Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЛОГИСТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Г.Н., Лавренова Г.А., Савич Ю.А., Лубянская Э.Б.

Введение. Логистику закупок на производственных предприятиях, вовлеченных в процесс и получающих государственное финансирование в системе гособоронзаказа, направленного на поддержание военного потенциала государства, принято рассматривать через призму военно-научных, военно-экономических и военно-производственных возможностей государства на содержание и развитие вооружённых сил. Специфика осуществления таких закупок для вооруженных сил, а также для предприятий необходимых для организации производства ресурсов, услуг и работ заключается в дополнительных рисках, которые необходимо вовремя выявлять и предотвращать, так как они могут нанести вред не только экономической безопасности отдельных предприятий, но и нанести вред обороноспособности страны. Несмотря на то, что регламенты и процедуры заключения и выполнения гособоронзаказа строго прописаны в современном законодательстве, представленном широким перечнем федеральных законов и других нормативно-правовых актов (44 -ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, Приказ 334, Постановление 1465 и др.), в силу противоположности интересов Заказчика и Исполнителя и необходимости соблюдения принципа секретности имеют место нарушения административного и уголовного характера в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками. В этих условиях применение субъектами системы гособоронзаказа заказчиками и исполнителями логистического подхода управления материальными, информационными и финансовыми ресурсами позволит усилить контроль и надзор на всех этапах реализации ГОЗ и предотвратить потенциальные угрозы и нарушения. Данные и методы. В статье исследуется логистика реализации основных задач гособоронзаказа по стадиям его заключения и исполнения, включающая методы контроля процессов государственных закупок для обеспечения экономической безопасности с учетом специфики распределения бюджетных средств среди основных субъектов, занимающих монопольное положение. В процессе исследования проблем логистики гособоронзаказа был предложен системный подход, в соответствии с которым выделено три основных подсистемы: подсистема государственного заказчика, подсистема головного исполнителя и подсистема кооперации головного исполнителя, взаимодействие между которыми осуществляется через финансовые отношения. Полученные результаты. В статье предложен комплексный подход к организации контроля и надзора движения финансовых ресурсов между подсистемами системы гособоронзаказа. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для совершенствования логистики в гособоронзаказе. Материал представляет интерес как для государственных заказчиков, так и для руководителей и специалистов предприятий ОПК, являющихся головными исполнителями гособоронзаказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE LOGISTICS OF THE STATE DEFENSE ORDER

Introduction. Procurement logistics at manufacturing enterprises involved in the process and receiving state funding in the system of state defense orders aimed at maintaining the military potential of the state is usually considered through the prism of military-scientific, military-economic and military-production capabilities of the state for the maintenance and development of the armed forces. The specifics of such purchases for the armed forces, as well as for enterprises necessary for the organization of production of resources, services and works, are additional risks that need to be identified and prevented in time, since they can harm not only the economic security of individual enterprises, but also harm the country's defense capability. Despite the fact that the regulations and procedures for concluding and executing a state defense order are strictly prescribed in modern legislation, represented by a wide list of federal laws and other regulatory legal acts ( 44-FZ, 223-FZ, 275-FZ, Order 334, Resolution 1465, etc.), due to the opposite interests of the Customer and the Contractor and the need to comply with the principle of secrecy, there are violations of an administrative and criminal nature in the management of material, financial and information flows. Under these conditions, the use by the subjects of the state defense order system by customers and performers of the logistics approach to managing material, information and financial resources will strengthen control and supervision at all stages of the implementation of the state defense order and prevent potential threats and violations. Data and methods. The article examines the logistics of implementing the main tasks of the state defense order by the stages of its conclusion and execution, including methods of controlling public procurement processes to ensure economic security, taking into account the specifics of the distribution of budget funds among the main subjects occupying a monopoly position. In the process of studying the problems of logistics of the state defense order, a systematic approach was proposed, according to which three main subsystems were identified : the subsystem of the state customer, the subsystem of the head contractor and the subsystem of cooperation of the head contractor, the interaction between which is carried out through financial relations. The results obtained. The article offers a comprehensive approach to the organization of control and supervision of the movement of financial resources between the subsystems of the state defense order system. Conclusion. The results of the study can be used as a theoretical basis for improving logistics in the state defense order. The material is of interest both for state customers and for managers and specialists of defense industry enterprises who are the main executors of the state defense order.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА»

ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

DOI: 10.36622^т2021.47Л4.015 УДК 338.4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА

Г.Н. Чернышева

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54»А»

Г.А. Лавренова, Ю.А. Савич, Э.Б. Лубянская

Воронежский государственный технический университет Россия, 394006, Воронеж, 20-летия Октября, 84

