Научная статья на тему 'Оценка финансовой подсистемы экономической безопасности АПК'

Оценка финансовой подсистемы экономической безопасности АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC SECURITY OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX / SUBSYSTEMS OF ECONOMIC SECURITY OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX / FINANCIAL SUBSYSTEM OF ECONOMIC SECURITY / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АПК / ПОДСИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АПК / ФИНАНСОВАЯ ПОДСИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшкина Ирина Алексеевна

В статье раскрывается понятие экономической безопасности страны, определяется место экономической безопасности АПК в национальной экономической безопасности. В статье отмечается, что одной из важных подсистем экономической безопасности АПК является финансовая подсистема, которая предполагает проведение внешнего и внутреннего мониторинга основных видов рисков, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности. К основным видам рискам отнесены экологические, социальные, агроэкологические, финансово-экономические. Анализ финансовой подсистемы экономической безопасности АПК проведен на материалах Брянской области. Для этого в статье изучена динамика сальдированного финансового результата деятельности организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, удельный вес прибыльных и убыточных сельскохозяйственных организаций, сумма прибыли и убытка, рентабельность проданных товаров. В заключении сделан вывод, что не смотря на достаточно пристальное внимание органов государственной власти к проблеме экономической безопасности агропромышленного комплекса, сложно назвать результаты финансово-хозяйственной деятельности высокими и стабильными, поэтому финансовая подсистема экономической безопасности АПК Брянской области имеет средний уровень оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE FINANCIAL SUBSYSTEMS OF ECONOMIC SECURITY APK

The article reveals the concept of economic security of the country, determines the place of economic security of agriculture in the national economic security. The article notes that one of the important subsystems of economic security of agriculture is the financial subsystem, which involves external and internal monitoring of the main types of risks associated with the implementation of financial and economic activities. The main types of risks include environmental, social, agroecological, financial and economic. The analysis of the financial subsystem of economic security of agriculture is carried out on the materials of the Bryansk region. For this purpose, the article studies the dynamics of the balanced financial result of the activities of organizations of agriculture, hunting and forestry, the share of profitable and unprofitable agricultural organizations, the amount of profit and loss, the profitability of goods sold. In conclusion, it is concluded that despite the rather close attention of public authorities to the problem of economic security of the agro-industrial complex, it is difficult to call the results of financial and economic activity high and stable, so the financial subsystem of economic security of the agro-industrial complex of the Bryansk region has an average level of evaluation.

Текст научной работы на тему «Оценка финансовой подсистемы экономической безопасности АПК»

УДК 338.439

Матюшкина И.А., кандидат экономических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АПК

В статье раскрывается понятие экономической безопасности страны, определяется место экономической безопасности АПК в национальной экономической безопасности. В статье отмечается, что одной из важных подсистем экономической безопасности АПК является финансовая подсистема, которая предполагает проведение внешнего и внутреннего мониторинга основных видов рисков, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности. К основным видам рискам отнесены экологические, социальные, агроэкологические, финансово-экономические. Анализ финансовой подсистемы экономической безопасности АПК проведен на материалах Брянской области. Для этого в статье изучена динамика сальдированного финансового результата деятельности организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, удельный вес прибыльных и убыточных сельскохозяйственных организаций, сумма прибыли и убытка, рентабельность проданных товаров. В заключении сделан вывод, что не смотря на достаточно пристальное внимание органов государственной власти к проблеме экономической безопасности агропромышленного комплекса, сложно назвать результаты финансово-хозяйственной деятельности высокими и стабильными, поэтому финансовая подсистема экономической безопасности АПК Брянской области имеет средний уровень оценки.

Ключевые слова: экономическая безопасность АПК, подсистемы экономической безопасности АПК, финансовая подсистема экономической безопасности, регион.

