ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ М.П. Селезнёва, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-197-199
Аннотация. В статье раскрыто содержание категории «электронный аукцион», проанализированы основные характерные особенности работы электронных аукционов, выявлены преимущества и недостатки проведения электронных аукционов, установлено место электронных аукционов в условиях цифровой трансформации, а также рассмотрены изменения в законодательстве о контрактной системе, которые вступят в силу с 1 января 2022 года.
Ключевые слова: электронные аукционы, аукционер, цифровая трансформация, информатизация, информационное развитие.
В современном мире стремительное развитие информационных технологий внесло огромный вклад в сферу государственных и муниципальных закупок. Одним из достижений информатизации можно считать проведение электронного аукциона, который значительно отличается от обычных торгов. Электронные аукционы являются современным методом торговли.
Что же такое электронный аукцион? Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором [1].
Сторонами электронного аукциона являются заказчик, поставщик и электронная торговая площадка (ЭТП). В качестве заказчиков выступают государственные и муниципальные бюджетные учреждения, а в качестве поставщиков - юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.
Электронная торговая площадка представляет собой ресурс, который дает остальным сторонам возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Аукцион проводится на электронной торговой площадке ее оператором, в рамках № 44-ФЗ аукционы осуществляются только на 8 электронных площадках, которые указаны в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 года № 1447-р [2]. Самыми крупными электронными торговыми площадками являются ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», ООО «РТС-тендер» и «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка»).
Каждая сторона торгов имеет уникальный правовой статус и не имеет права реа-лизовывать полномочия другой стороны, в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки, вследствие чего происходит нарушение порядка отбора победителя.
Этапы проведения электронных аукционов:
1. Выбор электронной торговой площадки. В части требований все площадки равны, нет лучшей или худшей.
2. Опубликование извещения и документации в ЕИС. Регистрация в ЕИС является обязательным условием участия в госзакупках, подтвержденный аккаунт организации в ЕИС аккредитует сразу на всех 8 федеральных ЭТП. После регистрации в ЕИС нужно обратиться в банк, что-
19S
бы открыть счет для обеспечения заявок на участие в закупках.
Важным элементом является наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП), проводить торги без ЭЦП, равно как и участвовать в них, невозможно [3].
3. Рассмотрение первых частей заявок. Первая часть заявки должна в первую очередь содержать согласие на поставку товара/выполнение услуг в соответствии с требованиями заказчика.
При заполнении первой части крайне важно внимательно отнестись ко всем пунктам, так как любая ошибка или неточность может привести к отклонению заявки.
4. Проведение электронного аукциона. Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона.
5. Рассмотрение вторых частей заявок. Рассмотрение вторых частей заявок происходит после завершения подачи ценовых предложений.
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме по № 44-ФЗ часто недооценивается, однако отклонение по вторым частям заявок происходит слишком часто и нежданно [4]. Отклонение по вторым частям превращает победителя в проигравшего.
6. Заключение контракта. Заказчик отправляет победителю неподписанный проект контракта, который необходимо подписать в течение 5 дней после его получения.
Можно выделить несколько основных преимуществ проведения электронных аукционов. В-первых, это онлайн участие, личное присутствие не требуется, участвовать в торгах можно не приезжая в другой город, а сидя за компьютером в своем офисе, что значительно сокращает транспортные расходы. Во-вторых, экономное использование бюджетных ресурсов для организации и проведения процедуры. В-третьих, электронные аукционы позволяют получить доступ к государственным заказам не только больших, но в том числе средних и малых предприятий, производится расширение рынков сбыта как для
услуг, так и для товаров. К преимуществам также относится честная конкуренция среди участников аукциона, прозрачность и открытость процесса торгов и быстрый поиск информации по интересующим торгам.
Электронные аукционы имеют и ряд недостатков. Во-первых, риск технических неисправностей, при которых может сбиться ход проведения аукциона, произойти это может в самый решающий момент. Во-вторых, могут производиться ха-керские атаки. В-третьих, для участия в электронном аукционе необходима электронная цифровая подпись, есть организации, которые еще не оформили электронные цифровые подписи в связи с отсутствием в организации специалиста по компьютерным технологиям.
Цифровизация и цифровая трансформация - одни из главных тем развития российской экономики. Что представляют из себя два этих понятия?
Цифровизация - это любое внедрение цифровых технологий, в результате циф-ровизации не меняется бизнес-модель, а только повышается производительность труда. Цифровая трансформация - это процесс изменения существующих бизнес-моделей с помощью новых технологий, она идет дальше, чем цифровизация, создавая новые стратегии, позволяющие приносить еще больше пользы.
Благодаря внедрению цифровых технологий контрактная система в сфере закупок активно развивается. Электронный аукцион традиционно остается самым распространенным способом определения поставщика, способствуя открытости и прозрачности осуществления закупок.
Согласно отчету Министерства финансов РФ за 1 квартал 2021 года наиболее распространенным способом определения поставщика является именно электронный аукцион - 89% в количественном и 66% в стоимостном выражении.
С 1 января 2022 года в силу вступят изменения в законодательство о контрактной системе, в частности изменения затронут электронные торговые площадки. Изменения будут направлены на цифровую трансформацию.
Электронный аукцион станет проще и быстрее. Сейчас заявка состоит из двух частей, после изменений будет единая заявка. Внести изменения в извещение можно не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок, а с 1 января 2022 года - не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. На данный момент время на подачу ценового предложения составляет 10 минут, после изменений - 4 минуты. Общее время торга не ограничено, а после нового года составит не больше 5 часов.
Изменения также затронут и ЕИС. Часть документов нужно будет оформлять
этого в ЕИС появятся специальные формы. Проект контракта нужно будет формировать прямо в ЕИС. Данное нововведение появится 1 апреля 2023 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровая трансформация в сфере госзакупок, а в частности электронных аукционов, позволяет привлекать большее количество участников закупок, обеспечивать высокую конкуренцию между участниками и соблюдать принцип открытости информации о контрактной системе в сфере закупок, а изменения, которые вступят в силу с 1 января 2022 года, улучшат систему проведения электронных аукционов.
и подписывать в электронном виде, для
Библиографический список
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44. -URL: https://base.garant.ru (дата обращения 11.11.2021). - Текст: электронный.
2. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 223-Ф3: Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 г. № 1447-р. - URL: https://base.garant.ru (дата обращения 11.11.2021). -Текст: электронный.
3. Кнутов А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов/ А. В. Кнутов. - Москва: Издательство Юрайт. - 2020. - С. 316 . - ISBN 978-5-534-04912-1. - Текст: непосредственный.
4. Ерофеев Ф. С. Проведение электронных аукционов в рамках контрактной системы/ Ф. С. Ерофеев. - Текст: электронный// Пробелы в /российском законодательстве. -2015. - №2. - С. 69-73. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/provedenie-elektronnyh-auktsionov-v-ramkah-kontraktnoy-sistemy (дата обращения 11.11.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
ELECTRONIC AUCTIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION
M.P. Selezneva, Student
Samara State University of Economics
(Russia, Samara)
Abstract. The article discloses the content of the category "electronic auction", analyzes the main characteristic features of the operation of electronic auctions, identifies the advantages and disadvantages of conducting electronic auctions, establishes the place of electronic auctions in the context of digital transformation, and also discusses changes in the legislation on the contract system that will come into force from January 1, 2022.
Keywords: electronic auctions, auctioneer, digital transformation, informatization, information development.