ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-6-66-75 УДК 657.1(045) JEL М41
(CC) ]
Методическое обеспечение раздельного учета результатов деятельности на предприятиях -исполнителях государственного оборонного заказа (ГОЗ)
Н. т. Лабынцева, П. В. Колесник"
а Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия;
" ПАО «Роствертол», Ростов-на-Дону, Россия а https://orcid.org/0000-0002-9230-2748; " https://orcid.org/0000-0003-1150-8558
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена разработке методического обеспечения раздельного учета результатов деятельности на предприятиях - исполнителях государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). Методика исследования представляет собой анализ существующих методических подходов к раздельному учету финансовых результатов исполнения ГОЗ и конструирование на их основе авторской методики. В статье сформулированы рекомендации по организации и методике раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности организациями - исполнителями ГОЗ. Дано авторское определение термина «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ». Разработана форма регистра учета для группировки фактических затрат на исполнение ГОЗ. Применение рекомендаций по ведению позаказного учета, оформлению первичной учетной документации, классификации организациями - исполнителями ГОЗ затрат по видам, формированию регистров аналитического учета позволят им вести раздельный учет в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и получать информацию о финансовых результатах по каждому контракту в любой момент времени.
Ключевые слова: заказ; продукция; себестоимость; бухгалтерский учет; метод учета; регистр учета; первичная документация; классификация затрат; карточка заказа; прямые затраты; косвенные затраты; финансовый результат
Для цитирования: Лабынцев Н.Т., Колесник П. В. Методическое обеспечение раздельного учета результатов деятельности на предприятиях - исполнителях государственного оборонного заказа (ГОЗ). Учет.Анализ.Аудит. 2019;6(6):66-75. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-6-66-75
ORIGINAL PAPER
Methodological Support for Separate Accounting of the Performance of State Defense Contractors (SDC)
N.T. Labyntsev3, P.V. Kolesnikb
a Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia;
b PJSC "RostvertoL", Rostov-on-Don, Russia a https://orcid.org/0000-0002-9230-2748; b https://orcid.org/0000-0003-1150-8558
ABSTRACT
Currently, the Russian Federation invests heavily in the production of products under the state defense order (hereinafter - SDO). The head executors and executors of the state budget are obliged to ensure separate accounting of the results of financial and economic activities for each state contract. The article is devoted to the development of methodological support for separate accounting of performance at enterprises which are the executors of the state budget. The research methodology is an analysis of existing methodological approaches
to separate accounting of financial results of the SDO and the construction of the author's own methodology on their basis. The article offers recommendations on the organization and methodology of separate accounting of the results of financial and economic activity by the organizations-executors of the SDO. The author's definition of the term "separate accounting of the results of financial and economic activities in SDO" is given. The form of the register of accounting for grouping of the actual costs for execution of the SDO is developed. The developed recommendations for management job order costing accounting, clearance accounting, classification of costs by types, and the formation of registers of analytical accounting will allow the organizations-executors of the SDO to keep separate records in accordance with the regulatory requirements and to obtain information on the financial results of each contract at any given time.
Keywords: order; production; cost; accounting; accounting method; accounting register; primary documentation; classification of costs; order card; direct costs; indirect costs; financial result
For citation: Labyntsev N.T., Kolesnik P. V. Methodological support for separate accounting of the performance of the state defense contractors (SDC). Uchet.Analiz.Audit=Accounting.Analysis.Auditing. 2019;6(6):66-75. (In Russ.). DOI: 10.26794/24089303-2019-6-6-66-75
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Российская Федерация вкладывает значительные средства в обеспечение деятельности оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК). Он формируется в пределах устанавливаемых федеральным бюджетом расходов на эти цели, а проект оборонного заказа разрабатывается при формировании федерального бюджета на соответствующий год, исходя из ресурсных возможностей экономики Российской Федерации. Головные исполнители и исполнители ГОЗ обязаны обеспечить ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту Ч Осуществление головным исполнителем (исполнителем) раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту является одним из методов государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ 2. Государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения ГОЗ при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). Кроме того, по нашему мнению, помимо требований законодательства раздельный учет финансо-
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ст. 8 п. 1 и 2. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 20.09.2019).