Современный мир глобализации рассматривает проблему обеспечения национальной экономической безопасности с точки зрения уровня и степени защищенности от разных угроз экономических интересов государства. На протяжении нескольких десятилетий одной из наиболее значимых проблем развития мировой экономики в целом и экономики каждого государства в отдельности является проблема обеспечения экономической безопасности. До начала XXI века многие ученые экономисты связывали проблему обеспечения экономической безопасности с наименее развитыми экономическими странами, особенно технологически отсталыми странами. Однако процессы глобализации и развития мировой экономики, и кризисные экономические явления показал, что большинство экономик мира, в том числе экономики таких развитых европейских государств как Италия, Ирландия, Греция, Испания и несколько других стран не застрахованы от попадания в сильную финансовую зависимость от международных кредитных организаций и потери экономической безопасности. При этом кризис 2008 года и более ранние финансовые кризисы особенно Европейский долговой кризис, позволили выявить важные недостатки методолого-методи-ческого и теоретического обеспечения формирования и развития государственных систем управления экономической безопасностью.

Это подтверждается тем фактом, что рейтинговые агентства не успели быстро и адекватно дать оценку угроз, с которыми государственные экономики Еросоюза столкнулись. Экономики европейских государств не смогли противостоять против появившихся угроз и не продемонстрировали устойчивость к возникшим угрозам. Это привело к тому, что органы, осуществляющие регулирование развития государств Евросоюза, которые при принятии решений опираются на оценки рейтинговых агентств были не готовы принимать оперативные антикризисные меры, так как в их распоряжении не было необходимого инструментария и механизмов влияния.

Россия, как и ряд других стран столкнулась с определенными проблемами, в связи с одновременным действием двух отрицательных факторов - ограничение возможности использовать международные финансовые ресурсы и некоторые технологии и понижение цен на углеводородное сырье, произошло снижение платежного баланса страны. При этом достаточно хорошо изучено воздействие изменения мировых цен на газ и нефть на государственную экономическую безопасность, при этом вторая негативная тенденция - невозможность использовать мировые финансовые ресурсы и технологии - практически не рассмотрена учеными-экономистами. Провести оценку роли и влияния других фак-

торов, которые действуют в рамках существующей экономической парадигмы очень сложно, так здесь необходимо учитывать влияние технологий «санкционного» влияния как на экономическое, так и на технологическое развитие России [4].

Экономическая безопасность - это весьма многогранное понятие, которое включает обладание инструментами достижения целей и задач в целях устойчивости системы и способности к активным воспроизводственным процессам. Данная проблема выдвигается на первый план в связи с масштабами угрозы появления высокой степени зависимости экономического развития страны от внешних ресурсов не только в управленческой практике сельского хозяйства и техническом оснащении производства, но и в вопросах обеспечения продовольствием населения государства. При этом особое значение в разработке стратегии развития экономической безопасности АПК имеют вопросы выявления возможностей отдельных субъектов РФ влиять на данную проблему и формировать свою экономическую безопасность и экономическую безопасность России, обеспечивая при этом стабильное и прогрессивное развитие территорий, которые будут способны предотвращать и нейтрализовывать ситуации экономической нестабильности и уменьшать зависимость от неблагоприятных внутренних и внешних факторов развития.

Обеспечивать экономическую безопасность можно за счет эффективного воздействия на такие подсистемы как энергетическая, технологическая, финансовая, таможенная, технико-производственная, управленческая, информационная, продовольственная подсистемы. Сложность и многоплановость развития и функционирования агропромышленного комплекса предполагают повышенного внимания именно к продовольственной подсистеме, так как она является частью экономической подсистемы, создается в ее пределах и определяет тенденцию ее развития. Обеспечение экономической безопасности агропромышленных комплексов регионов России стало приоритетной задачей государственной региональной политики, поскольку их устойчивое функционирование выступает значимым элементом экономической безопасности всей страны.

Экономическая безопасность АПК может быть представлена как состояние экологических, правовых, социальных и экономических условий развития, достижения и повышения конкурентоспособности отрасли с возможностью обеспечения нужного уровня жизнедеятельности и формирования условий, которые будут стимулировать местных товаропроизводителей. По сути дела, экономическая безопасность АПК призвана обеспечивать расширенное воспроизводство хозяйственной деятельности и высокий уровень рентабельности деятельности, снижать риски бизнес-процессов и гарантировать продовольственную безопасность отдельного муниципального образования, региона или страны в целом [3].

Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности АПК, которая в свою очередь определяет экономическую безопасность Российской Федерации в целом, так как обеспечить населения необходимым количеством качественных продуктов питания можно только в случае существования хорошо составленного механизма реализации производственно-экономических отношений в системе агропромышленного производства. А наличие возможности реализации мероприятий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности будет создавать предпосылки для обеспечения экономической безопасности АПК. Одной из важнейших составляющих экономической безопасности АПК на федеральном и региональном уровне является подсистема финансовой безопасности АПК. Под финансовой безопасностью следует понимать такое состояние финансовой системы хозяйствующего субъекта сферы АПК, где обеспечена финансовая устойчивость, платежеспособность, присутствуют минимальные риски вероятности банкротства, и которое способствует повышению стоимости бизнеса. В то же время финансовая безопасность как элемент экономической безопасности АПК представляет собой совокупность количественных и качественных показателей. При этом следует различать понятия «показатель финансовой безопасности АПК» и «критерий финансовой безопасности АПК». Показатель финансовой безопасности АПК -это количественная или качественная характеристика состояния финансовой компоненты

экономической безопасности АПК, позволяющая оценить ее платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность и рентабельность, обеспечивающая возможности расширенного воспроизводства и обеспечения экономической безопасности АПК на всех уровнях управления.

Критерий финансовой безопасности АПК - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения финансовой безопасности как компоненты экономической безопасности АПК.

В системе показателей финансовой безопасности следует рассматривать типовые коэффициенты, используемые при оценке финансового состояния хозяйствующего субъекта и рекомендуемые нормативы, которые могут служить критериями экономической безопасности.

Для проведения диагностики финансовой подсистемы экономической безопасности АПК региона необходимо организовывать мониторинг, главной целью которого является выявления различных рисков и определение степени их влияния на финансовые показатели деятельности организаций агропромышленного комплекса. В зависимости от масштаба мониторинг следует разделить на два вида:

- первый вид - внешний мониторинг, главным образом сосредотачивает свое внимание на отслеживании макроэкономических рисков на уровне региона, т.е. анализирует такие составляющие как объем бюджетных ассигнования для отрасли, прогнозирует финансовых последствий политических санкций и иных ограничений деятельности организаций АПК, дает оценку степени влияния диспаритета цен для формирования финансовой и продовольственной безопасности аграрной сферы, изучает потребности в объемах финансирования для закупки новых пород сельскохозяйственных животных за рубежом, определяет основные направления государственной поддержки отечественных товаропроизводителей за рубежом и в России;

- второй вид - внутренний мониторинг является самой важной составляющей во всей системе мониторинга экономической безопасности АПК, так как этот вид мониторинга позволяет получить реальное пред-

ставление об уровне финансовой безопасности АПК. Внутренний мониторинг сосредотачивает свое внимание на оценке финансовой безопасности отдельного хозяйствующего субъекта, муниципального образования, АПК региона в целом.

При проведении внутреннего мониторинга принято выделять следующие группы рисков.

Экологические риски позволяют дать оценку степени влияния на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов экологических факторов, а также необходимость и целесообразность улучшения экологии с точки зрения финансовой составляющей.

Социальные риски имеют очень большое значение, так как они связаны с уровнем и качеством жизни сельского населения, в частности вопросы финансирования развития сельской инфраструктуры и формирования человеческого капитала на селе.

Агроэкологические риски оценивают вероятность получения убытка в результате неблагоприятных природно-климатических свойств отдельно взятой территории (например, в пределах одного региона имеются различные по составу почвы, поэтому нельзя их одинакового использовать для возделывания тех или иных сельскохозяйственных культур, так как присутствует риск получения низкой урожайности) [2].

Финансово-экономические риски оценивают вероятность снижения дохода вследствие отсутствия доступности к кредитным ресурсам, высокого уровня коррупции при распределении грантов, финансовых ресурсов различного рода программ, направленных на обеспечение стабилизации АПК, отсутствия налоговых льгот, повышения налогового бремени, низкой заинтересованности местных властей в реализации механизмов государственно-частного партнерства.

Наличие перечисленных рисков формирует угрозы обеспечения экономической безопасности АПК и продовольственной безопасности страны, которые могут приводить к несоблюдению таких пороговых значений критериев продовольственной безопасности [1].

Далее рассмотрим динамику основных показателей финансовой компоненты экономической безопасности АПК на уровне отдельного субъекта РФ, а именно на примере

Брянской области.