Введение. Логистику закупок на производственных предприятиях, вовлеченных в процесс и получающих государственное финансирование в системе гособоронзаказа, направленного на поддержание военного потенциала государства, принято рассматривать через призму военно-научных, военно-экономических и военно-производственных возможностей государства на содержание и развитие вооружённых сил. Специфика осуществления таких закупок для вооруженных сил, а также для предприятий необходимых для организации производства ресурсов, услуг и работ заключается в дополнительных рисках, которые необходимо вовремя выявлять и предотвращать, так как они могут нанести вред не только экономической безопасности отдельных предприятий, но и нанести вред обороноспособности страны. Несмотря на то, что регламенты и процедуры заключения и выполнения гособоронзаказа строго прописаны в современном законодательстве, представленном широким перечнем федеральных законов и других нормативно-правовых актов (44 -ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, Приказ 334, Постановление 1465 и др.), в силу противоположности интересов Заказчика и Исполнителя и необходимости соблюдения принципа секретности имеют место нарушения административного и уголовного характера в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками. В этих условиях применение субъектами системы гособоронзаказа заказчиками и исполнителями логистического подхода управления материальными, информационными и финансовыми ресурсами позволит усилить контроль и надзор на всех этапах реализации ГОЗ и предотвратить потенциальные угрозы и нарушения.

Данные и методы. В статье исследуется логистика реализации основных задач гособоронзаказа по стадиям его заключения и исполнения, включающая методы контроля процессов государствен-

Сведения об авторах:

Чернышева Галина Николаевна (sgs206@mail.ru), канд. экон. наук, доцент кафедры восстановления авиационной техники ВУНЦ ВВС «ВВА»

Лавренова Галина Алексеевна (galilav@mail.ru), канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «ВГТУ»

Савич Юлия Анатольевна (vilsavia@mail.ru), старший преподаватель кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «ВГТУ»

Лубянская Элина Борисовна (allya84@yandex.ru), ведущий инженер кафедры цифровой и отраслевой экономики ФГБОУ ВО «ВГТУ»

Oh authors:

Galina N. Chernysheva (sgs206@mail.ru), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Restoration of Aviation Technology of the VUNC of the Air Force "VVA"

Galina A. Lavrenova (galilav@mail.ru), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security of VSTU

Yulia A. Savich (vilsavia@mail.ru), Senior Lecturer at the Department of Economic Security of VSTU Elina B. Lubyanskaya (allya84@yandex.ru), Leading Engineer of the Department of Digital and Industrial Economics of VSTU

ных закупок для обеспечения экономической безопасности с учетом специфики распределения бюджетных средств среди основных субъектов, занимающих монопольное положение. В процессе исследования проблем логистики гособоронзаказа был предложен системный подход, в соответствии с которым выделено три основных подсистемы: подсистема государственного заказчика, подсистема головного исполнителя и подсистема кооперации головного исполнителя, взаимодействие между которыми осуществляется через финансовые отношения.

Полученные результаты. В статье предложен комплексный подход к организации контроля и надзора движения финансовых ресурсов между подсистемами системы гособоронзаказа. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для совершенствования логистики в гособоронзаказе. Материал представляет интерес как для государственных заказчиков, так и для руководителей и специалистов предприятий ОПК, являющихся головными исполнителями гособоронзаказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказа, государственные закупки, логистика, экономическая безопасность, контроль, надзор.

Для цитирования:

Чернышева Г.Н. Обеспечение экономической безопасности в логистике гособоронзаказа / Г.Н. Чернышева, Г.А. Лавренова, Ю.А. Савич, Э.Б. Лубянская // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 3. С. 171-184. DOI: 10.36622/VSTU.2021.47.14.015.

ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE LOGISTICS OF THE STATE DEFENSE ORDER

G.N. Chernysheva

Military Training and Research Center of the Air Force

"Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" Russia, 394064, Voronezh, 54"A" Old Bolsheviks str.

G.A. Lavrenova, Yu.A. Savich, E.B. Lubyanskaya

Voronezh State Technical University

Russia, 394006, Voronezh, 20th Anniversary of October, 84

Introduction. Procurement logistics at manufacturing enterprises involved in the process and receiving state funding in the system of state defense orders aimed at maintaining the military potential of the state is usually considered through the prism of military-scientific, military-economic and military-production capabilities of the state for the maintenance and development of the armed forces. The specifics of such purchases for the armed forces, as well as for enterprises necessary for the organization of production of resources, services and works, are additional risks that need to be identified and prevented in time, since they can harm not only the economic security of individual enterprises, but also harm the country's defense capability. Despite the fact that the regulations and procedures for concluding and executing a state defense order are strictly prescribed in modern legislation, represented by a wide list of federal laws and other regulatory legal acts ( 44-FZ, 223-FZ, 275-FZ, Order 334, Resolution 1465, etc.), due to the opposite interests of the Customer and the Contractor and the need to comply with the principle of secrecy, there are violations of an administrative and criminal nature in the management of material, financial and information flows. Under these conditions, the use by the subjects of the state defense order system by customers and performers of the logistics approach to managing material, information and financial resources will strengthen control and supervision at all stages of the implementation of the state defense order and prevent potential threats and violations.

