Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ (ГОЗ)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ (ГОЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / КООПЕРАЦИЯ ГОЛОВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ / УСТРАНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОЗ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЛОГИСТИКИ / ТРЕБОВАНИЯ ПО №275-ФЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климина Юлия Германовна

В статье представлены результаты научно-практического исследования проблематики исполнения государственных оборонных заказов предприятиями различных секторов экономики. Проводится аналогия между кооперацией головного исполнителя и другими цепями поставок, выявляются особенности и уникальные характеристики кооперации. На основании анализа теоретических источников, а также опроса исполнителей ГОЗ выделяются требования законодательства, оказывающие значительное влияние на формирование цепи поставок, определяется характер такого влияния. Далее автор отражает противоречия, возникающие в процессе исполнения ГОЗ, приводит существующие подходы к их устранению и предлагает новые, основываясь на инструментарии логистики и управления цепями поставок. В заключении отмечается необходимость использования системного подхода, а также синтеза науки и практики в дальнейшей разработке путей разрешения противоречий и совершенствовании цепей поставок в рамках ГОЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климина Юлия Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF SUPPLY CHAINS IN THE STATE DEFENSE ORDER (SDO)

The article presents the results of scientific and practical research on the implementation of state defense orders by enterprises of various sectors of the economy. An analogy is being drawn between the cooperation of the lead contractor and other supply chains, identifying features and unique characteristics of cooperation. Based on the analysis of theoretical sources and the interviews of the suppliers of state orders, the requirements that exert a significant influence on the formation of the supply chain are singled out, the nature of such influence is determined. Further, the author reflects the contradictions that arise in the process of implementing state defense orders, leads existing approaches to their elimination, and suggests new ones based on the logistics and supply chain management tools. In conclusion, there is a need to use a systematic approach, as well as the synthesis of science and practice, in the further development of ways to resolve contradictions and improve the supply chains of state defense orders.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ (ГОЗ)»

Климина Юлия Германовна

магистрант кафедры логистики, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва yuliya.klimina@bk.ru

Klimina Y.G.

Master's student of Logistics Department, State University of Management, Moscow, Russia yuliya.klimina@bk.ru

Особенности развития цепей поставок в государственном оборонном заказе (ГОЗ)

Аннотация

В статье представлены результаты научно-практического исследования проблематики исполнения государственных оборонных заказов предприятиями различных секторов экономики. Проводится аналогия между кооперацией головного исполнителя и другими цепями поставок, выявляются особенности и уникальные характеристики кооперации. На основании анализа теоретических источников, а также опроса исполнителей ГОЗ выделяются требования законодательства, оказывающие значительное влияние на формирование цепи поставок, определяется характер такого влияния. Далее автор отражает противоречия, возникающие в процессе исполнения ГОЗ, приводит существующие подходы к их устранению и предлагает новые, основываясь на инструментарии логистики и управления цепями поставок. В заключении отмечается необходимость использования системного подхода, а также синтеза науки и практики в дальнейшей разработке путей разрешения противоречий и совершенствовании цепей поставок в рамках ГОЗ.

Ключевые слова:

государственный оборонный заказ, кооперация головного исполнителя, устранение противоречий при реализации ГОЗ, управление цепями поставок, инструментарий логистики, требования по №275-ФЗ

Development features of supply chains in the state defense order (SDO)

Abstract

The article presents the results of scientific and practical research on the implementation of state defense orders by enterprises of various sectors of the economy. An analogy is being drawn between the cooperation of the lead contractor and other supply chains, identifying features and unique characteristics of cooperation. Based on the analysis of theoretical sources and the interviews of the suppliers of state orders, the requirements that exert a significant influence on the formation of the supply chain are singled out, the nature of such influence is determined. Further, the author reflects the contradictions that arise in the process of implementing state defense orders, leads existing approaches to their elimination, and suggests new ones based on the logistics and supply chain management tools. In conclusion, there is a need to use a systematic approach, as well as the synthesis of science and practice, in the further development of ways to resolve contradictions and improve the supply chains of state defense orders.