Важным показателем, характеризующим состояние финансовой подсистемы экономической безопасности АПК, является сальдированный финансовый результат, который определяют на базе данных бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. В состав данного показателя включают сумму

сальдированного финансового результата от внереализационных расходов, продажи основных средств, продукции, другого имущества и иных доходов.

На рисунке 1 представлена динамика общего сальдированного финансового результата всех организаций Брянской области и сельскохозяйственных организаций.

50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

44912

2013 г.

15262,3

2014 г.

2015 г.

309,4

2016 г.

736,1

16885,1

2017 г.

20000 15000 10000 5000 0

-5000

-10000

-15000

I Общий сальдированный финансовый результат деятельности организаций Брянской области, млн. руб. Сальдированный финансовый результат организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. руб.

Рис.1 Сальдированный финансовый результат деятельности организаций Брянской области [5]

Согласно данным, представленным на рисунке можно сделать вывод, что на протяжении периода с 2013 года по 2017 год происходит снижение совокупного регионального сальдированного финансового результата деятельности организаций Брянской области. Так, в 2013 году сальдированный финансовый результата составил 44912,0 млн. руб., своего минимального значения он достиг в 2015 году - 11221,8 млн. руб., после этого начинается незначительный рост сальдированного финансового результата деятельности организаций Брянской области. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом рост составил 43,4%, в 2017 году по сравнению с 2016 годом рост составил еще 4,9%. Общее снижение данного показателя составило 62,4%. Такая тенденция связана с тем, что организации Брянской области на протяжении последних лет получали убытки по результатам хозяйственной деятельности.

Анализируя данные сальдированного финансового результата организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства можно сказать, что данный показатель меня-

ется неоднозначно. Так в 2013 году показатель составлял 2578,7 млн. руб., к 2014 году он значительно вырос и составил 15262,3 млн. руб., что связано с введением эмбарго на ввоз импортной сельскохозяйственной продукции, расширением государственной поддержки и достаточно большим объемом инвестиций в сферу сельского хозяйства. В 2015 году сельскохозяйственные организации получили в качестве результата сальдированного финансового результата хозяйственной деятельности убыток в сумме 10048.7 млн. руб. После этого наблюдается незначительное улучшение результатов хозяйственной деятельности до 309,4 млн. руб. в 2016 году и до 736,1 млн. руб. в 2017 году.

Федеральная служба государственной статистики РФ для оценки финансовой составляющей государственного и регионального развития использует такой показатель как удельный вес убыточных предприятий, который рассчитывается в процентах от общего числа предприятий территории. Поэтому далее проведем анализ доли убыточных организаций в целом в Брянской области и сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в частности (табл. 1).

Таблица 1

Доля убыточных организаций в Брянской области [5]

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение 2017 г. к 2013 г., +/-

Удельный вес убыточных организаций, % в т.ч. 37,4 37,1 39,7 35,9 29,4 - 8,0

- организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 43,2 43,6 51,9 44,0 35,5 - 7,7

Сумма убытка, млн. руб. всего, в т.ч. 4679,1 24400,9 19535,2 6442,0 9260,9 +4590,8

- организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 253,7 18409,3 12709,5 726,5 2703,9 +2452,2

Как видно по данным таблицы в 2017 году удельный вес убыточных организаций в целом в Брянской области в 2017 году составил 29,4%, при этом согласно данным Брянскстата этот показатель на протяжении периода с 2013 года по 2017 год снижается. Так общее снижение удельного веса убыточных организаций снизилась на 8 п.п. При этом максимально число убыточных организаций была зафиксировано в регионе в 2015 году - 39,7% организаций области. Ситуация в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства выглядит еще хуже. В 2017 году доля убыточных организаций в данной отрасли региональной экономики составила 35,5%. В 2015 году более 50% организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства относились к убыточным. Положительным моментом является снижение в 2017 году по сравнению с 2013 годом доли убыточных организаций на 7,7 п.п. Выше проведенный анализ говорит о нестабильном экономическом состоянии в региональном сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.

