Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО ОПК: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО ОПК: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная закупка / поставщик / конкурс / минимальная доля закупок / договор о поставке
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО ОПК: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Григорьев М.Н.

к.т.н., профессор, БГТУ «ВОЕНМЕХ»

Сидоров Е.А.

ведущий специалист, АО «Конструкторское бюро специального машиностроения»

ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО ОПК: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: государственная закупка, поставщик, конкурс, минимальная доля закупок, договор о поставке.

Для предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) закупочная деятельность имеет принципиальное значение, поскольку в структуре себестоимости готовой продукции доля затрат на закупку сырья, материалов и комплектующих составляет в среднем 65% от общего объема затрат. Количество поставщиков, как показывает, например, опыт АО КБСМ и родственных ему предприятий АО Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз - Антей» может достигать несколько сотен, при этом рынок каждой закупаемой позиции, как правило, имеет свои значительные особенности.

Таким образом, закупочная деятельность предприятий ОПК является решающим фактором, определяющим их эффективность. Рациональное управление закупками представляет собой важный резерв для обеспечения экономического благополучия всего ОПК. Процесс закупок реализуется на предприятиях российского ОПК через совокупность контрактов, подготовленных и выполняемых с соблюдением норм отечественного законодательства.

В нашей стране 2021 год начался под флагом подготовки революционных изменений в регулировании закупочной деятельности с 1 января 2022 года. С начала 2021 года по 08.10.2021 этому вопросу были посвящены 34 документа, 27 из них, которые в виде хронологического аннотированного перечня приведены ниже, касаются работы ОПК России.

1. 08.10.2021. Письмо Минпромторга России от 01.10.2021 № ПГ-11-9743 «О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации (ПП РФ) от 10.07.2019 № 878». В нем рассмотрены вопросы, связанные с выдачей разрешения на закупку происходящей из иностранного государства радиоэлектронной продукции.

2. 15.09.2021. Письмо Минфина России от 10.09.2021 № 24-03-08/73730 «О направлении информации по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок сведений о договорах, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В нем Минфин напоминает об изменениях, вступающих в силу с 1 октября 2021 г., в части требований к ежемесячному размещению сведений в единой информационной системе в сфере закупок.

3. 02.09.2021. Проект 1111 РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСРП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное ППРФ от 11 декабря 2014 г. № 1352». В нем с 1 июля 2022 года предлагается установить порядок осуществления малых закупок у СМСРП в электронной форме.

4. 01.09.2021. ПП РФ от 28.08.2021 № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В нем усилены ограничения при госзакупках иностранной радиоэлектронной продукции.

5. 27.08.2021. ПП РФ от 23.08.2021 № 1388 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». В нем установлена процедура подготовки заключения о цене на продукцию по гособоронзаказу.

6. 07.08.2021. Приказ Минпромторга России от 26.01.2021 № 184 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (РЭОО)». В нем обновлен типовой контракт на оказание услуг по ремонту РЭОО и информационная карта данного типового контракта.

7. 27.07.2021. Проект ПП РФ «О внесении изменений в постановление ПП РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения ГМН». В нем к закупкам программного обеспечения для госнужд предлагается установить новые требования.

8. 09.07.2021. ПП РФ от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты ПРФ по вопросам участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов ПРФ». В нем увеличен с 20 до 25% годовой объем закупок по Закону 223-ФЗ у субъектов МСП.

9. 03.07.2021. ФЗ от 02.07.2021 № З60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Принят закон об упрощении и оптимизации порядка осуществления госзакупок.

10. 02.07.2021. ПП РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты ПРФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов ПРФ». В нем с 1 июля 2021 вводится новый порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

11. 01.07.2021. ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ГМН». В нем увеличен объем закупок у СМП и СОНКО по Закону 44-ФЗ.

12. 30.06.2021. Приказ Казначейства России от 29.04.2021 № 18н «Об утверждении порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок. В нем обновлен порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.

13. 26.06.2021. Информация Минобрнауки России «О внесении изменений в Положения о закупке товаров, работ услуг». Актуализированные Положения о закупках должны быть размещены в ЕИС не позднее 1 июля 2021 года.

14. 25.06.2021. ПП РФ от 24.06.2021 № 983 «О внесении изменений в приложение к ПП РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014». Расширен перечень российских товаров, в отношении которых устанавливается размер минимальной обязательной доли закупок.

15. 24.06.2021. Письмо Минфина России от 22.06.2021 № 09-01-09/49129 «О ПП РФ от 09.12.2020 № 2050». В нем Минфин напоминает получателям средств федерального бюджета об изменениях в формировании извещений об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения ГМН.