2 Там же.
вых результатов по ГОЗ и иной деятельности необходим не только государству, но и самому предприятию для мониторинга рентабельности по различным направлениям и своевременного принятия управленческих решений.
Со вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ужесточился контроль за расходованием средств на исполнение государственного оборонного заказа. В частности, была введена ответственность за неисполнение головным исполнителем (исполнителем) по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также усилена санкция за грубое нарушение правил ведения раздельного учета 3. В связи с этим проблема организации и методики ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности организациями — исполнителями государственного оборонного заказа приобрела дополнительную актуальность.
Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполня-
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ст. 15.37. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.09.2019).
ющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности». Данный документ устанавливает общие требования к организации раздельного учета, но не содержит методического обеспечения, позволяющего осуществлять ведение раздельного учета на практике.
Изучению указанной проблемы посвящены работы С. А. Афониной, Е. Ю. Вороновой, К. И. Ред-ченко, С. А. Толкачева, А. Ф. Черненко и других исследователей [1-11]. Кроме того, вопросы учета затрат рассматриваются различными зарубежными авторами [12-15]. К сожалению, на сегодняшний день ни в теории, ни на практике не выработан единый подход к ведению раздельного учета, что увеличивает риск выявления нарушений контролирующими исполнение ГОЗ структурами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГОЗ
Несмотря на широкое распространение термина «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ», его определение отсутствует в нормативных актах по бухгалтерскому учету, а также в научной и специальной литературе. Недостаточное развитие терминологического аппарата затрудняет разработку методики ведения раздельного учета по исполнению ГОЗ. В связи с этим предлагается следующая авторская трактовка указанного термина: раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ — это система накопления и группировки данных о себестоимости, выручке и финансовых результатах в специальных регистрах с целью определения полной себестоимости и финансового результата от производства и реализации продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу в соответствии с требованиями нормативных документов. Предложенное определение отражает цель раздельного учета и способ его ведения посредством накопления и группировки информации в специальных регистрах, а также соответствует нормам постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государствен-
ный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности».
Как было упомянуто, целью раздельного учета является определение достоверной себестоимости и финансового результата от производства и реализации продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
• определение общего подхода к порядку калькулирования себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу;
• определение состава затрат и перечня статей затрат, подлежащих включению в себестоимость каждого вида продукции;
• классификация затрат для целей формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному оборонному заказу;
• определение порядка группировки информации о себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу;
• определение порядка раздельного учета выручки по государственным контрактам.
РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ -ИСПОЛНИТЕЛЯХ ГОЗ
Раздельный учет себестоимости и финансовых результатов организуется посредством открытия отдельных заказов для каждого контракта и указания идентификатора государственного контракта в качестве дополнительного аналитического признака в системе бухгалтерского учета.
Как отмечают А. Ф. Черненко и О. А. Афонина, только позаказный метод учета удовлетворяет выдвигаемым нормативными документами, регулирующими ГОЗ, требованиям [11].
Идентификатор госконтракта предназначен для включения сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд4. Ис-
4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ст. 6.1. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 20.09.2019).
WWW.ACCOUNTING.FA.RU
Z
пользование идентификатора государственного контракта в качестве дополнительного аналитического признака обеспечивает соблюдение требований по организации контроля за целевым расходованием денежных средств, полученных на выполнение ГОЗ.
При выполнении ГОЗ объектом калькулирования затрат является отдельный производственный заказ. Для максимально точного учета затрат целесообразно открывать заказы на каждую поставочную позицию по государственному контракту. Затраты группируются в бухгалтерском учете в разрезе каждого заказа с детализацией по статьям затрат, предусмотренных калькуляцией на основании данных первичных документов. Первичную учетную документацию (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) по ГОЗ необходимо оформлять на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу5. В связи с этим, помимо набора обязательных реквизитов в утверждаемых организацией формах первичной документации по ГОЗ, следует предусмотреть дополнительный реквизит с указанием номера заказа6. Это позволит выделить затраты, связанные с выполнением ГОЗ, из общей совокупности затрат и расходов организации.
