Научная статья на тему 'Особенности контроля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые для МВД России'

Особенности контроля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые для МВД России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ / SEPARATE ACCOUNTING / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSE ORDER / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНОКОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / SCIENTIFIC RESEARCH AND EXPERIMENTAL DESIGN WORK / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGET ALLOCATION / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / КОНТРОЛЬ / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Давыд Адалятович., Михайлов Данил Вячеславович.

Анализируется нормативно-правовая база вопросов государственного регулирования цен на продукцию государственного оборонного заказа. Рассмотрено текущее состояние бухгалтерского учета в организациях, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственного оборонного заказа для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выявлены пробелы законодательства Российской Федерации в части организации раздельного учета затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ головным исполнителем, соисполнителем государственного оборонного заказа. Предложен комплекс мер, направленных на обеспечение ведения головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамедов Давыд Адалятович., Михайлов Данил Вячеславович.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of expense control for research and development work carried out for the Ministry of Interior of Russia

Held the analysis of the regulatory legal framework on the state regulation of prices under the state defense order. Analyzed the current state of accounting in the organizations carrying out scientific research and experimental design works in the framework of the state defense order for needs of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The identified gaps in the legislation of the Russian Federation in the organization of separate accounting of expenses on performance of research and development works the executor, the executor of the state defense order. There is a complex of measures aimed at maintaining the executor, the contractor separate accounting of the results of financial-economic activities during the execution of the state defense order.

Текст научной работы на тему «Особенности контроля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые для МВД России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 657.001.89 ББК 65

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЛЯ МВД РОССИИ

ДАВЫД АДАЛЯТОВИЧ МАМЕДОВ,

научный сотрудник Научно-исследовательского института специальной техники ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь»»

МВД России, кандидат экономических наук E-mail: davbid_@mail.ru; ДАНИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ МИХАЙЛОВ, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института специальной техники ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь»» МВД России

E-mail: Daneelga@gmail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется нормативно-правовая база вопросов государственного регулирования цен на продукцию государственного оборонного заказа. Рассмотрено текущее состояние бухгалтерского учета в организациях, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственного оборонного заказа для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выявлены пробелы законодательства Российской Федерации в части организации раздельного учета затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ головным исполнителем, соисполнителем государственного оборонного заказа. Предложен комплекс мер, направленных на обеспечение ведения головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: раздельный учет, государственный оборонный заказ, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные ассигнования, бухгалтерский учет, контроль.

Annotation. Held the analysis of the regulatory legal framework on the state regulation of prices under the state defense order. Analyzed the current state of accounting in the organizations carrying out scientific research and experimental design works in the framework of the state defense order for needs of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The identified gaps in the legislation of the Russian Federation in the organization of separate accounting of expenses on performance of research and development works the executor, the executor of the state defense order. There is a complex of measures aimed at maintaining the executor, the contractor separate accounting of the results of financial-economic activities during the execution of the state defense order.

Keywords: separate accounting, state defense order, scientific research and experimental design work, budget allocation, accounting, control.

В связи с сокращением бюджетных ассигнований повышается актуальность проведения контроля за эффективностью расходования бюджетных ассигнований, выделяемых организациям-исполнителям (далее - организация-исполнитель, головной исполнитель, исполнитель) государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).

Одной из проблем проведения НИОКР на стадии ее организации выступает невозможность точного определения состава и величины затрат на стадии заключения государственного контракта и длительность цикла выполнения работ головным исполнителем, исполнителем.

Государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения ГОЗ при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя [1; с. 7], одним из основных принципов которого является обоснованность затрат головного исполнителя.

Государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением ГОЗ [1; с. 7].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

На основании вышеизложенного и учитывая, что одной из основных обязанностей государственного заказчика является осуществление контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных на оплату поставок продукции по ГОЗ [1; с. 5], считаем необходимым подтверждать обоснованность затрат головного исполнителя проведением текущего финансового контроля, а именно посредством проверки фактических затрат головного исполнителя, исполнителя при выполнении НИОКР.

Под обоснованностью затрат следует понимать целесообразность включения их в себестоимость НИ-ОКР, а также документальное подтверждение данных затрат первичными документами, регистрами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностью организаций-исполнителей ГОЗ.