Data and methods. The article examines the logistics of implementing the main tasks of the state defense order by the stages of its conclusion and execution, including methods of controlling public procurement processes to ensure economic security, taking into account the specifics of the distribution of budget funds among the main subjects occupying a monopoly position. In the process of studying the problems of logistics of the state defense order, a systematic approach was proposed, according to which three main subsystems were identified : the subsystem of the state customer, the subsystem of the head contractor and the subsystem of cooperation of the head contractor, the interaction between which is carried out through financial relations.

The results obtained. The article offers a comprehensive approach to the organization of control and supervision of the movement offinancial resources between the subsystems of the state defense order system.

Conclusion. The results of the study can be used as a theoretical basis for improving logistics in the state defense order. The material is of interest both for state customers and for managers and specialists of defense industry enterprises who are the main executors of the state defense order.

Keywords: state defense order, public procurement, logistics, economic security, control, supervision. For citation:

Chernysheva G.N. Ensuring economic security in the logistics of the state defense order / G.N. Chernysheva, G.A. Lavrenova, Yu.A. Savich, E.B. Lubyanskaya // Production Organizer. 2021. T. 29. № 3. P. 171-184. DOI: 10.36622/VSTU.2021.47.14.015.

Введение

В современных условиях геополитических конфликтов, основной функцией государства становится обеспечение военной безопасности и развитие цепей поставок и государственной логистики в сфере ГОЗ [1]. Одним из главных факторов военной безопасности выступает военный потенциал. Военный потенциал государства принято рассматривать, как военно-научные и военно-экономические, военно-производственные возможности государства содержать и совершенствовать вооруженные силы.

Реализация указанных возможностей осуществляется в системе закупок военной продукции посредством гособоронзаказа (ГОЗ).

Сущность ГОЗ определяется как «установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами».

Гособоронзаказ является составным элементом системы закупок для государственных нужд, и соответственно, регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ.

Теория

Основная особенность логистики и управление цепями поставок в ГОЗ связана не с процессом закупок, а с закупаемой продукцией, а именно, с необходимостью обеспечения секретности в целях военной безопасности. Указанное обстоятельство ограничивает отдельные положения ФЗ №44[2] положениями ФЗ № 275 [3].

Эти ограничения носят организационный и экономический характер.

Среди организационных ограничений можно выделить:

1) Разные цели закупок.

2) Ограниченный состав головных исполнителей контракта. Гособоронзаказ, в соответствии с п. 3 ст.3 ФЗ № 275 , может быть заключен только с юридическим лицом. Тогда как в закупках для мирных нужд по ФЗ №44 допускается возможность заключения контракта с предпринимателями и физическими лицами, не являющимися юридическим лицом.

3) Формирование планов ГОЗ. Планы ГОЗ формируются установленным порядком в соответствии постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. План разрабатывается на 1 год, плановый период планируемый период составляет 3 года [4].

Проект ГОЗ разрабатывается в 2 этапа. На первом этапе государственные заказчики формируют предложения на основе концепции

развития вооруженных сил (10-15 лет) и утвержденных программ вооружений (10 лет), а на втором разработанный проект плана направляется на утверждение в Правительство РФ.

4) Установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей

5) Идентификация контрактов организована по особым правилам (ст.6.1 ФЗ№ 275)

6) Дополнительные условия определения уполномоченного банка и банковского сопровождения (глава 3.1 ФЗ№ 275).

В экономическом аспекте выделяют ограничения:

1) Механизм контрактных цен (начальных максимальных, ориентировочных, прогнозных) и методов их расчета. Вопросы ценообразования регламентируются постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465[5]

2) Механизм калькулирования затрат и определения расчетной прибыли в цене военной продукции. Согласование затрат на создание и

производство военной продукции в рамках ГОЗ осуществляется по правилам, изложенным в приказе Минпромторга от 08.02.2019 № 334 [6].

3) Отсутствие конкуренции по закупкам военной и специальной техники. Закупки военной и специальной техники, вследствие невозможности конкуренции в этой области, осуществляются, как правило, у единственного поставщика.

Единственный поставщик - это «производитель российского вооружения и военной и специальной техники, которые не имеет российских аналогов. Единственный поставщик продукции ГОЗ включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения».

Система ГОЗ, в соответствии с вышеизложенным, может быть представлена механизм финансовых взаимоотношений по всем этапам выполнения гособоронзаказа (рис.1).

Рис. 1. Система государственного оборонного заказа Fig. 1. The system of the state defense order

В соответствии с составом участников ГОЗ, в системе ГОЗ можно выделить три основные подсистемы: подсистема государственного заказчика, подсистема головного исполнителя и подсистема кооперации головного исполнителя.

При этом, как было указано выше, в основе финансовые отношения между указанными подсистемами строятся на основе распределения бюджетных средств, выделяемых на обеспечение военной безопасности.