В случае, если госконтрактом предусмотрено большое количество мелких поставочных позиций (например, выпуск запасных частей, лопастей несущего винта вертолета и т.д.) и калькулирование затрат по отдельным заказам неоправданно увеличивает трудоемкость учета, допускается открытие серийных заказов на группу однородных изделий по одному контракту. Такой подход не противоречит Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйст-
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» п. 2. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17542/ (дата обращения: 20.09.2019).
6 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бух-
галтерском учете» ст. 9. п. 2. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 20.09.2019).
венной деятельности». При этом калькуляционная единица принимается равной натуральному измерению, принятому для данного вида продукции в стандартах или технических условиях.
Состав затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, определен приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». В табл. 1 приведена классификация данных затрат в зависимости от способа включения в себестоимость соответствующих видов продукции, работ (услуг).
Группировка фактических затрат должна осуществляться в специальных регистрах аналитического учета7. В условиях применения позаказного метода учета в качестве регистра для группировки затрат по исполнению ГОЗ необходимо использовать карточку заказа, в которой затраты будут накапливаться в разрезе статей калькуляции.
Карточка заказа должна заполняться нарастающим итогом с момента открытия заказа и до полного формирования финансового результата и содержать информацию о фактически понесенных затратах. Кроме того, для обеспечения возможности контроля накопленных сумм затрат и их сопоставления с плановыми величинами в карточку заказа целесообразно включать информацию о лимитах, установленных плановой калькуляцией, в разрезе статей затрат. В табл. 2 в качестве примера предложена разработанная примерная форма карточки заказа. В части прямых затрат она заполняется по данным бухгалтерского учета по мере возникновения расходов. Накопление сводной информации о косвенных расходах, понесенных за отчетный период, осуществляется в регистрах бухгалтерского учета в разрезе статей затрат идентичным статьям калькуляции.
Распределение косвенных расходов производится последовательно в разрезе каждой статьи затрат, например в части общепроизводственных расходов в системе бухгалтерского учета на
7 Постановление Правительства Российской Федерации № 47 от 19.01.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» п. 3. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17542/ (дата обращения: 20.09.2019).
Таблица 1 / Table 1
Классификация и состав затрат для целей формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ / Classification and composition of costs to form the results of financial and economic activities of SDO
№ п/п / No. Виды затрат / Types of costs Состав затрат / Composition of costs
Прямые затраты - затраты, Затраты на материалы; затраты на оплату труда основных
которые включаются производственных рабочих; страховые взносы на обязательное
1 непосредственно в себестоимость социальное страхование; затраты на подготовку и освоение
определенного вида выпускаемой производства; затраты на специальную технологическую оснастку;
продукции по государственному специальные затраты; прочие производственные затраты;
заказу внепроизводственные затраты
Косвенные затраты - затраты,
связанные с производством
нескольких видов Общепроизводственные расходы - часть накладных расходов
продукции, работ (услуг), по обслуживанию основных и вспомогательных производств,
которые не представляется в том числе затраты на содержание, амортизацию и ремонт
возможным непосредственно производственных зданий и сооружений, оборудования,
идентифицировать с конкретным внутризаводского транспорта и других видов производственного
видом продукции, работ, услуг имущества цехов, основная и дополнительная заработная плата
(технологическим процессом), аппарата управления производственных подразделений с учетом
в том числе: страховых взносов на обязательное социальное страхование, другие
накладные затраты - расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства
затраты, которые включаются в соответствии с утвержденной номенклатурой.
в себестоимость пропорционально Общехозяйственные расходы - часть накладных расходов для
выбранной базе распределения, нужд управления Общества в целом, не связанных непосредственно
характеризующей с производственным процессом (административно-хозяйственные
продукцию, выполняемую по расходы), в том числе основная и дополнительная заработная
2 государственному заказу за счет плата управленческого персонала с учетом страховых взносов
средств федерального бюджета, на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы
и иную выпускаемую продукцию; на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного
косвенные коммерческие имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные
расходы - расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание
с реализацией продукции, лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные
которые не могут быть с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;
отнесены непосредственно расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы
к определенному контракту общехозяйственного назначения в соответствии с утвержденной
и включаются в себестоимость номенклатурой.