Keywords

state defense order, cooperation of the lead contractor, elimination of the contradictions in the state defense order, supply chain management, logistic tools, legal requirements

В нынешней экономической среде цепи поставок становятся всё более стандартизированными для каждой из отраслей хозяйственной деятельности, а значит, имеют и общий для отрасли круг проблем, подлежащих решению. В научных исследованиях данная тема отражается достаточно часто [14, 15, 19], а авторы их подчеркивают, что отрасль и специфика продукции, движущейся по цепи поставок, является одним из

важнейших факторов для построения эффективных процессов в рамках этой цепи. Единые принципы, заложенные в фундаментальные теоретические труды по управлению цепями поставок, требуют индивидуализации в каждой отрасли, имеющей различное количество звеньев цепи поставок, уровней, каналов сбыта,

особенностей

транспортировки,

© Ю Г. Климина, 2017

технологических процессов и так далее.

Приведем несколько примеров для подтверждения вышеизложенного тезиса.

Так, в металлургии особенностью является рост запасов сырья и готовой продукции, связанный с диверсификацией

производства, а также усложнение процессов управления в условиях вертикальной интеграции предприятий [19]. Крайне важным для отрасли считается применение инструментария контрактной логистики для формирования контрактных отношений в цепях поставок.

В области машиностроения одной из главных проблем в рамках управления цепями поставок стала существенно возросшая необходимость выбора поставщиков, связанная с санкционными запретами, программами

импортозамещения, скачками валютных курсов, нестабильностью международных рынков сырья и материалов, а также со стремлением снизить коррупционную составляющую. В таких условиях необходимо разработать и внедрить на предприятиях автоматизированную

систему идентификации и анализа рисков поставок [19].

В розничной торговле наблюдается волатильность спроса и его стагнация в отдельных сегментах, расширение пространственной диверсификации,

попытка консолидации местных розничных сетей на локальных рынках, снижение доходности торговых операций. Происходит трансформация логистических моделей в таких сетях, активно развивается концепция логистического аутсорсинга, консолидация и кооперация региональных ритейлеров с целью повышения конкурентоспособности цепей поставок [14].

В строительной отрасли

наблюдается отрицательная динамика показателей рентабельности, усиление ценовой конкуренции, снижение качества работ. Основной причиной снижения эффективности работы строительных компаний считается отсутствие системы управления логистическими рисками в

цепях поставок, которая позволила бы гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды и обеспечила бы эффективное распределение ресурсов. Низкий уровень администрирования логистических процессов в строительной отрасли обусловливает необходимость разработки качественного методического обеспечения принятия управленческих решений с учетом логистических рисков. Индуктивным методом мы пришли к заключению, что у каждой из отраслей имеются свои ключевые особенности, влияющие на правила построения и проектирования цепей поставок. Выделению данных особенностей в сфере государственного оборонного заказа и посвящено проведенное нами

исследование.

В оборонно-промышленном

комплексе сформировался свой круг проблем, связанных с построением эффективных цепей поставок. В целом, с учетом последних изменений в законодательстве, а именно с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также ряда документов, дополняющих его [13], мы получили новое для нашего государства явление: прозрачную цепь поставок, контролируемую государством по определенному набору критериев. Такая цепь даже получила свое узаконенное название - кооперация головного исполнителя [18]. Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком,

исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с

исполнителями4. Для внесения ясности хотелось бы отметить, что в кооперацию входят не только предприятия оборонного комплекса, но и другие субъекты хозяйственной деятельности, в той или иной мере причастные к исполнению государственных оборонных заказов. Поэтому корректнее в рамках текущего исследования будет говорить не об ОПК в целом, а именно о таком явлении, как государственный оборонный заказ, его исполнителях и особенностях

выстраивания цепи поставок с учетом требований законодательства.

К основным источникам, на которых основывается настоящее исследование, относятся:

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации ([13],[18]), которые:

а) регулируют общий порядок исполнения ГОЗ, основные принципы и требования;

б) раскрывают частные особенности реализации гособоронзаказов ( порядок ведения раздельного учета, обоснования цены контракта и т.д.);

в) представляют собой письма и разъяснения уполномоченных органов о толковании той или иной спорной нормы НПА.

Довольно большой объем нормативно-правовых актов, относящихся к сфере гособоронзаказа, создает первую сложность для участников кооперации. Частые изменения и дополнения необходимо отслеживать и изучать, и исполнять требования, порой

противоречащие друг другу.

2. Научные исследования, статьи, интервью на тему особенностей исполнения гособоронзаказа.