По нашему мнению, затраты на определенный заказ считаются экономически обоснованными только в том случае, если четко определен их состав, величина, принадлежность к производству определенной НИОКР, и они отражены в первичных документах, бухгалтерских регистрах и отчетности головного исполнителя, исполнителя ГОЗ; при этом их раздельный учет должен обеспечить «прозрачность» вышеуказанных затрат.

По мнению А.Р. Каберовой, раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, а также расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихся к различным видам деятельности. При этом объекты учета, которые невозможно отнести к определенному виду деятельности, но которые оказывают влияние на учет явлений хозяйственной жизни предприятия в целом, необходимо также учитывать отдельно [8].

Затраты, подлежащие включению в состав затрат на выполнение НИОКР в рамках ГОЗ включают в себя затраты на материалы, затраты на оплату труда основных производственных рабочих, страховых взносов на обязательное социальное страхование, затраты на подготовку и освоение производства, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты, общепроизводственных затраты, общехозяйственные затраты, прочие производственные затраты, затраты на ремонт, внепроизводственные затраты. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим в связи со спецификой выполнения данных работ [7].

Под текущим финансовым контролем следует понимать комплекс мероприятий, проводимых государственным заказчиком в период выполнения государственного контракта, направленных на проверку фактических затрат головного исполнителя, исполнителя, посредством проведения анализа представленных первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Научные организации МВД России, наделенные полномочиями по планированию и осуществлению закупок НИОКР, включая определение организаций-исполнителей, заключение государственных контрактов, контроля за их исполнением, в том числе с возможностью приемки выполненных НИОКР для МВД России в рамках ГОЗ зачастую сталкиваются с серьезными проблемами, не позволяющими им должным образом исполнять обязанность, возложенную законодательством Российской Федерации [1; с. 7] на государственного заказчика.

Считаем, что данная проблема возникает вследствие наличия пробелов в законодательстве Российской Федерации. А именно, в законодательных актах [7, 4, 1, 2, 5, 6] нормативно не закреплены такие экономические категории, как: «обоснованные затраты», «фактические затраты», «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности» чем пользуются головные исполнители, соисполнители ГОЗ и позволяют себе произвольно трактовать данные понятия.

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» обязывают головного исполнителя, исполнителя учета вести раздельный результатов финансово-хозяйственной деятельности, однако подробно и однозначно не регламентируют порядок ведения раздельного учета головными исполнителями, исполнителями, что зачастую приводит к искажениям в завышению затрат на выполнение работ.

Понятие «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности», по нашему мнению, целиком и полностью относится к порядку организации бухгалтерского учета в организации, при котором формирование себестоимости каждого заказа (договора, государственного контракта) является «прозрачным» и отделено от других заказов (договоров, государственных контрактов), ее формирование можно проследить, посредством анализа первичных документов, бухгалтерских регистров по статьям затрат и бухгалтерской отчетности. Детализация фактических затрат организаций по экономическим элементам реализуется посредством отражения каждого элемента затрат на обособленном аналитическом счете.

Результаты выборочных проверок фактических затрат по государственным контрактам на выполнение НИОКР показывают, что головные исполнители, исполнители зачастую допускают грубые нарушения вышеуказанного законодательства, игнорируют его и ведут «котловой» метод учета затрат; в следствие этого, происходит включение в структуру цены затрат, прямо или косвенно не относящихся к выполнению НИОКР (рис.1, рис.2).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Результат выборочных проверок государственных контрактов на соответствие согласованных величин затрат на выполнение НИОКР с фактически понесенными затратами Исполнителей

7,4%

■ Документально подтвержденные Документально неподтвержденные

Рис. 1. Доля документально неподтвержденных затрат организаций-исполнителей ГОЗ достигает 7% в общем объеме согласованных затрат (статистические данные одной из научных организаций МВД России)

Также имеет место установление головным исполнителем, исполнителем необоснованных экономических показателей, таких как размер оплаты труда, превышающей показатели официального источника государственной статистики, размер накладных расходов (общехозяйственные, общепроизводственные расходы), показатель рентабельности. Например, организации-исполнители ГОЗ нередко включают в состав затрат на НИОКР амортизацию нематериальных активов (программы ЭВМ, товарные знаки), права на которые не зарегистрированы в порядке, установленном законом, постановка на бухгалтерский учет которых не осуществлена.

