соответствия реальности и информации мониторинга, предоставляемой исполнителями.

Основу системы мониторинга аграрного рынка составляют органы государственной статистики и специализированные отделы в составе Министерства сельского хозяйства РФ (рисунок 3).

Субъекты мониторинговой деятельности

Государственные органы Коммерческие и некоммерческие организации Предприятия

Органы государственной статистики Консалтинговые фирмы Маркетинговые отделы

Органы государственного управления сельским хозяйством Маркетинговые компании Информационные службы

Аудиторские фирмы

Ассоциации производителей, переработчиков и продавцов

Рис. 3. Субъекты мониторинга аграрного рынка

Мониторинговая деятельность, прежде всего, связана со сбором и распространением рыночной информации. Развитие рынка требует создания системы информационного обеспечения. Многие ученые: видят существование объективной необходимости создания специальной службы рыночной информации. Так, Клюкач В.А. предлагает создание системы распространения рыночной информации в АПК, осуществляющей мониторинг состояния аграрных рынков. Основными источниками информации в предлагаемой системе должны стать показатели органов государственного управления. Необходимые данные могут быть получены от разных региональных организаций, агентств, оптовых продовольственных рынков, агропромышленных объединений и комбинатов, а также перерабатывающих предприятий. Способы сбора и распространения информации о состоянии рынка разнообразны, но главным требованием, предъявляемым к мониторингу регионального аграрного рынка, является скорость получения информации. Развитие современных информационных технологий, а в частности глобальной компьютерной сети Интернет, позволяет осуществлять практически мгновенное получение и доставку требуемой информации заинтересованным сторонам. Такие перспективы развития оперативности мониторинговой деятельности предопределили выделение деятельности, направленной на развитие интернет-технологий в сельском хозяйстве, как приоритетное направление в стратегическом плане развития агропродовольственного комплекса.

Таким образом, отслеживание происходящих в настоящее время экономических и социальных процессов позволит получать объективную информацию, на основе которой можно будет разработать действенные меры по регулированию хода реформ, обеспечению нормальных условий для функционирования экономики

Список литературы:

1. Аукуционек С., Белянова E. Ужесточаются ли бюджетные ограничения российских предприятий. // МО и МО 1994. №7.

2. Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.

3. Белановский С. Производственное интервью. Вып. 1-4. М.: ИНП РАН, 1991. - 1993.

4. Белянова Е. Поведение и мотивация российских предприятий // Вопросы экономики, 1994, №3.

5. Гурков И. Искусство выживания российских предприятий размышления после социологического обследования // ЭКО, 1994, №9

6. Долгопятова Т. Методическое обеспечение анализа экономического поведения хозяйственных звеньев // Проблемы перестройки хозяйственного механизма. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1989.

7. Заславская Т. Социологический мониторинг (интервью) // Социологические исследования, 1994, №1.

8. Китрар Л. О состоянии бизнес — обследований в России // Вопросы статистики 1994, №1.

9. Майминас Е. Отечественная экономическая наука на перепутье // Экономика и математические методы, 1992, том 28, вып.4

10. Малахов С. Финансовое состояние и поведение российских предприятий //Вопросы экономики. 1994, №8.

11. Ослунд А. Уроки экономических преобразований в странах Восточной Европы // Вопросы экономики. 1994. №1l.

12. Основные положения по анализу хода и результатов осуществления экономической реформы в промышленности (методические рекомендации) / Под ред. Е.Ясина М.: ЦЭМИ АН СССР, 1989.

13. Попов Г. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.

14. Постприватизационные проблемы российских предприятий // Вопросы экономики, 1994, №3.

15. Региональная экономика / Тяголов С.Г., Черныш Е.А., Молчанова Н.П. и др. / Под ред. Проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г. Тяголова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-320 с.

16. Стародубровский В. Выбор пути в рыночный мир //Экономика и математические методы, 1992; том 28, вып.4

17. Шевяков А. Клейнер Г. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы. 1993, том 29, вып. I.

18. The Russian Economic Barometer. Quarterly Bulletin on Business Tendency Surveys. 1992 1996. vol.I - Y, №№ 1-4.

19. Ахмедуев А.Ш. Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096, 2010, №4, с.140-146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.