Рассмотрев источники [3-8, 10, 11, 16-17], отметим следующие особенности:

4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" ст. 3 п. 4.1

Таблица 1 - Отражение проблематики ГОЗ

В результате анализа можно сделать вывод о том, что вопросы формирования цепи поставок в рамках исполнения ГОЗ системно и комплексно не рассматриваются. Хотя те особенности, которые появляются у звеньев цепи поставок в рамках исполнения гособоронзаказа - довольно большой объем ГОЗ в денежном выражении (2014г. - 1,9 трлн. руб., 2015г. - 1,8 трлн. руб.5), количество предприятий, задействованных в его исполнении, а также стратегическая важность данного сектора для экономики, развития науки, обеспечения безопасности страны - подтверждают актуальность и необходимость проведения такого исследования. Кроме того, постоянный рост процента исполнения ГОЗ (в 2016 г. он выполнен на 98,8%) позволяет предположить, что у данного подхода к построению цепи поставок есть ряд преимуществ, позволяющий повышать эффективность ее функционирования.

5 Сущность, формы и проблемы аутсорсинга в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации.Голубев А.А., Овсянникова Н.В..Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 2. С. 100

в научных исследованиях

Проблематика, связанная с ГОЗ Количество источников, отражающих проблематику

Правовые казусы и аспекты регулирования ГОЗ 23

Анализ тенденций развития ОПК в России 13

Ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности 11

Вопросы формирования цены на продукцию по ГОЗ 7

Способы расчета затрат, формирования себестоимости 4

Оценка надежности контрагентов 2

Управление рисками при реализации ГОЗ 2

Поиск подтверждений данной гипотезы привел нас к проведению более подробного исследования такого явления, как гособоронзаказ. Агрегировав имеющийся опыт, а также совокупность теоретических знаний по вопросам, связанным с цепью поставок в рамках ГОЗ, мы выявили те характеристики, которыми должна обладать кооперация

исполнителей гособоронзаказов для их успешной реализации:

- высокий уровень качества изделий на любом уровне цепи поставок;

- соблюдение принципов минимизации затрат;

- соблюдение сроков поставок при достаточно длительном технологическом цикле производства конечной продукции;

- синхронность всех звеньев цепи;

- возможность открытого обмена информацией между участниками цепи;

- отлаженные системы учета затрат;

- наличие единых стандартов и подходов к ведению учета, калькуляции стоимости изделий;

- способность быстро реагировать на изменяющиеся требования;

- наличие развитой сети партнёров и альтернативных поставщиков.

В ходе исследования было отмечено, что часть требований к участникам ГОЗ более явно влияет на формирование цепи поставок, уникальной по своей структуре. Такие требования, а также позитивный или негативный характер их влияния на параметры функционирования цепи, систематизированы в таблице (см. табл. 2).

Как видно из таблицы 2, у участников кооперации в процессе реализации гособоронзаказа возникает ряд противоречий, разрешение которых способствовало бы повышению

эффективности функционирования цепи поставок. Уникальность такого сочетания

требований, сложность их одновременного выполнения, особый характер

государственного контроля и

вмешательства в данную сферу, и при этом высочайший за всю историю процент исполнения гособоронзаказа в 2016 году побудили нас продолжить исследование в данной области в разрезе методов и подходов к устранению противоречий исполнителями ГОЗ.

Проведя анализ теоретических источников ([3], [6], [7], [8], [10], [11]), а также опрос участников ГОЗ мы выделили существующие подходы к разрешению противоречий. Обобщив имеющиеся знания в области основ функционирования цепей поставок ([1], [2], [9], [12]) и используя собственный опыт реализации гособоронзаказов для моделирования путей устранения противоречий (таких как интегрированное планирование в цепях поставок; внедрение логистических концепций в процесс управления цепью поставок; формирование новых

алгоритмов выбора поставщика; использование концепции аутсорсинга и т.д.), мы обозначили дополнительные меры, которые могут поспособствовать разрешению данных противоречий (см. табл. 3).