пропорционально Расходы, связанные с реализацией, в том числе затраты на персонал
производственной себестоимости коммерческих подразделений, затраты на имущество коммерческого
продукции, выпускаемой по назначения, затраты на рекламу, расходы на спонсорство, расходы
государственному заказу за счет на участие в выставках и другие косвенные коммерческие расходы
средств федерального бюджета, в соответствии с утвержденной номенклатурой
и иной продукции, выпускаемой
организацией
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
Таблица 2 / Table 2
Форма карточки заказа для группировки затрат / Order card form for cost grouping
Карточка заказа №__Наименование заказа_
Order card Name of the order
о р
о
ю
о
р е
H X CL £xm & f° l-
I
:8 5
о в
S
т чет
о
" %
О. 2
s *
ro J
I 1
и
а)
т
а
х я л
и а п
ч н
о в я
б о а
а н н
р с о т о
х б
е а
н л р
н с а
е и з
в ч я
т с м а н
д о ь
о т л
в в е
з т
и ,о и
о г н
р е л
п вс о п
о
д
е о
ан
X _0
iS g
X ^
s ° * S
-O x
m _q
о с;
X ii
ат ра тз
С к ю
о
е
и
н
е
о м
в а
с о м р
и о
у н
к о
в п
о
т а
о в
г т
д с
о д
п о
в
а з
н и
Z т о р
а п
р
т
а
m
2 | £ Ь
I £ I а г £
с ^
U U
и
ё i го 5
го X m р
о
3
ю О
з
а
к
а а
н з
е
е _0 .0 т
м н а
н е н р
н я о т
е л р а
в е о з
тс дб е
я з е р п о _0 н ь
о с л
х а н а
е р н и
б .0 т е в т ц си
О а с
р р С
ват зр
ит оа рз
о р
о
Сальдо на ХХ.ХХ. ХХХХ (начало периода)
Сумма, включенная в калькуляцию (согласованная с заказчиком)
Перерасход (остаток) на ХХ.ХХ.ХХХХ
LO Ш
Оборот ДЕБЕТ:
Оборот КРЕДИТ:
Сальдо на ХХ.ХХ. ХХХХ (конец периода)
Сумма, включенная в калькуляцию (согласованная с заказчиком)
Перерасход (остаток) на ХХ.ХХ.ХХХХ
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
балансовых счетах пропорционально основной заработной плате производственных рабочих с занесением сводных сумм в карточку заказа. Кроме того, общепроизводственные расходы могут распределяться по нормо-часам, по сметным ставкам, пропорционально выпуску в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой8:
• в части косвенных коммерческих расходов — пропорционально производственной себестоимости продукции;
• в части общехозяйственных расходов распределение, как правило, осуществляется пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.
Последовательное распределение расходов в разрезе статей затрат означает включение косвенных расходов в себестоимость продукции отдельно по каждой статье в пределах лимитов, установленных калькуляцией. При этом в первую очередь косвенные расходы распределяются на заказы ГОЗ. Распределение каждой статьи на заказ осуществляется до момента, когда величина накопленных фактических затрат по статье достигает уровня, установленного калькуляцией.
При организации раздельного учета следует также обеспечить решение сопутствующих задач по осуществлению контроля за движением и целевым расходованием денежных средств, полученных в качестве оплаты (предварительной оплаты) поставок по государственному оборонному заказу. По нашему мнению, для этого при отражении в учетной системе операций по расчетам с поставщиками, покупателями и прочими контрагентами; по поступлению товарно-материальных ценностей или отпуску их в производство; по приемке работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями; по начислению заработной платы и страховых взносов; по выпуску и реализации готовой продукции, в качестве дополнительного аналитического признака необходимо указывать упомянутый выше идентификатор государствен-
8 Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_322968/ (дата обращения: 20.09.2019).