Для обеспечения военной безопасности государства, в движении финансовых средств необходимо создание таких условий, которые могут по максимуму устранить:

^ нецелевое использование выделяемых средств из бюджета;

> потенциальные угрозы срыва выполнения ГОЗ;

> поставку военной продукции, которая не соответствует принятым на уровне законодательства требованиям качества и условиям заключенных контрактов.

Указанные проблемы определяют актуальность исследований в области обеспечения экономической безопасности в системе ГОЗ.

Данные и методы

Как известно, там, где есть бюджетные средства, есть потенциальная угроза их нецелевого использования возникновения экономических преступлений.

Как показывают официальные источники ФСБ [7] , только в наступившем, 2021 году было выявлено и возбуждено более 120 уголовных дел, связанных с выполнением ГОЗ, с ущербом на 9 млрд. рублей, что составляет чуть более 0,6%.

С учетом объемов гособоронзаказа (рис.2) можно сделать выводы о размерах бюджетных потерь.

Рис. 2. Динамика объемов ГОЗ Минобороны России, трлн. руб. Fig. 2. Dynamics of the volume of the State budget of the Ministry of Defense of Russia, trillion rubles.

В этих условиях, экономическая безопасность в системе ГОЗ реализуется посредством контроля и надзора.

Контрольные и надзорные операции в сфере управления государственным оборонным заказом невозможны без специальной организационной системы, в которой совокупность военно-экономических субъектов должна находиться в определенной подчиненности.

Иерархичность такой системы основывается на организационных взаимодействиях внутри субъектов и между ними, посредством разделе-

ние полномочий, с указанием методов и процедур их осуществления [8,9] .

Все полномочия, связанные с контролем и надзором в системе ГОЗ в соответствии с уровнем принятия решения можно разделить на федеральные и отраслевые.

На федеральном уровне, в современной России, основу системы обеспечения экономической безопасности ГОЗ посредством контроля и надзора осуществляют структуры государственного управления, наделенные полномочиями заключения государственных контрактов, такие как: Министерство Обороны, Министерство

внутренних дел, Рособоронпоставка, ФСИН, ФСО, ФСБ, МЧС, ФСКН, СВР, ГК «Росатом», Счетная палата, Федеральное казначейство и др.

На отраслевом уровне контроль и надзор в системе ГОЗ осуществляют органы, которые занимаются решением задач по созданию условий, заключения государственных контрактов, а также осуществляющие надзор за их исполнением.

Основные методы обеспечения экономической безопасности в системе взаимоотношений между участниками ГОЗ выступают:

^ метод планирования закупок; ^ методы обоснования контрактных цен; ^ методы прогноза и калькулирования затрат;

^ методы экспертизы с привлечением экспертных организаций;

^ Методы обеспечения выполнения обязательств;

^ Методы снижения риска, включая банковские гарантии [10,11].

Основным методом регулирования функциональной деятельности подсистем системы ГОЗ является нормативно - правовое обеспечение, включающее федеральные законы и подзаконные акты, ведомственные приказы, указания, распоряжения и т.п.

Реализация ГОЗ осуществляется под государственным контролем, в соответствии с этапами, представленными на рис. 3.

Этапы реализации ГОЗ

Рис. 3. Этапы ГОЗ Fig. 3. GAS stages

Для обеспечения экономической безопасности в системе ГОЗ, представленные на рис. 3 этапы можно объединить, с точки зрения контрольных и надзорных функций в 3 стадии:

^ стадия заключения государственного контракта;

^ стадия исполнения государственных контрактов;

^ стадия мониторинга, контроля, аудита исполнения государственных контрактов.

Стадия заключения контрактов включает конкретизацию содержания контракта.

Целью конкретизации содержания контракта - является доказательство необходимости приобретения образца военной продукции с заданными характеристиками и объяснение концепции его использования. Цель контроля на данной стадии - не допустить приобретение ненужной или излишней военной продукции.

При разработке проекта контракта осуществляется контроль по следующим направлениям [9,10,11]:

^ обоснование размера бюджетных средств, направляемых на финансирование ГОЗ, графика финансирования;

^ обоснование основных положений контракта, механизма взаимосвязей между генеральным заказчиком и головным исполнителем, в вопросах требований к закупаемым товарам, работам, услугам;

^ идентификация возможных рисков, разработка мер по возмещению ущерба в случае их наступления [12,13,14].

На этой стадии экономическая безопасность осуществляется через работу экспертных комиссий. Факторы экономической безопасности на данной стадии определяются составом экспертов, их квалификацией и применяемыми в процессе экспертизы методиками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стадия исполнения государственного контракта включает в себя направления контроля, представленные на рис.4.

Рис. 4. Направления контроля при исполнении государственного контракта Fig. 4. Directions of control in the execution of the state contract

Стадия исполнения государственных контрактов по закупкам военной продукции и стадия их мониторинга осуществляются параллельно.