16. 22.06.2021. ПП РФ от 19.06.2021 № 937 «О внесении изменений в пункты 8 и 19 Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема». В нем с 1 октября 2021 года повышается предельная цена контракта на закупку госкомпаниями товаров, работ и услуг у субъектов МСП.

17. 22.06.2021, РП РФ от 18.06.2021 № 1651-р «О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р». В нем уточнен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

18. 17.06.2021. Проект ФЗ № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (текст к третьему чтению). Госдумой принят закон об упрощении и оптимизации порядка осуществления госзакупок.

19. 12.06.2021. Письмо Минпромторга России от 28.05.2021 № 43917/12 «О реализации ПП РФ от 03.12.2020 № 2013» В нем даны разъяснения о порядке подтверждения страны происхождения товара для целей достижения заказчиками минимальной доли закупок товаров российского происхождения.

20. 05.06.2021. ПП РФ от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ГМН, о внесении изменений в некоторые акты ПРФ и признании утратившими силу некоторых актов ПРФ и отдельных положений некоторых актов ПРФ». В нем утвержден порядок обеспечения мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ГМН.

21. 31.05.2021. «Электронное обжалование в ЕИС в сфере закупок». Информация с официального сайта ЕИС в сфере закупок от 31.05.2021. Согласно ей с 5 июля 2021 года в ЕИС в сфере закупок будет реализована возможность подачи жалобы в электронном виде.

22. 26.05.2021. Информация Минфина России от 26.05.2021 «Минфин разработал новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ». В ней Минфин России предлагает установить с 1 июля 2021 г. новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков.

23. 21.05.2021. Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения ГМН, утвержденным ПП РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221». В нем установлены требования энергетической эффективности в отношении отдельных товаров при осуществлении госзакупок.

24. 18.05.2021. Проект ПП РФ «О внесении изменений в ПП РФ от 30 апреля 2020 г. № 616». В нем предложено дополнить основания для неприменения запрета на допуск иностранных промышленных товаров для госзакупок, а также товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

25. 18.05.2021. Проект ПП РФ «О внесении изменений в ПП РФ от 30 апреля 2020 г. № 617». В нем предлагается расширить перечень оснований для неприменения ограничений на допуск для госзакупок иностранных промышленных товаров.

26. 15.05.2021. Информация Минфина России от 14.05.2021 «Минфин расширяет доступ субъектам МСП к закупкам по 223-ФЗ». В нем предлагается увеличить минимальную обязательную долю закупок у субъектов МСП с 20 до 30% от годового объема закупок.

27. 05.05.2021. ПП РФ от 29.04.2021 № 678 «Об утверждении Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет

средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования РФ». В нем установлены особенности определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета ФСС РФ.

Анализ времени, потраченного на знакомство с информацией в них содержащейся, показал, что в среднем практический работник израсходовал на это уже 47 часов, зачастую не получив ясности в порядке своих действий. При этом следует учитывать, что объем текущей работы не только не был сокращен, но даже увеличился по субъективным и объективным причинам.

Таким образом, за неполный 2021 год в части регулирования закупочной деятельности произошли значительные изменения в рамках действия 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», несмотря на то, что самое нашумевшее изменение было принято в конце 2020 года, а именно 03.12.2020 было подписано Постановление Правительства РФ «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения». Остальные изменения выглядят следующим образом:

• С 1 октября можно проводить больше закупок среди СМСП;

• С 1 октября установлены новые требования к протоколам конкурентных закупок и ежемесячным отчетам о заключенных договорах;

• С 16 апреля по 14 июля в положении о закупке нужно отразить порядок ценообразования;

• С 1 апреля по 29 июня в положении о закупке следует учесть новые правила конкурентных электронных закупок у СМСП;

• С 6 марта заказчики должны учитывать товары из ЕАЭС в рамках квотирования;

• С 22 февраля уточнили порядок формирования сведений для реестра договоров;

• С 2 января заказчиков наказывают за несвоевременную оплату договоров;

• С 1 января в реестр договоров нужно направлять больше информации.