Максимальная сумма убытка была получена организациями Брянской области в 2014 году. Она составила 24400,9 млн. руб. Получение таких убытков связано в большей степени с политическими причинами, в результате действия которых были расторгнуты деловые отношения региональных организаций с зарубежными партнерами. Начиная с 2015 года сумма убытка начинает снижаться и к 2016 году она достигает всего 6442,0 млн. руб. Негативной тенденцией является рост суммы убытка в 2017 году. Аналогичным образом изменяется сумма убытка организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Максимальная сумма убытка была получена в 2014 году в размере 18409,3 млн. руб. При этом в целом за анализируемый период размер убытка в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве вырос на 2452,2 млн. руб.

Далее проведем анализ доли прибыльных организаций в целом в регионе и сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в частности (табл. 2).

Таблица 2

Доля прибыльных организаций в^ Брянской области [5]

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение 2017 г. к 2013 г.

Удельный вес прибыльных организаций, % в т.ч. 62,6 62,9 60,3 64,1 70,6 +8,0

- организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 56,8 56,4 48,1 56,0 64,5 +7,7

Сумма прибыли, млн. руб. всего в т.ч. 49591,9 55353,7 30757,1 22532,4 26126,1 -23465,8

- организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 2832,4 3146,9 2660,8 11035,7 3440,0 +607,6

Согласно данным, представленным в таблице можно сделать вывод, что удельный вес прибыльных организаций в целом по Брянской области с 2013 года по 2017 год увеличивается на 8 п.п и к 2017 году составляет

70,6% от общего числа организаций региона. Наименее благоприятная ситуация отмечалась в 2015 году, так доля прибыльных организаций составляла всего 60,3%. Анализ доли

прибыльных организаций в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве можно отметить ее рост за последние 5 лет на 7,7 п.п. В 2017 году 64,5% организаций данной сферы получали прибыль. Минимальное число прибыльных организаций было зарегистрировано в 2015 году. За последние два год рост доли прибыльных организаций в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве составил 16,4 п.п. Однако по факту данное увеличение связано с улучшением результатов хозяйственной деятельности, а с уменьшением числа сельскохозяйственных организаций.

Анализируя динамику суммы прибыли, полученную организациями Брянской области можно сказать, что на протяжении 20132017 гг. общее снижение прибыли составило

23465.8 млн. руб. Так, в 2013 году организациями Брянской области было получено

49591.9 млн. руб. прибыли, а в 2017 году всего лишь - 26126,1 млн. руб. При этом следует сказать, что если в 2013 году на каждый процент удельного веса прибыльных организаций приходилось 792,2 млн. руб. прибыли,

25

21,6

20 15 10 5 0

12,7

то в 2017 году только лишь - 370,1 млн. руб. Это говорит об уменьшении эффективности результатов хозяйственной деятельности.

В организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в период с 2013 года по 2017 год происходит увеличение суммы прибыли на 607,6 млн. руб. с 2832,4 млн. руб. в 2013 году до 3440,0 млн. руб. в 2017 году. Максимальная прибыль была получена организациями сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в 2016 году в размере 11035,7 млн. руб. Затем к 2017 году произошло значительное снижение суммы прибыли на 7595,7 млн. руб.

Обобщающим показателем, который характеризует результат финансово-хозяйственной деятельности организаций и определяет уровень финансовой безопасности в целом и аграрной сферы в частности является показатель рентабельности проданных товаров (работ, услуг), представленный на рисунке 2.

8,8 9,9

7,4 7 Н

■ 4,2

17 ■ ■ -0,5

-1,1

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

■ Рентабльность проданных товаров (работ, услуг) в Брянской области, %

■ Рентабельность проданных товаров (работ услуг) в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства Брянской области, %

Рис.2 Рентабельность проданных товаров (работ, услуг) в организациях сельского хозяйства,

охоты и лесного хозяйства Брянской области [5]

Рентабельность проданных товаров (работ, услуг) организациями Брянской области снижаются в периоде с 2013 года по 2015 год, а затем растет с 2016 года по 2017 год. Общее снижение составило 11,7%, это говорит о том, что организации Брянской области стали получать на 11,7 копейки меньше с каждого рубля прибыли в 2017 году по сравнению с 2013 годом. Рентабельность проданных това-

ров (работ, услуг) организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства с 12,7% в 2014 году снизилась до «-1,1%), это значит, что организации не получали прибыли и работали в убыток.

