Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА'

К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / аукцион / public procurement / auction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Гусева

В статье анализируются особенности, причины и последствия новых требований Федерального закона N 44-ФЗ к проведению закрытого электронного аукциона как способа осуществления государственных закупок. Защита конституционного строя, прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также обеспечение обороноспособности и безопасности РФ – основные цели нововведений. Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота. Безусловно, процедура закрытого электронного аукциона имеет большой перечень недостатков, поэтому в рамках новых требований процедура прописана более подробно. Эффективность данных новаций в области закупочной деятельности, проводимой на закрытых электронных аукционах, можно будет оценить в скором времени. Как утверждает Минфин РФ, период масштабных правок 44-ФЗ завершен, остались вопросы, но точечные. Необходимо стабилизировать состояние закона и подзаконных актов и отлаживать правоприменительную практику. В течение весенней сессии Госдумы решится вопрос о корректировке тех или иных положений закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF NEW REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF A CLOSED ELECTRONIC AUCTION

The article analyzes the features, causes and consequences of the new requirements of the Federal Law N 44-FL for holding a closed electronic auction as a way of public procurement. Protection of the constitutional order, the rights and legitimate interests of citizens, legal entities, as well as ensuring the defense capability and security of the Russian Federation are the main goals of innovations. The innovations of the Federal Law are aimed at significantly improving the state of the contract system by eliminating redundant and outdated requirements, as well as maximizing the automation of procedures and the introduction of electronic document management. Of course, the closed electronic auction procedure has a long list of shortcomings, so the procedure is spelled out in more detail under the new requirements. The effectiveness of these innovations in the field of procurement activities carried out at closed electronic auctions can be assessed in the near future. According to the Ministry of Finance of the Russian Federation, the period of large-scale amendments to 44-FL is over, questions remain, but point ones. It is necessary to stabilize the state of the law and by-laws and improve law enforcement practice. During the spring session of the State Duma, the issue of adjusting certain provisions of the law will be decided.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА»

К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО

ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

С.А. Гусева, студент

Российский государственный гидрометеорологический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-135-140

Аннотация. В статье анализируются особенности, причины и последствия новых требований Федерального закона N 44-ФЗ к проведению закрытого электронного аукциона как способа осуществления государственных закупок. Защита конституционного строя, прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также обеспечение обороноспособности и безопасности РФ - основные цели нововведений. Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота. Безусловно, процедура закрытого электронного аукциона имеет большой перечень недостатков, поэтому в рамках новых требований процедура прописана более подробно. Эффективность данных новаций в области закупочной деятельности, проводимой на закрытых электронных аукционах, можно будет оценить в скором времени. Как утверждает Минфин РФ, период масштабных правок 44-ФЗ завершен, остались вопросы, но точечные. Необходимо стабилизировать состояние закона и подзаконных актов и отлаживать правоприменительную практику. В течение весенней сессии Госдумы решится вопрос о корректировке тех или иных положений закона.

Ключевые слова: государственные закупки; аукцион.

В 2022 году произошли многочисленные изменения, в том числе и в Федеральном законе N 44-ФЗ [1]. Объективно закупки стали проще и доступнее: принципиально изменились процедуры закупок, сократились сроки оплаты, стал удобнее документооборот. Нововведения облегчили жизнь как заказчиков, так и исполнителей. Также, что особенно актуально - нововведения поддерживают малый бизнес. Эти изменения получили название «оптимизационный пакет поправок» к закону о закупках. Всего по тексту закона сделано 324 правки. Объем текста закона сократился примерно на треть. Необходимо в общих чертах обозначить изменения в законодательстве о госзакупках:

- Закреплена необходимость устаноле-ния дополнительных требований к участникам;

- Закреплен приоритет данных в ЕИС, установлены сроки хранения информации;

- Установлены общие требования к содержанию извещений и заявок;

- Изменены процедуры проведения торгов;

- Изменен порядок продления подачи заявок в случае внесения заказчиком изменений в документацию;

- Законодательно закреплено обязательное электронное актирование;

- Внедрены изменения, касающиеся обеспечения контракта;

- Уточнены положения, касающиеся предоставления преимуществ организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям УИС;

- Внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве, защищающие интересы заказчиков и участников торгов;

- Сократилось количество способов проведения закупок.