Из вышеприведенной таблицы можно заметить, что в настоящее время отсутствуют стандартизированные и утвержденные способы устранения противоречий, возникающих при исполнении ГОЗ. Существующие подходы отражают:

- отсутствие единообразия к решению данных проблем;

- использование организациями привычных и знакомых методов работы в рамках цепи поставок;

- попытки избежать исполнения ряда требований ГОЗ по причине трудности их реализации;

- отсутствие системности в решении стоящих задач;

Таблица 2 - Влияние требований к участникам ГОЗ на цепь поставок

Требования к участникам ГОЗ Позитивное влияние требования на цепь поставок Негативное влияние требования на цепь поставок

Надежность исполнителя повышенная устойчивость ЦП; надежность; слаженность действий; прозрачность; обеспеченность информацией; ответственность всех звеньев длительность проектирования и формирования ЦП; возможность срыва сроков поставок при отсутствии исполнителей, соответствующих требованиям

Контроль ценообразования на свою продукцию и товары нижестоящих исполнителей поиск путей снижения себестоимости; обоснованные затраты на производство и реализацию продукции; регулярный анализ цен на товары и услуги своих поставщиков; современные системы учета затрат рост трудозатрат; необходимость расширять штат специалистов в области экономики, калькуляции, формирования себестоимости; отказ от участия в ГОЗе при отсутствии возможности исполнять данное требование

Централизация функций контроля и сбора информации у Головного Исполнителя единый центр управления всей цепью поставок; дополнительный контроль всех участников цепи; возможность проектирования цепи поставок исходя из потребностей заказчика большой объем трудозатрат; сложность контроля звеньев ниже 2-3 уровня цепи поставок

Наличие квалифицированного административно-управленческого персонала, экономистов, занятых администрированием и реализацией требований закона формирование адекватной цены на продукцию по ГОЗ; профессиональный подход к построению цепи поставок; ведение деятельности в соответствии с требованиями 275-ФЗ барьер для ряда малых предприятий к выходу на рынок ГОЗ; абсурдность выполнения такого объема работы для производства простейших товаров или услуг на нижних уровнях цепи; сосредоточенность не на качестве продукции, а на исполнении бюрократических требований закона

Использование денежных средств только на цели исполнения ГОЗ снижение коррупции; гарантия наличия денежных средств для расчетов с исполнителями ГОЗ нижестоящих уровней Трудности с обоснованием некоторых затрат; Отсутствие гибкости и возможности самостоятельно регулировать денежные потоки компании; Консолидация большого объема денежной массы на отдельных счетах, отсутствие возможности их использования для получения прибыли, развития компании, иных целей

СИЛА систем №1 (2), 2017. Таблица 3 - Противоречия, возникающие в процессе исполнения требований ГОЗ

Противоречия, возникающие в процессе исполнения требований ГОЗ Существующие подходы к разрешению данных противоречий Дополнения к существующим подходам

Надежность поставщика - срыв сроков поставок -методики проверки контрагентов на надежность, платежеспособность на основе расчета различных коэффициентов; -автоматизированные программы проверки контрагентов; -реестры недобросовестных поставщиков; -анализ арбитражной практики 1. Преддоговорные переговоры с поставщиком с уведомлением о соисполнении ГОЗа и необходимости открытия отдельного банковского счета 2. Критический анализ предлагаемых заказчиком сроков поставок с учетом длительности поиска поставщиков 3. Опора на поставщиков, придерживающихся логистических концепций Lean, Just-in-time, Kanban 4. Выработка специфичных алгоритмов выбора поставщика на основе базовых.

Постоянный контроль ценообразования -отсутствие кадровых ресурсов -автоматизированный учет затрат; -метод обратной калькуляции [17]; -заключение долгосрочных договоров с фиксированной ценой 1. Использование статистических данных об уровне цен на определенные товары (Росстат) 2. Использование инструментов интегрированного планирования в цепи поставок 3.Создание отдельной базы данных для закупаемых под ГОЗ товаров и услуг

Обеспечение прозрачности кооперации - сложность исполнения требований ГОЗ -расчеты с некоторыми контрагентами в рамках допустимых 3 млн ежемесячно без открытия спец. счетов [18]; -нарушения ряда требований по принципу наименьшего вреда исполнению заказа 1.Внедрение логистических концепций по всей кооперации 2.Использование инструментов интегрированного планирования в цепи поставок 3. Разработка логистической стратегии компании с учетом требований ГОЗ

- редкость обращения к научным подходам при поиске решения возникающих проблем.

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что организациям, занятым исполнением гособоронзаказов, необходимы новые, единые методы и подходы к разрешению тех противоречий, которые возникают в настоящее время.