Функции мониторинга и контроля в системе ГОЗ в РФ возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Направления контрольных мероприятий ФАС в системе ГОЗ включают:

^ ценообразование при размещении и выполнении оборонного заказа;

^ соблюдение требований нормативных актов и иных правовых актов РФ субъектами ГОЗ при использовании бюджетных средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование гособоронзаказа;

^ соблюдение головными исполнителями и исполнителями оборонного заказа требований, установленных нормативно-законодательными актами, в кооперации по ГОЗ [15, 16,17,18].

ФАС РФ по результатам контроля вправе выдавать предписания, требуемые неукоснительного выполнения, для всех субъектов ГОЗ, в случаях, предусмотренных законодательством о государственном оборонном заказе.

Важно отметить, что ФАС осуществляет свои полномочия в двух областях контроля использования бюджетных средств:

а) на соответствие их целевого использования;

б) на соответствие государственного регулирования цен, тарифов.

Методы контроля и надзора в системе ГОЗ реализуются через аудит.

Функции аудита в системе ГОЗ возложены на Счетную палату РФ. Счетная палата в процессе аудита осуществляет проверку законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности бюджетных расходов по всем этапам выполнения ГОЗ [19].

Итоги мониторинга в системе ГОЗ в форме сводного аналитического отчета представляется в Министерство экономического развития в Правительство РФ, размещаются в единой информационной сети (ЕИС) с условием ограниченного доступа [20].

По итогам аудита по данным ЕИС систематизируются выявленные отклонения и

нарушения, разрабатываются мероприятия, направленные на их устранение и на улучшение контрактной системы в сфере государственных закупок.

От полноты и правильности законодательной регламентации процессов заключения и осуществления государственных оборонных контрактов, несомненно, зависит успех функционирования рассматриваемой системы ГОЗ на практике.

В тоже время, экономическая безопасность в системе ГОЗ определяется спецификой функционирования головных исполнителей, то есть предприятий ОПК.

В условиях плановой экономики предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) находились в прямом подчинении у Министерства обороны, и соответственно, в законодательном порядке все свои усилия направляли на обеспечение интересов государства в обеспечении обороноспособности.

В современных условиях, выход из-под «опеки» Министерства обороны предоставил экономическую свободу всем предприятиям, входящим в оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Данные предприятия приобрели статус стратегических предприятий, но при этом не потеряли своей административной и хозяйственной самостоятельности, и основной целью их деятельности стало извлечение прибыли, а не обеспечение обороноспособности государства.

Указанное обстоятельство в вопросах обеспечения экономической безопасности, вследствие монопольного положения предприятий ОПК на рынке военной продукции, изменили статус отдельных головных исполнителей, переведя в статус единственного поставщика.

Существование статуса «единственного поставщика», с учетом того, что государство в закупках военной продукции также является монополистом (монопсония покупателя), приводит к тому, что реализация ГОЗ осуществляется в условиях «борьбы двух монополистов за свои интересы».

Разнонаправленность интересов субъектов системы ГОЗ может быть причиной не выполнения планов ГОЗ (рис.5)

Рис. 5. Динамика выполнения оборонного заказа Минобороны России, в % от плана Fig. 5. Dynamics of the defense order fulfillment by the Russian Ministry of Defense, in % of the plan

2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011

lili

98

98

97 95

1 1

84 87

75

80

85

90

95

100

Все вышеизложенное требует введение усиленного экономического контроля процессов производства военной продукции для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и головных исполнителей ГОЗ.

Поэтому при реализации ГОЗ, для проверки обоснованности расходов головного исполнителя и исполнителей возлагаются дополнительные экономические обязанности, а именно, организовывать ведение отдельного бухгалтерского учета по каждому государственному контракту.

Заказчик осуществляет контроль правильности и обоснованности учета затрат и результатов, через Военные представительства в составе вооруженных сил. Содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля составляет 1% стоимости ГОЗ, что потенциально увеличивает затраты на осуществление закупок для военных нужд.

Как было указано выше, не смотря на важность выполнения ГОЗ между предприятиями (исполнителями) и заказчиком существуют определенные проблемы, связанные с разнона-правленностью их интересов.

Так, лоббирование интересов определённых производителей чаще всего по кооперации ГОЗ, территориальный разброс предприятий ОПК, ведет к необоснованному созданию дополнительной добавочной стоимости и увеличению затрат на закупки для военных нужд.

Для предприятий ОПК получение ГОЗ с одной стороны является благом, вследствие получения финансовых ресурсов, а с другой стороны повышает ответственность за результа-

ты труда. Поэтому обеспечение безопасности военных закупок в контрактной системе ГОЗ, определяется, в первую очередь экономической безопасностью предприятий, входящих в оборонно-промышленный комплекс.