Последний пункт подразумевает, что с 1 января 2022 года осталось только 3 способа, которыми можно провести конкурентные закупки: конкурс (электронный конкурс, закрытый конкурс и закрытый в электронной форме); аукцион (электрон-

ный аукцион, закрытый и закрытый в электронной форме) электронный запрос котировок.

Особый интерес представляет закрытый электронный аукцион - это закрытый электронный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Процедура проведения данного вида закупок регламентируется ст. 76 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 223 [2]. Проводить закрытые электронные процедуры в том порядке, который устанавливает Постановление, заказчики смогли с 1 июля 2021 года. Закрытые электронные закупки проводят на специализированной площадке АСТ ГОЗ три категории заказчиков:

- Минобороны;

- ФСБ;

- Служба внешней разведки.

Чтобы участвовать в закрытых электронных торгах, заказчику необходимо зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС) и получить аккредитацию на АСТ ГОЗ. Если закупка содержит засекреченные данные, то у участника должна быть лицензия по работе с госу-дарственой тайной. Секретную информацию хранят на площадке в зашифрованном виде и передают только по защищенным каналам связи. Документация о закрытом электронном аукционе, любые изменения, внесенные в документацию, а также разъяснения документации не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в ЕИС.

Из пояснительной записки к законопроекту № 318825-7 [3], первоначально содержавшему положения о закрытых электронных процедурах, следует, что основной целью нововведений является защита конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности РФ. Вследствие своей чрезмерной абстрактности данная формулировка цели не позволяет прояснить ни конкретных причин внедрения закрытых электронных процедур в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения обороны страны и безопасности государства, ни истинных намерений разработчиков законопроекта.

При применении закрытого электронного аукциона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений, а также закупочной документации ограниченному кругу лиц. Следовательно, знать о проведении закрытых электронных процедур будут лишь приглашенные лица. По этой причине сложно говорить о том, что применение таких процедур позволит усилить конкуренцию между участниками закупок, снизить закупочные цены, повысить прозрачность закупок. Единственное, чего можно ожидать, - это снижение административных издержек на закупку.

Электронным закупочным процедурам и их разновидности - закрытым электронным процедурам - свойственны и недостатки. Как правило, в научной литературе указываются проблемы, порождаемые применением электронного аукциона, а не любых электронных закупочных процедур. Это связано с популярностью и широким распространением электронного аукциона как способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, к проблемным вопросам относят игнорирование заказчиками нестоимостных критериев оценки заявок участников электронного аукциона (например, качества закупаемой продукции, предлагаемого графика поставки товаров, квалификации участника закупки и др.), разрушение кооперационных связей заказчика с поставщиками, возникновение препятствий для получения выгоды от долгосрочного сотрудничества с поставщиком. Кроме того, применение электронных аукционов, по мнению ряда специалистов, создает предпосылки для заключения хозяйствующими субъектами соглашений, ограничивающих конкуренцию [4].

Применительно к закрытым электронным процедурам можно говорить об усилении риска коррупционных проявлений со стороны заказчика. Этому будет способствовать предоставление заказчику дискреционных полномочий при определении круга лиц, которым будут рассы-

латься приглашения о принятии участия в закрытых электронных процедурах. Кроме того, ограниченный круг хозяйствующих субъектов, действующих на ряде рынков товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является благоприятным условием для заключения картельных соглашений. Ну и, пожалуй, самым серьезным недостатком закрытых электронных процедур является низкий уровень прозрачности информации об их проведении и, как следствие, конкуренции участников закупки. Это, безусловно, приведет к увеличению бюджетных расходов на закупку продукции, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В целях противодействия этому требуется принятие мер по усилению контроля в сфере закупок [5].