Структура документально неподтвержденных затрат исполнителей

■ В связи с непредставлением исполнителями требуемых документов

1 В связи с наличием искажений в представленных документах

Рис. 2. Распределение документально неподтвержденных затрат исполнителей (статистические данные одной из научных организаций МВД России)

Исполнение государственным заказчиком обязанности по контролю за целевым использованием головным исполнителем, исполнителем ГОЗ бюджетных ассигнований, а именно проведение текущего финансового контроля, невозможно без соблюдения последними законодательства Российской Федерации. Включение в условия государственного контракта штрафных санкций за несоблюдение Правил ведения

организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» существенным образом не позволяет изменить ситуацию.

Административная ответственность за данные нарушения по сравнению с доходами организаций-исполнителей, полученными при выполнении ГОЗ, является ничтожной. За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

На основании вышеизложенного возникает необходимость создания комплекса мер, направленных на обеспечение ведения головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении ГОЗ, таких как:

1) законодательное закрепление таких понятий, как «обоснованные затраты», «фактические затраты», «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности»;

2) оплата головному исполнителю, исполнителю только фактически понесенных и экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением ГОЗ;

3) законодательное закрепление административной ответственности головного исполнителя, исполнителя за нарушения приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу», постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», Приказа Минфина России от 29 июня 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» при выполнении ГОЗ;

4) законодательное закрепление права государственного заказчика исключить неподтвержденные и необоснованные затраты головного исполнителя, исполнителя из себестоимости НИОКР, поставляемой по государственному оборонному заказу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Следует отметить, что в настоящее время правоотношения, возникающие между МВД России и организациями-исполнителями ГОЗ коренным образом отличаются от подобных правоотношений Министерства обороны Российской Федерации с организациями-исполнителями ГОЗ.

В МВД России отсутствуют подразделения, подобные военным представительствам Министерства обороны Российской Федерации, а взаимодействие с военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации минимально.

Отсутствие подразделений и квалифицированных кадров в области бухгалтерского учета и государственного аудита не позволяет государственным заказчикам МВД России выполнять обязанность, возложенную федеральным законодательством.

Опираясь на вышеизложенное, считаем, что в настоящее время в МВД России существует острая необходимость в создании специализированных экономических служб (подразделений) с квалифицированным персоналом, имеющим опыт в данной сфере деятельности, для проведения мероприятий по проверке фактических затрат организаций-исполнителей ГОЗ.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275 «О государственном оборонном заказе» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назна-

чения, поставляемой по государственному оборонному заказу» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. КабероваА.Р. Методическое обеспечение управления издержками производства услуг почтовой связи на основе раздельного учета: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2005. 219 с.

9. Совершенствование законодательного обеспечения формирования и реализации государственного оборонного заказа: Сборник материалов Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/17_460/ VSF_NEW_17_460.pdf, свободный.

References

1. Federal law of 29 December 2012 № 275 «On state defence order» // Reference legal system «Consultant Plus».

2. Federal law dated 06.12.2011 No. 402-FZ «On ac-counting» // Reference legal system «Consultant Plus».

3. «The code of the Russian Federation on administrative offences» dated 30.12.2001 № 195-FZ, enacted the Federal law dated 30.12.2001 № 196-FZ «About introduction in action of the code of the Russian Federation about administrative offences» // Reference legal system «Consultant Plus».

4. The Decree of the Government of the Russian Federation dated 19.01.1998 № 47 «On the Rules of conduct for organizations engaged in public order at the expense of Federal budget funds, separate accounting of financial and economic activity» // Reference legal system «Consultant Plus».

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.05.1999 № 33n «On approval of Provisions on accounting «Expenses of the organization» PBU 10/99» // Reference legal system «Consultant Plus».

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 29.07.1998 No. 34n «On approval of regulation on accounting and accounting reporting in the Russian Federation» // Reference legal system «Consultant Plus».

7. Order of the Ministry of industry and energy of the Russian Federation dated 23.08.2006, No. 200 «On approval of the Procedure of definition of structure of expenses for manufacture of defence products, delivered by the state defensive order» // Reference legal system «Consultant Plus».

8. KaberovaA.R. Methodological support for the management of production costs of postal services on the basis of separate accounting: dis. ... cand. econ. sciences. M., 2005. 219 p.

9. Improvement of legislative support for the formation and implementation of state defense order: proceedings of the Expert Council on the issues of legislative support of the development of the military-industrial complex under the Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2012/17_460/VSF_NEW_17_460.pdf free.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.