ного контракта. Таким образом, обеспечивается получение оперативной информации о поступлении и расходовании денежных средств, полученных во исполнение государственного оборонного заказа в течение всего цикла производства.
Для формирования финансового результата от реализации продукции по ГОЗ помимо информации о полной себестоимости необходимо аккумулировать данные о полученных доходах, т.е. выручке от продажи продукции по контрактам с государственными заказчиками. Получение данной информации в системе бухгалтерского учета не вызывает затруднений при условии организации аналитического учета выручки от продажи в разрезе, как минимум, контрагентов и договоров. Повышение точности определения финансового результата возможно при введении дополнительной аналитики «заказ». В первом случае результат финансово-хозяйственной деятельности будет рассчитываться в разрезе каждого контракта путем вычитания из выручки по договору (без НДС и иных обязательных платежей) накопленных затрат по всем заказам, открытым для его выполнения. Во втором случае формирование финансового результата будет осуществляться по каждому заказу отдельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная авторская трактовка термина «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ» отражает цель раздельного учета и способ его ведения посредством накопления и группировки информации в специальных регистрах. Разработка терминологического аппарата способствует дальнейшему развитию методического обеспечения ведения раздельного учета результатов по ГОЗ.
Разработанные рекомендации по ведению по-заказного учета, оформлению первичной учетной документации, классификации затрат по видам, формированию регистров аналитического учета позволят организациям — исполнителям государственного оборонного заказа вести раздельный учет в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и получать информацию о финансовых результатах по каждому контракту в любой момент времени. Это способствует повышению прозрачности использования бюджетных средств, предназначенных для укрепления обороноспособности государства, а также обеспечению бережного и эффективного их расходования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бондина Н. Н. Учет затрат и калькулирование себестоимости. М.: ИНФРА-М; 2018. 351 c. ISBN: 978-5-1601-3932-6
2. Воронова Е. Ю. Управленческий учет на предприятии. М.: Юрайт; 2011. 511 с. ISBN: 978-5-48200423-4
3. Гульпенко К. В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики. М.: Проспект; 2018. 251c. ISBN:978-5-392-23808-8
4. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дашков и К; 2017. 262 c. ISBN: 978-5-91131-459-0
5. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы. М.: КноРус; 2013. 248 c. ISBN: 978-5-406-00041-0
6. Маха Р. Калькулирование себестоимости по прямым издержкам. М.: Омега-Л; 2007. 850 c. ISBN: 978-5-370-00012-6
7. Осипенкова О. Ю. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование. М.: Московский государственный индустриальный университет (МГИУ); 2007. 523 c. ISBN: 5-276-00654-7
8. Редченко К. И. Японский след в стратегическом управлении затратами: таргет-костинг. URL: https://gaap.ru/articles/yaponskiy_sled_v_strategicheskom_upravlenii_zatratami_target_kosting/%20 %E 2%80%93%202010 (дата обращения: 20.09.2019).
9. Толкачев С. А. Управление оборонно-промышленным комплексом. Теоретико-методологические основы. М.: ГУУ; 2008. 231 с. ISBN: 978-5-215-02071-5
10. Черненко А. Ф., Афонина О. А. Особенности и проблемы учета затрат и калькуляции на предприятиях оборонного промышленного комплекса. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2013;7(1):77-82.
11. Черненко А. Ф., Афонина О. А. Организация учета затрат по государственному заказу в соответствии с требованиями заказчика. Аудиторские ведомости. 2015;(12):57-69.