Федеральный закон N ЗбО-ФЗ [6] разрабатывался Минфином России с 2020 года во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ, а также рекомендаций Федерального собрания РФ. Согласование и проработка осуществлялась более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд РФ, Счетная палата РФ, Банк России, ЦИК России, МИД России, СВР России. Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота. Ключевыми нововведениями стали:

- Сокращение количества конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращения до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе);

- Расширение практики осуществления совместных закупок путем установления возможности их проведения с участием уполномоченных органов нескольких субъектов Российской Федерации;

- Исключение необходимости составления документации о закупке при проведении открытых конкурентных закупок;

- Введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки от планирования до приемки исполнения контракта, включая внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;

- Введение новых механизмов недопущения применения иностранными государствами санкционных мер в отношении участников закупок.

Планируется, что реализация предусмотренных изменений обеспечит минимизацию срывов при проведении закупочных процедур, прослеживаемость действий участников контрактной системы и снижение рисков при возникновении злоупотреблений. Вводится «универсальная стоимостная предквалификация» [7]. Федеральным законом также предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

Сама процедура электронного аукциона прописана более подробно, в том числе указан порядок и время подачи ценовых предложений, шаг аукциона (от 0,5% до 5%), время приёма ценового предложения (4 минуты) и общее время приёма ценовых предложений (5 часов). В целом схему аукциона можно описать так:

1. Участники подают заявки;

2. Участвуют в торговой сессии и подают ценовые предложения;

3. Составляется протокол подачи ценовых предложений;

4. Рассматриваются заявки;

5. Из заявок, которые соответствуют условиям извещения, определяется победитель.

Количество участников, которые могут в результате претендовать на заключение контракта, не ограничено. Все взаимодействие происходит через электронную площадку.

Также внедрено такое новнешство, как изменение порядка продления подачи заявок в случае внесения заказчиком изменений в документацию. Таким образом, если заказчик изменил извещение по своей инициативе, то при проведении электронного аукциона он может продлить срок подачи заявок не менее, чем 7 дней. В слу-

чае же, если проводится электронный аукцион и НМЦК - не более 300 млн руб или 2 млрд руб. для строительной сферы, - то срок подачи заявок можно продлить минимум на 3 дня.

Закрытый аукцион проводится по правилам для закрытого электронного конкурса, но есть особенности:

- Сроки направления приглашений не более 180 дней после получения согласования, но не позже, чем за семь рабочих дней до окончания подачи заявок;

- Если заказчик вносил изменения в документацию, нужно продлить срок подачи заявок так, чтобы до даты окончания осталось не менее семи дней;

- Срок рассмотрения заявок не более 10 рабочих дней после даты окончания подачи заявок, но не позже даты рассмотрения заявок, которая установлена в документации;

- Итоговый протокол заказчик составляет в срок не позднее одного рабочего дня после процедуры подачи ценовых предложений, но не позднее даты подведения итогов, которая прописана в приглашении.

Минфин рассчитывает, что в следующем году ему не потребуется активно заниматься вопросами развития контрактной системы и закупочного законодательства в целом. Министерство предлагает провести анализ нововведений в сфере закупок для точечной коррекции 44-ФЗ. «Период масштабных правок 44-ФЗ завершен, - говорил летом 2021 года Сергей Лавров. -Остались вопросы, но точечные. Необходимо стабилизировать состояние закона и подзаконных актов, отлаживать правоприменительную практику». При этом заместитель министра МИД отметил, что уже в течение весенней сессии Госдумы можно будет скорректировать те или иные положения закона. Но для этого необходимо уже сейчас провести мониторинг и анализ - в том числе силами участников рынка госзакупок - новых положений 44-ФЗ, чтобы в январе-марте принять точечные поправки.

Впрочем, коррекция может потребоваться не точечная, а достаточно масштабная. Оптимизационные поправки в дей-

ствительности упрощают закупки, наращивают объем цифровых услуг, учитывают ряд процедурных нюансов прошлых лет, но не прорабатывают вопрос конкуренции в закупках [8].