Основными факторами, влияющими на экономическую безопасность предприятий ОПК, и снижающих ее уровень в процессе выполнения ГОЗ являются [21,22]:

1. Сложная, жестко регламентированная система ценообразования.

2. Опасность неполучения банковских гарантий по сопровождению процедур ГОЗ.

3. Несогласованность графика финансирования ГОЗ с процессом его исполнения.

4. Коррупционные схемы, личная заинтересованность, препятствующие справедливому исполнению ГОЗ.

5. Высокий уровень секретности субъектов и объектов ГОЗ, что создает барьеры для инструментов прокьюремента [14].

6. Зависимость от импортных комплектующих, и проблемы заключения контрактов в кооперации ГОЗ.

7. Отсутствие горизонта планирования.

8. Низкая загруженность производственных мощностей.

9. Подверженность влиянию санкций, демпинга и др.

Полученные результаты

Механизм обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, включенным в систему ГОЗ, представлен на рис. 6.

Рис. 6. Экономическая безопасность предприятий ОПК в логистике ГОЗ Fig. 6. Economic security of defense industry enterprises in GAZ logistics

Реализация целей ГОЗ находится в зависимости от обеспечения бесперебойного снабжения предприятий-головных исполнителей движением материальных ресурсов. Создание и перемещение материальных, информационных, финансовых и прочих сопутствующих потоков, составляющих основу реализации производственных задач, сопровождается возникновением дополнительных затрат, связанных с обслуживанием, транспортировкой и техническим обеспечением перемещения необходимых ресурсов в логистической системе ГОЗ.

Как было указано выше, особенность логистики ГОЗ заключается в том, что целевыми задачами логистического процесса является не достижение коммерчески выгодного результата, а эффективное использование бюджетных средств, для обеспечения обороноспособности страны. Поэтому, исходя из сущности ГОЗ, возникают особые правовые отношения меду всеми участниками логистических процессов, на всех этапах его исполнения. Управление процессами в логистике ГОЗ, контроль и координация процессов осуществляются и регулируются как внешними контролирующими организациями, так и специализированными службами и структурами, созданными в соответствии с федеральным законодательством.

Осуществление закупок необходимых ресурсов, услуг, работ в логистической системе 180 ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2021. Т. 29

ГОЗ представляет собой комплекс процедур и регламентов, направленных на эффективное распределение бюджетных средств, исходя из этого, особые требования предъявляются и к источникам ресурсов. В контексте данного исследования необходимо рассмотреть дефиниции «закупки», «государственные закупки» и «снабжение». В логистике «снабжение» традиционно используется для объединения сразу нескольких задач, связанных с планирование, организацией, хранением, транспортированием, хранением и распределением материальных ресурсов в структурных единицах предприятия. «Закупки» представляют собой часть логистики снабжения, отвечающую за планирование потребности, выбор поставщика, определение методов закупки, способов транспортировки ресурсов в организацию. Таким образом, если рассматривать упрощенно, закупки являются исполнительной частью снабжения.

Закупочная деятельность предприятия включает в себя такие процессы как планирование, выбор поставщика, ведение договорной работы, транспортировки и обеспечение мест хранения, контроль исполнения договорной деятельности и др.

Материальные ресурсы, услуги, которые закупает промышленное предприятие, прежде всего, связаны с производственным процессом, а значит, относятся обеспечению основными

№ з www.org-proizvodstva.ru

сырьем и материалами производства для выпуска продукции, так и с обеспечением производственного процесса - покупка оборудования и обеспечение запасными частями.

Все это необходимо тщательно учесть при разработке стратегических планов и планов закупок. Для промышленного предприятия необходимо выделить основные задачи, решение которые в дальнейшем позволит сформировать закупочную политику и стратегию.

Заключение

Рекомендации по обеспечению экономической безопасности в логистике ГОЗ можно свести к следующим направлениям деятельности:

1. управление процессом производства

1) Разработка внутренней документации с учетом нормативно-правовой базы и источников финансирования ГОЗ для целей деятельности предприятия. Для предприятий, работающих в системе ГОЗ, существует целый перечень федеральных законов и положений, которые регламентируют закупки. На основании этих документов должны быть разработаны внутренние документы по управлению закупками.

3) Разработка технико-экономического обоснования проведению закупки или использование собственных ресурсов для производства комплектующих.

4) Поиск и обоснование источников финансирования закупок.

2. материально-техническое снабжение

1) Разработка внутренней документации с учетом нормативно-правовой базы и источников финансирования ГОЗ для целей деятельности предприятия. Для предприятий, работающих в системе ГОЗ, существует целый перечень федеральных законов и положений, которые регламентируют закупки. На основании этих документов должны быть разработаны внутренние документы по управлению закупками.

2) Формование конкретных требования к объемам и качеству материальных ресурсов для обеспечения бесперебойного производственного процесса. Это мероприятие может быть выполнено на основе применения логистических методов анализа закупок (АВС анализ, XYZ анализ и др.) [19] и организацией внутреннего аудита качества закупаемых материальных ресурсов

5) Оценка затрат и поиск наиболее подхо-

дящих поставщиков по требуемым критериями и их ранжирование.