12. Dierkes S., Siepelmeyer D. Production and cost theory-based material flow cost accounting. Journal of Cleaner Production. 2019;235(0ct.):483-492. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.06.212
13. Jasinski D., Meredith J., Kirwan K. A comprehensive review of full cost accounting methods and their applicability to the automotive industry. Journal of Cleaner Production. 2015;108(PartA, Dec.):1123-1139. DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.06.040
14. Scapens R. W., Jazayeri M. ERP systems and management accounting change: Opportunities or impacts? A research note. European Accounting Review. 2003;12(1):201-233. DOI: 10.1080/0963818031000087907
15. Taipaleenmaki J., Ikaheimo S. On the convergence of management accounting and financial accounting-the role of information technology in accounting change. SSRNElectronic Journal. 2013;14(4):321-348. DOI: 10.2139/ssrn.1963638
REFERENCES
1. Bondina N. N. Cost Accounting and Costing. Moscow: INFRA-M; 2018. 351 p. (In Russ.). ISBN: 978-51601-3932-6
2. Voronova E. Yu. Management accounting at the enterprise. Moscow: Yurait; 2011. 511 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-482-00423-4
3. Gul'penko K. V. Current problems of calculation in sectors of economy. Moscow: Prospect; 2018. 251 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-392-23808-8
4. Kerimov V. E. Cost accounting, calculation and budgeting in the industries of the production sector. Moscow: Dashkov & Co.; 2017. 262 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-91131-459-0
5. Kuz'mina M. S. Cost accounting, calculation and budgeting in the industries of the production sector. Moscow: KnoRus; 2013. 248 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-406-00041-0
6. Makha R. Cost calculation by direct costs. Moscow: Omega-L; 2007. 850 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-37000012-6
7. Osipenkova O. Yu. Cost accounting, calculation and budgeting. Moscow: Moscow State Industrial University (MGIU); 2007. 523 p. (In Russ.). ISBN: 5-276-00654-7
8. Redchenko K. I. Japanese mark in strategic cost management: Target-costing. URL: https://gaap.ru/ articles/yaponskiy_sled_v_strategicheskom_upravlenii_zatratami_target_kosting/%20%E 2%80%93%20 2010 (accessed on 20.09.2019). (In Russ.).
9. Tolkachev S. A. Management of the military-industrial complex. Theoretical and methodological foundations. Moscow: GUU; 2008. 231p. (In Russ.). ISBN: 978-5-215-02071-5
10. Chernenko A. F., Afonina O. A. Features and problems of cost accounting and calculation at the enterprises of the defense industrial complex. Vestnik YuUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment» = Bulletin of SUSU. Series "Economics and Management". 2013;7(1):77-82. (In Russ.).
11. Chernenko A. F., Afonina O. A. Organization of cost accounting for the state order in accordance with customer requirements. Auditorskie vedomosti = Audit statements. 2015;(12):57-69. (In Russ.).
12. Dierkes S., Siepelmeyer D. Production and cost theory-based material flow cost accounting. Journal of Cleaner Production. 2019;235(0ct.):483-492. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.06.212
13. Jasinski D., Meredith J., Kirwan K. A comprehensive review of full cost accounting methods and their applicability to the automotive industry. Journal of Cleaner Production. 2015;108(PartA, Dec.):1123-1139. DOI: 10.1016/j.jclepro.2015.06.040
14. Scapens R. W., Jazayeri M. ERP systems and management accounting change: opportunities or impacts? A research note. European Accounting Review. 2003;12(1):201-233. DOI: 10.1080/0963818031000087907
15. Taipaleenmaki J., Ikaheimo S. On the convergence of management accounting and financial accounting-the role of information technology in accounting change. SSRNElectronic Journal. 2013;14(4):321-348. DOI: 10.2139/ssrn.1963638
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Николай Тихонович Лабынцев — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
Петр Владимирович Колесник — кандидат экономических наук, начальник отдела экономического планирования и анализа Планово-экономического управления, ПАО «Роствертол», Ростов-на-Дону, Россия
ABOUT THE AUTHORS
Nikolai T. Labyntsev — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Accounting, Rostov State
University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia
Petr V. Kolesnik — Cand. Sci. (Econ.), Head of the Department of Eeconomic Planning and Analysis of the Planning and Economic Department, PJSC "Rostvertol", Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2019; после рецензирования 17.10.2019; принята к публикации 07.11.2019.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 23.09.2019; revised on 17.10.2019 and accepted for publication on 07.11.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.
www.Accounting.fa.ru
_