Так, нами намечены дальнейшие перспективы развития данного

исследования:

- усовершенствование имеющихся подходов к разрешению противоречий в рамках исполнения государственного оборонного заказа;

- разработка методов устранения противоречий в цепи кооперации на основе современных технологий управления цепями поставок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование принципов использования инструментария логистики и УЦП в структурах, реализующих гособоронзаказы;

- разработка механизмов внедрения научного подхода к организации цепей поставок на предприятиях-исполнителях ГОЗ.

Использование инструментария логистики и управления цепями поставок в данной отрасли будет способствовать росту эффективности исполнения гособоронзаказов в России.

Литература

1. Аникин Б.А . Проблемы и основные направления развития логистики в РФ / Б.А. Аникин, О.Б. Аникин // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. II. - № 1. - С. 388-391.

2. Аникин Б.А. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями / Б.А. Аникин, В.И. Воронов // Транспорт: наука, техника, управление. -2006. -№ 4. -С. 7-14.

3. Батьковский М.А Отбор предприятий ОПК для выполнения государственного оборонного заказа / М.А. Батьковский // Новая наука: Современное состояние и пути развития. -2016. - № 7-1. - С. 114117.

4. Головецкий Б.Н . Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования производства военной продукции и размещения государственного оборонного заказа / Б.Н. Головецкий // Интернет-журнал Науковедение. 2016. - Т. 8. -№ 2. - С. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 15.03.2017)

5. Голубев А.А . Сущность, формы и проблемы аутсорсинга в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации / А.А. Голубев, Н.В. Овсянникова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2016. - № 2. - С. 100-106.

6. Горидько Н .П. Современные подходы к оценке благонадежности контрагента в наукоемкой промышленности / Н. Горидько, Л. Осипова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 193-196.

7. Губернаторова Н.Н . Проблемы формирования стоимости продукции при выполнении оборонного заказа / Н.Н. Губернаторова , О.И. Костина // Калужский экономический вестник. -2016. - № 1. - С. 16-19.

8. Губернаторова Н.Н. Особенности ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в сфере государственного оборонного заказа / Н.Н. Губернаторова // Калужский экономический вестник. -2016.-№ 3.- С. 26-32.

9. Ермаков И. А. Постановка проблемы развития национальной логистической системы / И.А. Ермаков, Д.И. Петухов // Логистика. -2014. -№ 11 (96). - С. 56-59.

10. Ибрагимов О.Е. Проблемы организации устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в России / О.Е. Ибрагимов // Управление устойчивым развитием. -2016. - № 6 (07). - С. 36-42.

11. Лабынцев Н.Т . Организация раздельного учета результатов деятельности на предприятиях -исполнителях государственного оборонного заказа (ГОЗ) / Н.Т. Лабынцев, Р.Г. Михайленко, П.В. Колесник // Управленческий учет. -2016.-№ 10.-С. 73-80.

12. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы / Д.В. Петухов // Управление. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 37-42.

13. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу" [Электронный ресурс]. и^: http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_65032/2ff7a8c72de3994f 30496a0ccbb1ddafdaddf518 (дата обращения: 01.03.2017)

14. Развитие цепей поставок сетевой розничной торговли в России: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Астафуров Сергей Сергеевич; [Место защиты: Рост. гос. эконом. ун-т "РИНХ"]. - Ростов-на-Дону, 2014. - 22 с.

15. Разработка автоматизированной системы идентификации и анализа рисков поставок для повышения эффективности машиностроительного производства: автореферат дис. ... кандидата технических наук : 05.13.06 / Турапин Михаил Викторович; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"]. -Москва, 2015. - 26 с.

16. Рыженков А.Г . Проблемные вопросы введения новых изменений в федеральный закон от 29 декабря

2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» / А.Г. Рыженков , А.В. Самило , Н.И. Колесников // Экономика и управление: проблемы, решения. -2016. - № 6. - С. 220-224.

17. Торгун И.Н. Особенности ценообразования предприятий оборонно-промышленного комплекса на основе метода обратной калькуляции / И.Н. Торгун, О.А. Афонина , А.К. Писарев // Вооружение и экономика. -2016. -№ 3 (36). - С. 70-75.

18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 10.03.2017)

19. Формирование контрактных отношений в цепях поставок продукции металлургического комплекса Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бабаченко Марина Владимировна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. унт]. - Самара, 2015. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.