6) Организация процесса закупки в соответствии с требованиями внутренних нормативных документов, федеральных законов и положений.

7) Обеспечение эффективной поставки материальных ресурсов.

8) Обеспечение хранение и минимизация затрат на хранение.

Основные вопросы, которые возникают перед работниками Службы снабжения, позволяет решить закупочная логистика, которая обеспечивает управленческие процессы специальными инструментами

ГОЗ не может предоставить заказчикам и исполнителям достаточную степень экономической свободы в выборе средств и методов осуществления закупок и формирования требований к участникам закупок и закупаемым ресурсам, так как это может противоречить интересам обороноспособности страны. Однако при проведении отбора победителя предприятие может сформировать ряд объективных критериев, основных на принципах прокьюремента и прописанных в федеральном законодательстве, обеспечивающих объективную оценку всех участников, а также транспарентность и конкурентность закупочных процедур.

На основании данных о поставщиках целесообразно проводить рейтинговую оценку поставщика, и с использованием метода иерархий прият решение об обосновании закупок .

3. Снижение финансового риска

Поскольку предприятия, включенные в цепи поставок ГОЗ, нуждаются в постоянном выявлении экономических угроз, то идентификация факторов, снижающих уровень экономической безопасности должно осуществляться постоянно. Необходимо проводить регулярную комплексную диагностику экономических угроз, рисков и условий, ведущих к снижению эффективности расходов государственного бюджета на исполнение госзаказа, формировать систему долгосрочных планов, основанных на формировании долгосрочной стратегии развития всего оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Библиографический список

1. Климина Ю.Г. Особенности развития цепей поставок в государственном оборонном заказе (ГОЗ) // Сила систем. 2017. № 1 (2). С. 3845.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1255 "О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей".

5. Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465

"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»

6. Приказ Минпромторга от 08.02.2019 № 334 "Порядок определения состава затрат, включамых в цену продукции, поставляемой по ГОЗ»

7. Верник П.А. Механизм выполнения оборонного заказа как фактор стратегической стабильности / П.А. Верник, В.В. Иванов, С.В. Казачковский, В.А. Коршук // Стратегическая стабильность, 2016. - № 4 (77). - С. 5.

8. Business Executives for National Security, Getting to Best: Reforming the Defense Acquisition Enterprise: A Business Imperative for Change from the Task Force on Defense Acquisition Law and Oversight, 3. URL: https://www.bens.org/ docu-ment.doc?id=44

9. Elvir M. Akhmetshin ^n^rol as an instrument of management and institution of economic security//, Electronic Business Journal, Volume 15, Issue 3, 2016.- Pages 163

10. Андрофагина М.Н. Государственный оборонный заказ в структуре государственного спроса: современные реалии и перспективы развития / М.Н. Андрофагина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2014. - № 4 (53). -С. 11

11. Намитулина А.З. Концептуальный подход совершенствования методик размещения ГОЗ на предприятиях оборонно-промышленного

комплекса// Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика. Информатика, 2018, т.45, № 3.-С481-491

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Keith Hartley Defence procurement in the UK// Technovation,Volume 23, Issue 6, June 2003, Pages 521-532.- Published online: https://doi.org/10.1080/10430719808404893

13. Ульянов А.Ю. Надзор за исполнением законов в сфере государственного оборонного заказа / А.Ю. Ульянов // Законность, 2014. -№ 8 (958). - С. 16.

14. Лютер Е.В. Регулирование отношений между заказчиком и исполнителем государственного оборонного заказа / Е.В. Лютер, Ю.В. Гусарова, М.М. Старкова, А.С. Ворожейкин // Эффективное антикризисное управление, 2016. -№ 5 (98). - С. 55.

15. Косарев А.С. Методы анализа и управления эффективностью государственного оборонного заказа / А.С. Косарев // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 12-4 (77-4). - С. 52.

16. Фесюк Д.В. О полномочиях ФАС России по контролю за соблюдением законодательства о государственном регулировании цен в сфере государственного оборонного заказа / Д.В. Фесюк, И.В. Башлаков-Николаев // Российское конкурентное право и экономика, 2016. - № 1 (5). - С. 59.

17. Кузнецов К.В. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки.- СПб.: Питер, 2005. — 227 с

18. Шендрикова О.О., Красникова А.В., Елфимова И.Ф. Особенности управления затратами на режимных предприятиях// Организатор производства. 2020. Т.28. №4. С.91-102

19. Testa, F., Annunziata, E., Iraldo, F., and Frey, M. (2016). Drawbacks and opportunities of green public procurement: an effective tool for sustainable production // Journal of Cleaner Production, 112(3), 1893-1900.