Не затрагивая тему изменений в сфере государственных закупок, можно сказать, что такое большое количество изменений не могло не отразиться на компаниях с государственным участием. Как уже отмечалось, самое «шоковое» изменение - «минимальная доля закупок». Неоднозначность данного изменения прослеживается до сих пор - обширный перечень номенклатуры товаров, с процентами выполнения висел всю первую половину года, пока профильные ведомства в лице Минпромторга и Минфина не дали разъяснения. Правда до сих пор остаётся неясным вопрос ответственности за несоблюдение требований ПП РФ № 2013. Суть данного изменения сводится к формуле «при приобретении продукции из перечня, доля отечественной продукции должна быть не меньше определённого процента». Причём под продукцией отечественного производства следует понимать только продукцию, поставленную организацией из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Но количество поставщиков в Реестре крайне скудно, например, по коду 25.73.30 представлен один поставщик, по коду 25.73.40 - пять поставщиков. Таким образом, предприятиям ОПК поставлена задача выполнения ГОЗ и соблюдения законодательства. Учитывая информационный вакуум первого полугодия, продукция из Постановления приобреталась в рамках и надежде на вторую половину года. Но и когда были получены разъяснения - ясности не прибавилось. Учитывая специфику производства продукции ОПК, не всегда есть возможность приобрести нужную продукцию у поставщиков из Реестра. Одновременно с данным изменением поставщики включились в борьбу за крупных заказчиков, но стоимость отечественных аналогов зачастую выше оригинальной продукции, что идёт в разрез с одним из основополагающих принципов действия 223-фз «эффективное использование денежных средств». Учитывая нынешние реалии санкцион-ного воздействия и общую нестабильную экономическую ситуацию, заказчики оказываются в крайне невыгодном положении при реализации своих целей в рамках решения задач, возложенных на ОПК. Также следует не забывать о невозможности оперативного изменения на предприятиях с государственным участием. И если на вопрос «как приобретать продукцию из Постановления» ясность наступила ко второму полугодию, то ответа на вопрос «как оперативно менять технологические процессы и приобретать соответствующую продукцию» нет. При обращении к производителям из Реестра с запросами о поставке необходимой продукции - получали отказы. Обращение в Минпромторг с запросами об отсутствии продукции отечественного производства трудоёмко и маловероятно ввиду обширного перечня номенклатуры продукции, используемой на производстве с целью своевременного выполнения ГОЗ. Если же Мин-промторг будет заниматься расширением Реестра производителей и стимулировать их для включения в реестр и выход на конкурентные процедуры, то это изменение органично впишется в рамки импортозамещения, с учётом поставленной главой государства задачи о диверсификации производства, с одной очень важной оговоркой, что если предприятие ОПК стремится завоевать рынок гражданской продукции, оно должно быть готово вести бизнес по законам рынка, где экономика играет большую роль, нежели качество при выполнении ГОЗ, без оглядки на экономику. Не стоит также забывать о соотношении цена-качество. На сегодняшний день нельзя сказать, что данное изменение будет выполнено большинством предприятий с государственным участием. Остальные изменения связаны с ограниченностью человеческого ресурса и неповоротливостью компаний с государственным участием, которая не позволяет оперативно реагировать на изменения. Оперативность и возможность прогнозирования, по мнению авторов, являются одними из ключевых направлений, необходимых для успешного перехода от ГОЗа к рынку гражданской продукции.

Отдельно хочется отметить такое изменение, как направление в реестр договоров большего объема информации:

• Сведения об исполнении договора нужно представлять и после приемки по нему, и после оплаты.

• В реестр требуется направлять информацию о цене единицы товара, работы или услуги.

• При закупке строительных работ в реестр необходимо передавать сведения о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

Второй пункт с предоставлением информации о цене единицы товара, работы или услуги довольно трудозатра-тен для специалистов по закупкам в компаниях с госучастием, т. к. ограниченность человеческих ресурсов и желание приобрести максимум однородной продукции на длительный период времени (например, режущего инструмента на год) влекут за собой увеличение времени для размещения сведений отчётных документов, скажем свыше ста номенклатурных позиций, которые к тому же поставляются партиями на протяжении всего года. Разбивка закупки на несколько - неэффективна с точки зрения оптимизации времени на проведение конкурентных процедур и времени, требуемого для заведения в реестр договоров - конечный годовой объём не уменьшится, а, следовательно, и объём публикуемой информации в ЕИС остается неизбежным. В рамках существующего тренда на всеобщую автоматизацию и цифровую трансформацию видится решение - выгрузка в ЕИС информации о поставляемом товаре заказчику поставщиком с указанием реквизитов договора в ЕИС, а заказчику останется только подтвердить достоверность загруженных сведений и качество поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Таким образом, наблюдается тенденция совершенствования законодательства в сфере 223-ФЗ, но в то же время возникает парадокс - увеличение нагрузки и усиление контроля приведет к увеличению штата, а он, как правило, увеличивает долю накладных расходов на оплату труда специалистов, соответственно произойдет и увеличение конечной себестоимости продукции. И тогда возникает вопрос к законодательным органам - в чьих интересах действует и совершенствуется законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц, С одной стороны всё делается для расширения круга потенциальных поставщиков, с другой - возникает необходимость увеличения штата специалистов обеспечивающего производства, к коему относится закупочная деятельность компаний с госучастием, что делается крайне неохотно руководством, ввиду удорожания конечной стоимости продукции, в итоге вся нагрузка ложится на потребителя (при увеличении штата), либо увеличивается нагрузка на сотрудников заказчика (при прежнем штате).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.