В заключении следует отметить, что экономическая безопасность АПК имеет сложную компонентную структуру, деятельность которого предполагает обеспечение сбалансиро-

ванной системы отношений посредством координации в развитии элементов за счет выработки инструментов снижения последствий угроз (хеджирование, страхование и т.д.) и своевременного их прогнозирования. Обобщая можно отметить, что экономическая безопасность АПК региона заключается в том, что необходимо обеспечить такую систему производственно-экономических взаимоотношений между различными сферами агропромышленного комплекса, которая позволяет сгладить

последствия диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшить размеры кредиторской и дебиторской задолженности, способствует снижению сельской безработицы и развитию социальной инфраструктуры села, привлечению инвесторов, приводит к максимальному использованию инновационных подходов в производстве сельскохозяйственной продукции, обеспечивая высокий уровень финансовой стабильности и конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бисултанов, Б.К. Повышение роли АПК в обеспечении экономической безопасности на современном этапе развития рыночных отношений / Б.К. Бисулатов // Вестник университета. - 2017.- №6. - С.19-25.

2. Кулагина Н.А. Роль агропромышленного комплекса в обеспечении экономической безопасности РФ в условиях рыночной экономики [Текст] / Н.А. Кулагина // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2011. Т. 1. № 45. С. 58-63.

3. Матюшкина, И.А. Современное состояние продовольственной безопасности Брянской области [Текст] / И.А. Матюшкина, С.В. Герасименкова // Агропродовольственная политика России, 2014. - №8. - С. 28-42.

4. Матюшкина, И.А. Продовольственная безопасность в системе обеспечения экономической безопасности АПК России [Текст] / И.А. Матюшкина // В сборнике: Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 278-283.

5. Официальный сайт департамента сельского хозяйства Брянской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depagro32.ru/

EVALUATION OF THE FINANCIAL SUBSYSTEMS OF ECONOMIC SECURITY APK

The article reveals the concept of economic security of the country, determines the place of economic security of agriculture in the national economic security. The article notes that one of the important subsystems of economic security of agriculture is the financial subsystem, which involves external and internal monitoring of the main types of risks associated with the implementation of financial and economic activities. The main types of risks include environmental, social, agroecological, financial and economic. The analysis of the financial subsystem of economic security of agriculture is carried out on the materials of the Bryansk region. For this purpose, the article studies the dynamics of the balanced financial result of the activities of organizations of agriculture, hunting and forestry, the share of profitable and unprofitable agricultural organizations, the amount of profit and loss, the profitability of goods sold. In conclusion, it is concluded that despite the rather close attention of public authorities to the problem of economic security of the agro-industrial complex, it is difficult to call the results of financial and economic activity high and stable, so the financial subsystem of economic security of the agro-industrial complex of the Bryansk region has an average level of evaluation. Keywords: economic security of agroindustrial complex, subsystems of economic security of agroindustrial complex, financial subsystem of economic security, region.

References

1. Bisultanov, B.K. The role of agriculture in economic security at the present stage of market relations development / B. K. Boulatov // Bulletin of the University. - 2017.- №6. - P. 19-25.

2. Kulagina N.Ah. The role of the agro-industrial complex in ensuring the economic security of the Russian Federation in a market economy [Text] / N. Ah. Kulagina // Economy. Business. Environment. 2011. Vol.1. No. 45. P. 58-63.

3. Matyushkina, I.A. Current state of food security in Bryansk region [Text] / I.A. Matyushkin, S.V. Gerasimenko // Agro-food policy of Russia, 2014. - №8. - P. 28-42.

4. Matyushkina, I.A. Food security in the system of economic security of agriculture of Russia [Text] / I. A. Matyushkina // In the collection: Management of socio-economic systems and legal

research: theory, methodology and practice Materials of the international scientific and practical conference. 2017. P. 278-283.

5. Official website of the Department of agriculture of the Bryansk region [Electronic resource]. - Mode of access: http://depagro32.ru

Об авторе

Матюшкина Ирина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: vuyakova@yandex.ru

Matyushkina Irina Alekseevna - candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Economics and management of Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: vuyakova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.