20. Глубоков М. В., Скубрий Е. В. Уточнение базового метода оценки эффективности закупки продукции, поставляемой для государственных нужд с учетом влияния фактора неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С.1143-1152.

21. Егорова Л. И., Трофимовская А. В., Фа-тин М. В. Анализ типовых проблем при исполнении контрактов: обобщение опыта и возможности устранения // Экономика и пред-

принимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 521525.

22. Голубев С.С., Скубрий Е.В., Терюхов Я.И. Целевая функция формирования кооперации промышленных предприятий ОПК при выполнении государственного оборонного зака-

за//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2021. № 1 (27). С. 17-25.

Поступила в редакцию - 01 августа 2021 г.

Принята в печать - 14 августа 2021 г.

Bibliography

1. Klimina Yu. G. Features of the development of supply chains in the state defense order (GOZ) / / Power of systems. 2017. No. 1 (2). pp. 38-45.

2. Federal Law No. FZ-44 of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and Municipal needs".

3. Federal Law No. 275-FZ of 29.12.2012 "On the State Defense Order"

4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1255 of 26.12.2013 "On the Rules for the development of the State defense Order and its main indicators".

5. Government Resolution No. 1465 of 02.12.2017 "On state regulation of prices for products supplied under the state defense order"

6. Order of the Ministry of Industry and Trade of 08.02.2019 No. 334 "Procedure for determining the composition of costs included in the price of products supplied under the State Budget"

7. Vernik P. A. The mechanism of defense order fulfillment as a factor of strategic stability / P. A. Vernik, V. V. Ivanov, S. V. Kazachkovsky, V. A. Korshuk / / Strategic stability, 2016. - № 4 (77). - p. 5.

8. Business Executives for National Security, Getting to Best: Reforming the Defense Acquisition Enterprise: A Business Imperative for Change from the Task Force on Defense Acquisition Law and Oversight, 3. URL: https://www.bens.org/ document.doc?id=44

9. Elvir M. Akhmetshin control as an instrument of management and institution of economic security// Electronic Business Journal, Volume 15, Issue 3, 2016.- Pages 163

10. Androfagina M. N. State defense order in the structure of state demand: modern realities and development prospects / M. N. Androfagina // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University, 2014. - № 4 (53). - p. 11

11. Namitulina A. Z. Conceptual approach to improving the methods of placing state-owned enterprises at the enterprises of the military-industrial complex// Scientific bulletin of BelSU. Economics series. Informatics, 2018, vol. 45, No. 3 .- C481-491

12. Keith Hartley Defence procurement in the UK// Technovation,Volume 23, Issue 6, June 2003, Pages 521-532.- Published online: https://doi.org/10.1080/10430719808404893

13. Ulyanov A. Y. Supervision over execution of laws in the sphere of state defense order / A. Ulyanov // Law, 2014. - № 8 (958). - P. 16.

14. Luther E. V. Regulation of relations between the customer and the contractor of the state defense order / E. V. Luther, J. V. Gusarova, M. Starkov, A. S. vorozheykin // Effective crisis management, 2016. -№ 5 (98). - P.55.

15. Kosarev A. S. Methods of analysis and efficiency management of the state defense order / A. S. Kosarev // Economics and entrepreneurship, 2016. - № 12-4 (77-4). - P. 52.

16. Fesyuk D. V. On the powers of the Federal Antimonopoly service of Russia for control over observance of the legislation on state regulation of prices in the sphere of state defense order / D. V. Fesyuk, I. V. Bashmakov-Nikolaev // Russian competition law and Economics, 2016. - № 1 (5). - P. 59.

17. Kuznetsov, K. V. Procurement: tendering, tenders, competitive procurement .- St. Petersburg: Peter, 2005 — - 227 p.

18. Shendrikova O. O., Krasnikova A.V., Elfimova I. F. Features of cost management at regime enterprises// The organizer of the production.2020. T. 28. No. 4. pp. 91-102

19. Testa, F., Annunziata, E., Iraldo, F., and Frey, M. (2016). Drawbacks and opportunities of green public procurement: an effective tool for sustainable production // Journal of Cleaner Production, 112(3), 1893-1900.

20. Glubokov M. V., Skubri E. V. Clarification of the basic method for evaluating the effectiveness of purchasing products supplied for state needs, taking into account the influence of the uncertainty factor // Economics and entrepreneurship. 2018. No. 3 (92). pp. 1143-1152.

21. Egorova L. I., Trofimovskaya A.V., Fatin M. V. Analysis of typical problems in the execution of contracts: generalization of experience and the possibility of elimination // Economics and entrepreneurship. 2016. No. 10-2 (75-2). pp. 521-525.

22. Golubev S. S., Skubri E. V., Teryukhov Ya. I. The objective function of the formation of cooperation of industrial enterprises of the defense industry in the implementation of the state defense order//Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Economics. 2021. No. 1 (27). pp. 17-25.

Received - 01 August 2021 Accepted for publication - 14 August 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.