Основное экономическое явление, лежащее в основе несостоявшихся закупок, -это рост цен. В сфере госзакупок заказчик рассчитывает цену на основе рыночного предложения сейчас на будущие периоды. То есть поставщики, которые раньше могли работать с минимальной маржинальностью, сейчас просто рискуют работать себе в ущерб. В настоящее время такая ситуация складывается с долгосрочными контрактами, прежде всего в строительной сфере, где из-за роста цен на строительные материалы цена контракта зачастую становится неактуальной, а исполнитель обязан исполнять контракт себе в убыток.

В результате сейчас рынок госзакупок формируют не заказчики, как раньше (есть заказчик, есть закупка, поставщики подтянутся), а поставщики, которые аккуратно выбирают интересные им закупки и избегают любых ценовых рисков. Имеет место системный дисбаланс спроса и предложения, когда продавцы не готовы продавать по тем ценам, которые платит заказчик.

Также под ударом оказался и формат закупок в «электронном магазине». Сейчас поставщики не идут на такие закупки, поскольку размещение ими прайс-листа на площадке автоматически означает предварительное предложение - по сути, ту заявку, которая действует в течение месяца с даты размещения. В условиях быстро изменяющихся цен поставщики не хотят брать на себя какие-либо обязательства заранее.

Минфин считает вывод о неэффективности принятых мер по оптимизации процедур закупок на основании данных о несостоявшихся процедурах некорректным, а увеличение доли несостоявшихся процедур регулятор связывает с ростом цен в первой половине текущего года. «Отсутствие стабильности в данном вопросе влечет неготовность хозяйствующих субъектов принять на себя обязательства и, соответственно, неготовность принимать участие в закупках», - отмечают в министер-

стве. Таким образом, Министерство фи- сти, проводимой на закрытых электронных нансов РФ разработало и внедрило изме- аукционах. Их эффективность можно бу-нения, касающиеся закупочной деятельно- дет оценить в скором времени.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 223 (ред. от 27.01.2022) «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» (вместе с «Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках»).

3. Законопроект № 318825-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регламентации раскрытия (размещения) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц).

4. Tassabehji, R. Understanding e-auction use by procurement professionals: motivation, attitudes and perceptions // Supply Chain Management: An International Journal. - Vol. 15. - 2010. - № 6. - P. 425-437.

5. Свининых, Е. А. О внедрении закрытых электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства / Е.А. Свининых, Д.В. Моисеев // Военное право. - 2018. - №1 (47). - С. 103-108.

6. Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Информация Минфина России от 2 июля 2021 г. «Президент России подписал закон об упрощении и оптимизации государственных и муниципальных закупок». - Москва: ГАРАНТ.РУ, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/401332058/#review (дата обращения: 13.03.2022)

8. Все идет по плану - госзакупки после долгих скитаний вышли на торную дорогу. О новшествах на рынке госзакупок в 2021 году. - Москва: ИНТЕРФАКС, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/813140 (дата обращения: 13.03.2022)

- Экономицеские HayKU-

ON THE QUESTION OF NEW REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF A

CLOSED ELECTRONIC AUCTION

S.A. Guseva, Student

Russian State Hydrometeorological University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the features, causes and consequences of the new requirements of the Federal Law N 44-FL for holding a closed electronic auction as a way of public procurement. Protection of the constitutional order, the rights and legitimate interests of citizens, legal entities, as well as ensuring the defense capability and security of the Russian Federation are the main goals of innovations. The innovations of the Federal Law are aimed at significantly improving the state of the contract system by eliminating redundant and outdated requirements, as well as maximizing the automation of procedures and the introduction of electronic document management. Of course, the closed electronic auction procedure has a long list of shortcomings, so the procedure is spelled out in more detail under the new requirements. The effectiveness of these innovations in the field of procurement activities carried out at closed electronic auctions can be assessed in the near future. According to the Ministry of Finance of the Russian Federation, the period of large-scale amendments to 44-FL is over, questions remain, but point ones. It is necessary to stabilize the state of the law and by-laws and improve law enforcement practice. During the spring session of the State Duma, the issue of adjusting certain provisions of the law will be decided.

Keywords: public procurement; auction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.